Конспект непосредственно – образовательной деятельности «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в старшей группе. Тема: «В лес за грибами».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_otkrytienovogo_znaniya.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                            «Детский сад комбинированного вида № 33»

Подготовил воспитатель: Чернова М.А.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

«открытия» нового знания в технологии «ситуация» в старшей группе.

Тема: «В лес за грибами».

Цель:

уточнить представления об особенностях внешнего вида и местах произрастания грибов (боровик (белый гриб), подберёзовик, подосиновик, маслята, опята, лисички, мухомор, бледная поганка);

учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;

закреплять знание строения грибов и правил их сбора.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

1.Введение в ситуацию

Дидактические задачи:

мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

–Кто из вас был в лесу?

–Что можно делать в лесу?

–А вы хотите сейчас очутиться в лесу?

–Закройте глазки...

Звучит запись «Голоса леса».

Воспитатель ставит несколько макетов деревьев. Дети открывают глаза.

–Вот и лес! Здравствуй лес, осенний лес, полный сказок и чудес.

Ой, я слышу, чей-то плач? Посмотрите, на пенёчке сидит  старичок- Лесовичок.

–Почему ты плачешь?

–Меня заколдовала злая Баба Яга, за то, что я добрый, забочусь о лесе, о его обитателях: животных, насекомых,  деревьях, грибах, цветах, ягодах.

Наступила грибная пора, мне нужно запасти грибочки на зиму, а я совершенно забыл, какие грибы можно собирать, а какие нельзя!

–Хотите помочь Лесовичку вспомнить всё о грибах и заготовить на зиму съедобные грибы?

–Сможете?

2.Актуализация знаний

Дидактические задачи:

Актуализировать знания детей о правилах сбора грибов, строении гриба.

Дети подходят к столу с карточками, на которых изображены картинки правильного и не правильного сбора грибов.

Воспитатель рассказывает, что сбор грибов называют «тихой охотой».

Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – нужно уважать хозяев леса: растительный и животный лесной народ.

Далее предлагает выбрать карточки, на которых изображено, как правильно собирать грибы.

Нужные карточки прикрепляются на мольберт (фланелеграф и т.п.) и воспитатель, дополнительно, даёт объяснение к каждой, если ребёнок затрудняется в формулировке.

Пример объяснения:

1.Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;

2.Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;

3.Не собирать грибы у проезжей части (дороги);

4.Не срывать старые и очень маленькие грибы.

5.Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.

Мы повторили правила сбора грибов и можем вместе с Лесовичком  войти в лес.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками в воздухе перед собой.)

Мы идем грибы искать (Начинают загибать по одному пальчику от мизинца.)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел

Потому и потолстел.

Воспитатель приглашает детей подойти к своим столам и сложить грибочки для старичка- Лесовичка.

На столах, для каждого ребёнка, лежат 2 ножки и 2 шляпки. Например: ножки:

белый гриб, подосиновик и шляпки от них. 

Грибочки у детей разные, попадаются и несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка.

–Какие красивые грибочки у вас получились. А из каких частей состоит гриб?

3.Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1)создать мотивационную ситуацию для различия съедобных и несъедобных (ядовитых) грибов;

2)формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

–Вы помните, что старичок- Лесовичок

хочет насушить грибочков на зиму? А все ли из этих грибочков он может засушить? (Нет, только съедобные грибы.)

– Значит, какие грибочки мы ему отдадим для сушки?

Выслушиваются все ответы детей, среди которых могут быть противоречивые версии.

–Смогли мы договориться и выбрать только съедобные грибы? (Нет.)

–Почему не смогли? (Потому чтоне знаем точно, какие грибы

–съедобные, а какие –несъедобные.)

4.«Открытие» нового знания

Дидактические задачи:

1)учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;

2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

–Как это можно узнать? (Спросить у того, кто знает, прочитать в книге...)

–Ребята, вы помните, что мы попали не в обычный, а сказочный лес!

Грибы в нём растут на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. А вырастают они не после дождя, а после правильно отгаданных загадок, которые написаны в этой волшебной книге, которая называется «Лесная грамота». Эта книга поможет нам не только узнать много нового о грибах, но и наполнить лес грибами для старичка - Лесовичка. Воспитатель загадывает загадки. Заколдованный старичок- Лесовичок  даёт неправильные ответы. Дети называют грибы по описанию, а воспитатель проговаривает, где растёт этот гриб, как он выглядит, съедобный он или нет.

Грибы после отгадки ставятся на пол среди макетов деревьев (можно предложить отгадавшим загадку детям, поставить грибок).

В процессе отгадывания загадок воспитатель хвалит детей.

1.Лучший гриб для сушки:

Шляпа на макушке

Цветом буроватая,

А снизу – беловатая...

Ростом он – весьма велик,

Гриб мясистый –...(Боровик, белый гриб)

Белый гриб растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог. Шляпка - мясистая, упругая. Низ шляпки, как губка губчатый, у молодого гриба белого цвета, у зрелого- желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. на изломе белый, так он ничем не пахнет, но если засушить, пахнет орехами.

2.Полюбуйтесь-ка друзья!

Под березой вырос я.

И всегда лишь под березой

Сможете найти меня. (Подберёзовик)

Подберёзовик - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

3.В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом. (Подосиновик)

Подосиновик с красной шляпой, ножка высокая. Подберёзовик и подосиновик похожи. Серьёзное отличие в том, что подосиновик на изломе синеет, а подберёзовик нет.

4.На пеньке сидят братишки

Все в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

Опята - грибы светло- коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями». Где любят расти опята? Верно, на пеньках, особенно на берёзовых, сухих пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.

5.Ходят в рыженьких беретах

Очень дружные сестрички

Золотистые ... (лисички)

Лисички -желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая. Растут семьями-кругами.

6.Шляпа темная с полями,

Мох под ножкой кружевами.

Самый главный гриб лесной

Как на троне под сосной!

Шоколадно – бурый гриб,

К скользкой шляпке лист прилип

Воротник ажурный тонок

Гриб такой зовут ...(Маслёнок)

Маслята, уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята - сосновые детки. Это значит, что расти они любят под какими деревьями? Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему?

Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.

7.Бледная она стоит,

У нее съедобный вид.

Принесешь домой - беда,

Будет ядом та еда.

Знай, что этот гриб - обманка,

Враг наш -бледная.. . (Поганка)

Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Его нельзя даже брать в руки. Это очень опасно. На них может остаться яд. Шляпка в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно- зелёного или серо - зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху.

8. Этот гриб в лесу растет

Не клади его ты в рот!

Он совсем не сладкий

Крапинки на шляпке

Красный, словно помидор Несъедобный...(Мухомор)

- Это самый известный ядовитый гриб. А почему его так называют?

-Потому что его мухи боятся, а если на него сядут, то падают замертво. - Но есть животные, которые им лечатся от болезней.

- Правильно, это лоси. Они глотают гриб целиком.

Мухомор красив на вид,

Только очень ядовит.

Он растет как украшенье,

Не для праздничных столов.

Для лосей он угощенье,

Съел один  - и стал здоров.

Для людей же этот гриб,

Очень, очень ядовит.

– Так какие грибы мы отдадим старичку - Лесовичку для сушки? (Дети называют съедобные грибы)

–Какие не отдадим? Почему? (Мухомор, бледную поганку, т.к. они  ядовитые.)

Молодцы ребята! И наш Лесовичок вспомнил многое о грибах!

Давайте добавим ещё два правила сбора грибов.

Воспитатель добавляет на мольберт (фланелеграф) 2 карточки.

1.Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;

2.Не собирать незнакомые грибы.

5.Включение нового знания в систему знаний.

Часть1

Дидактические задачи:

организовать активный отдых детей, развивать воображение.

Ну а сейчас, давайте зайдём в наш сказочный лес.

Игра малой подвижности «Мы идем в осенний лес».

Мы идем в осенний лес. Дети идут высоко поднимая колени

А в лесу полно чудес!   Останавливаются в лесу

Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями

Это очень хорошо.  Хлопают в ладоши

Будем мы грибы искать  Приставляют ладонь ко лбу

И в корзинку собирать.  Приседают, собирают грибы

Вот сидят маслята Показывают рукой на маслята

На пеньке –опята. Показывают рукой на опята

Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком в сторону мухомора.

Украшай осенний бор.

В процессе игры дети подходят к макетам деревьев и грибам, расставленным между ними. (съедобные грибы по 2 -3 грибочка на каждого ребёнка).

Часть 2

Дидактические задачи:

1) закреплять представление о том, какие грибы можно собирать и

употреблять в пищу, а какие нет.

2) закреплять умение сравнивать и различать грибы по внешним

признакам.

3) уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы».

Дидактическая игра

«Съедобный грибок принеси в кузовок».

Воспитатель предлагает детям в нашем сказочном лесу собрать для Лесовичка грибы. Осторожно их сорвать и положить в корзинку, проговаривая их названия.

-Будьте внимательны, не трогайте ядовитые грибы!

Звучит музыка «Голос леса», дети расходятся по лесу, ищут грибы.

-Давайте посмотрим, все ли собрали только съедобные грибы?

-А почему вы эти грибочки не положили в лукошко?

-Молодцы!

Часть 3

Дидактические задачи:

формировать умение образовывать прилагательные от глаголов.

-Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу?

-Правильно. Их нужно приготовить. Напомним старичку-Лесовичку как?

Упражнение «Какие грибы».

-Если грибы сварить, то они будут варёные,

- а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,

 - если засолить, они будут солёные,

-если замариновать, они будут маринованные,

-засушить- сушённые.

-Умники!

Теперь Лесовичок приготовит себе множество вкусных грибных блюд!

6.Осмысление.

Дидактические задачи:

восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

-Кому вы сегодня помогли?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь старичку- Лесовичку вспомнить, как называются разные грибы, как они выглядят, где растут и запасти на зиму много вкусных, съедобных грибочков, потому что узнали, какие грибы съедобные, а какие несъедобные (ядовитые).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с использованием механического конструктора в старшей группе. Тема: "Мебель для кафе"

Тема: "Мебель для кафе"Цель: Продолжать формировать умение работать с деталями механического конструктора....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в средней группе. Тема: «Свойства льда»

. НОД направлена на ознакомление детей с процессом образования льда, качествами и свойствами льда. Дети путем проведения простейших опытов устанавливают, какими качествами и свойствами обладает лед, к...

Занятие НОД «открытия» нового знания в технологии «ситуация» в подготовительной группе.Тема: 7 чудес света

Занятие непосредственно-образовательной деятельности "открытия" нового знания в технологии "ситуация"...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе. Тема: «Государыня соль»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие. Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и пр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности : Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе. Тема : « В гости к бабушке Арине».

Цели :  закреплять знания детей младшего дошкольного возраста о домашних животных, о среде их обитания. Задачи :•       закреплять умения узнават...

Технологическая карта занятия «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» в старшей группе «Изучаем вещества. Крахмал».

Занятие «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» в старшей группе составила и провела воспитатель Заволокина Н.И.Данное занятие проводилось с групп...