ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПУНКТЕ
статья по логопедии по теме

Суеркулова Айгуль Ертаевна логопед

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
ПРИ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ

 

I. Общие положения

                                                                                                                                                     

1. Логопедический пункт является структурным подразделени­ем дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) любого вида.

2. Логопедический пункт открывается органами управления об­разованием при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и кадровыхусловий.

3. Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание ДОУ вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 25 детей с нарушениями речи, в возрасте 4,5 – 7 лет на  одну ставку).Приказ Департамента образования

г. Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005

 

ПРИМЕЧАНИЕ: должность учителя – логопеда в ГОУ компенсирующего вида вводится в штатное расписание из расчета одна единица на каждые 10 детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, алалией, дизартрией, ринолалией, афазией, заиканием), или на каждые 12 детей с фонетико-фонематическими нарушениями /дети старше 5 лет/, или на каждые 15 детей с нарушениями фонетического /фонематического/ строя речи. Осуществляется оказание необходимой коррекционной логопедической помощи детям от 2-х до 7 лет, имеющим нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и задержку психического развития. Нарушение речи у данной категории детей носит вторичный характер. Наполняемость группы в течение всего учебного года составляет не менее 10 -12 человек с возможной сменой списочного состава детей в зависимости от их речевых нарушений и сроков оказания логопедической помощи

(п.33, п. 43 Типового положения о ДОУ, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666, письмо Департамента образования города Москвы от 11.08.2005 №2-34-20 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования»)

4. Цель деятельности логопедического пункта: раннее выявле­ние и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дош­кольного возраста.

Задачи:

- осуществление диагностики речевого развития детей;

- определение и реализация индивидуального маршрута кор­рекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его струк­туры, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей;

- взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комис­сиями;

- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;

- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.

Направления деятельности:

  • диагностическое;
  • коррекциопно-развивающсе(создание условий для эффектив­ной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности);
  • информационно-методическое:

оказание консультативной помощи педагогам и родителям;

  • организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-
    развивающего процесса;
  • организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с требованиями к его оснащению (приложе­ние 1);
  • сбор информации о деятельности логопедического пункта и её анализ (приложение 2).

5. Общее руководство и ответственность за деятельность учите­ля-логопеда несет руководитель ДОУ.

II. Организация логопедической работы

1. Комплектование логопедического пункта осуществляется:

  • на основании медицинских показаний и заключений ПМПК:

с ОНР на 2-3 года

с ФФНР на 1 год

с фонетическим (фонематическим ) недоразвитием  на полгода;

 

  • при соблюдении санитарно-гигиенических условий (наличие отдельного входа, справки о здоровье ребенка) возможно оказание логопедической помощи детям, не посещающим ДОУ, но прожи­вающим в данном микрорайоне.

 

2. Обследование детей на логопедическом пункте осуществля­ется с 15 по30мая и с 1 по 15 сентября, а также в течение года по необходимости.

Данные об обследованных на логопункте детях вносятся учи­телем-логопедом в журнал регистрации (приложение 3).

3. На каждого ребенка, зачисленного на логопункт,  заполняется речевая карта

(приложение 4).

Преимуществом при зачислении на логопедический пункт пользуются дети недостатки речи которых препятствуют успеш­ному усвоению образовательных программ ДОУ или вызываю появление вторичных нарушений социального характера.

5. Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые занятия, Количество и про­должительность занятий зависят от возраст­ных особенностей ребенка (от 15 до 25 минут не менее .2-3 раз в неделю с каждым ребенком). Темы групповых и индивидуальных занятий с детьми и учет посещаемости детей отражаются в журна­ле логопедических занятий (приложение 5);

  1. Периодичность и продолжительность занятий зависят от ре­жима работы дошкольного образовательного учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения.
  2. Индивидуальные занятия с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения целесообразно проводить не менее 3-х раз в неделю

8. Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

9. В случаях длительного отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям) может быть реко­мендовано обратиться в соответствующие лечебно-профилактичес­кие учреждения для обследования врачами-специалистами (невро-­
логом, психиатром, отоларингологом и другими) или в психолого-медико-педагогическую комиссию для уточнения диагноза.

  1. Ответственность за посещение детьми занятий на логопеди­ческом пункте несет учитель-логопед;

11. Распределение рабочего времени учителя-логопеда осуществ­ляется следующим образом: 75% - работа с детьми, 15% — консуль­тативно-методическая работа, 10% - работа с документацией

 

III. Порядок организации обследования детей психолого-медико- педагогической комиссией

  1. Обследование детей психолого-медико-педагогической комис­сией осуществляется по инициативе родителей (законных предста­вителей), а также по инициативе специалистов учреждений обра­зования, здравоохранения, социальной защиты. Во всех случаях
    согласие родителей подтверждается их письменным заявлением.
  2. Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей).
  3. На комиссию представляются следующие документы:
  • свидетельство о рождении ребенка (только предъявляется);
  • заключение психолого-педагогического консилиума образо­вательного учреждения, в котором ребенок обучается);
  • подробная выписка из истории развития ребенка с заключе­ниями врачей (педиатра, психиатра, невролога,  логопеда, оф­тальмолога, ортопеда);
  • педагогическое представление (характеристика)

 

  • В диагностически сложных случаях, а также в случаях несог­ласия родителей с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), рекомендуется обследовать ребенка специалис­тами конфликтной комиссии.
  • Родителям (законным представителям) выдается протокол обследования и заключение ПМПК с рекомендациями. Заключе­ние ПМПК является основанием (только с согласия родителей или законных представителей) для определения форм получения образования ребенком, создания адекватных его индивидуальным особенностям условий обучения.
  • Муниципальный орган управления образованием в случае необходимости обеспечивает организацию обследования детей лю­бой областной психолого-медико-педагогической комиссией. Вопросы финансирования решаются в таких случаях на договорной основе.
    Взимание денег с родителей не допускается.
    Дети-сироты обследуются бесплатно.
  • При необходимости дополнительного обследования, консуль­тирования педагогов, родителей псилолого-медико-педагогические комиссии обязаны оказывать соответствующие услуги помимо ут­вержденного графика (по предварительной договоренности с пред­седателем комиссии).
  1. Для логопедического пункта выделятся отдельный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам;
  2. На логопункте ведется следующая документация:
  • журнал регистрации;
  • журнал учета проведения индивидуальных и групповых ло­гопедических занятий;
  • речевые карты;
  • годовой план деятельности логопедов;
  • календарно - тематические планы индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • индивидуальные рабочие тетради;
  • тетрадь взаимосвязи логопеда с родителями;
  • аналитическая справка по результатам деятельности за год;
  • расписание занятий и циклограмма использования рабочего времени;
  • паспорт логопедического кабинета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение о логопункте

 

Положение о логопункте.

Об организации работы с детьми,
имеющими нарушения речи, в государственных
образовательных учреждениях, реализующих
программы дошкольного образования

Приказ Департамента образования

г. Москвы № 2-34-20 от 11.08.2005

Департамент образования направляет для практического использования в работе разъяснения по организации работы учителя-логопеда в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.

Должность учителя-логопеда вводится в штатные расписания государственных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста; на основании решения коллегии Московского комитета образования от 24.02.2000 г. № 6/2.

Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Должность учителя-логопеда рекомендуется вводить в штатные расписания при наличии в государственном образовательном учреждении, реализующем программу дошкольного образования, не менее 25 детей с фонетическими, фонематическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Количество детей, с которыми проводит занятия учитель-логопед в течение месяца, составляет 15 человек.

Основными задачами учителя-логопеда являются:

— формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

— коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

— своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;

— привитие детям навыков коммуникативного общения;

— решение задач социального и речевого развития;

— организация работы педагогов государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, по формированию речевого развития детей.

Учитель-логопед в течение года проводит обследование речевого развития воспитанников государственного образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, достигших трехлетнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей для коррекционной работы, утверждаемый психолого-медико-педагогической комиссией, которая создается на основании приказа окружного управления образования Департамента образования города Москвы. Если ребенок имеет более сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о его переводе в учреждение, в котором функционируют группы компенсирующего вида, с целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Учителю-логопеду позволяется проводить их с отрывом детей от занятий в группе. Продолжительность занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» 2.4.1.1249-03. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития.

Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет, как правило, 6 месяцев — с детьми, имеющими фонетические и фонематические нарушения речи, и 12 месяцев — с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи.

Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий несут учитель-логопед, воспитатель, руководитель образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования.

Учитель-логопед взаимодействует с педагогами государственных дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, врачами детских поликлиник и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.

Для организации работы учителя-логопеда выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, в котором должны быть соответствующая возрасту детей мебель, настенные и индивидуальные зеркала, логопедические зонды и шпатели, настольные игры, игрушки конструкторы, учебно-методические пособия.

Примерная документация учителя-логопеда:

— протоколы заседаний психолого-медико-педагогических комиссий по приему и выпуску детей;

— индивидуальная речевая карта;

— календарный план работы на каждый день;

— график работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем учреждения;

— журнал учета посещаемости;

— план мероприятий, направленных на профилактику речевых нарушений у детей (консультации и семинары для педагогов образовательного учреждения и родителей (законных представителей);

— тетрадь взаимодействия с педагогами образовательного учреждения (рекомендации по проведению групповых и индивидуальных занятий в детьми в группе);

— индивидуальные тетради для коррекционной работы с детьми.

Настоящие разъяснения не распространяются на государственные дошкольные образовательные учреждения (группы) компенсирующего вида для детей с нарушениями речи

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stikhi_dlya_avtomatizatsii_zvukov.docx13.8 КБ

Предварительный просмотр:

Стихи и упражнения для  автоматизации звуков.

                               Свистящие

1.В санки язычок уселся ,

  Сам сегодня он оделся,

  В зубки горкой,

Упершись,собрался,

И-И-И стрелой с горы помчался,

Губы улыбаются ,зубы размыкаются-

2. Под скорлупкою секрет Т-С-Т С, разбуди  найдешь ответ.

В скорлупе щелчок ,треск родился малышок.

Т- С- Т- С  Ц- Ц –Ц.

3.Загудел комарик тонко:

   З - З – З –загудел комарик звонко,

Повторяйте много раз

Резвым мошкам свой рассказ.

                             Шипящие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о логопункте в дошкольном учреждении общего типа

1.               Общие положенияЛогопункт создается на основании приказа Департамента Образования Администрации г. Самары.Ло...

положение о логопункте

Общие положения 1.1. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения в муниципальном дошкольном образовательном автономном учре...

Положение о логопункте

Положение регламентирует организацию работы логопедического пункта в МБОУ, основные направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности, гарантирует возможность получения логопедической...

Положение о логопункте

Помощь логопедам...

Положение о логопункте в соответствии с новыми требованиями

Данное Положение об оказании логопедической помощи в детском саду общеразвивающего вида...

Положение о ЛОГОПУНКТЕ МДОУ детский сад 4 пгт. Кокуй 2021 год

Каждый год мы стараемся усовершенствовать положение о логопункте, улучшить, уточнить....