Перспективное планирование логоритмических занятий для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме

Вельке Татьяна Владимировна

Представлен материал расшириного перспективного планировнаия логоритмических занятий с использованием пластико - ритмических упражнений. Данный комплекс занятий помогает детям преодолеть речесвой негативизм, развивать общую моторику, формировать речевые функции. Проводятся такие занятия 1 раз в неделю в подгрупповой форме организации, наряду с логопедическими занятиями. В неделю проводится два логопедических занятия и одно логоритмическое занятие. Рекомендовано воспитателям, логопедам, дефектологам ДОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование логоритмических занятий для детей старшего дошкольного возраста с Общим недоразвитием речи

месяц

№ занят

Тема

Цель

Содержание

сентябрь

3

Звук «А». Путешествие по осеннему лесу.

Автоматизация звука «А», развитие психомоторики на данном звуковом материале.

1. Упражнение «Танец с осенними листочками»

2. Упражнение на развитие речевого дыхания «Подуем на осенние листочки»

3. Речевое упражнение, сопровождаемое движениями «Мелкий дождик моросит»

4. Задание на развитие пространственной ориентировки «Белка прыгает между грибочками»

5. Упражнение на релаксацию «Дождь»

4

Звук «У». Путешествие по осеннему лесу.

Автоматизация звука «У», развитие слухового внимания, развитие умения соотносить темп движения с музыкальным сопровождением, речевого дыхания и артикуляционной моторики.

1. Послушай звук «У» в стихотворении, выдели его голосом.

2. Выполнение артикуляционных упражнений  совместно с движениями рук.

3. Упражнение на развитие динамического слуха под музыку «Срежь грибы и положи в корзинку»

4. Задание на развитие фонематического слуха «Услышишь в названии гриба звук «У», остановись»

5. Пение песни «Ворон» ( звук «У» с тактильным прпеванием)

октябрь

1

Спор грибов и ягод

Расширять знания по теме «Осень», развивать двигательную активность, чувство ритма, активизировать речевые подражания, формировать положительные взаимоотношения со сверстниками.

1. Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

2. Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»

3. Массаж спины под песню «Дождик»

4. Закличка в сопровождении движений «Дождик лей»

5. Двигательное упражнение «Грибы»

2

Мы по овощи пойдем

Развитие голосового аппарата, регуляция мышечного тонуса, расширение словаря по теме «Осень», развитие пространственной организации движений.

1. Фонопедическое упражнение «Осень»

2. Танец с листочками

3. Ритмическая игра «Лешкин клен»

4. Хороводная игра с движениями «Здравствуй, осень»

5. Общеразвивающие упражнения «На огороде»

3

Приключения дождика

Продолжать формировать коммуникативные навыки со сврестниками, развивать речевую моторику, слуховое внимание. Формировать слоговую структуру слова.

1. Коммуникативная игра «Туча»

2. Подвижная игра «Гриб и волнушка»

3.Логопедическая гимнастика с дождевым гномиком.

4. Упражнение на развитие внимания «Дождик поливает грядки»

5. Попевка «Кап-кап-кап»

4

Краски осени

Развивать физиологическое и фонационное дыхание, мелкую моторику. Расширять активный словарь по теме «Осень», побуждать проговаривать считалку с опорой на наглядность.

1. Распевка «Осенние листья»

2. Фонопедические упражнения «Перед дождем»

3. Пальчиковая игра «Осень»

4. Танец осенних листьев с платочками

5. Считалка с демонстрацией муляжей овощей.

ноябрь

1

Осенние подарки

Развивать чувство темпа, слаженности движений. Формировать умение выражать мысли через мимику, эмоции. Продолжать учить сочетать речь с движениями.

1. Упражнение на развитие чувства темпа «Поезд»

2. Ходьба хороводным шагом «змейкой»

3. Логоритмическая игра «Осенние листочки»

4. Упражнение на развитие мимики «Что нам осень принесла?»

5. Исполнение песни с движениями «Кто сказал, что осень – грустная пора»

2

До свидания, птицы

Развитие слухового внимания, расширение словарного запаса. Воспитиание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться.

1. Песня об осени

2. Танец «Веселые сапожки»

3. Упражнение на развитие дыхания «Ветер»

4. Двигательные упражнения «перелетные птицы»

5. Речевая игра «Птички»

3

Холодно

Развитие общей и мелкой моторики, фонационного дыхания, формирование чувства ритма.

1. Народная приговорка с движениями «Одевайтесь потеплее»

2. Ритмическое упражнение «Снежинки»

3. Упражнение на развитие чувства ритма «Падают снежинки»

4. Танец «Выпал беленький снежок»

5. Пальчиковая игра – массаж «Пальчик-мальчик»

4

Автоматизация звуков (с) – (сь). Зимняя прогулка.

Отрабатывать четкость произнесения данных звуков, расширять и активизировать словарь по теме, развивать кинестетические ощущения, пространственную ориентировку.

1. Речевое упражнение с имитацией движений под музыку.

2. Игра на внимние «Кто на чем поедет»

3. Речевое упражнение «Снеговик»

4. Упражнение на развитие кинестетических ощущений, релаксации.

5. Речевая игра с имитацией движений.

декабрь

1

Дифференциация звуков (с) – (з).

Цветик – семицветик.

Формировать длительную воздушную струю, дифференцировать звуки (с) – (з) на слух и в произношении, развивать фонематический слух, внимание, силу и высоту голоса.

1. Упражнение на развитие дыхания, артикуляции, дифференциацию звуков (с) – (з) в изолированном произношении.

2. Задание на развитие фонематического слуха.

3. Упражнение на развитие зрительно – двигательных координаций.

4. Подвижная игра «Художник»

5. Логопедическая распевка.

2

Снеговик на елке

Активизировать речевую деятельность посредством двигательных упражнений, развивать голосовое дыхание, развивать мимико – артикуляторные мышцы.

1. Чистоговорка с движениями.

2. Фонопедическое упражнение «Зима»

3. Пальчиковая игра «снеговик»

4. Упражнение на координацию речи и движения «Зимние забавы»

5. Логопедическая гимнастика «Снеговик»

3

Елка

Развивать воображение, слуховое восприятие, активизировать словарь ребенка, формировать слоговую структуру слова. Стимулировать развитие общей и тонкой моторики.

1. Упражнение на развитие воображения «Дорожка»

2. Стихотворение «Елка»

3. Двигательное упражнение «Ты шагай»

4. Пальчиковая игра Украшаем елочку»

5. Ритмическая игра «Заморожу»

Январь

2

Автоматизация звука (ц).

Путешествие в лес.

Развитие зрительно-двигательных координаций, пространственной организации движений, нормализация темпа и ритма речи. Воспитание выразительности и грации движений, умение перевоплощаться.

1. Автоматизация звука (ц) в слогах.

2.  Упражнение «Гусеница» с движениями.

3. Пение песни «Цапли и капли»

4. Подвижная игра «Лягушки и цапля»

5. Двигательное упражнение «Лесные жители»

3

Снежная книга.

Развитие речевой моторики, внимания, слухового восприятия. Формировать положительную установку на общение со сверстниками, расширять словарь ребенка.

1. Логопедическая гимнастика «Язычок»

2. Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок»

3. Игра на развитие внимания «Как заяц от лисы прятался»

4. Подвижная игра «Филин»

5. Пальчиковая игра «Вышла чашка погулять»

4

Автоматизация звука (ш).

Кошка да мышка.

Автоматизировать в речи звук (ш), развивать мелкую моторику пальцев рук. Развитие координации движений, пластики, творческой инициативы, слухового внимания.

1. Упражнение на автоматизацию звука (ш).

2. Упражнение «Котята» с движениями.

3. Задание на развитие координации движение, пластики.

4. Инсценировка музыкальной скороговорки «Кошка за мышкой»

5. Подвижная игра «Кот на крыше»

февраль

1

Мороз, солнце и ветер

Развитие внимания, координации речи и движения, интонации, силы голоса. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, длительность речевого выдоха, активизация словаря.

1. Упражнение «Едем на лошадке»

2. Упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки»

3. Фонопедическое упражнение «Кто как кричит?»

4. Логопедическая гимнастика

5. Упражнение на развитие дыхания «Ветер»

6. Игра – загадка «Мороз, солнце или ветер»

2

Дифференциация звуков (с)-(ш).

Путешествие в зимний лес.

Формирование пластики в движениях, развитие пространственной ориентации, кинестетических ощущений, развитие чувства ритма. Увеличение словарного запаса, устарнение речевых аграмматизмов.

1. Речевое упражнение с одновременным выполнением пластических движений.

2. Подвижная игра «Катание на санках»

3. Исполнение музыкальной скороговорки «Шапкой Саша шишку сшиб»

4. Упражнение «Зажжем костер»

5. Подвижная игра «Медведь и дети»

3

Приключения снежинки

Развитие фонационного дыхания, пластичности в движениях, слухового восприятия. Воспитание чувства ритма, развитие подвижности артикуляционного аппарата.

1. Фонопедическое упражнение «Снежинка»

2. Двигательное упражнение «Лесные жители»

3. Подвижная игра «Снежинки, летайте!»

4. Логопедическая гимнастика для языка

5. Танец снежинок.

март

1

Автоматизация звука (ж).

Пасека.

Развитие мелкой, общей моторики, активизация фразовой речевой деятельности, развитие фонематического слуха, мышления, творческой инициативы.

1. Речевое упражнение «Пчелки и жуки»

2. Подвижная игра «Жуки»

3. Упражнение на развитие общей моторики

4. Пение песни «Жук»

5. Покажи движениями то, что слышишь.

2

Дифференциация звуков (ш)-(ж)

Хороши пирожки.

Различать на слух и в произношении звуки (ш)-(ж). Развитие координации  движений, мелкой моторики пальцев рук, воспитание чувства ритма. Развивать интонационную выразительность в речи, формирование слоговой структуры слова.

1. Упражнение на дифференциацию звуков (ш)-(ж) изолированно, в слогах

2. Упражнение «Лепим пирожки»

3. Логоритмическая песенка «Хорош пирожок»

4. Подвижная игра «Пирожок»

5. Упражнение с движениями «Муравей и сороконожка»

3

Весеннее путешествие.

Расширять словарь по лексической теме «Весна», активизировать подвижность нижней челюсти, развивать слуховое восприятие, общую моторику, ритм в речи и движениях.

1. Фонопедическое упражнение с музыкальными инструментами

2. Песня о весне

3. Логопедическая гимнастика для стимуляции движений нижней челюсти

4. Подвижная игра «Солнечные зайчики и тучка»

5. Весенний хоровод

4

Весенний ручеек

Развитие слухового внимания, речевой активности, отрабатывать умение детей координировать слова с движениями.

1. Песенка ручейка (игра на колокольчиках)

2. Ритмическая игра «Барабан»

3. Игра «Ежик и мыши»

4. Ритмическая игра «Белочка»

5. Хороводная игра «Вышел мишка на лужок»

апрель

1

Автоматизация звуков (л)-(ль).

Путешествие в лодке.

Автоматизация звуков (л)-(ль) в слогах, словах, развитие фонематического слуха, пластичности и ритмичности движений пальцев рук, развитие выразительности движений.

1. Упражнение «В лодке» с музыкальным сопровождением.

2. Пальчиковая игра «Рыбка»

3. Хороводная игра «Воробушек»

4. Дидактическая игра «Паук и мухи»

5. Речевое упражнение «Пять веселых домовых»

2

Морские обитатели

Активизировать словарь детей о морских обитателях, развитие общей и тонкой моторики, воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться.

1. Коммуникативная игра «Рыбки»

2. Песня с движениями «Рыбка»

3. Игра «Кит и рыбки»

4. Речевое упражнение «Рыбки разговаривают»

5. Музыкальная подвижная игра «Звездочки»

3

 Космическое путешествие

Расширять пассивный и активный словарь по теме «Космос», развивать умение передавать мимическое настроение героев, воспитывать интонационную выразительность в речи.

1. Логопедическая гимнастика.

2. Фонопедические упражнения «Ракета»

3. Упражнение на координацию речи и движения «Полет»

4. Упражнение на развитие мимических мышц «Цветы»

5. Песенка веселых путешественников.

4

Автоматизация звуков (р)-(рь).

Автомобильчики.

Автоматизировать во фразовой речи звуки (р)-(рь), развивать фонематический слух, отрабатывать умение согласовывать движения со словами текста.

1. Упражнение «Машинки»

2. Дидактическая игра «Будь внимательным на дороге»

3. Речевое упражнение «Кря-кря»

4. Упражнение на снятие мышечного напряжения «Дерево»

5. Исполнение музыкальной скороговорки «По бревну бобры идут»

май

1

Дифференциация звуков (р)-(л) в связной речи.

 Летняя прогулка.

Учить различать звуки (р)-(л) на слух и в произношении, активизировать словарь по теме «Лето», развивать координацию в движениях, воспитывать умение работать в парах, способствовать нормализации темпа и ритма в речи.

1. Дидактическое упражнение «Самолет и машина»

2. Упражнение на развитие слухового внимания.

3. Упражнение в парах «Качели»

4. Речевое упражнение «Две мартышки»

5. Подвижная игра с речевым сопровождением «Карусели»

2

Развлечение

«Волшебный замок красивой речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"...

Перспективный план наблюдений на прогулках с речевыми заданиями для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале указаны основные цели и задачи прогулок с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста....

Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IIIуровня"

Перспективный план работы воспитателя по развитию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр...

"Коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях."

Коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях.Успешность овладения и развитие речи ребенка дошкольного возраста является...