Тема: Звук и буква Р.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект подгруппового занятия с детьми старшей группы на автоматизацию звука Р в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_r.dlya_sayta.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие.
Тема: Звук и буква Р.
Цели и задачи.
- Автоматизация звука Р в речи.
- Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
- Развитие интонационной стороны речи и речевого дыхания.
- Развитие воображения, навыков конструирования.
- Закрепление навыков фонемного анализа слова.
- Закрепление навыков ориентации в двухмерном пространстве.
- Закрепление категорий падежных окончаний.
- Развитие навыков воспроизведения последовательности разных движений с речевым сопровождением.
Оборудование.
- Большие картинки с изображением животных жарких стран (жираф, зебра, верблюд, носорог).
- Маленькие картинки с изображением животных (бурундук, крот, бобр, рысь, крокодил, кенгуру, тигр).
- Воздушные шарики, скотчем приклеенные к трубочкам для коктейлей.
- Магнитная доска.
- Три схемы слова (звук находится в начале, в середине и в конце слова).
- Физкультурное оборудование (мягкий модуль, стойки, обручи).
Ход занятия.
Логопед. Здравствуйте, ребята!
Сегодня я предлагаю вам пойти на прогулку в зоопарк! Согласны? И нас будет сопровождать в прогулке один звук, который для всех вас уже является другом. Послушайте скороговорку и скажите какой звук встречается в ней чаще всего.
Спит сурок в просторной норке,
У сурка нора на горке.
Дети: Звук Р.
Логопед: Да, это звук Р.
Ну, а перед прогулкой мы проведем маленькую разминку. Давайте встанем полукругом.
(логопед обращается по очереди к каждому ребенку)
Скажи РА-РА-РА радостно
РУ-РУ-РУ грустно
РЭ-РЭ-РЭ удивленно
РЫ-РЫ-РЫ грозно
РО-РО-РО хитро
А теперь скажите слог ДРА (ДРО, ДРУ, ДРЫ, ДРЭ) столько раз, сколько я хлопну.
Отлично!
Следующее задание в нашей разминке. Сейчас вы должны хлопнуть тогда, когда услышите звук Р.
У волка логово, а у медведя – берлога.
У крота нора, а у белки – дупло.
Хорош козел, да рогат и зол.
Логопед. А сейчас попробуйте надуть воздушные шарики, но не простые, а особенные.
Детям раздают воздушные шары, которые скотчем приклеены к соломкам для коктейлей. Надуть шарик нужно через соломку.
Отлично справились со своими заданиями! Присядьте на ковер, а я загадаю вам загадки.
- Ну и кошка,
Вот так кошка!
Даже страх берет немножко.
И у этой кисочки
На ушах по кисточке. (Рысь)
- Он зубаст, но очень добр,
Детям хатку строит …….(Бобр)
- Он слеп, но без проводника
Всегда выходит к цели.
Он без лопаты и совка
Умеет рыть туннели.
Перекопал и лес, и сад
Под яблоней, под вишней.
А может быть, он ищет клад
Какой-нибудь давнишний? (Крот)
- У него в полоску спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла …… (Бурундук)
(После ответов детей логопед достает картинки с животными. Картинки прикрепляются на магнитной доске).
Логопед: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием, разгадали загадки. А давайте вы сейчас разделитесь на группы по 2 человека, и придумаете сами загадку про любого из животных, которые живут в нашем зоопарке!
Давайте только подумаем, что обязательно нужно указать в загадке. Если я вам скажу: «У этого животного четыре лапы, два уха и хвост». Легко вам будет отгадать такую загадку?
Дети: Нет! Потому что лапы, хвост и уши есть у всех животных!
Логопед: Действительно! А нам нужно указать те приметы, те особенности, которые характерны именно для конкретного животного. Давайте попробуем!
Дети по 2 человека подходят к обручам, в которых разложены конверты с изображениями животных, про которых нужно придумать загадку. (Зебра, крокодил, верблюд, жираф).
Дети работают в паре, совещаются, после чего команды загадывают друг другу загадки.
Логопед: Прекрасно вы справились и с этим заданием.
(Дети садятся на стульчики).
А сейчас давайте посмотрим на доску. Вы видите там схемы слов. На схемах отмечено где находится звук Р в начале, середине или конце слова. У нас есть картинки с изображением животных. Сейчас вы по очереди подойдете к столу, возьмете картинку с изображением животного, громко скажете название животного и подумаете где в этом слове находится звук Р (в начале, середине или в конце слова) и прикрепите свою картинку около соответствующей схемы.
(Дети выполняют задание).
Логопед: Замечательно. А теперь давайте мы составим небольшой рассказ о наших животных. Выбирайте себе картинку с животным.
Мы пошли в зоопарк,
увидели там кого? …… зебру (тигра, верблюда)
мы очень довольны кем? ….зеброй (тигром, верблюдом)
подошли к кому? ……… к зебре (тигру, верблюду)
расскажем о ком? ….. о зебре (о тигре, о верблюде).
Логопед: Ребята, в руках у вас картинки с изображением животных.
Ваня! Прикрепи, пожалуйста, свою картинку в правый верхний угол доски.
Ангелина, а ты, пожалуйста, свою картинку – в левый нижний угол доски.
(И так далее: в центр; в нижний правый угол; в левый верхний угол; под картинкой, которая находится в центре; над картинкой, которая находится в центре).
Логопед: Молодцы, ребята! Отлично поработали сегодня! Посмотрите, к нам идет Татьяна Николаевна! (инструктор по физической культуре)
Татьяна Николаевна! Может проведете физкультминутку с ребятами!
Инструктор по физ.культуре: Конечно, проведем! Ребята, встаньте так, чтобы никто никому не мешал и повторяйте за мной:
Раз, два, дружно встанем Хотьба на месте
Руки прямо мы поставим Руки – перед собой
Три, четыре – разведем Руки – в стороны
Заниматься мы начнем Наклониться,
правой рукой дотронуться до левой ноги, левой рукой – до правой
На носочки мы присели Сесть на носочки
Вправо, влево посмотрели Повернуть голову направо, налево
И, как птички, полетели! Разбежаться в стороны
Логопед. Как здорово у вас получается! Ребята, а вы знаете, как выглядит буква Р. Нарисуйте, пожалуйста, ее в воздухе.
Дети рисуют.
Инструктор по физкультуре: Ребята, а у меня были две большие буквы Р, но у меня завелись какие то жучки и они их разгрызли на 6 частей. Помогите мне буквы собрать, пожалуйста!
Дети делятся на две команды. Перед ними полоса препятствия. Нужно преодолеть полосу препятствия, взять фрагмент буквы и вернуться к своей команде, передав эстафету следующему участнику. После того, как дети принесли все части буквы, они начинают собирать целую букву.
Логопед. Вот как весело и незаметно прошло наше занятие! Вы отлично сегодня потрудились! Спасибо за работу! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
открытое занятие по обучению грамоте для дошкольников. Тема: "Звук [Ж], буква Ж, ж.Конструирование буквы"
Знакомство с новой буквой русского языка, формирование умения у детей анализировать звук, пополнение словарного запаса учащихся....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...