Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема « Если хочешь быть здоров»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цель: обобщение знаний детей об овощах и фруктах;
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Активизировать и уточнить словарь по лексическим темам – Осень, овощи, фрукты,
2.Закрепить обобщающие понятия – Овощи – фрукты.
3.Упражнять в образовании относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, в изменении существительных в роде, числе и падеже.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать умение составлять описательные рассказы;
2. Развивать умение дуть по - середине языка прохладной струёй, не раздувая щёк, не поднимая плеч.
3. Развивать динамическую организацию движений, внимание, память.
4.Тренировать органы артикуляционного аппарата.
Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитывать желание заниматься, выполнять задание логопеда, проявлять речевую активность на занятии;
2. Продолжать формировать представления о здоровом образе жизни - о правильном питании.
План проведения:
1. Организационный момент:
- Признаки осени;
- Дыхательное упражнение.
2.Основная часть:
- Приход Стобеда, беседа с ним.
- Физкультминутка “ Соберём урожай”
- Игра «Чудесный мешочек», рассказ - описание плодов по схеме
- Артикуляционная гимнастика
- Игра с мячом « Какой , какая , какое?»
- Логоритмическая игра « Овощи»
- Игра «Поварята»// Игра с мячом «Назови плоды ласково»
- Пальчиковая игра « Мы капустку...»
- Игра « В магазине много»- чистоговорки
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_esli_hochesh_byt_zdorov.docx | 75.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №193»
Г.Ярославль, Дзержинский район, Ленинградский проспект 63 А
Конспект коррекционно-развивающей деятельности
по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР
Тема: « Если хочешь быть здоров»
Автор - Учитель-логопед высшей категории: Смирнова Л.Е.
Цель: обобщение знаний детей об овощах и фруктах;
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Активизировать и уточнить словарь по лексическим темам – Осень, овощи, фрукты,
2.Закрепить обобщающие понятия – Овощи – фрукты.
3.Упражнять в образовании относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, в изменении существительных в роде, числе и падеже.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать умение составлять описательные рассказы;
2. Развивать умение дуть по - середине языка прохладной струёй, не раздувая щёк, не поднимая плеч.
3. Развивать динамическую организацию движений, внимание, память.
4.Тренировать органы артикуляционного аппарата.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать желание заниматься, выполнять задание логопеда, проявлять речевую активность на занятии;
- Продолжать формировать представления о здоровом образе жизни - о правильном питании.
Оборудование: персонаж - Стобед, Чудесный мешочек, натуральные фрукты и овощи, 2 кастрюли или тарелки-блюда, 2 фартука, таблица для составления описательных рассказов по Т.А.Ткаченко.
Раздаточный материал: осенние листья, зеркала и одноразовые платочки на каждого.
Предварительная работа: обогащение , уточнение и активизация словаря по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Осень», развитие грамматических категорий и связной речи на занятиях учителя-логопеда, воспитателей. Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, натуральных плодов-овощей и фруктов, отгадывание загадок, разучивание стихов, пальчиковой гимнастики, чтение произведений.
План проведения:
- Организационный момент:
- Признаки осени;
- Дыхательное упражнение.
2.Основная часть:
- Приход Стобеда, беседа с ним.
- Физкультминутка “ Соберём урожай”
- Игра «Чудесный мешочек», рассказ - описание плодов по схеме
- Артикуляционная гимнастика
- Игра с мячом « Какой , какая , какое?»
- Логоритмическая игра « Овощи»
- Игра «Поварята»// Игра с мячом «Назови плоды ласково»
- Пальчиковая игра « Мы капустку...»
- Игра « В магазине много»- чистоговорки
3.Заключительная часть. Рефлексия.
Ход:
I Организационно-мотивационная часть. Приветствие.
Цель: организация детей, объявление темы занятия.
Задачи | Действия учителя-логопеда | Действия детей |
- Учить слоговому анализу; -Закреплять признаки осени; - Развивать умение дуть по - середине языка прохладной струёй, не раздувая щёк, не поднимая плеч. | 1.- Здравствуйте, дети. - Представьтесь, нашим гостям, отхлопайте свои имена. Наши гости пришли посмотреть, что вы нового узнали, чему научились. 2. - Ребятки, как вы думаете, о каком времени года мы будем сегодня говорить? - Почему вы думаете, что сейчас осень? (за правильный ответ осенний листок) 3.Дыхательное упражнение «Осенний листик» - Покажем холодный осенний ветер. - Присаживайтесь на свои места. | Дети прохлопывают по слогам приветствие. - Ар-тём… Об осени. Дети называют признаки осени: - Листья на деревья желтеют и опадают. - Трава и цветы – вянут, сохнут. - Можно наблюдать осеннее явление – листопад. - С каждым днём становится холоднее. - Перелётные птицы улетают на юг. - Часто идут дожди. - День становится короче, а ночь длиннее. - Люди собрали с полей урожай. -Люди надели осеннюю одежду. Выполняют упражнение |
II Основная часть:
- Продолжать формировать представления о здоровом образе жизни - о правильном питании; - Учить отвечать на вопросы полным предложением; - Закрепить обобщающие понятия – Овощи – фрукты. - Развивать координацию речи с движениями; - Развивать тактильные ощущения; -Развивать умение составлять описательный рассказ; -Учить детей подбирать однородные слова-определения для описания овощей и фруктов. - Тренировать органы артикуляционного аппарата. - Упражнять в образовании относительных прилагательных, - Отрабатывать четкие, координированные движения во взаимосвязи с речью; - Развивать общую и мелкую моторику; -Закреплять умение дифференцировать овощи-фрукты; - Активизировать словарь по теме; - Упражнять в образовании относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, - Упражнять детей в словоизменении; - Активизировать БАТ, учить приёмам самомассажа для профилактики простудных заболеваний. | 4.Сюрприз. момент- стук в дверь –приход Стобеда. С.:-Ой-ой-ой, как у меня живот то болит. Л:Здравствуй Стобед, что случилось? Ты завтракал сегодня? Что ты съел? С: Чипсы с лимонадом. Л: Разве ты не знаешь, что это очень вредная еда! Её нельзя есть детям. Надо есть правильную, полезную пищу, чтобы не болеть. С : Что значит полезную? Л: Ребята, давайте, поможем Стобеду и расскажем, что нужно есть, чтобы не болеть. Л : - Какую вы знаете полезную пищу? С: - Что такое овощи?
- Что такое фрукты? Л : - Эти плоды очень полезны для здоровья, кто знает почему ? С : - Какие они? Как они выглядят? Л: - Ты Стобед посиди, на ребят посмотри. А ребята всё расскажут, овощи и фрукты тебе покажут. 5.Физкультминутка “ Соберём урожай” 6. Игра «Чудесный мешочек» Л: Поиграем, плод узнаем. Угадай на ощупь, что в мешке? С : И как же их есть, сырыми или варёными? Л: Можно и сырыми и варёными! В сырых овощах и фруктах витаминов больше всего. Но главное не забывать плоды тщательно вымыть перед едой и перед варкой! А как есть, мы сейчас тебе покажем. 7. Артикуляционная гимнастика Мы рады – большому урожаю, Вкусные плоды, причмокиваем, - Улыбка – Трубочка (чередуем), - Мы кусочек откусили, - Пожевали – та,та,та,
- Проглотили, -Ах, как вкусно! Вдох –через нос, животики округлились, выдох через рот – живот втянули. – Можно губки облизать и спасибо всем сказать. 8.Л: Губы вытерли платком. Из этих плодов можно приготовить много полезных блюд, каких? Игра с мячом « Какой, какая, какое?» Суп из картофеля Салат из огурцов Компот из яблок Пюре из картофеля – Сок из помидоров (томатов) – Салат из капусты – Рагу из овощей – Начинка из моркови – Суп из лука – Суп из гороха – Икра из кабачков – 9. Логоритмическая игра « Овощи» Л: Скажите, кто дома готовит вам еду?
10.Л: - Скажите, кто детском саду готовит вам еду? Поможем нашим поварам. Игра «Поварята». Разбери плоды и разложи их по кастрюлям – овощи в кастрюлю для супа, фрукты – в кастрюлю для компота. Игра с мячом «Назови плоды ласково» Свёкла Проверить правильность выполненного задания для поварят со Стобедом. С: - В компот кладут? - И компот получается… - А в суп кладут? - Суп называется … 11. Пальчиковая игра « Мы капустку…» Приготовим все вместе: 12. С: - Спасибо, ребята. Теперь я знаю, что есть нужно правильную пищу. Но раз овощи и фрукты такие полезные, значит, их и на всех не хватит…? Л: - Что ты Стобед, их очень много в магазине. Игра « В магазине много» Элементы аурикулярного массажа (по Р. Ауглину) - Взявшись за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз. - Взявшись за верхушки ушей, потянуть их вверх. - Взявшись за середину ушной раковины, оттянуть их вперёд, затем назад и в стороны. | - овощи, фрукты, ягоды. - Это плоды, которые растут на грядке. – Это плоды, которые растут на дереве. – Потому что в них содержатся витамины, они нужны для роста и развития. В огород пойдем, урожай соберем. (Маршируют) (“Копают”) (Показывают круг руками) Яблок - целое лукошко ( «Собирают яблоки») Дети угадывают плод, составляют рассказ- описание с опорой на схему. – Это свёкла, она растёт в грядке в земле – это овощ, по форме – круглая, на ощупь она гладкая, твёрдая, по цвету – красная, на вкус – сладкая. (зеркала и платочки на каждого) - Улыбка - Трубочка - Улыбка – Трубочка - Широко открыли рот и закрыли - Массируем зубами кончик языка - Ам! -Ах, как вкусно! - Гладят ладошкой животики. - Облизывают губы по кругу. - Суп, пюре, компот, сок, салат… - картофельный - огуречный - яблочный … - мама Овощи Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.Ох! … Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, капуста, морковка, горох, И суп овощной оказался неплох! Ох!.. - Повар. Два «поварёнка» в фартуках выполняют задание. Остальные дети играют - Свёколка… - фрукты - фруктовый - Овощи - овощной Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором) Мы морковку трём, трём, («трут на тёрке») Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят») Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук) Чистоговорки. Ок –ок-ок (3р.)- много яблок, (растираем до тепла пальцы рук) Ов-ов-ов (3р.)- много кабачков, (массаж точки на пр.руке) Ов-ов-ов (3р.)- много огурцов, (массаж точки на лев.руке) Ви-ви-ви (3р.) – много моркови, ( уши - ) Ка-ка-ка (3р.) – много чеснока. ( … ) Ай-ай-ай ( 3р.) – богатый урожай ( … ) ) ) |
III Заключительная часть. Рефлексия.
Цель: подведение итогов.
- закрепить знания детей по пройденной теме; - закрепить положительный эмоциональный эффект от совместной деятельности. | С: - Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. Если хочешь быть здоров, ешь побольше ты плодов! - Я хочу вас отблагодарить. (Дарит детям сок, и прощаясь уходит). Л: - Ребята, вы такие молодцы! - Чему вы научили Стобеда? - Что больше всего понравилось, запомнилось? |
Игра «Поварята».
Стобед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей подготовительной группы
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"
Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Осень»
Данное занятие направлено на закрепление представления детей с ОНР об основных приметах осени, развитие словообразовательной функции речи, слухового внимания и мышления....
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Одежда»
Конспект открытого занятия по формированиюлексико-грамматических средств языка иразвитию связной речи в подготовительной логопедической группе.Тема: «Одежда»...
Перспективно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с нарушениями речи.
Данный материал помогает спланировать работу по по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми старшей группы с нарушениями речи....