Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе детей с ОНР Тема «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цели:

коррекционно-образовательные:

- формировать навыки словоизменения и словообразования;

коррекционно-развивающие:

- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы»;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство любви к птицам и бережное отношение к окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zimuyushchie_ptitsy.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

Конспект подгруппового логопедического занятия

по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе детей с ОНР

Тема «Зимующие птицы»

Подготовила:

Учитель-логопед Абдукаримова Г.М.

2021 г.

Опыт работы в дошкольном учреждении показал, что комплексный подход наиболее эффективно помогает преодолеть тяжелые нарушения речи дошкольников.

Предлагаемый конспект по формированию лексико-грамматической стороны речи наглядно показывает, как можно затронуть комплекс задач, решаемых педагогами в процессе обучения в детском саду.

На примере воспитания любви и заботливого отношения к птицам, коррекционная направленность переплетается с одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям - это нравственное воспитание, потому что, чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства, поведение, затронуть эмоции, а это, в свою очередь, будет способствовать речевому развитию.

Познавательно-речевое развитие

Цели:

коррекционно-образовательные:

- формировать навыки словоизменения и словообразования;

коррекционно-развивающие:

- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы»;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство любви к птицам и бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование:

предметные картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; кормушка, дидактическое пособие про птиц «Что забыл нарисовать художник?», искусственные ёлочки, пенёк, различные семена, кубик-кости.

Ход НОД в старшей группе:

1. Орг. момент

Воспитанники входят в кабинет. Логопед приглашает всех детей встать вокруг него на ковре.

Логопед: Сейчас мы с вами, ребята, поиграем. Будьте внимательными, выполняйте только те движения, которые я назову:

В стороны руки: ими помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Руки в замок и назад.

Полетела птица-мать

Малышам жучков искать.

Полетела, полетела, на … села

(… на головку, на плечи, на колени, на живот, на затылок и т.д.)

Сбивчивый момент: логопед периодически выполняет не те движения, которые называет.

Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом перед доской.

2. Сообщение темы:

Логопед:  Отгадайте загадки:

Чик - чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (воробей)

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона. Кто она? (ворона)

Каждый год я к вам лечу.

Зимовать у вас хочу.

Ведь ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (снегирь)

Логопед:  О ком мы будем сегодня говорить? (о птицах) Правильно вы догадались, мы сегодня поговорим о птицах. Скажите, как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в тёплые края? (перелётные) Правильно, перелётные. А почему они улетают?

Ответы детей: холодно, птицам нечего есть …

Логопед:  Есть такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Как называются эти птицы (зимующие). Правильно, зимующие. Многих из них вы видели на улицах нашего города.

На магнитной  доске укреплены картинки, изображающие перелётных и зимующих птиц. Логопед предлагает детям по очереди выбрать картинки с изображением зимующих птиц.

Каждому ребёнку логопед задаёт вопрос: Кого ты выбрал?

Ответы детей: Я выбрал воробья, (ворону, голубя, синицу, дятла, сову, снегиря, сороку).

Логопед: Какие птицы остались на картинках на доске? (перелётные)

С доски убираются картинки, изображающие перелётных птиц, прикрепляются выбранные картинки, кроме сороки. Показываю сороку. Какая она? (белая грудка, голова, крылья, хвост - чёрные, хвост длинный).

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем с сорокой.

Упражнение «Сорока».

ОКА - ОКА - ОКА -

Где живёт сорока?   (потереть ладони друг о друга)

ОКИ - ОКИ - ОКИ -

Не найти гнездо сороки. (приставить ладони ребром ко лбу, как козырёк, и энергично растирать лоб движениями в стороны - к середине лба)

ОК - ОК - ОК -

На, поклюй-ка колосок!   (кулачками провести по крыльям носа)

КУ - КУ - КУ -

Попить лети ты на реку. (раздвинуть указательный и средний палец «вилочкой» и растирать точки перед и за ушами)

КО - КО - КО -

А река-то далеко!    (мягкими движениями ладоней погладить шею сверху вниз)

3. Путешествие в зимний лес.

Логопед: Некоторые из этих птиц живут в лесу. Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие-экскурсию в зимний лес и посмотреть, как там зимуют птицы.

Дети строятся, звучит тихая музыка. Все отправляются в лес.

Логопед: В лесу много снега, надо высоко поднимать ноги, чтобы не увязнуть, не провалиться в снег.

Сопровождаемые логопедом, дети приходят на лесную полянку (вокруг «полянки» стоят ёлки, посреди поляны - пень).

Логопед: Стойте тихо, смотрите, не спугните птиц. Посмотрите, кто из птиц где сидит?

Ответы детей:

Ворона сидит ПОД деревом.

Сорока уселась НА пень.

Снегирь клюёт шишки НА ёлке.

Сова сидит В дупле.

Дятел стучит ПО стволу.

Воробей чирикает НА веточке.

Синичка сидит НА снегу.

4. Динамическая пауза.

Логопед: Ребята, мы с вами долго гуляем на поляне, замёрзли, давайте погреемся (в это время картинки птиц убираются):

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат

Топ-топ, топ-топ,

Ножки весело стучат,

А устали ножки

Хлопают ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

Хлопают ладошки.

Поиграем мы немножко

Да похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем -

Их сжимаем, разжимаем.

А потом вприсядочку

Пляшут дети рядышком.

Книзу-кверху, раз и два -

Вот как пляшет детвора.

Логопед: Ну вот и согрелись. Ой, ребята, мы с вами громко играли, спугнули птиц. Давайте вспомним, каких птиц не стало (игра на развитие внимания и памяти «Кого не стало?»)

Ответы детей:

Не стало вороны ПОД деревом.

Не стало сороки НА пне.

Не стало снегиря НА ёлке.

Не стало совы В дупле.

Не стало дятла НА стволе.

Не стало воробья НА веточке.

Не стало синички НА снегу.

Логопед: А теперь пора домой. Возьмитесь за руки и пойдём.

5. Дидактическая игра «Кормушка»

Логопед: Многие птицы зимой собираются стайками. Так им легче добывать корм и не так холодно ночевать на морозе. Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.

Показываю кормушку.

Логопед: Мы кормушку смастерили и столовую открыли.

(логопед обращается к каждому из детей по очереди)

Ко мне на кормушку прилетел воробей, а к тебе стайка … (воробьёв), ко мне прилетел снегирь, а к тебе стайка … (снегирей, ворон, сорок, синиц, сов, голубей, дятлов).

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся как домой

Стайки на крыльцо.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Логопед: А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? (ответы детей: зёрнышками, семенами и т.д.)

Логопед: Правильно. Я вам покажу семена, которыми можно покормить птиц.

Это семена дыни. Какие семена? - Дынные. Их ест синица.

Это семена от арбуза. Какие семена? - Арбузные. Их ест снегирь.

Семечки подсолнуха. Пшено. Как вы думаете, для каких птиц?

А ещё у нас есть сало, какая птица любит сало?

Логопед: Давайте посчитаем, сколько птичек прилетело к нам на кормушку. (дети бросают кубик-кости, сколько точек выпало на грани куба, столько прилетело птиц)

Логопед: воробей - Ребёнок: два воробья.

Логопед: ворона - Ребёнок: пять ворон. И т.д.

6. Игра «Картинки-загадки»

Логопед: Ребята, художник рисовал птиц, но работу свою не закончил. Что не дорисовал художник?

Детям раздаются карточки с неполным изображением птиц.

Логопед: Чего нет у вороны?

Ребёнок: У вороны нет клюва.

Логопед: Чего нет у воробья?

Ребёнок: У воробья нет крыльев. И т.д.

Логопед: предлагает детям сесть за столы и дорисовать картинки.

7. Итог занятия.

Логопед: О ком мы сегодня с вами говорили? Где мы побывали?

Дети вспоминают этапы занятия.

Что нового вы сегодня узнали?

Логопед: какие птицы прилетали к нам на кормушку. (ответы детей)

Логопед: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий с детьми временной речевой группы на тему "Братцы-карандаши".

Конспект разработан для подгруппы детей с ОНР. Целью является совершенствование речевых умений и навыков, необходимых ребенку для структурного и смыслового оформления высказывания....

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНРдля учителей-логопедов Советского районаЛексическая тема: Тр...

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР. Тема: «Транспорт».

конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР по теме "Транспорт"...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка  в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Насекомые»...

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...