Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Космические приключения"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Открытое занятие с использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon otkrytoe_zanyatie_kosmos.pdf1.36 МБ
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_planeta_kosmos.doc70 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

АНО ДО «Технологии образования»

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

«Космическое приключение»

(6-7 лет)

Подготовила и провела

воспитатель

Крылова Татьяна Борисовна

Г. Дмитров, с. Озерецкое,

Апрель 2023

Занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе

Тема: Космические приключения

Задачи:

Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различии согласных звуков по твёрдости и мягкости, глухости и звонкости.

Продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, совершенствовать умение делить слова на слоги; отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом, развивать мышление, внимание, память. Учить отгадывать загадки.

Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: ракета; изображения космических объектов: созвездия, вулкан, кометы; звёзды с буквами Б, У, К, В, А, Р, Ь; звёзды со слогами; фонограмма старта космической ракеты; звёзды со слогами; звездочки с буквами слова (Букварь) по количеству детей; слово Молодец с неправильно написанными буквами по количеству детей; учебник «Букварь»; цветные карандаши для звукового анализа, письмо, написанное соком лимона. Интерактивная доска. Для опыта: сосуд с водой, пищевой краситель, уксус, сода. Калейдоскопы по количеству детей для подарков.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: – Здравствуйте.

  1. Эмоциональная настройка.

Воспитатель: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: – Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руки,

Побежит тепло по кругу,

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Интерактивная доска, слайд 1, звукозапись «Всем, всем, всем! Отзовитесь, кто меня слышит. Мой космический корабль потерпел бедствие, и с огромной скоростью приближается к неизвестной планете. Она большая, круглая, голубая и живая, а кто на ней проживает и как она называется, я не знаю.»

III. Беседа.

Воспитатель: – Ребята, а вы знаете, как называется эта планета?

Дети: – Земля.

Воспитатель: – Какие планеты вы ещё знаете?

Дети: – (Ответы).

Воспитатель: – А кто живёт на планете Земля?

Дети: – Земляне.

Слайд 2, планеты Солнечной Системы.

Воспитатель: – А как можно назвать жителей других планет?

Дети: – (Ответы).

IV. Постановка учебной задачи

Появляется Йода (персонаж Звездных войн), слайд 3.

– Здравствуйте, меня зовут Йода. Я прилетел с планеты Мандалор за помощью.

Космические пираты похитили у нас одну очень ценную книгу. Помогите мне её вернуть? Чтобы вы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание мои друзья будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты.

Йода: Ребята, вы поможете мне?

Дети: Да

Воспитатель: – Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

К звездам улетим легко

Не в трамвае, не в метро,

Не в такси, не на мопеде,

А в космической

Дети (хором): – Ракете

Слайд 4.

Воспитатель: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Но Йода говорит, что в космос могут отправиться только грамотные и подготовленные дети для этого нам нужно сдать экзамен. У нас на доске билеты.

(на доске вывешены цветные карточки-билеты, на обороте которых написаны опорные слова, по которым воспитатель задаёт детям вопросы по пройденному материалу. Вопрос задаётся после того, как дети прочитают слово на карточке)

  1. Звуки и буквы.

Воспитатель: Чем звуки отличаются от букв?

Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

  1. Гласные

Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?

Дети: Гласные звуки мы поём, воздух при этом проходит свободно, не встречая преград.

  1. Согласные

Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?

Дети: Согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими

  1. Слог

Воспитатель: Как определить сколько в слове слогов?

Дети: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов

  1. Начало предложения

Воспитатель: С какой буквы пишется начало предложения?

Дети: Начало предложения пишется с большой буквы.

  1. Конец предложения

Воспитатель: Что ставится в конце предложения?

Дети: В конце предложения ставится точка; вопросительный или восклицательный знак.

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту, но прежде чем отправиться в полёт, предлагаю вам познакомиться с языком инопланетных цивилизаций. Наверняка он нам в полёте пригодится, повторяйте за мной.

  1. Артикуляционная гимнастика (Чистоговорка. Выполняется хором). Читаем с доски, слайд 5.

Ли – лэ – ла.

Ри – рэ – ра.

Эни – бэни.

Рики – таки.

Шурба – урба.

Синти – бряки.

Дэу – дэу.

Шах – мадэо.

Вац.

Воспитатель: – С языком ознакомились, можно отправляться. Что такое? Наша ракета не может взлететь, нужно ввести пароль. Пароль написан в письме инопланетян.

Ребята, это письмо написано невидимыми чернилами. Чтобы прочесть его нужно письмо подержать над свечой.

Опыт:

Воспитатель подносит письмо к горящей свече (письмо написано соком лимона и высушено). Прямо на глазах у детей на письме появляются буквы: ПУСК.

Воспитатель: – Прочитайте, что получилось.

Дети: – ПУСК!

Воспитатель: – Молодцы. За это задание космические друзья прислали нам первую звезду (Б, Слайд 6).Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться. Слайд 7.

Экипаж! Занять кресла, пристегнуть ремни! Начинаем обратный отсчёт. Три-два-один. (Звук запуска ракеты). Слайд 8.

VI. Деление слов на слоги.

Воспитатель: – Экипаж, на нашем пути наблюдаем созвездия. Давайте назовём их и определим количество слогов в каждом слове. (Созвездия: Лебедь, Дракон, Лев, Пегас, Геркулес, Медведица, Кит, Рыбы).

Дети: – (делят слова на слоги) Слайды 10-15.

Воспитатель: – Молодцы, справились с заданием. За это нам прислали нам вторую звезду (У, Слайд 16).

А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.

Я плююсь огнём и лавой

Я опасный великан,

Славен я не доброй славой,

Как зовут меня?

Загадка сопровождается опытом «Извержение вулкана». В вулкан (сосуд) заранее наполненный до половины ёмкости водой, смешанной с красным пищевым красителем, воспитатель добавляет несколько ложек уксуса. Дети наблюдают извержение вулкана.

Дети (хором):Вулкан.

Слайд 17.

VII. Звуковой анализ слов.

Воспитатель: – Ребята, чтобы нас не настигла огненная лава, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Откройте ваши бортовые журналы, возьмите космические карандаши. (Анализ слова вулкан).

Воспитатель: – Мы замечательно справились с заданием, получили третью звезду (К, слайд 18) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть. Экипаж! Отстегните ремни и покиньте корабль.

VIII. Физкультминутка.

Хоровод планеты водят

В вышине на небосводе.

Заключили солнце в круг

И летят за другом друг.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас.

Меркурий – раз (хлопок)

Венера – два (присесть)

Три – Земля (наклон вправо-влево)

Четыре – Марс (наклон вперёд-назад)

Пять – Юпитер (прыжок)

Шесть – Сатурн

Семь – Уран

Восьмой – Нептун (развести руки в стороны)

Девять – дальше всех Плутон,

Кто не видит, выйди вон.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля. (дети разводят руки в стороны)

Воспитатель: – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Дети (хором):Комета. Слайд 19.

IX. Составление схем предложений.

Воспитатель: – На хвосте кометы разместились слова, но космические пираты стёрли некоторые буквы. Давайте добавим недостающие буквы и прочитаем слова: плане а, солн.е, созве.дие, Гага.ин, астро.ом. (Слова написаны на доске)

Воспитатель: – Почему слово Гагарин написано с большой буквы?

Дети: – Это фамилия.

Воспитатель: – Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

Дети: – Имена людей, клички животных, названия городов, рек, планет

Воспитатель: – Составьте предложения с этими словами.

Воспитатель: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (В, слайд 20). А на нашем пути следующее испытание.

Лежит ковёр большой-большой,

А не ступишь на него ногой.

Дети: небо.

X. Гимнастика для глаз

Воспитатель: – Давайте нарисуем на небе звезду глазами.

Воспитатель: – Подберите родственные слова к слову звезда.

Дети: – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.

Воспитатель: – Что такое родственные слова?

Дети: – Слова родные друг другу.

Воспитатель: – Как понимаете слово звездопад?

Дети: – Явление, когда падают звёзды.

Воспитатель: – Какое это слово простое или сложное?

Дети: – Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.

Воспитатель: – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (А, слайд 21).

XI. Игра «Составь слова из слогов».

Воспитатель: – Посмотрите, на нашем пути начинается звёздный дождь. С неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КЕ, РО, КА, РА, ТА, ЛЯ, МЕ, УТ, РУ, ПУ, РЕ, ЗА, КО, СА. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова). Слайд 22.

Воспитатель: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (Р, слайд 23).

Воспитатель: – Ребята, у вас на столах закодированное слово, чтобы отгадать его вам нужно зачеркнуть все неправильно написанные буквы.

(Дети зачёркивают неправильно написанные буквы).

Воспитатель: – Прочтите, что у вас получилось.

Дети: – МОЛОДЦЫ.

Воспитатель: – Все справились с заданием и за это мы получаем последнюю буку (Ь, слайд 24).

Теперь можем узнать, какую же книгу похитили пираты.

(Дети из звёзд выкладывают слово.)

Дети: – БУКВАРЬ.

Воспитатель: – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть букварь Йоде .(Прощаемся с ним)

А теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Дети (хором): – Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

XII. Подведение итогов.

Воспитатель: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Дети: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, отгадывали загадки.

Воспитатель: – Ребята, посмотрите в окно, к нам кто-то прилетел! (за окном шарик клоуна – портрет Йоды). Это мандалорцы прислали свой портрет за помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии они хотят подарить вам подарки – калейдоскопы, что бы вы наблюдали за звездами.

На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.

Дети: – До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

План - конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключения принцессы».

Данный конспект поможет закрепить умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные....

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.

Тема: Школа. Школьные принадлежности . Цель:  Формирование  аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков  в си...

Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: "Письмо от Мудрой Совы"

ЗадачиОбразовательные:Закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости.Учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову.Форми...

Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Письмо от Мудрой Совы"

Цель: закрепить знания, умения и навыки детей, сформированные  на заняиях по обучению грамоте....