Статья "Значение своевременного формирования оптико-пространственных представлений для успешного освоения ребёнком чтения и письма."
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Баландеу Светлана Александровна

В данной статье освещается проблема профилактики оптической дисграфии у детей дошкольного возраста. В статье представлена подборка игр, направленных на формирование представлений о форме и величине предметов, ориентировку в правой и левой сторонах пространства и пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, формирование понимания пространственных предлогов. Данная статья представляет интерес для учителей-логопедов, воспитателей, родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение своевременного формирования оптико-пространственных представлений для успешного освоения ребёнком чтения и письма.

Учитель-логопед  высшей категории ГБДОУ №70 комбинированного вида Кировского района

Санкт-Петербурга  Баландеу Светлана Александровна.

Стаж работы : 10 лет

Контактный телефон : +79219466443

Важнейшей из задач дошкольного образования является подготовка ребенка к успешному овладению грамотой. Если эта задача не была успешно решена в дошкольный период, то в школе ребенок может столкнуться с такими проблемами как дисграфия и дислексия.

Учителя-логопеды в ДОУ работают над формированием всех сторон речи детей: фонетико-фонематической системой, лексико-грамматическим строем, связной речью, так как старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для подготовки детей к школе.

В своей статье я хочу подробнее остановиться на такой задаче как формирование у детей дошкольного возраста оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. Недостаточно проведенная в этом направлении работа может привести к появлению оптической дисграфии. Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв, и особенно, для дифференциации близких по начертанию букв.

В дошкольный период главным видом деятельности ребенка является игра, она несет большую эмоциональную нагрузку, именно в игре дошкольник легче усваивает знания, умения и навыки.

В своей работе я широко использую игры направленные на формирование представления о форме и величине предметов, ориентировку в правой и левой сторонах пространства и пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, формирование понимания пространственных предлогов, узнавание предметов в усложненных условиях, формирование зрительного анализа и синтеза.

Некоторые дети испытывают в школе трудности в усвоении зрительного образа букв. Чтобы облегчить детям эту задачу, я провожу следующую работу: учу  сравнивать предметы с конкретными и абстрактными формами. С этой целью был создан первый блок игр.

Игра «Подбери по форме». С помощью этой игры ребенок учится соотносить предметы по форме с геометрическими фигурами, идет закрепление умения согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе. Например: «треугольная пирамида», «круглый мяч».

Игра «Чья тень». Ребенок учится сравнивать предметы по форме, делать умозаключения, развивается связная речь. («Я считаю, что гриб похож на зонтик» и т. д.) Предметы соединяются с тенью при помощи разноцветных шнурочков, это служит развитию мелкой моторики и тактильного восприятия.

Игра «Волшебные листочки». В этой игре акцент идет на развитие зрительного восприятия, так же воображения ребенка, поскольку он должен предположить: на лист какого дерева похож данный предмет. («Бабочка похожа на кленовый лист»). В игре отрабатывается категория относительных прилагательных.

Иногда в школе дети испытывают трудности в анализе расположения элементов букв (влево-вправо), а так же в овладении графо-моторными навыками. В связи с этим возникла необходимость в создании следующего блока игр, цель которых научить ребенка ориентироваться относительно себя, живых и неживых предметов.

Игра «Где спряталась игрушка». Ребёнок по заданию педагога определяет, какая из игрушек находится в заданном углу.

Игра «Овощ или фрукт». Педагог ставит задачу перед ребёнком определить, что находится слева или справа от названного овоща или фрукта, так же происходит

закрепление понимания пространственного предлога «между». Например: «Что находится слева от помидора?», «Что находится между персиком и грушей?». Все картинки подобраны с целью автоматизации звука [р].

Игра «Расставь по полкам». Ребёнку предлагается расположить овощи и фрукты по полкам в соответствии с заданием педагога. Например: «Положи персик на нижнюю полку, над ним положи ананас, слева от ананаса положи сливу». Одной из задач этой игры является закрепление понимания пространственных предлогов «над», «под», «между». Картинки в данной игре подобраны для дифференциации звуков [с]  ̶  [с'] на уровне слов и фраз.

Игра «Куда идут цыплята». Подгруппа детей делится на две команды. Первая команда закрепляет на правой руке браслеты красного цвета, вторая команда закрепляет на левой руке браслеты зелёного цвета, с помощью магнитов красного и зелёного цвета дети помечают цыплят, идущих либо влево, либо вправо. Затем каждая команда подсчитывает своих цыплят. Например»:«Пять жёлтых цыплят идут вправо». В игре происходит закрепление согласование количественных числительных, прилагательных и существительных в роде и числе. Позже игра проводится без браслетов.

Игра «Справа  ̶  слева угадай». Игра представлена в вариантах для девочек и для мальчиков.

Например: «Все картинки со звуком [с] поставь справа от девочки, а все картинки со звуком [з] поставь слева.» Имеются наборы картинок на дифференциацию звуков: [с]  ̶  [з], [ш]  ̶  [ж], [р]  ̶  [л].

Игра «Путешествие Ромы и Лолы». Игра используется на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Одной команде детей предлагается помочь девочке Лоле добраться по лабиринту до предметов, имеющих в своем названии звук [л], другая команда помогает Роме найти предметы со звуком [р]. В ходе игры развивается связная речь детей, так как ребенок комментирует свои действия целыми предложениями. Например: «Чтобы дойти до «корзины», Рома должен пойти вверх, затем влево, затем вверх, затем направо». «Дорожки» в игре сделаны из материала «липучки» с целью развития тактильного восприятия детей.

Игра «Найди игрушку по адресу». Ребенку предлагается поле с клетками -               «квартирами», где живут игрушки. В названии каждой игрушки есть звук [ш]. Учитель называет адрес игрушки (например: «пять клеток вверх, одна клетка вправо»). Ребенок должен отгадать, кто живет в этой «квартире».

При проведении диагностики готовности детей к школе, я отметила, что использование данных игр положительно повлияло на формирование у детей оптико-пространственных представлений.  Если ребёнок научится без труда выполнять подобные задания, то для возникновения оптической дисграфии уже просто не останется никакой базы  ̶   ребёнок сможет без труда различать все буквы.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи с целью профилактики оптической дисграфии»

Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предви­деть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. О профилактике оптической дисграфии можно говорить т...

Непосредственная образовательная деятельность по формированию оптико-пространственного представления

Данная НОД проводилась на методическом объединении "Развитие оптико-пространственных представлений в рамках технологии "Формирование предпосылок письменной речи у дошкольников". Цель ММО: предоставлен...

«Формирование оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи с целью профилактики оптической дисграфии»

Обобщение опыта учителя-логопеда. Нарушения письменной речи (дисграфия), в различных её проявлениях, являются самыми распространенными дефектами у детей  младшего школьного возраста; дети с ...

Методическая разработка "Примерные игры, упражнения, задания по формированию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и речи".

Названия и описания игр, упражнений, заданий по формированию оптико-пространственных функций у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие) и речи....

Формирование оптико-пространственных представлений и развитием мелкой моторики, как метод подготовки к обучению письму

Формирование  оптико-пространственных представлений и развитием мелкой моторики, как метод подготовки к обучению письму...