"Коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях."
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Коньякова Дарья Александровна

Коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях.

Успешность овладения и развитие речи ребенка дошкольного возраста является одним из важных условий его развития, а также формирования личности. Одной из острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день является организация речевого развития детей дошкольного возраста.

В развитии связной речи наглядно наблюдается тесная связь речевого развития вместе с умственным развитием детей, развитием их мышления, восприятия, наблюдательности. Также немаловажным является умение использовать интонацию, логические (фразовые) ударения, подбор соответствующих для выражения данной мысли слов, умение строить сложное предложение, использовать языковые средства для связи предложений. От уровня сформированности навыков речевой коммуникации, в свою очередь, зависит эффективность речевого общения и всего процесса обучения. Для детей важным является адаптация в социуме как для подготовки к школьному обучению, так и для взаимодействия с окружающими.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение

грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ. Отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В процессе психологического развития ребёнка возникает сложное качественное единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Существует множество людей, страдающих нарушениями речи.

Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. И люди с такими нарушениями нуждаются в помощи специалистов.

Данная проблема возникает уже в дошкольном возрасте, и этот жизненный этап требует специального изучения, анализа и особого внимания ученых и практиков.

Развитие связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).

Тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и

ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребёнком окружающей среды.

Нарушение речи ограничивает речевое общение, может отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально – волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств. Характерна застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности.

Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого – либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всём дальнейшем развитии ребёнка. У ребёнка с общим недоразвитием независимо от уровня развития речи нарушены все компоненты речи: звуковая культура, грамматический строй, пассивный и активный словарь и связная речь, а специалист создает необходимые условия для исправления данного дефекта.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К. Д., Тихеевой Е. И., Коротковой Э. П., Бородич А. М., Усовой А. П., Соловьевой О.И. и другими. «Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения

ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».

А. Н. Леонтьев установил четыре этапа в становлении речи у детей: 1-й – подготовительный – до одного года;

  1. й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до

 

3 лет;


 

  1. й – дошкольный – до 7 лет;
  2. й – школьный – от 7 до 17 лет.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка

 

позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, которое выражается в нарушенном развитии всех компонентов речевой системы детей, у которых нет нарушений слуха и первично сохранный интеллект. У детей этой группы отмечается позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

Самостоятельная связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) остается несовершенной. Формирование связной (монологической) речи у детей с ОНР (III уровня) относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного обучения детей в школе.

Связная речь дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, значительно отличается от речи, нормально развивающихся сверстников. В активном словаре детей с ОНР преобладают существительные и глаголы, наблюдаются нарушения логико-смысловой последовательности; пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов; рассказ на свободную тему мало информативен; рассказ-описание почти недоступен

 для них и обычно напоминает отдельное перечисление предметов и их частей.

Формирование связной речи детей с общим недоразвитием речи осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии.

При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.

К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам) и устному сочинению по воображению.

 

Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи:

1 уровень - отсутствие общеупотребительной речи; 2 уровень - зачатки общеупотребительной речи;

  1. уровень - развернутая фразовая речь с элементами лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
  2. уровень - это незначительная, остаточная несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов.

Особенности    поведения    и     психического    развития    ребенка определяют основные задачи коррекционного обучения первого периода:

  1. развитие понимания речи;
  2. развитие подражательной речевой деятельности; 3)развитие внимания и памяти.

В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения.

В первом периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, по картинкам, с последующим составлением коротких рассказов. Во втором периоде (декабрь-март) совершенствуются навыки ведения диалога, вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов- описаний, простых пересказов. в третьем периоде (апрель-июнь) наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов). Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей.

Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений, значительное место отводится упражнения по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинение на основе личного опыта.

Развитие монологической формы речи осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по формированию лексико-

грамматических средств языка, формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях.

При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.

Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развитие речевой активности и творческой инициативы [2]. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей.

К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам) и устному сочинению по воображению [13].

В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов в педагогической литературе выделяют: рассказывание по восприятию (рассказы-описания предметов, рассказывание по памяти (из коллективного или индивидуального опыта детей) и рассказывание по воображению. Кроме того, по форме детские рассказы классифицируются на описательные и сюжетные, а по содержанию – на фактические и трагические.

Используя научно-методические рекомендации по вопросам формирования связной речи детей с нормальным развитием как основу для обучения детей с ОНР, следует адаптировать формы и приемы этой работы с учетом речевых нарушений и сопутствующих отклонений в развитии.

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

  • закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации,
  • формирование навыков построения связных монологических высказываний,
  • развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний,
  • целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:

  • усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения),
  • формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа сообщения,
  • обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Осуществление этих задач обучения рассказыванию должно быть связано с общими задачами познавательного развития детей, нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.

Ведущими принципами логопедического воздействия, на которых основывается работа по формированию связной грамматически правильной речи, являются:

  • опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства,
  • осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и другое.

Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей.

Особое внимание уделяется обучению тем видам связного высказывания, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии).

Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые, которые способствуют активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.

Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).

Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:

  • коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых средств построения связных высказываний,
  • усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения,
  • обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка как средства общения.

 

Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

Основной формой работы являются учебные логопедические занятия в малых группах (5–6 человек, которые проводятся 1–3 раза в неделю (в зависимости от периода обучения) по 20-30 минут утром.

     Все пробелы в развитии языковых компонентов выражены в нерезкой форме: страдает правильное воспроизведение слогового образа сложных слов, артикуляция звуков, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, связная речь. Выявить данную степень ОНР можно лишь в процессе углубленного логопедического обследования. Задачи коррекционного обучения включают совершенствование всех сторон речи с целью подготовки ребенка к успешному обучению в школе.

 

 

КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОНР

Игры и упражнения для развития связной речи детей в старшей группе

Составление сказки «Приключения Маши в лесу».

Взрослый спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять). Что с ней вообще могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его развития.

Составление рассказа «Расскажем про белочку»

Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания.

- Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый.)

Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла…. (на высокую сосну). А на сосне шишек (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку (увидела волка). Но белочка (не испугалась). Она бросила (шишку прямо на волка). На лбу у него (выросла шишка). Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Игра «В гостях у слоника»

Цель: учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

  • Сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная) 

Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)

Лесная тропинка узкая, а дорога (широкая). Деревья в лесу высокаие, а кусты (низкие). Вот речка глубокая, а ручеёк (мелкий).

  • Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?
  • Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.

Ребёнок отгадывает, что это белка. Белка просит:

  • Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.

При затруднении взрослый помогает связками: шубка у тебя…; на ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь…и очень любишь…

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Пересказ текста «Тук-тук»

(«Покажи сказку руками»)

Цель: овладение навыком пересказа текста показом героев сказки с помощью рук.

Взрослый рассказывает сказку ребёнку, демонстрируя героев произведения Л. Успенской «Тук-тук» с помощью рук.

Тук-тук

Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, зайчик.

-Если зайчик, покажи свои ушки.

-Вот мои ушки. Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, коза.

-Если коза, покажи свои рога.

-Вот мои рога.

Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, ветер.

-Если ветер, подлетай к двери и сам залезай в щёлку. Вопросы и задания

  1. Спросите ребёнка: «Кто пришёл первый, кто пришёл второй, третий. Опиши, изобрази зайца, козу, ветер».
  2. Попросите ребёнка пересказать сказку, обратив внимание на вопросительную и восклицательную интонации.

Следите за правильной постановкой кисти рук ребёнка и точность переключения с одного движения на другое.

«Тук-тук!»-руки сжаты в кулак.

«Зайчик»-локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести, остальные сжать в кулачок.

«Коза»-  пальцы  рук  поджать,  только  указательный  и   мизинец держать выпрямленными.

«Ветер!»- расслабляющие движения для пальцев.

Упражнение на словообразование

Для    того,    чтобы    рассказ   про   осень    получился   образным, предложения в нём были распространёнными предлагаем поиграть в мяч.

Цель: словообразование относительных прилагательных от слова осень.

Солнце осенью- осеннее; Пальто осенью- Ветер осенью- Сапоги осенью-

Небо осенью- Одежда осенью- Туча осенью- Куртка осенью- Дождь осенью- День осенью- Лес осенью- Утро осенью- Аллея осенью- Роща осенью- Погода осенью- Парк осенью- Игра «Скажи иначе»

Цель: учить детей подбирать синонимы.

Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная. Небо серое - темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы). Высохли цветы - завяли, зачахли.

Корм- пища, еда, продовольствие.

Долгий - продолжительный, длинный, длительный.

Упражнение «Что будет?.»

Цель: учить детей грамматически правильно строить предложения.

Взрослый   предлагает   придумать   как   можно   более   полные   и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Варианты вопросов.

  • Что будет, если Буратино научится летать?
  • Что будет, если исчезнут все книги?
  • Что будет, если ты попадешь в сказочный город?
  • Что будет, если ты научишься читать и писать? И т. п. Игры для развития словарного запаса

«Собери пять»

Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических

групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).

«Кто как голос подаёт»

Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г. Сапгира. Ветер весеннюю песню донёс

Песню пролаял охотничий пёс, Волк эту песню провыл на опушке, Дружно проквакали песню лягушки. Бык эту песню, как мог, промычал. Рысь промурлыкала,

Сом промычал. Филин прогукал, Уж прошипел,

А соловей эту песню пропел.

Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

«Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему

ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

«Наоборот»

Дидактическая   задача:   Развивать   у    детей    сообразительность, быстроту мышления.

Игровое  правило.  Называть  слова  только  противоположные  по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо – налево, вверх-вниз, под – над, далеко – близко, высоко – низко, внутри – снаружи, дальше – ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, завязать – развязать, намочить – высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

«Кто больше знает»

Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.

Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит: – У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

Дети отвечают:

  • Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
  • Правильно, – подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

«Скажи по-другому»

Дидактическая   задача.   Учить   детей   подбирать   синоним-слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой»   –   предлагает   воспитатель.   Дети   называют   слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

«Красивый»   –   «пригожий,   хороший,   прекрасный,   прелестный, чудесный».

«Мокрый» – «сырой, влажный» и т.д.

«Подбери слово»

Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто,

сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». «Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.

«Первоклассник»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

Игровое действие. Соревнование – кто быстрее соберёт в портфель все необходимое для школы.

Ход игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. После краткой беседы о том, что дети подготовительной группы скоро пойдут в школу, и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей.

В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то. Что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнил эти правила в игре.

«Кузовок»

Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

Игровые действия. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается.

Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

  • Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше.

«Найди лишнюю картинку»

Подбирается серия рисунков, среди которых трое рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие [Текст] / М. М. Алексеева., В. И. Яшина. – М. : Академия, 2019. – 560 с.
  2. Андреева, Е.В. Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. В. Андреева, С. Н. Архипова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 28-31.
  3. Газиева, М.З. Средства развития связной речи детей с общим недоразвитием речи [Текст] / М. З. Газиева, Я. З. Газиева // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции с участием студентов. – Махачкала, 2020. – С. 74-78.
  4. Зубаилова, П.Ф. Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) [Текст] / П. Ф. Зубаилова // Вестник Социально-педагогического института. – 2021. – № 4. – С. 14-20.
  5. Рыбка, Е.В. Дифференцированный подход к коррекции нарушений связной речи у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. В. Рыбка // Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного. Сборник статей по материалам IV Всероссийской студенческой конференции. – Нижний Новгород, 2022. – С. 162-165.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях.

Успешность овладения и развитие речи ребенка дошкольного возраста является одним из важных условий его развития, а также формирования личности. Одной из острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день является организация речевого развития детей дошкольного возраста.

В развитии связной речи наглядно наблюдается тесная связь речевого развития вместе с умственным развитием детей, развитием их мышления, восприятия, наблюдательности. Также немаловажным является умение использовать интонацию, логические (фразовые) ударения, подбор соответствующих для выражения данной мысли слов, умение строить сложное предложение, использовать языковые средства для связи предложений. От уровня сформированности навыков речевой коммуникации, в свою очередь, зависит эффективность речевого общения и всего процесса обучения. Для детей важным является адаптация в социуме как для подготовки к школьному обучению, так и для взаимодействия с окружающими.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение

грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ. Отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. В процессе психологического развития ребёнка возникает сложное качественное единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Существует множество людей, страдающих нарушениями речи.

Причин возникновения таких дефектов множество: влияние экологии, наследственности, нездорового образа жизни родителей, педагогической запущенности. И люди с такими нарушениями нуждаются в помощи специалистов.

Данная проблема возникает уже в дошкольном возрасте, и этот жизненный этап требует специального изучения, анализа и особого внимания ученых и практиков.

Развитие связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).

Тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и

ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребёнком окружающей среды.

Нарушение речи ограничивает речевое общение, может отрицательно влиять на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально – волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств. Характерна застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности.

Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого – либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всём дальнейшем развитии ребёнка. У ребёнка с общим недоразвитием независимо от уровня развития речи нарушены все компоненты речи: звуковая культура, грамматический строй, пассивный и активный словарь и связная речь, а специалист создает необходимые условия для исправления данного дефекта.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К. Д., Тихеевой Е. И., Коротковой Э. П., Бородич А. М., Усовой А. П., Соловьевой О.И. и другими. «Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения

ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».

А. Н. Леонтьев установил четыре этапа в становлении речи у детей: 1-й – подготовительный – до одного года;

  1. й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до

3 лет;


  1. й – дошкольный – до 7 лет;
  2. й – школьный – от 7 до 17 лет.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка

позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство, которое выражается в нарушенном развитии всех компонентов речевой системы детей, у которых нет нарушений слуха и первично сохранный интеллект. У детей этой группы отмечается позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

Самостоятельная связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) остается несовершенной. Формирование связной (монологической) речи у детей с ОНР (III уровня) относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного обучения детей в школе.

Связная речь дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, значительно отличается от речи, нормально развивающихся сверстников. В активном словаре детей с ОНР преобладают существительные и глаголы, наблюдаются нарушения логико-смысловой последовательности; пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов; рассказ на свободную тему мало информативен; рассказ-описание почти недоступен

 для них и обычно напоминает отдельное перечисление предметов и их частей.

Формирование связной речи детей с общим недоразвитием речи осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии.

При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.

К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам) и устному сочинению по воображению.

Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи:

1 уровень - отсутствие общеупотребительной речи; 2 уровень - зачатки общеупотребительной речи;

  1. уровень - развернутая фразовая речь с элементами лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
  2. уровень - это незначительная, остаточная несформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов.

Особенности        поведения        и        психического        развития        ребенка определяют основные задачи коррекционного обучения первого периода:

  1. развитие понимания речи;
  2. развитие подражательной речевой деятельности; 3)развитие внимания и памяти.

В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения.

В первом периоде первого года обучения (сентябрь-ноябрь) дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, по картинкам, с последующим составлением коротких рассказов. Во втором периоде (декабрь-март) совершенствуются навыки ведения диалога, вводится обучение детей составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов- описаний, простых пересказов. в третьем периоде (апрель-июнь) наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, предусматривается обучение составлению рассказа по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов). Главная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей.

Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного и выразительного пересказа литературных произведений, значительное место отводится упражнения по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинение на основе личного опыта.

Развитие монологической формы речи осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по формированию лексико-

грамматических средств языка, формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях.

При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.

Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развитие речевой активности и творческой инициативы [2]. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей.

К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам) и устному сочинению по воображению [13].

В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов в педагогической литературе выделяют: рассказывание по восприятию (рассказы-описания предметов, рассказывание по памяти (из коллективного или индивидуального опыта детей) и рассказывание по воображению. Кроме того, по форме детские рассказы классифицируются на описательные и сюжетные, а по содержанию – на фактические и трагические.

Используя научно-методические рекомендации по вопросам формирования связной речи детей с нормальным развитием как основу для обучения детей с ОНР, следует адаптировать формы и приемы этой работы с учетом речевых нарушений и сопутствующих отклонений в развитии.

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

  • закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации,
  • формирование навыков построения связных монологических высказываний,
  • развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний,
  • целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:

  • усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения),
  • формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа сообщения,
  • обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Осуществление этих задач обучения рассказыванию должно быть связано с общими задачами познавательного развития детей, нравственного и эстетического воспитания, творческого развития личности.

Ведущими принципами логопедического воздействия, на которых основывается работа по формированию связной грамматически правильной речи, являются:

  • опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства,
  • осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и другое.

Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей.

Особое внимание уделяется обучению тем видам связного высказывания, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии).

Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые, которые способствуют активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.

Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).

Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:

  • коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых средств построения связных высказываний,
  • усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения,
  • обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка как средства общения.

Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи к самостоятельным, от высказываний с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

Основной формой работы являются учебные логопедические занятия в малых группах (5–6 человек, которые проводятся 1–3 раза в неделю (в зависимости от периода обучения) по 20-30 минут утром.

     Все пробелы в развитии языковых компонентов выражены в нерезкой форме: страдает правильное воспроизведение слогового образа сложных слов, артикуляция звуков, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, связная речь. Выявить данную степень ОНР можно лишь в процессе углубленного логопедического обследования. Задачи коррекционного обучения включают совершенствование всех сторон речи с целью подготовки ребенка к успешному обучению в школе.

КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОНР

Игры и упражнения для развития связной речи детей в старшей группе

Составление сказки «Приключения Маши в лесу».

Взрослый спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять). Что с ней вообще могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.)». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает и показывает варианты его развития.

Составление рассказа «Расскажем про белочку»

Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру высказывания.

- Давайте ещё раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи какая была белочка? (Смелая, весёлая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый.)

Я начну рассказывать, а ты закачивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек набрать). Она залезла…. (на высокую сосну). А на сосне шишек (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку (увидела волка). Но белочка (не испугалась). Она бросила (шишку прямо на волка). На лбу у него (выросла шишка). Давай нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Игра «В гостях у слоника»

Цель: учить подбирать однокоренные слова, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

  • Сегодня мы пойдём в гости к дедушке, который следит за порядком в лесу, охраняет его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведёт тропинка. Это какая тропинка? (Лесная)  

Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)

Лесная тропинка узкая, а дорога (широкая). Деревья в лесу высокаие, а кусты (низкие). Вот речка глубокая, а ручеёк (мелкий).

  • Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого спросить? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как найти дорогу к леснику?
  • Отгадай мою загадку. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.

Ребёнок отгадывает, что это белка. Белка просит:

  • Опишите меня, чтобы было видно, какая я и что умею делать.

При затруднении взрослый помогает связками: шубка у тебя…; на ушках…; хвостик у тебя…; ты умеешь…и очень любишь…

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Взрослый предлагает ребёнку составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, чтобы потом рассказать леснику.

Пересказ текста «Тук-тук»

(«Покажи сказку руками»)

Цель: овладение навыком пересказа текста показом героев сказки с помощью рук.

Взрослый рассказывает сказку ребёнку, демонстрируя героев произведения Л. Успенской «Тук-тук» с помощью рук.

Тук-тук

Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, зайчик.

-Если зайчик, покажи свои ушки.

-Вот мои ушки. Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, коза.

-Если коза, покажи свои рога.

-Вот мои рога.

Тук-тук! Тук-тук!

-Кто там?

-Это я, ветер.

-Если ветер, подлетай к двери и сам залезай в щёлку. Вопросы и задания

  1. Спросите ребёнка: «Кто пришёл первый, кто пришёл второй, третий. Опиши, изобрази зайца, козу, ветер».
  2. Попросите ребёнка пересказать сказку, обратив внимание на вопросительную и восклицательную интонации.

Следите за правильной постановкой кисти рук ребёнка и точность переключения с одного движения на другое.

«Тук-тук!»-руки сжаты в кулак.

«Зайчик»-локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести, остальные сжать в кулачок.

«Коза»-        пальцы        рук        поджать,        только        указательный        и        мизинец держать выпрямленными.

«Ветер!»- расслабляющие движения для пальцев.

Упражнение на словообразование

Для        того,        чтобы        рассказ        про        осень        получился        образным, предложения в нём были распространёнными предлагаем поиграть в мяч.

Цель: словообразование относительных прилагательных от слова осень.

Солнце осенью- осеннее; Пальто осенью- Ветер осенью- Сапоги осенью-

Небо осенью- Одежда осенью- Туча осенью- Куртка осенью- Дождь осенью- День осенью- Лес осенью- Утро осенью- Аллея осенью- Роща осенью- Погода осенью- Парк осенью- Игра «Скажи иначе»

Цель: учить детей подбирать синонимы.

Унылая пора - скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная. Небо серое - темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие - голые, обнаженные (без листвы). Высохли цветы - завяли, зачахли.

Корм- пища, еда, продовольствие.

Долгий - продолжительный, длинный, длительный.

Упражнение «Что будет?.»

Цель: учить детей грамматически правильно строить предложения.

Взрослый        предлагает        придумать        как        можно        более        полные        и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Варианты вопросов.

  • Что будет, если Буратино научится летать?
  • Что будет, если исчезнут все книги?
  • Что будет, если ты попадешь в сказочный город?
  • Что будет, если ты научишься читать и писать? И т. п. Игры для развития словарного запаса

«Собери пять»

Цель: научить относить единичные предметы к определенным тематическим группам.

Ход игры. Для игры надо заготовить набор предметных картинок, состоящий из нескольких тематических групп (одежда, посуда, игрушки, мебель и т.д.) Играет несколько человек, по количеству тематических

групп. Картинки лежат на столе изображениями вниз. Каждый берёт по одной картинке, называет её и родовое понятие, к какому относится данная картинка. Таким образом, устанавливается, какую группу будет собирать каждый участник. Если выбраны одинаковые группы, открывают ещё по одной картинке. Затем ведущий показывает играющим по одной картинке, а они должны просить себе ту или иную картинку: «Мне нужна кукла, потому что я собираю игрушки». Выигрывают тот, кто первый собрал свою группу картинок (количество картинок в каждой группе должно быть одинаковым, например, по шесть картинок).

«Кто как голос подаёт»

Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г. Сапгира. Ветер весеннюю песню донёс

Песню пролаял охотничий пёс, Волк эту песню провыл на опушке, Дружно проквакали песню лягушки. Бык эту песню, как мог, промычал. Рысь промурлыкала,

Сом промычал. Филин прогукал, Уж прошипел,

А соловей эту песню пропел.

Ведущий спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая предметные картинки с изображениями животных. За каждый правильный ответ дают картинку, выигрывает тот, кто соберёт больше картинок.

«Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему

ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

«Наоборот»

Дидактическая        задача:        Развивать        у        детей        сообразительность, быстроту мышления.

Игровое        правило.        Называть        слова        только        противоположные        по смыслу.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо – налево, вверх-вниз, под – над, далеко – близко, высоко – низко, внутри – снаружи, дальше – ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, завязать – развязать, намочить – высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

«Кто больше знает»

Дидактическая задача: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.

Игровое правило. Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.

Игровое действие. Соревнование – кто больше назовёт, как можно использовать предмет.

Ход игры. Дети вместе с воспитателем садятся на стулья (на ковёр) в кружок. Воспитатель говорит: – У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?

Дети отвечают:

  • Пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
  • Правильно, – подтверждает воспитатель и если нужно, дополняет ответы ребят. Теперь давайте поиграем. Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше. Воспитатель заранее подбирает слова, которые он предложит детям во время игры.

«Скажи по-другому»

Дидактическая        задача.        Учить        детей        подбирать        синоним-слово, близкое по значению.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой»        –        предлагает        воспитатель.        Дети        называют        слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

«Красивый»        –        «пригожий,        хороший,        прекрасный,        прелестный, чудесный».

«Мокрый» – «сырой, влажный» и т.д.

«Подбери слово»

Дидактическая задача: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?» Ответы детей: «Платье, пальто,

сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т.д. «Штопать – носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать – шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать – шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». «Надеть пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки» и т.д.

«Первоклассник»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.

Игровое правило. Собирать предметы по сигналу.

Игровое действие. Соревнование – кто быстрее соберёт в портфель все необходимое для школы.

Ход игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. После краткой беседы о том, что дети подготовительной группы скоро пойдут в школу, и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот и выиграл. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей.

В игре закрепляется название и назначение всех предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то. Что не только быстро надо всё складывать, но и аккуратно; поощряет тех, кто точно выполнил эти правила в игре.

«Кузовок»

Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку.

Игровые действия. Имитация движения, будто в кузовок опускают предмет, кто ошибется, назвав предмет с другим окончанием, платит фант, который затем отыгрывается.

Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

  • Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок. Грибок, коробок и т.д. Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу, и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на -ок, и передаёт кузовок дальше.

«Найди лишнюю картинку»

Подбирается серия рисунков, среди которых трое рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

Предложите ребёнку первые четыре рисунка и попросите лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие [Текст] / М. М. Алексеева., В. И. Яшина. – М. : Академия, 2019. – 560 с.
  2. Андреева, Е.В. Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. В. Андреева, С. Н. Архипова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 28-31.
  3. Газиева, М.З. Средства развития связной речи детей с общим недоразвитием речи [Текст] / М. З. Газиева, Я. З. Газиева // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции с участием студентов. – Махачкала, 2020. – С. 74-78.
  4. Зубаилова, П.Ф. Особенности формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) [Текст] / П. Ф. Зубаилова // Вестник Социально-педагогического института. – 2021. – № 4. – С. 14-20.
  5. Рыбка, Е.В. Дифференцированный подход к коррекции нарушений связной речи у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. В. Рыбка // Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного. Сборник статей по материалам IV Всероссийской студенческой конференции. – Нижний Новгород, 2022. – С. 162-165.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы.  Дети с общи...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...

Технология. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Одной из острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день является организация речевого развития детей дошкольного возраста. В чем заключается её актуальность: - в том, что практическая деятельност...