Конспект коррекционного часа по формированию лексико - грамматических категорий языка и связанной речи в логопедической подготовительной группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Закрепить представления детей о хвойных и лиственных деревьях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kategoriy_yazyka.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Детский сад №3 г. Лебедянь Липецкой области.
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЧАСА
по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи в логопедической
подготовительной группе
Воспитатель логопедической группы: Берсенёва Надежда Николаевна.
г.Лебедянь
Конспект коррекционного часа по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи.
Программные задачи:
- закрепить представления детей о хвойных и лиственных деревьях;
- упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду;
- обогащение лексики родственными словами к слову «лес», прилагательными, глаголами;
- закрепить название лиственного, хвойного, смешанного леса;
- упражнять в обобщении и классификации;
- упражнять образовывать относительные прилагательные от названий деревьев;
- упражнять в употреблении в речи сложно-подчиненных предложений с придаточными причины;
- развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику кистей рук;
- воспитывать бережное отношение к лесу.
- Дети, вы сегодня были на прогулке в лесу. Как только об этом узнал ваш друг Буратино, то очень расстроился. Как же вы его забыли? Вы теперь много узнали нового, а он ничего не знает о лесе. Я пообещала ему, что вы его обязательно возьмёте на следующую прогулку. И вот он уже готов. Ждет с нетерпением прогулки в лес. Чтобы не было скучно в пути, мы возьмём с собой песенку.
Песня «Осенняя прогулка».
(дети останавливаются около фланелеграфа, на котором картинки с изображением деревьев: хвойных – сосна, ель; лиственных – береза, дуб, тополь, рябина, липа, клен).
- Вот мы и пришли! Здравствуй лес!
Дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Сколько здесь деревьев и все разные. В какой же лес мы пришли? (в смешанный).
А если бы в лесу росли одни елочки и сосны, то, как бы он назывался? (хвойный).
А какой лес еще бывает? (лиственный).
Почему его так называют? (потому что на деревьях растут только листики, а не хвоя).
- Дети, расскажите Буратино, как называются деревья, которые растут на опушке леса? (дети перечисляют).
Буратино: Я уже запомнил и сейчас все назову. (начинает называть и допускает две ошибки путая сосну и ель).
- Правильно назвал деревья Буратино? Где он ошибся? Чем отличается сосна и ель? Почему Буратино их спутал? (дети называют отличия и сходство сосны и ели).
Буратино: Я тоже хочу вас проверить, хорошо ли вы знаете деревья? Мне очень нравятся два дерева и о них я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:
«Богатырского сложенья
Он раскидист и высок,
Желуди на нем растут,
Угадай, как его зовут»
(дуб)
«Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке
В белом сарафане»
(береза)
- Буратино спрашивает, почему эти деревья мне нравятся? Дети, вы не поможете мне ему объяснить? (дети рассказывают о дубе и березе. Дуб – какой? Береза – какая?).
Пока мы говорили о сосне да ели, дубе и березе, другие деревья загрустили. Им обидно, что о них ничего не сказали. А разве они плохие? Давайте мы им сделаем приятное, мы их похвалим. Клен – какой? Рябина – какая? Тополь – какой? Липа – какая?
Дети, вот видите, как повеселели деревья, им очень приятно, что так хорошо о них рассказывали.
Буратино любит играть и предлагает, чтобы мы поиграли с деревьями. А любимая игра у него – «прятки». Сначала вы спрячитесь за кленовые листочки, которые лежат у ваших ног. А когда откроете глаза, то отгадайте, что изменилось, какое дерево спряталось или поменяло свое место. (игра проводится 2-3 раза).
Физкультминутка. Игра с мячом.
(дети стоят в кругу).
Воспитатель бросает мяч и говорит:
- Одна береза, а пять… (ребенок добавляет… пять берез и бросает мяч воспитателю).
- одна сосна, а семь… семь сосен и т.д.
- Дети, где растут все эти деревья? (в лесу).
- Конечно, мы сейчас в большом лесу, а, знаешь ли, Буратино, как называется маленький лес?
- Конечно, знаю! Лесок! А какие слова еще образовались от слова «лес»?
- Нет, больше я не знаю. А вы ребята, знаете? Подскажите, пожалуйста.
- Дети, вы не только должны называть слово, но и объяснить Буратино, что оно обозначает. (лесочек, лесник, лесная, лесовичок, подлесок).
Буратино загрустил ему стыдно, что он так мало знает. А ведь ему тоже хочется, чтобы его взяли в школу. Но мы ему будем помогать готовится. Давайте покажем Буратино, как мы умеем составлять предложения.
Проведем игру «Подберем пару».
(у детей картинки с изображением дерева, а у воспитателя – с изображением веток от этих деревьев).
Ребенок говорит:
- Мне нужна сосновая ветка, потому что у меня сосна и т.д.
(Последний раз предложение произносит Буратино и очень рад, что произнес правильно).
Вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Но ведь нельзя же вернуться без подарка. Давайте хотя бы соберем осенний букет из листиков.
Пальчиковая гимнастика «Листья».
Раз, два, три, четыре, пять – хлопки в ладошки.
Будем листья собирать: энергичное сжимание:
Листья березы кулачков
Листья рябины загибание пальцев
Листья тополя по одному, начиная с
Листья осины большого
Листья дуба
Мы соберем сжимание кулачков
Маме осенний букет
отнесем «хождение» в воздухе пальцами.
Почему мы собрали в букет только подарки лиственных деревьев, а не взяли веточки ели и сосны? (потому что деревья осенью сбрасывают листья, а у хвойных пришлось бы их отламывать, а этого делать нельзя).
«Давайте лес любить, оберегать
И взрослым в этом помогать
Беречь леса, поля и реки
Чтоб сохранилось все на веки».
(дети с песенкой возвращаются с прогулки из «леса»).
«Теплый ветер гладит лица,
Лес шумит густой листвой.
Дуб нам хочет поклониться,
Клен качает головой.
А кудрявая березка
Провожает всех ребят,
До свиданья, лес осенний
Мы уходим в детский сад»
Индивидуальная работа (за столом).
Воспитатель дает задание:
- штриховка изображения ели наклоном в правую и левую сторону от центра;
- рисование хвои на еловой ветке;
- нанизывание рябины на проволоку – изготовление бус.
(работают над одним заданием по парам, сравнивая свои работы).
Воспитатель индивидуально занимается с детьми по заданию логопеда.
1 задание – подбери действия к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.
Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы....
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема « Если хочешь быть здоров»
Цель: обобщение знаний детей об овощах и фруктах;Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Активизировать и уточнить словарь по лексическим темам – Осень, овощи, фрукты,2.Закрепить обобща...
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми подготовительной группы
Активизация и актуализация словарного запаса. Формирование навыка в образовании и употреблении приставочных глаголов. Совершенствование навыков в согласовании разных частей речи в числе, роде и ...
«Подарки Мойдодыра» Конспект группового занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР
laquo;Подарки Мойдодыра» Конспект группового занятияпо формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (Для детей старшей группы с ОНР).
Тема: "Овощи". Цель: формирование лексико-грамматических средств языка....
Конспект коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшей группы «Путешествие - в поисках клада»
В игровой форме с использованием распевки, веселой артикуляционной гимнастики, яркого картинного материала активизируем слуховое внимание детей старшего дошкольного возраста, подготовим к процессу диф...
Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связанной речи. Тема: Предлог «НА». Посуда.
Цель: формирование умения понимать и правильно употреблять предлог «на»...