Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

 

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по формированию лексика – грамматических средств языка и связной речи для детей подготовительной группы.

Тема: образование существительных единственного числа в форме творительного падежа без предлога и с предлогом «с».

Цель: Учить детей правильно употреблять в речи существительные единственного числа в форме творительного падежа без предлога и с предлогом «с».

 Задачи:

Обучающие:

-Формировать у детей умение правильно использовать в речи существительные единственного числа в форме творительного

падежа без предлога и с предлогом «с».

- Закрепить это умение при помощи наглядного материала и без опоры на картинки в различных игровых ситуациях.

- Закреплять название орудий труда.

- Закрепить названия профессий.

- Упражнять детей в составление предложений.

Развивающие:

-Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.      

- Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать в коллективе.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование:

Демонстрационный материал: предметные картинки: пила, игла, топор, нож, рубанок, метла, картинки с изображением диких животных  и их детенышей, 2 силуэта – мальчика и девочки.

Раздаточный материал: предметные картинки изображающие: веник, тряпку, иголку, лопату, кисточку, отвёртку, пилу, удочку; картинки с изображением людей разных профессий.

 

Ход занятия:

  Организационный момент.

 Дети стоят в линию. Логопед говорит: « Первым сядет тот, кто стоит между Мишей и Юлей. А сейчас сядет тот, кто стоит между …». И так далее. / 2-3 минуты /.

 Основная часть.    

1. На доске предметные картинки изображающие пилу, иглу, топор, нож, рубанок, метлу. Логопед просит детей рассмотреть картинки и ответить на вопрос «чем?»

а) По опорным предметным картинкам:

    Пилят (чем?)  (пилой)

    Шьют (чем?)  (иглой)      

    Рубят (чем?)   (топором)

    Строгают (чем?)  (рубанком)

    Метут (чем?)   (метлой)

    Режут (чем?)    (ножом)

 Логопед предлагает детям показать: как они будут пилить, как шить, а как расчесываться.    

 б) Логопед выставляет на доску 2 силуэта: мальчика и девочку. Дети должны расположить картинки, про которые можно сказать ОН около мальчика, а про которые можно сказать ОНА, около девочки. Логопед обращает внимание детей на то, что слово «мальчик» можно заменить на слово «ОН», а слово «девочка», на слово «ОНА».  

Силуэт мальчика

Предметные картинки

Составляются предложения

Топор

Он рубит топором.

Нож

Он режет ножом.

Рубанок

Он строгает рубанком.

Ответы проговариваются хором и индивидуально. Окончание ОМ – выделяется интонационно.

Силуэт девочки

Предметные картинки

Составляются предложения

Пила

Она пилит пилой

Игла

Она шьёт иглой

Метла

Она метёт метлой

Ответы проговариваются хором и индивидуально. Окончание ОЙ – выделяется интонационно.

2. На столе логопеда лежат предметные картинки, изображающие: веник, тряпку, иголку, лопату, кисточку, отвёртку, пилу, удочку. Дети берут по одной картинке с изображением того предмета, с помощью которого они будут выполнять действие, организуется диалог:

У меня лопата. Я буду копать лопатой. А у тебя что?

У меня кисточка. Я буду рисовать кисточкой. А у тебя что? И т.д.

3.  Дидактическая игра «Кто, чем работает?»

 Маляр – кистью, валиком…

 Дворник — метлой, лопатой …

 Плотник – отвёрткой, пилой, рубанком, гаечным ключом …

4. Дидактическая игра «Кто, с чем идёт на работу?».

  У детей на столах картинки с изображением людей разных профессий.  Дети  составляют с ними предложения. Например: Дворник идёт на работу с метлой.

5. Физкультминутка. Игра «Мы топаем ногами».

 Логопед вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:

 Мы топаем ногами,

 Мы хлопаем руками,

 Киваем головой.

 Мы руки поднимаем,

 Мы руки опускаем,

 Мы руки подаем.

 С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:

 И бегом кругом,

 И бегом кругом.

 Через некоторое время логопед говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются.

6.  Игра «Кто с кем стоит?»

 Логопед предлагает детям встать парами, а затем задает вопрос: « Оля, с кем ты стоишь?»  Оля отвечает: « Я стою с Сашей». И так далее.

 7. Логопед спрашивает детей: «Догадайтесь, каким предметом я буду выполнять действие?»

Я буду вытирать пыль …

Я буду рубить дрова …

Я буду забивать гвоздь …

Я буду копать яму…

Я буду строгать доски …

Я буду завинчивать шуруп …

Я буду подметать пол …

Я буду мыть пол …

  Заключительная часть.

 Логопед спрашивает у детей: «Чем занимались на занятии?», дает оценку деятельности детей, отмечая каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный план занятий по формированию лексико – грамматических средств языка, развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной группе

Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Дефекты произношения сами собой не...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: "Осень"

в данном конспекте представлено занятие для воспитанников 5-6 лет по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи  в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями р...