Конспект логопедической НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Новые приключения Колобка»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Овчинникова Оксана Александровна

Цель:

Образовательные:

- Закрепить умение детей определять наличие заданного звука в слове,

- продолжать учить определять количество слогов в словах;

- упражнять в умении проводить звуковой анализ слов;

- продолжать учить подбирать в словосочетание и предложение нужный по смыслу приставочный глагол.

Развивающие:

- Развивать внимание, мышление;

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;

- желание говорить правильно, красиво.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_konspekt.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедической НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Новые приключения Колобка»

Цель:

Образовательные:

- Закрепить умение детей определять наличие заданного звука в слове,

- продолжать учить определять количество слогов в словах;

- упражнять в умении проводить звуковой анализ слов;

- продолжать учить подбирать в словосочетание и предложение нужный по смыслу приставочный глагол.

Развивающие:

- Развивать внимание, мышление;

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;

- желание говорить правильно, красиво.

Оборудование: Игрушки: колобок, волк, лиса, заяц, медведь; предметы (книга, линейка, резинка, ручка, ваза, клей, картон, ананас, фотоаппарат, портфель); наборы для составления звукового анализа слов; картинки (ручка, пенал, книга, тетрадь, портфель, карандаш); листочки с недописанными буквами; карточки на которых написаны слоги и односложные слова; простые карандаши, листы бумаги в клетку.

Ход НОД:

І. Вводная часть.

Логопед подводит детей к полке с книгами и рассматривает вместе с ними книги, которые там стоят. Логопед просит детей назвать любимые сказки. Обращает внимание на одну книгу, которая имеет обложку к сказке Колобок. Логопед пролистывает книгу и обращает внимание детей на то, что иллюстрации не соответствуют сказке, которую дети все хорошо знают. Предлагает придумать новую сказку про Колобка.

Логопед: Я хочу вам рассказать про новые приключения Колобка. Только мне понадобится ваша помощь. Вы мне поможете?  

Дети: Да.

Логопед: Сначала давайте выполним артикуляционную гимнастику.

  Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). « Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко ( рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

(похвалить детей)

Логопед:  Скоро Колобку исполняется  7 лет, поэтому дедушка и бабушка решили  подарить ему букварь и школьные принадлежности.  «Зачем мне букварь?» - удивился Колобок. Дедушка ответил: - «Потому, что осенью 1 сентября ты пойдешь в школу». «А что такое школьные принадлежности?» - спросил Колобок у ребят.

Ответы детей.

Колобок: «А зачем нужны школьные принадлежности?»

Ответы детей.

Логопед: Колобок, тебе как будущему ученику надо собрать портфель, но положить в него только те предметы, в которых есть звук “К”. (Перечисляю: книга, линейка, резинка, ручка, ваза, клей, картон, ананас, фотоаппарат)

Дети называют предметы со звуком “К”, а логопед складывает в портфель выбранные детьми школьные принадлежности. (Оставшиеся предметы: фотоаппарат, ананас, ваза)

Логопед: А эти предметы и не нужны тебе Колобок в школе.

«Я не хочу в школу, я и так все знаю» - сказал Колобок, сидя на окошке. Дедушка и бабушка пошли в магазин, а Колобок задремал. И приснился ему удивительный сон.

ІІ Основная часть.

1. Расширение глагольного словаря. Правильное употребление в речи приставочных глаголов.

Снится ему, что он стал взрослым, у него есть машина. Колобок сел в машину и запел свою любимую новую песенку.

Логопед: Ребята, когда я сделаю паузу – вы мне подскажите слово.

Песенка Колобка: «Ехал я, ехал и к речке подъехал, мост переехал, к горке подъехал,  на горку въехал, с горки съехал, и дальше поехал, и в густой лес приехал».  

Вышел Колобок из машины  и покатился дальше в лес. А в этом лесу жили разные звери. Кого встретил колобок в лесу, мы сейчас и узнаем.

2. Слоговой анализ слов.

Логопед: Ребята, догадайтесь, кого встретил в лесу Колобок.  Вы сможете узнать, отгадав загадку.

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это –

Догадались, какого дикого животного первым встретил Колобок.

Дети: Колобок встретил волка.

Волк и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем».

Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».

«Твою песенку я знаю, я сказку 3 раза читал. Ты лучше про школу расскажи и помоги разложить вещи по полочкам. А не то я тебя съем».

Колобок заплакал: «Я ничего не знаю, я ведь ни в детский садик, ни в школу никогда не ходил».

Рассердился волк – зубами щелк.

Логопед: Не сердись серый волк, мы тебе пальчиковую гимнастику про лесных диких животных покажем.

                                                              Пальчиковая гимнастика.

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь с лесу.

Логопед: Давайте поможем Колобку.

Дети: Хорошо.

Логопед: - Что в школе дети делают?

Дети: Учатся, читают, пишут, решают примеры, лепят, рисуют, занимаются физкультурой, отвечают на вопросы учителя, слушают, отгадывают загадки, делают домашнее задание.

Логопед: А теперь поможем Колобку разложить школьные принадлежности по полочкам.

Перед детьми выставляется наборное полотно.

Логопед: На первую полоску надо поставить предметы, в названии которых один слог, на вторую – предметы, с двумя слогами, на третью – с тремя, на четвертую – предметы, в названии которых четыре слога.

Работа по индивидуальным картинкам. Дети расставляют картинки, объясняют свой выбор.

Волк: Спасибо, ребята! Вы умные, трудолюбивые, аккуратные. А ты Колобок обязательно иди в школу 1 сентября.

3. Звукобуквенный анализ слов, пальчиковая гимнастика.

Покатился Колобок дальше.

Логопед: Кого Колобок встретил в лесу, подскажет следующая загадка.

Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето

Дети: Колобок встретил зайца.

Заяц сказал: «Колобок, Колобок, я тебя съем».

Колобок: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».

«Твою песенку я знаю, я сказку читал. Я в школу лесную хожу, мне задали домашнее задание составить схему слов. Поможешь мне?   А не то я тебя съем».

 Колобок заплакал: «Я ничего не умею, я не слушал дедушку. Не хотел заниматься».

Логопед: Давайте поможем Колобку составить схему слов: КОТ, МАК, ПАУК.

Сколько звуков в слове КОТ. Какие это звуки? Первый звук – (К), второй - (О), третий звук – (Т). Сколько в слове КОТ согласных звуков, сколько гласных. А теперь составьте слово КОТ из букв. Сколько букв  в слове КОТ.

Аналогично дети составляют схемы других слов.

Заяц: Спасибо, ребята. Я устал. Хочу отдохнуть. Вы знаете зарядку.

Дети: Знаем!

4. Физкультминутка (фонопедическое упражнение)

Простился Колобок с зайцем и покатился домой, решил к дедушке вернуться и осенью в школу пойти. Вдруг видит - сидит лиса – красавица и лукавыми глазами в зеркало смотрит.

Давайте встанем возле стульчиков и покажем, какая была лиса.

Уж как шла лиса лесочком -       Дети хлопают попеременно ладонями по коленям.

Топ-топ, топ-топ-топ.        

Приседала под кусточком-     Произносят Ш-Ш-Ш, поднося к губам указательный палец.

Вот так, стоп!        

Головой лиса вертела –            Произносят А-А-А поворачивая голову

                                                     направо и налево.

Вот так, вот так!        

Да по сторонам глядела -        Произносят О-О-О, поворачивая голову

                                                           направо и налево.

Вот так, вот так!        

Дальше лисонька пошла-

Топ-топ, топ-топ-топ.                   Хлопают попеременно ладонями по коленям.

Хвостом дорожку подмела       «Крутят хвостом», произнося Ф-Ф-Ф.

Вдруг лиса остановилась,

Принюхалась и удивилась:             «Принюхиваются», сильно втягивая носом

                                                      воздух и поворачивая голову направо и налево.

Чует вкусную еду:                      Потирают животик.

- Я сейчас за ней иду!

5. Упражнение «Стертые буквы».

Увидела Колобка и говорит: - «Колобок, Колобок я тебя съем». Колобок отвечает: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».

«Я песенки только про себя люблю слушать, и стихи про себя. Я решила стать поэтом и писать стихи. Помоги мне буквы написать. А не то я тебя съем».

Колобок: Ребята, помогите, пожалуйста, я обязательно пойду учиться в школу. И буду таким же, как и вы умным, трудолюбивым, находчивым.

Детям раздаются карточки с недописанными буквами. Дети дописывают буквы.

Лиса: Помогли тебе дети, но я отпущу тебя, если выполнишь еще одно мое задание и ответишь на мой вопрос.

Чем отличаются буквы и звуки?

Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.

6. Упражнение: «Группировка букв».

Лиса: Разложите буквы на гласные и согласные, согласные на глухие и звонкие.

Дети выполняют задание.

7. Чтение слогов и слов.

Покатился Колобок дальше. Видит под деревом сидит медведь. Держит в руках газету. Увидел Колобка и говорит: - «Колобок, Колобок я тебя съем». Колобок отвечает: «Не ешь меня, я тебе песенку спою».

«Твою песенку я знаю, меня мама – медведица читать давно научила. Прочитай что написано в моей газете. А не то я тебя съем».

Колобок заплакал: «Я буквы не учил, читать не умею».

Логопед: Давайте выручим Колобка и прочитаем, что написано в газете.

Дети читают слоги и слова (работа по уровню развития)

Медведь: Спасибо, ребята. А ты, Колобок, осенью 1 сентября обязательно иди в школу. А не то я тебя съем.

Колобок: «Я пойду учиться в школу. Я хочу быть таким же как ребята: умными, сообразительными, находчивыми, трудолюбивыми. Ребята, помогите мне найти тропинку домой.

Дети: Хорошо.

ІІІ. Итог НОД.

Логопед: Проснулся Колобок и стал рассказывать дедушке о своем приключении во сне. А телевизор подарил Колобку книжку о его приключениях. О том, как ему помогли умные, трудолюбивые дети из детского сада разложить школьные принадлежности по полочкам для зайца, для волка составить схемы,  для медведя прочитать газету и для лисы написать буквы. А еще дети рассказали Колобку, почему важно идти учиться в школе.

Высказывания детей.

Логопед: Молодцы! Вы будете хорошо учиться в школе. А мы с вами написали нашу сказку «Новые приключения Колобка». Наша сказка получилась очень поучительной. Давайте посмотрим, какой стала наша книга. Посмотрите, здесь не раскрашены иллюстрации. Я думаю, что в ближайшее время, нам будет, чем с вами заняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе тема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группетема: Звук [ш], буква Ш «Заколдованная буква»...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, ТНР:ОНР Тема: «Буква Б, звуки б-б’»

Конспект логопедическогозанятия по обучению грамоте.Тема: «Буква Б, звуки б-б’»Целью занятия ставилось закрепление знаний детей о звуках [ б], [б’] и буквы [Б]В ...