Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОНР по теме "Домашние животные"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предлагаею Вашему вниманию конспект НОД в старшей группе по лексической теме "Домашние животные". Оснавные цели занятия: закрепление знаний детей о домашних животных, профилактика отическиой дисграфии в старшей группе детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_domashnie_zhivotnye.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе.
Профилактика оптической дисграфии в старшем дошкольной возрасте у детей с ОНР.
Тема: «Домашние животные».
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация», «Познание», «Социализация».
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- уточнять и расширять активный словарь по лексической теме «Домашние животные», закреплять обобщающее понятие.
Коррекционно-развивающие:
- обогащать словарь существительными, обозначающими жилище домашних животных, детёнышей домашних животных;
- обогащать словарь глаголами, обозначающими голоса домашних животных;
- совершенствовать умение образовывать единственное число существительных в родительном падеже;
- совершенствовать умение образовывать множественное число существительных в именительном падеже;
- совершенствовать умение образовывать существительные с суффиксом -ок-;
- совершенствовать умение образовывать единственное число существительных в творительном падеже;
- совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже;
- совершенствовать умение употреблять в речи пространственные предлоги;
- развивать слуховое внимание;
- развивать логическое мышление;
- развивать зрительное внимание и восприятие;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать прослеживающую функцию глаз.
Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
- запись звуков в деревне;
- домики с окошками + карточки с изображениями петуха, индюка, кошки (для д/у «Зашумлённые изображения»);
- пригласительные с маленьким изображением животных + лупы (для д/у «Чья тень?»);
- разрезная картинка автобус + прищепки (для д/у «Собери картинку»);
- карточки с изображениями трёх котят: белого, серого и пушистого;
- карточки-домики с прозрачными окошками, в которых прорисованы животные и их детёныши (для д/у «Наложенные изображения»)
- игрушечные поросята;
- трубочки с ленточками + карточки с изображением яблока, моркови, кости, капусты, травы, картофеля;
- изображение чудо-животного.
Этап | Ход занятия | Ответы детей |
1. 2 мин. | Организационный момент. Развитие слухового внимания - Закройте глазки и послушайте, где мы с вами оказались. Какие звуки вы слышите? - Мы с вами оказались в деревне. | Дети здороваются с гостями, подходят к логопеду, прослушивают запись «В деревне». Затем называют, кого они услышали и где оказались. |
2. | Основная часть | |
2.1. 1 мин. | Сообщение темы Развитие зрительного восприятия, пространственного ориентирования и логического мышления. - Посмотрите, кто это выглядывает из окон домов? Кто живёт в этом доме? - Кто живёт справа от кошки?
- Кто живёт слева от кошки? - Индюк, петух, кошка, кто здесь лишний и почему? - Давайте поиграем с домашними животными. | В зашумлённых изображениях дети узнают кошку, петуха, индюка. - В этом доме живёт кошка. - Справа от кошки живёт петух. - Слева от кошки живёт гусь. - Лишняя кошка, потому что это домашнее животное, а петух и индюк – домашние птицы. |
2.2. 3 мин. | Образование существительных родительного падежа единственного числа, развитие зрительного восприятия - Кошка Соня сегодня именинница, она решила позвать на праздник всех своих друзей. Посмотрите какие красивые пригласительные сделала она. Вот только я никак не могу понять, кого же она хочет пригласить, изображение такое маленькое! Что поможет увеличить его? - Посмотрите на изображении через лупу и скажите, кого хочет позвать кошка на день рождения. - У кошки много хлопот, нужно дома порядок навести, угощение приготовить. Ей одной не справиться. Давайте поможем Соне: пока она домашними делами заниматься будет, мы приглашения отнесём. | Детям предлагается посмотреть на изображение животного (его тени) через лупу, и сказать «Кого хочет пригасить кошка на день рождения» - Лупа - Кошка хочет позвать на день рождения корову. …. козу. …. лошадь. …. свинью. ….. кролика. ….. овцу. …. собаку. |
2.3 3 мин. | Развитие логического мышления, зрительного анализа и синтеза - Где можно встретить домашних животных? - Ферма далеко. Послушайте загадку и отгадайте, что поможет нам добраться до фермы как можно скорее. Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином. (Автобус) - Дети, наш автобус сломался. Помогите мне починить его, выберете нужные детали и соедините их прищепками. - Посмотрите, в нашем автобусе уже есть пассажиры. Кто это? | -Домашних животных можно встретить на ферме. -Это автобус, он длинный, перевозит много людей, его заправляют бензином. Дети выбирают походящие части автобуса и скрепляют их между собой с помощью прищепок. - Это котята. |
2.4 1 мин. | Развитие навыков словообразования - Котята решили нам помочь, они поедут на ферму вместе с нами. Давайте познакомимся с ними! - Этот котёнок белый, как снег. Как его зовут? - Этот котёнок мягкий, как пух. Как его зовут? - Этот котёнок серый, как дым. Как его зовут? | - Снежок. - Пушок. - Дымок. |
2.5 1 мин. | Физминутка Железновы «Автобус» - Молодцы, вы починили автобус, познакомились с котятами и теперь нам пора отправляться на ферму. | Дети выполняют движения вместе с логопедом под музыку. |
2.6 3 мин. | Образование множественного и единственного числа существительных родительного падежа, овершенствование умения образовывать существительные обозначающие жилище домашних животных, развитие зрительного восприятия. - Вот мы и приехали! - Посмотрите, кого вы видите в этом жилище? - Как называется их жилище? - Кого вы видите в этом жилище? - Как называется их жилище? И так далее: лошадь и жеребята, овца и ягнята, кролик и крольчата, коза и козлята. - Кто живёт в этом жилище? - Как называется её жилище? - Кого не хватает в свинарнике. | Деи рассматривают зашумлённые изображения и называют, кто живёт в доме. - Я вижу корову и телят - Коровник. - Я собаку и щенят. - Будка. - В этом доме живёт свинья. - Свинарник. - Не хватает поросят. |
2.7 2 мин. | Употребление в речи простых предлогов, согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже - Свинья не сможет пойти на день рождения к кошке, пока не найдёт поросят. Давайте поможем свинье. Скажите, где вы видите поросят? | Поросёнок спрятался под яблоней. Поросята купаются в луже. Поросёнок стоит за забором. Поросёнок стоит у корыта. Поросёнок стоит около колодца. Поросёнок стоит на будке. |
2.8 1 мин. | Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. - Давайте сосчитаем, всех ли поросят мы нашли? | Один поросёнок, …, семь поросят. |
2.9 1 мин. | Образование глаголов. - Пришли животные в гости и стали поздравлять именинницу. Собака – (гав-гав) Корова – (му-му) Лошадь – (иго-го) Коза – (ме-ме) Свинья – (хрю-хрю) Овца – (бе-е-е) А кошка им в ответ: «Мяу-мяу»… Спасибо, гости дорогие! | Собака гавкает (лает). Корова мычит. Лошадь ржёт. Коза мекает. Свинья хрюкает. Овца блеет. Кошка мяукает. |
2.10 2 мин. | Образование творительного падежа существительных, развитие мелкой моторики, развитие прослеживающей функции глаза. - Рада кошка Соня гостям. Каждому особое угощение приготовила. Подтяните картинку к себе, прокручивая карандаш указательными и большими пальцами. Назовите, чем угостила кошка Соня ваших животных. Внимательно следите глазками за передвижением картинки. - Чем угостилась кошка Соня? | Ребёнок наматывает нитку на палочку, прокручивая её указательным и большим пальцами. Следит за передвижением карточки. Когда картинка оказывается рядом с ребёнком, проговаривает ответ. Кошка угостила козу капустой. Кошка угостила собаку косточкой. Кошка угостила свинью картофелем. Кошка угостила лошадь яблоком. Кошка угостила кролика морковкой. Кошка угостила корову травой. Кошка угостилась молоком. |
2.11 2 мин. | Образование притяжательных прилагательных, развитие зрительного восприятия -Хотели гости сфотографироваться на празднике. Да фотоаппарат сломался. Хотите посмотреть, что получилось? - Помогите мне разобраться, части тела каких животных есть на фотографии? Чей это хвост? Чья это голова? Чьё это туловище? Чьи это уши? Чьи это лапы? Чьё это вымя? -Теперь понятно кто есть на общей фотографии. | Детям нужно определить, чьи части тела есть на фотографии. Это кошачий хвост. Это лошадиная голова. Это овечье туловище. Это кроличьи уши. Это собачьи лапы. Это коровье вымя. |
3 1 мин. | Итог занятия - У кошки Сони получился чудесный праздник. И вы ей в это очень помогли. Какие задания вы выполнили? - Мне сегодня понравилось, как занималась Варя… и т.д. - Кошка Соня и вас приглашает на праздник! | Оценивается работа всей группы и каждого ребёнка по отдельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"
Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе детей с ОНР
Конспект будет интересен практикующим учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп и студентам педагогических заведений....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе "Животные в русских народных сказках"
Задачи:Коррекционно-образовательные:-закрепить и систематизировать представления детей о диких животных;-активизировать активный словарный запас по теме;-развивать словообразовательную функцию р...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе детей с ОНР Тема «Зимующие птицы»
Цели:коррекционно-образовательные:- формировать навыки словоизменения и словообразования;коррекционно-развивающие:- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы&r...
Открытое логопедическое занятие для педагогов по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Дикие животные»
Цель: развивать лексико-грамматические представления у детей по теме «Дикие животные». Задачи: Образовательные: Учить умению слушать и слышать обращённу...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «:Дикие животные наших лесов».
конспект занятия по развитию речи старший возраст...