Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.
Тема: образование существительных единственного числа в форме творительного падежа без предлога и с предлогом «с».
Цель: Учить детей правильно употреблять в речи существительные единственного числа в форме творительного падежа без предлога и с предлогом «с».
Задачи:
Обучающие:
-Формировать у детей умение правильно использовать в речи существительные единственного числа в форме творительного
падежа без предлога и с предлогом «с».
- Закрепить это умение при помощи наглядного материала и без опоры на картинки в различных игровых ситуациях.
- Закреплять название орудий труда.
- Закрепить названия профессий.
- Упражнять детей в составление предложений.
Развивающие:
-Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Оборудование:
Демонстрационный материал: предметные картинки: пила, игла, топор, нож, рубанок, метла, картинки с изображением диких животных и их детенышей, 2 силуэта – мальчика и девочки.
Раздаточный материал: предметные картинки изображающие: веник, тряпку, иголку, лопату, кисточку, отвёртку, пилу, удочку; картинки с изображением людей разных профессий.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети стоят в линию. Логопед говорит: « Первым сядет тот, кто стоит между Мишей и Юлей. А сейчас сядет тот, кто стоит между …». И так далее. / 2-3 минуты /.
Основная часть.
1. На доске предметные картинки изображающие пилу, иглу, топор, нож, рубанок, метлу. Логопед просит детей рассмотреть картинки и ответить на вопрос «чем?»
а) По опорным предметным картинкам:
Пилят (чем?) (пилой)
Шьют (чем?) (иглой)
Рубят (чем?) (топором)
Строгают (чем?) (рубанком)
Метут (чем?) (метлой)
Режут (чем?) (ножом)
Логопед предлагает детям показать: как они будут пилить, как шить, а как расчесываться.
б) Логопед выставляет на доску 2 силуэта: мальчика и девочку. Дети должны расположить картинки, про которые можно сказать ОН около мальчика, а про которые можно сказать ОНА, около девочки. Логопед обращает внимание детей на то, что слово «мальчик» можно заменить на слово «ОН», а слово «девочка», на слово «ОНА».
Силуэт мальчика | Предметные картинки | Составляются предложения |
Топор | Он рубит топором. | |
Нож | Он режет ножом. | |
Рубанок | Он строгает рубанком. |
Ответы проговариваются хором и индивидуально. Окончание ОМ – выделяется интонационно.
Силуэт девочки | Предметные картинки | Составляются предложения |
Пила | Она пилит пилой | |
Игла | Она шьёт иглой | |
Метла | Она метёт метлой |
Ответы проговариваются хором и индивидуально. Окончание ОЙ – выделяется интонационно.
2. На столе логопеда лежат предметные картинки, изображающие: веник, тряпку, иголку, лопату, кисточку, отвёртку, пилу, удочку. Дети берут по одной картинке с изображением того предмета, с помощью которого они будут выполнять действие, организуется диалог:
У меня лопата. Я буду копать лопатой. А у тебя что?
У меня кисточка. Я буду рисовать кисточкой. А у тебя что? И т.д.
3. Дидактическая игра «Кто, чем работает?»
Маляр – кистью, валиком…
Дворник — метлой, лопатой …
Плотник – отвёрткой, пилой, рубанком, гаечным ключом …
4. Дидактическая игра «Кто, с чем идёт на работу?».
У детей на столах картинки с изображением людей разных профессий. Дети составляют с ними предложения. Например: Дворник идёт на работу с метлой.
5. Физкультминутка. Игра «Мы топаем ногами».
Логопед вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:
И бегом кругом,
И бегом кругом.
Через некоторое время логопед говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются.
6. Игра «Кто с кем стоит?»
Логопед предлагает детям встать парами, а затем задает вопрос: « Оля, с кем ты стоишь?» Оля отвечает: « Я стою с Сашей». И так далее.
7. Логопед спрашивает детей: «Догадайтесь, каким предметом я буду выполнять действие?»
Я буду вытирать пыль …
Я буду рубить дрова …
Я буду забивать гвоздь …
Я буду копать яму…
Я буду строгать доски …
Я буду завинчивать шуруп …
Я буду подметать пол …
Я буду мыть пол …
Заключительная часть.
Логопед спрашивает у детей: «Чем занимались на занятии?», дает оценку деятельности детей, отмечая каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с задержкой речевого развития в домашних условиях
Фомирование обобщающих понятий в домашних условиях...
Учебный план занятий по формированию лексико – грамматических средств языка, развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной группе
Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Дефекты произношения сами собой не...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: "Осень"
в данном конспекте представлено занятие для воспитанников 5-6 лет по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»
Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...