Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема « Если хочешь быть здоров»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Смирнова Людмила Евгеньевна

Цель: обобщение знаний детей об овощах и фруктах;

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Активизировать  и уточнить словарь по лексическим темам – Осень, овощи, фрукты,

2.Закрепить  обобщающие понятия – Овощи – фрукты.

3.Упражнять в образовании  относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, в изменении  существительных  в роде, числе и падеже.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение составлять описательные рассказы;

2. Развивать умение дуть по - середине языка прохладной струёй, не раздувая щёк, не поднимая плеч.

3. Развивать  динамическую  организацию движений, внимание, память.

4.Тренировать органы артикуляционного аппарата.

Коррекционно – воспитательные:

1.            Воспитывать желание заниматься, выполнять задание логопеда, проявлять речевую активность на занятии; 

2.            Продолжать формировать представления о здоровом образе жизни - о правильном питании.

План проведения:

1. Организационный момент:

   - Признаки осени;

   - Дыхательное упражнение.

 2.Основная часть:

   - Приход Стобеда, беседа с ним.

   - Физкультминутка “ Соберём урожай”

        - Игра «Чудесный мешочек», рассказ - описание плодов по схеме

        - Артикуляционная гимнастика

        - Игра с мячом « Какой , какая , какое?»

        - Логоритмическая игра « Овощи»

        - Игра «Поварята»//   Игра с мячом «Назови плоды ласково» 

        - Пальчиковая игра « Мы капустку...»

        - Игра « В магазине много»- чистоговорки

     3.Заключительная часть. Рефлексия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_esli_hochesh_byt_zdorov.docx75.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №193»

 Г.Ярославль, Дзержинский район, Ленинградский проспект 63 А

Конспект коррекционно-развивающей деятельности

по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР

Тема: « Если хочешь быть здоров»

Автор - Учитель-логопед высшей категории: Смирнова Л.Е.

Цель: обобщение знаний детей об овощах и фруктах;

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

1.Активизировать  и уточнить словарь по лексическим темам – Осень, овощи, фрукты,

2.Закрепить  обобщающие понятия – Овощи – фрукты.

3.Упражнять в образовании  относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, в изменении  существительных  в роде, числе и падеже.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать умение составлять описательные рассказы;

2. Развивать умение дуть по - середине языка прохладной струёй, не раздувая щёк, не поднимая плеч.

3. Развивать  динамическую  организацию движений, внимание, память.

4.Тренировать органы артикуляционного аппарата.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать желание заниматься, выполнять задание логопеда, проявлять речевую активность на занятии; 
  2. Продолжать формировать представления о здоровом образе жизни - о правильном питании.

Оборудование:  персонаж - Стобед, Чудесный мешочек, натуральные фрукты и овощи, 2 кастрюли  или тарелки-блюда, 2 фартука, таблица для составления описательных рассказов по Т.А.Ткаченко.

Раздаточный материал: осенние листья, зеркала и  одноразовые платочки на каждого.

Предварительная работа: обогащение , уточнение и  активизация словаря по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Осень», развитие грамматических категорий и связной речи на занятиях учителя-логопеда, воспитателей. Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, натуральных плодов-овощей и фруктов, отгадывание загадок, разучивание стихов, пальчиковой гимнастики, чтение произведений.

План проведения:

  1. Организационный момент:

   - Признаки осени;

   - Дыхательное упражнение.

     2.Основная часть:

   - Приход Стобеда, беседа с ним.

   - Физкультминутка “ Соберём урожай”

        - Игра «Чудесный мешочек», рассказ - описание плодов по схеме

        - Артикуляционная гимнастика

        - Игра с мячом « Какой , какая , какое?»

        - Логоритмическая игра « Овощи»

        - Игра «Поварята»//   Игра с мячом «Назови плоды ласково»

        - Пальчиковая игра « Мы капустку...»

        - Игра « В магазине много»- чистоговорки

     3.Заключительная часть. Рефлексия.

Ход:

I Организационно-мотивационная часть. Приветствие.

Цель: организация детей, объявление темы занятия.

Задачи

Действия учителя-логопеда

Действия детей

- Учить слоговому анализу;

-Закреплять признаки осени;

- Развивать умение дуть по - середине языка прохладной струёй, не раздувая щёк, не поднимая плеч.

1.- Здравствуйте, дети.

- Представьтесь, нашим гостям, отхлопайте свои имена. Наши гости пришли посмотреть, что вы  нового узнали, чему научились.

2. - Ребятки, как вы думаете, о каком времени года мы будем сегодня говорить?

-   Почему вы думаете, что сейчас осень? (за правильный ответ осенний листок)

3.Дыхательное упражнение

 «Осенний листик» 

- Покажем холодный осенний ветер.

- Присаживайтесь на свои места.

Дети прохлопывают по слогам приветствие.

- Ар-тём

Об осени.

Дети называют признаки осени:

- Листья на деревья желтеют и опадают.

- Трава и цветы – вянут, сохнут.

- Можно наблюдать осеннее явление – листопад.

- С каждым днём становится холоднее.

- Перелётные птицы улетают на юг.

- Часто идут дожди.

- День становится короче, а ночь длиннее.

- Люди собрали с полей урожай.

-Люди надели осеннюю одежду.

Выполняют упражнение

II Основная часть:

- Продолжать формировать представления о здоровом образе жизни - о правильном питании;

- Учить отвечать на вопросы полным предложением;

- Закрепить  обобщающие понятия – Овощи – фрукты.

- Развивать координацию речи с движениями;

- Развивать тактильные ощущения;

-Развивать умение составлять описательный рассказ;

-Учить детей подбирать однородные слова-определения для описания овощей и фруктов.

- Тренировать органы артикуляционного аппарата.

- Упражнять в образовании  относительных прилагательных,

- Отрабатывать четкие, координированные движения во взаимосвязи с речью;

- Развивать общую и мелкую моторику;

-Закреплять умение дифференцировать овощи-фрукты;

- Активизировать словарь по теме;

- Упражнять в образовании  относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом,

- Упражнять детей в словоизменении;

- Активизировать БАТ, учить приёмам самомассажа для профилактики простудных заболеваний.

4.Сюрприз. момент- стук в дверь –приход Стобеда.

С.:-Ой-ой-ой, как у меня живот то болит.

Л:Здравствуй Стобед, что случилось? Ты завтракал сегодня? Что ты съел?

С: Чипсы с лимонадом.

Л: Разве ты не знаешь, что это очень вредная еда! Её нельзя есть детям. Надо есть правильную, полезную пищу, чтобы не болеть.

С : Что значит полезную?

Л: Ребята, давайте, поможем Стобеду и расскажем, что нужно есть, чтобы не болеть.

Л : - Какую вы знаете полезную пищу?

С: -  Что такое овощи?

   

      - Что такое фрукты?

Л : -  Эти плоды очень полезны для здоровья, кто знает почему ?

С : - Какие они? Как они выглядят?

Л:  - Ты Стобед посиди, на ребят посмотри.  А ребята всё расскажут, овощи и фрукты тебе покажут.

5.Физкультминутка “ Соберём урожай”

6. Игра «Чудесный мешочек»

Л: Поиграем, плод узнаем. Угадай на ощупь, что в мешке?

С : И как же их есть, сырыми или варёными?

Л: Можно и сырыми и варёными! В сырых овощах и фруктах витаминов больше всего. Но главное не забывать плоды тщательно вымыть перед едой и перед варкой! А как есть, мы сейчас тебе покажем.

7. Артикуляционная гимнастика

Мы рады – большому урожаю,

Вкусные плоды, причмокиваем,

- Улыбка – Трубочка (чередуем),

- Мы кусочек откусили,

- Пожевали – та,та,та,

 

- Проглотили,

 -Ах, как вкусно!                                 

Вдох –через нос, животики округлились, выдох через рот – живот втянули.

– Можно губки облизать

и спасибо всем сказать.

8.Л: Губы вытерли платком. Из этих плодов можно приготовить много полезных блюд, каких?

Игра с мячом

« Какой, какая, какое?»

Суп из картофеля  

Салат из огурцов  

Компот из яблок    

Пюре из картофеля –

Сок из помидоров (томатов) –

Салат из капусты –

Рагу из овощей –

Начинка из моркови –

Суп из лука –

Суп из гороха –

Икра из кабачков –

9.   Логоритмическая игра

              « Овощи»

Л:  Скажите, кто дома готовит вам еду?

 

10.Л: - Скажите, кто детском саду готовит вам еду? Поможем нашим поварам.

Игра «Поварята». Разбери плоды и разложи их по кастрюлям – овощи в кастрюлю для супа, фрукты – в кастрюлю для компота.

 Игра с мячом «Назови плоды ласково»

Свёкла

Проверить правильность выполненного задания для поварят со Стобедом.

С: - В компот кладут?

     - И компот получается…

    - А в суп кладут?

     - Суп называется …

11. Пальчиковая игра « Мы капустку…» Приготовим все вместе:

12. С:  - Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что есть нужно правильную пищу. Но раз овощи и фрукты такие полезные, значит, их и на всех не хватит…?

Л: - Что ты Стобед, их очень много в магазине.

Игра « В магазине много»

Элементы аурикулярного массажа (по Р. Ауглину)

- Взявшись за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз.

- Взявшись за верхушки ушей, потянуть их вверх.

- Взявшись за середину ушной раковины, оттянуть их вперёд, затем назад и в стороны.

- овощи, фрукты, ягоды.

- Это плоды, которые растут на грядке.

– Это плоды, которые растут на дереве.

Потому что в них содержатся витамины, они нужны для роста и развития.

В огород пойдем, урожай соберем.  (Маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”) 
И картошки накопаем.

 (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный,

 (Показывают круг руками)
Огурцов нарвем немножко, (“Рвут”)

Яблок - целое  лукошко

 ( «Собирают яблоки»)
И вернёмся по дорожке. (Маршируют)

Дети угадывают плод, составляют рассказ-  описание с опорой на схему.

Это свёкла, она растёт в грядке в земле – это овощ, по форме – круглая, на ощупь она гладкая, твёрдая,  по цвету – красная, на вкус – сладкая.

(зеркала и платочки на каждого)

- Улыбка

- Трубочка

- Улыбка – Трубочка 

- Широко открыли рот и закрыли

- Массируем зубами кончик языка

- Ам!                                                 

  -Ах, как вкусно!  - Гладят  ладошкой животики.

-  Облизывают губы по кругу.

- Суп, пюре, компот, сок, салат

- картофельный

- огуречный

- яблочный

- мама

Овощи 
Тувим Юлиан (пер. С. Михалкова)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

 петрушку и свёклу.Ох! …

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

И суп овощной оказался неплох! Ох!..

- Повар.

Два «поварёнка» в фартуках выполняют задание.

Остальные дети играют

- Свёколка…

- фрукты

- фруктовый

- Овощи

- овощной

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы морковку трём, трём,

(«трут на тёрке»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)

Чистоговорки.

Ок –ок-ок (3р.)- много яблок,

(растираем до тепла пальцы рук)

 Ов-ов-ов (3р.)- много кабачков,

 (массаж точки  на пр.руке)

Ов-ов-ов (3р.)- много огурцов,

(массаж точки  на лев.руке)

 Ви-ви-ви (3р.) – много моркови, ( уши -   )        

 Ка-ка-ка (3р.) – много чеснока.   ( …      )

Ай-ай-ай ( 3р.)  – богатый урожай ( …         )        )       )

III   Заключительная  часть. Рефлексия.

Цель: подведение итогов.

- закрепить знания детей по пройденной теме;

- закрепить положительный  эмоциональный эффект от совместной деятельности.

С: - Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

Если хочешь быть здоров,

ешь побольше ты плодов!

- Я хочу вас отблагодарить.

(Дарит детям сок, и прощаясь уходит).

Л: - Ребята, вы такие молодцы!

     - Чему вы научили Стобеда?

     - Что больше всего понравилось, запомнилось?

C:\Users\Милочка\Documents\Логопедия\Занятия\Итоговое - старшая группа\Занятие итоговое осень ФОТО\SAM_2634.JPG Игра «Поварята».

F:\ФОТО\Работа\Проект МОРОЗКО ФОТО\DSC02687.JPG Стобед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"

Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Осень»

Данное занятие направлено на  закрепление представления  детей с ОНР  об основных приметах осени,  развитие словообразовательной функции речи, слухового внимания и мышления....

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Одежда»

Конспект открытого занятия по формированиюлексико-грамматических средств языка иразвитию связной речи в подготовительной логопедической группе.Тема: «Одежда»...

Перспективно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с нарушениями речи.

Данный материал помогает спланировать работу по  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с  детьми старшей группы с нарушениями речи....