Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе детей с ОНР Тема «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цели:
коррекционно-образовательные:
- формировать навыки словоизменения и словообразования;
коррекционно-развивающие:
- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы»;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство любви к птицам и бережное отношение к окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_zimuyushchie_ptitsy.docx | 39.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»
п. Горноправдинск»
Конспект подгруппового логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе детей с ОНР
Тема «Зимующие птицы»
Подготовила:
Учитель-логопед Абдукаримова Г.М.
2021 г.
Опыт работы в дошкольном учреждении показал, что комплексный подход наиболее эффективно помогает преодолеть тяжелые нарушения речи дошкольников.
Предлагаемый конспект по формированию лексико-грамматической стороны речи наглядно показывает, как можно затронуть комплекс задач, решаемых педагогами в процессе обучения в детском саду.
На примере воспитания любви и заботливого отношения к птицам, коррекционная направленность переплетается с одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям - это нравственное воспитание, потому что, чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства, поведение, затронуть эмоции, а это, в свою очередь, будет способствовать речевому развитию.
Познавательно-речевое развитие
Цели:
коррекционно-образовательные:
- формировать навыки словоизменения и словообразования;
коррекционно-развивающие:
- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы»;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство любви к птицам и бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование:
предметные картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; кормушка, дидактическое пособие про птиц «Что забыл нарисовать художник?», искусственные ёлочки, пенёк, различные семена, кубик-кости.
Ход НОД в старшей группе:
1. Орг. момент
Воспитанники входят в кабинет. Логопед приглашает всех детей встать вокруг него на ковре.
Логопед: Сейчас мы с вами, ребята, поиграем. Будьте внимательными, выполняйте только те движения, которые я назову:
В стороны руки: ими помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Руки в замок и назад.
Полетела птица-мать
Малышам жучков искать.
Полетела, полетела, на … села
(… на головку, на плечи, на колени, на живот, на затылок и т.д.)
Сбивчивый момент: логопед периодически выполняет не те движения, которые называет.
Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом перед доской.
2. Сообщение темы:
Логопед: Отгадайте загадки:
Чик - чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей)
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона. Кто она? (ворона)
Каждый год я к вам лечу.
Зимовать у вас хочу.
Ведь ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)
Логопед: О ком мы будем сегодня говорить? (о птицах) Правильно вы догадались, мы сегодня поговорим о птицах. Скажите, как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в тёплые края? (перелётные) Правильно, перелётные. А почему они улетают?
Ответы детей: холодно, птицам нечего есть …
Логопед: Есть такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Как называются эти птицы (зимующие). Правильно, зимующие. Многих из них вы видели на улицах нашего города.
На магнитной доске укреплены картинки, изображающие перелётных и зимующих птиц. Логопед предлагает детям по очереди выбрать картинки с изображением зимующих птиц.
Каждому ребёнку логопед задаёт вопрос: Кого ты выбрал?
Ответы детей: Я выбрал воробья, (ворону, голубя, синицу, дятла, сову, снегиря, сороку).
Логопед: Какие птицы остались на картинках на доске? (перелётные)
С доски убираются картинки, изображающие перелётных птиц, прикрепляются выбранные картинки, кроме сороки. Показываю сороку. Какая она? (белая грудка, голова, крылья, хвост - чёрные, хвост длинный).
Логопед: А сейчас мы с вами поиграем с сорокой.
Упражнение «Сорока».
ОКА - ОКА - ОКА -
Где живёт сорока? (потереть ладони друг о друга)
ОКИ - ОКИ - ОКИ -
Не найти гнездо сороки. (приставить ладони ребром ко лбу, как козырёк, и энергично растирать лоб движениями в стороны - к середине лба)
ОК - ОК - ОК -
На, поклюй-ка колосок! (кулачками провести по крыльям носа)
КУ - КУ - КУ -
Попить лети ты на реку. (раздвинуть указательный и средний палец «вилочкой» и растирать точки перед и за ушами)
КО - КО - КО -
А река-то далеко! (мягкими движениями ладоней погладить шею сверху вниз)
3. Путешествие в зимний лес.
Логопед: Некоторые из этих птиц живут в лесу. Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие-экскурсию в зимний лес и посмотреть, как там зимуют птицы.
Дети строятся, звучит тихая музыка. Все отправляются в лес.
Логопед: В лесу много снега, надо высоко поднимать ноги, чтобы не увязнуть, не провалиться в снег.
Сопровождаемые логопедом, дети приходят на лесную полянку (вокруг «полянки» стоят ёлки, посреди поляны - пень).
Логопед: Стойте тихо, смотрите, не спугните птиц. Посмотрите, кто из птиц где сидит?
Ответы детей:
Ворона сидит ПОД деревом.
Сорока уселась НА пень.
Снегирь клюёт шишки НА ёлке.
Сова сидит В дупле.
Дятел стучит ПО стволу.
Воробей чирикает НА веточке.
Синичка сидит НА снегу.
4. Динамическая пауза.
Логопед: Ребята, мы с вами долго гуляем на поляне, замёрзли, давайте погреемся (в это время картинки птиц убираются):
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат
Топ-топ, топ-топ,
Ножки весело стучат,
А устали ножки
Хлопают ладошки,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп
Хлопают ладошки.
Поиграем мы немножко
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем -
Их сжимаем, разжимаем.
А потом вприсядочку
Пляшут дети рядышком.
Книзу-кверху, раз и два -
Вот как пляшет детвора.
Логопед: Ну вот и согрелись. Ой, ребята, мы с вами громко играли, спугнули птиц. Давайте вспомним, каких птиц не стало (игра на развитие внимания и памяти «Кого не стало?»)
Ответы детей:
Не стало вороны ПОД деревом.
Не стало сороки НА пне.
Не стало снегиря НА ёлке.
Не стало совы В дупле.
Не стало дятла НА стволе.
Не стало воробья НА веточке.
Не стало синички НА снегу.
Логопед: А теперь пора домой. Возьмитесь за руки и пойдём.
5. Дидактическая игра «Кормушка»
Логопед: Многие птицы зимой собираются стайками. Так им легче добывать корм и не так холодно ночевать на морозе. Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.
Показываю кормушку.
Логопед: Мы кормушку смастерили и столовую открыли.
(логопед обращается к каждому из детей по очереди)
Ко мне на кормушку прилетел воробей, а к тебе стайка … (воробьёв), ко мне прилетел снегирь, а к тебе стайка … (снегирей, ворон, сорок, синиц, сов, голубей, дятлов).
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой
Стайки на крыльцо.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Логопед: А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? (ответы детей: зёрнышками, семенами и т.д.)
Логопед: Правильно. Я вам покажу семена, которыми можно покормить птиц.
Это семена дыни. Какие семена? - Дынные. Их ест синица.
Это семена от арбуза. Какие семена? - Арбузные. Их ест снегирь.
Семечки подсолнуха. Пшено. Как вы думаете, для каких птиц?
А ещё у нас есть сало, какая птица любит сало?
Логопед: Давайте посчитаем, сколько птичек прилетело к нам на кормушку. (дети бросают кубик-кости, сколько точек выпало на грани куба, столько прилетело птиц)
Логопед: воробей - Ребёнок: два воробья.
Логопед: ворона - Ребёнок: пять ворон. И т.д.
6. Игра «Картинки-загадки»
Логопед: Ребята, художник рисовал птиц, но работу свою не закончил. Что не дорисовал художник?
Детям раздаются карточки с неполным изображением птиц.
Логопед: Чего нет у вороны?
Ребёнок: У вороны нет клюва.
Логопед: Чего нет у воробья?
Ребёнок: У воробья нет крыльев. И т.д.
Логопед: предлагает детям сесть за столы и дорисовать картинки.
7. Итог занятия.
Логопед: О ком мы сегодня с вами говорили? Где мы побывали?
Дети вспоминают этапы занятия.
Что нового вы сегодня узнали?
Логопед: какие птицы прилетали к нам на кормушку. (ответы детей)
Логопед: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий с детьми временной речевой группы на тему "Братцы-карандаши".
Конспект разработан для подгруппы детей с ОНР. Целью является совершенствование речевых умений и навыков, необходимых ребенку для структурного и смыслового оформления высказывания....
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему: «Фрукты - сад»
Конспект занятия...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНРдля учителей-логопедов Советского районаЛексическая тема: Тр...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР. Тема: «Транспорт».
конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР по теме "Транспорт"...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Насекомые»...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ТЕМА: «ТРАНСПОРТ»
Формирование лексико-граматических средств языка по теме «Транспорт»....
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»
Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...