Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми подготовительной группы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Активизация и актуализация словарного запаса. Формирование навыка в образовании и употреблении приставочных глаголов. Совершенствование навыков в согласовании разных частей речи в числе, роде и падеже. Закрепление умений в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных. Развитие речевой активности и инициативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 66.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной группы по лексической теме «Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят»»
Цель: Активизация, уточнение и актуализация словаря по теме. Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Коррекционно-образовательные задачи: уточнение представлений о фруктах. Учить образованию и практическому использованию в речи относительных прилагательных, согласованию прилагательных с существительными. Закрепление умений в образовании и употреблении существительных во множественном числе.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: Совместная деятельность учителя-логопеда и детей.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
-предметно-практическая: муляжи фруктов или настоящие фрукты; картинки изображения стакана и стеклянной банки; «чудесный мешочек».
Ведущая образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие.
Планируемые результаты: У детей закрепятся представления о фруктах, научатся образованию и практическому использованию в речи относительных прилагательных, согласованию прилагательных с существительными. Закрепиться умение в образовании и употреблении существительных во множественном числе.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Содержание | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Мотивационно-побудительный | 1.Загадывание загадок с использованием предметных картинок | Ответы детей |
Основной | 2.Беседа о фруктах. 3. Игра «Скажи какой, какая, какое» 4. Игра «Приготовим угощение»(компот варенье, пирог, джем, повидло) 5.Физминутка «Яблоня» 6. Игра «Чудесный мешочек» 7. Составление предложений с использованием в речи множественного числа существительных (чтобы сварить компот нужно много абрикосов и т.д.). | Ответы детей. Движения детей, сопровождаемые речью. Дети на ощупь угадывают название фрукта. Ответы детей. |
Рефлексивный | 8.Оценка работы детей, похвала Вопросы со стороны педагога о том, чем занимались, в какие игры играли. | Ответы детей. |
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи с детьми подготовительной группы по лексической теме «Фрукты радость для ребят, их в садах для нас растят»»
Цель: Обобщение и закрепление словаря по теме. Развитие связной речи путем составления рассказа по сюжетной картине.
Корреционно-образовательные задачи: закрепление название фруктов и фруктовых деревьев. Расширение экспрессивной речи словами-антонимами. Учить употреблению в речи однородных членов предложения. Обучение составлению рассказу по сюжетной картине.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи: формирование навыков доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
-предметно-практическая: муляжи фруктов, разрезные картинки фруктов, мяч, сюжетная картина «Осенний натюрморт», предметные картинки фруктов и лишняя картинки (ягода, гриб, овощ), наборное полотно.
Ведущая образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие.
Планируемые результаты: У детей закрепятся представления о фруктах. Научатся в речи использовать слова-антонимы; однородные члены предложения; составлять рассказ по картине.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Содержание | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Мотивационно-побудительный | 1.Чтение стихотворение «В саду» (см.Нищева Н.В.) 2.Беседа о прочитанном | Ответы детей |
Основной | 3. Игра «Сложи картинку в целое» у доски. 4. Игра «Что лишнее». 5.Игра в кругу с мячом «Наоборот». 6.Физминутка «Яблоня». 7. Игра «Моё любимое» (я люблю яблоко, потому что оно…) 8.Пальч.гимнастика «Мы делили апельсин» 9.Игра «Исправь ошибку» (яблоки растут на березе, груши растут в лесу, бананы сочные, ананас гладкий, гранат полезный и т.д.) 10. Составление рассказа по картине. | Ответы детей. Движения детей, сопровождаемые речью. Ответы детей. Дети выполняют движения, сопровождая речью. Ответы детей. Ответы детей. |
Рефлексивный | 11.Оценка работы детей, похвала Вопросы со стороны педагога о том, чем занимались, в какие игры играли. | Ответы детей. |
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной группы по лексической теме «Есть у нас огород – посмотри, что там растёт»
Цель: Активизация, уточнение и актуализация словаря по теме. Формирование навыков словоизменения.
Коррекционно-образовательные цели: Уточнение представлений об овощах. Учить образованию существительных и прилагательных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить образованию прилагательных и существительных множественного числа.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, памяти, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, общей моторики.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ведущая образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
-предметно-практическая: предметные картинки овощей, разрезные картинки овощей, мяч, картинка тарелки для салата.
Планируемые результаты: У детей закрепятся представления об овощах, научатся образованию и употреблению существительных и прилагательных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; образованию и употреблению существительных и прилагательных во множественном числе.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Содержание | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Мотивационно-побудительный | 1.Загадывание загадок-описаний с использованием предметных картинок. | Ответы детей. |
Основной | 2.Беседа об овощах (где и как растут) 3. Игра «Скажи какой, какая, какое» 4. Игра «Один -много» (прилаг. + сущ.) с мячом. 5.Физминутка «Вершки - корешки» (см.Нищева) 6. Игра «Чудесный мешочек». 7.Игра «Скажи ласково». 8. Составление предложений с использованием в речи множественного числа существительных (чтобы приготовить суп, салат, борщ нужно много…..) | Ответы детей. Движения детей, сопровождаемые речью. Дети на ощупь угадывают фрукт и отмечают его особенность. |
Рефлексивный | 9.Оценка работы детей, похвала. Вопросы со стороны педагога о том, чем занимались, в какие игры играли. | Ответы детей. |
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи с детьми подготовительной группы по лексической теме «Есть у нас огород – посмотри, что там растёт»
Цель: Обобщение, расширение и закрепление словаря по теме. Развитие связной речи путем составления рассказа по картинке с опорой на схему.
Корреционно-образовательные задачи: расширение и закрепление представлений о труде взрослых на полях осенью, названиях овощей. Совершенствовать навыки сравнения предметов. Расширение экспрессивной речи словами-антонимами. Учить составлению рассказа по картинке и пересказывать его с опорой на схему.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
-предметно-практическая: предметные картинки овощей, разрезные картинки овощей, мяч, картинка тарелки для салата.
Ведущая образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие.
Планируемые результаты: У детей закрепятся представления о труде взрослых осенью, овощах; научатся в речи использовать слова-антонимы; составлять рассказ по картине с опорой на схему.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Содержание | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Мотивационно-побудительный | 1.Предлагается назвать любой овощ. 2.Беседа о том, где растут овощи, где можно их купить. | Ответы детей |
Основной | 3. Игра «Сложи картинку в целое». 4. Игра «Доскажи словечко». 5.Игра в кругу с мячом «Наоборот». 6.Игра «Спор овощей» Кто лучше? (морковь: я самая оранжевая, кабачок: я самый длинный) 7. Физ.минутка «Вершки – корешки» 8. Пальч.гимнастика «Мы капусту рубим,рубим…» 9. Составление рассказа по картинке с опорой на схему. | Ответы детей. Дети подбирают определения для овоща. Движения детей, сопровождаемые речью. Ответы детей. |
Рефлексивный | 10. Итог. Оценка работы детей, похвала. | Ответы детей. |
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной группы по лексической теме «Я по лесу по зеленому иду, я грибочки в кузовок соберу»
Цель: Активизация, уточнение и актуализация словаря по теме. Совершенствование навыков словообразования при согласовании числительных с существительными.
Коррекционно-образовательные цели: Уточнение и расширение представлений о грибах. Совершенствование навыков при согласовании числительных с существительными. Закрепление категорий множественного числа существительных. Закрепление умений правильного употребления предлогов.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, памяти, зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, мышления, общей моторики.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
-предметно-практическая: предметные картинки грибов, корзинка, игрушка или картинка ежика, сюжетная картина леса, предметная картинка с изображением белки, карточки с цифрами.
Планируемые результаты: Дети познакомятся с названиями грибов, уточнят представления о грибах. У детей будет совершенствоваться навык при согласовании числительных с существительными, образовании множественного числа существительных и закрепится навык правильного употребления предлогов.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Содержание | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Мотивационно-побудительный | 1.Чтение стихотворение ребенком о грибах. 2.Обсуждение стихотворения. | Ответы детей |
Основной | 3.Упражнение «Помоги ежику».Что еж нам из леса принес? 4. Игра «Посчитай». 5.Игра «Один – много» В лесу не один боровик, а много боровиков. 6.Физминутка «За грибами» (см.Нищева) 7. Упражнение «В гостях у белки». Где прячет белка грибы?(по картинке, предлоги). 8.Согласование числительных с существительными. Упражнение «Скажи сколько» с использованием предметных картинок грибов и цифр. 9. Игра «Чего не стало» | Дети называют знакомые грибы, их строение. Хоровые ответы детей. Движения детей, сопровождаемые речью. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |
Рефлексивный | 10.Оценка работы детей, похвала Вопросы со стороны педагога о том, чем занимались, в какие игры играли. | Ответы детей. |
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи с детьми подготовительной группы по лексической теме «Я по лесу по зеленому иду, я грибочки в кузовок соберу»
Цель: Обобщение, расширение и закрепление словаря по теме. Развитие связной речи путем конструирования предложений по опорным словам.
Корреционно-образовательные задачи: обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью. Упражнять в конструировании предложений по опорным словам. Упражнять в согласовании слов в предложении.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие диалогической речи, общих речевых навыков, мышления, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, развитие интонационно-выразительной речью.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
-предметно-практическая: сюжетная картина «Осенью в лесу», разрезные картинки грибов, предметные картинки грибов, мяч.
Планируемые результаты: У детей закрепятся знания по данной теме. Научатся составлять предложения по опорным словам, правильно согласовывая слова в предложении.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Содержание | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Мотивационно-побудительный | 1.Игра «доскажи словечко» ( опя…, боро…, мухо…) . 2.Введение в тему. | Хоровые ответы детей. |
Основной | 3.Подбор слов-действий. Что можно делать с грибами? 4. Игра «Сложи картинку». Назови название, части гриба, где растет. 5.Пальчиковая гимнастика «Грибы» (см. Нищева). 6. Игра «Будь внимательным» (Под березой растет подосиновик) 7. Физминутка: п/и на внимание «Листочки-грибочки» (листочки-кружатся, грибочки - приседают). 8.Упражнение «Помоги сказать» с использованием предметных картинок (грибы и корзина). 9. Разучивание скороговорки «У пеньков опять пять опят» | Ответы детей. Работа у доски. Движения детей, сопровождаемые речью. Ответы детей. Движения детей. Дети составляют предложения по опорным картинкам. Дети повторяют три раза. |
Рефлексивный | 10.Оценка работы детей, похвала Вопросы со стороны педагога о том, чем занимались, в какие игры играли. | Ответы детей. |
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной группы по лексической теме «Мы с друзьями в лес пойдем – разных ягод наберем»
Цель: Активизация, уточнение и актуализация словаря по теме. Совершенствование навыка в словообразовании и словоизменении. Закрепление умений в согласовании прилагательных с существительными.
Коррекционно-образовательные цели: Уточнение и расширение представлений о ягодах. Учить образованию и практическому использованию в речи относительных прилагательных. Закреплять умения при согласовании прилагательных с существительными. Закреплять умение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, памяти, всех видов восприятия, внимания, речевого слуха, мышления, общей моторики.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
-предметно-практическая: зашумленная картинка с изображением контуров 2 грибов и 3 ягод, сюжетная картина «Осенью в лесу», предметные картинки ягод, две корзинки (большая и маленькая) два медвежонка (большой и маленький).
Планируемые результаты: У детей уточнятся и расширятся представления о ягодах. Научатся образованию и практическому использованию в речи относительных прилагательных. Закрепятся умения при согласовании прилагательных с существительными и образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Содержание | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Мотивационно-побудительный | 1. Упражнение с зашумленной картинкой. Сколько грибов и ягод на картинке? 2.Введение в тему (по сюжетной картине). | Ответы детей |
Основной | 3. Игра «Скажи какая». 4. Игра «Большая – маленькая» (с корзинками). 5.Игра «Приготовим сок» 6.Физминутка «По ягоды» (см.Нищева старший возраст). 7. «Вот какие повара» с мячом (см. Нищева). 8.Составление предложений с заданным началом : Я угощаю Соню (каким?) пирогом, соком, вареньем, джемом, морсом, повидлом и т.д. | Хоровые ответы. Дети для медвежат раскладывают ягоды в корзинки. Движения детей, сопровождаемые речью. Ответы детей. Ответы детей. |
Рефлексивный | 9.Оценка работы детей, похвала. Вопросы со стороны педагога о том, чем занимались, в какие игры играли. | Ответы детей. |
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи с детьми подготовительной группы по лексической теме «Мы с друзьями в лес пойдем – разных ягод наберем»
Цель: Обобщение, расширение и закрепление словаря по теме. Развитие связной речи путем составления рассказов-описаний по предложенному плану.
Корреционно-образовательные задачи: закрепление представлений о ягодах. Расширение экспрессивной речи однокоренными словами. Составление рассказов-описаний о ягодах по предложенному плану.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие диалогической речи, общих речевых навыков, мышления, зрительного восприятия, инициативности, координации речи с движением.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
-предметно-практическая: сюжетная картина «Осенью в лесу», предметные картинки.
Планируемые результаты: У детей уточнятся и расширятся представления о ягодах, научатся подбору однокоренных слов. Дети научатся составлению рассказов-описаний по предложенному плану.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Содержание | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Мотивационно-побудительный | 1. Чтение ребенком стихотворения «Лесные ягоды» (см. Нищева старший возраст). 2.Введение в тему (по сюжетной картине). | Чтение ребенком стихотворения. |
Основной | 3. Развитие глагольного словаря. Что можно делать с ягодами? 4. Игра «Сравни и найди отличие». 5.Игра «Одна семейка» (ягода, ягодка, ягодный, ягодник). 6.Физминутка «По ягоды» (см.Нищева старший возраст). 7. Составление рассказа-описания по предложенному плану педагогом. 8.Игра «Бывает – не бывает» (сливы растут в лесу? брусника желтого цвета? арбуз самая крупная ягода?). | Ответы детей. Ответы детей. Дети подбирают однокоренные слова. Движения детей, сопровождаемые речью. Ответы детей. Ответы детей. |
Рефлексивный | 9.Оценка работы детей, похвала. Вопросы со стороны педагога о том, чем занимались, в какие игры играли. | Ответы детей. |
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной группы по лексической теме «Древесный ствол имею я, есть корни, ветви у меня»
Цель: Активизация, уточнение и актуализация словаря по теме. Обучение правильному пониманию и употреблению предлогов пространственного значения. Совершенствование навыков словообразования и словоизменения.
Коррекционно-образовательные цели: уточнение и систематизация представлений о деревьях. Учить пониманию пространственного значения предлогов в, на, с, из, по, у, за, из-за, под, из-под и употреблению их в речи. Совершенствовать работу над образованием и употреблением в речи относительных прилагательных, подбору однокоренных слов. Формировать правильное употребление падежных окончаний имен существительных во множественном числе.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, памяти, всех видов восприятия, внимания, речевого слуха, мышления, общей моторики.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
-предметно-практическая: сюжетная картина «Осенью в лесу», предметные картинки деревьев, графические изображения деревьев без какой-либо части.
Планируемые результаты: У детей уточнятся и расширятся представления о деревьях. Дети научатся понимать и правильно употреблять предлоги. У детей закрепится навык правильного согласования имен существительных, образования относительных прилагательных и однокоренных слов.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Содержание | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Мотивационно-побудительный | 1. Орг.момент: – Сядет тот, кто назовет дерево. 2.Чтение стихотворение педагогом «Наш лесок» | Ответы детей. |
Основной | 3. Рассматривание картинки дерева. Называние частей дерева. 4. Упражнение «Чего не хватает». 5.Упражнение «Подумай и ответь». Найти отличие (хвойные и лиственные деревья). 6.Физминутка «Деревья». 7. Упражнение на дыхание: «Подуй на лист». 8.Упражнение «Назови лист» (лист с березы-березовый) 9. Рассматривание сюжетной картины осеннего леса и зверей. Кто где сидит? (предлоги) 10. Игра «Один – много». | Ответы детей. Ответы детей. Движения детей, сопровождаемые речью. Дуют на лист, лежащий на ладошке. Ответы детей. Ответы детей. |
Рефлексивный | 11.Оценка работы детей, похвала. Вопросы со стороны педагога о том, чем занимались, в какие игры играли. | Ответы детей. |
Стихотворение А.Прокофьева «Наш лесок»
Он не низок, не высок, зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали, в том лесочке насчитали:
Восемь сосенок густых, пять березок молодых, семь осинок-невеличек,
Девять елочек – сестричек.
Хорошо в лесу таком – каждый кустик нам знаком…
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи с детьми подготовительной группы по лексической теме «Древесный ствол имею я, есть корни, ветви у меня»
Цель: Обобщение и закрепление словаря по теме. Развитие связной речи путем составления предложений по картинке.
Корреционно-образовательные задачи: Закрепление названий деревьев средней полосы России. Формировать понятие о пользе деревьев. Учить составлению предложений по картинке.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие диалогической речи, общих речевых навыков, мышления, памяти, внимания, координации речи с движением.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе, навыки организованного поведения,
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
-предметно-практическая: сюжетная картина «Лес», предметные картинки деревьев, леса, бора, рощи.
Планируемые результаты: У детей закрепятся знания о деревьях. Дети научатся составлять предложения по картинке.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Содержание | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Мотивационно-побудительный | 1. Орг.момент: Называние детьми деревьев во множественном числе. | Ответы детей. |
Основной | 2. Беседа о пользе леса. 3. Упражнение «Посмотри, запомни, повтори» Рассматривание картинок леса, бора, рощи. Пояснение педагогом. 4. Игра «Одна семейка» (лес, лесок, лесник и т.д.) 5. Игра «Сравни и найди отличие» 6.Физминутка «Деревья». 7.Игра «Скажи какой, какая» (береза кудрявая, осина тонкая, дуб могучий, рябина красивая, ель колючая) 8.Составление предложений по картинке. Педагог дает образец ответа. 9. Игра на внимание «Найди ошибку» (Ель растет в березовой роще, осиновый лист упал с сосны) | Ответы и показ детей картинок. Дети подбирают однокоренные слова. Ответы детей. Движения детей, сопровождаемые речью. Ответы детей. Ответы детей. |
Рефлексивный | 12.Оценка работы детей, похвала. Вопросы со стороны педагога о том, чем занимались, в какие игры играли. | Ответы детей. |
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной группы по лексической теме «Осень добрая пришла, нам подарки принесла»
Цель: Расширение, уточнение и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи при согласовании частей речи в роде, числе и падеже.
Коррекционно-образовательные цели: Расширение и уточнение представлений о признаках осени. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях. Учить подбору однородных определений и согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие всех органов чувств, связной речи памяти, внимания, речевого слуха, логического мышления, общей моторики, физиологического и речевого дыхания.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, активности, любви к окружающей природе.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
- предметно-практическая: сюжетная картина «Осень», предметные картинки признаков осени, мольберт, фланелеграф с предметными картинками осени, игрушка старичка-лесовичка или Незнайки, магнитофонная запись шума леса.
Планируемые результаты: У детей расширятся и уточняться представления о признаках осени. Дети научатся подбору однородных определений и правильному согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Содержание | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Мотивационно-побудительный | 1. Чтение стихотворение педагогом «Осень А.С.Пушкина»(см.Нищева) 2. Ведение в тему. Признаки осени. Периоды осени. | Ответы детей. |
Основной | 3. «Найди и покажи» (из предложенных картинок дети выбирают на предметные картинки осени) 4. Игра «Скажи какой, какая, какое» (небо, деревья, листья, ветер и т.д.) 5.Упражнение «Подбери словечко» (что бывает осеннее, осенняя, осеннее, осенние). 6.Физминутка «Туман», «Листопад» (см.Нищева). 7. Упражнение на дыхание: «Подуй на лист». 8.Упражнение с Незнайкой «Исправь ошибку» (желтеет и опадает листья, солнце слабо пригревал, в лесу много грибы и ягоды). 9. Рассматривание сюжетной картины «Осень» Составление предложений со словами потому что. (Дети идут под зонтом, потому что идет дождь и т.д.). | Ответы детей. Ответы детей. Движения детей, сопровождаемые речью. Дуют на лист, лежащий на ладошке. Ответы детей. |
Рефлексивный | 10. Итог, похвала, Закрепление. Релаксация. Дети на полу и слушают, закрыв глаза шум леса (магнитофонная запись). | Ответы детей. |
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи с детьми подготовительной группы по лексической теме «Осень добрая пришла, нам подарки принесла»
Цель: Обобщение и закрепление словаря по теме. Развитие связной речи посредством составления описательного рассказа по предложенному плану.
Коррекционно-образовательные цели: Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе. Совершенствование навыка рассматривания картин. Пополнение активного словаря глаголами и наречиями с противоположным значением. Совершенствование диалогической и монологической формы речи. Составление рассказов-описаний по предложенному плану.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие всех органов чувств, связной речи памяти, внимания, творческого воображения, общей моторики, координации движений.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, активности, любви к окружающей природе.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
- предметно-практическая: сюжетная картина «Осень», сюжетные картинки 4 времен года, колючий мячик, осенние листья.
Планируемые результаты: У детей закрепятся представления об осени. Речь пополнится глаголами и наречиями с противоположным значением. Обучатся составлению рассказов-описаний по предложенному плану.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Содержание | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Мотивационно-побудительный | 1. Загадывание загадки об осени. 2. Ведение в тему. Объяснение понятия «Осень золотая» | Ответы детей. |
Основной | 3. «Найди и покажи» (из предложенных 4 картинок времен года дети выбирают картинку осени) Повтор признаков осени, называние осенних месяцев. 4.Игра с короной Осени «Скажи, какая осень». Корона надевается на голову каждому ребенку. 5. Упражнение «Что делает» (что делает дождь? - идет, льет, стучит, капает, моросит, заливает и т.д.). 6. Игра «Скажи наоборот» (холодно-тепло, спокойно -ветренно, сухо – сыро, ясно - пасмурно) с мячом. 7.Физминутка «Деревья» с листьями» (см.Нищева). 8. Упражнение «Что нам Осень подарила» с опорой на сюжетную картину (Осень дарит богатый урожай, красивый листопад, разноцветные листья и т.д.). 9. Составление рассказов-описаний по предложенному плану. | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей Движения детей, сопровождаемые речью. Полные ответы детей. Ответы детей |
Рефлексивный | 10. Итог, похвала, Закрепление. Релаксация. | Ответы детей. |
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной группы по лексической теме «Мы игрушки выбираем, дружим с ними и играем»
Цель: Активизация, уточнение и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи при согласовании частей речи в роде, числе и падеже и навыков словообразования и словоизменения.
Коррекционно-образовательные цели: Уточнение и расширение представлений об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Согласование имен прилагательных с именами существительными и личными местоимениями в роде, числе, падеже. Совершенствовать навык образования и использования в речи относительных прилагательных. Закреплять умение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие навыков речевого общения, связной речи, памяти, зрительного восприятия и внимания, мышления, общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, активности.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
- предметно-практическая: сюжетная картина «Танина комната», игрушки из разных материалов, разрезная картинка матрешки, большой легкий мяч.
Планируемые результаты: У детей расширятся представления об игрушках, материалах, из которых они сделаны. Дети закрепят навык в словообразовании и словоизменении. Научатся правильному согласованию частей речи в числе, роде, падеже.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Содержание | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Мотивационно-побудительный | 1. Загадывание загадки: Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка. Задание: Сложи картинку в целое. | Ответы детей. Выкладывается на доске разрезная картинка матрешки. |
Основной | 2. Ведение в тему. Рассматривание сюж.картины. Назови в какие игрушки играет Таня. Сколько их. 3. Игра «Скажи какой, какая» (подбор признаков). 4. Игра «Назови игрушку» (мяч из резины - резиновый) 5. Игра «Скажи ласково». 6.Физминутка «Мячик», «Буратино». 7.Игра «Один – много» с большим мячом (один резиновый мяч - много резиновых мячей). 8. Игра «Скажи много» (машина стоит – машины стоят, кукла спит – куклы спят). 9. Упражнение: «Чей, чья» (это мой резиновый мяч, это моя деревянная матрешка). | Ответы детей. Дети выбирают себе игрушку и отвечают. Дети в группе находят игрушки и называют их ласково. Движения детей, сопровождаемые речью. Ответы детей. |
Рефлексивный | 10. Итог. Закрепление. Поощрение. | Ответы детей. |
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи с детьми подготовительной группы по лексической теме «Мы игрушки выбираем, дружим с ними и играем»
Цель: Обобщение и закрепление словаря по теме. Развитие связной речи посредством составления описательного рассказа по предложенному плану.
Коррекционно-образовательные цели: уточнение и расширение представлений об игрушках, их бережном обращении с ними. Совершенствования навыка рассматривания сюжетной картины. Пополнение активного словаря глаголами и существительными с противоположным значением. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Составление рассказов-описаний по предложенному плану.
Коррекционно-развивающие цели: Развитие всех органов чувств, связной речи памяти, внимания, творческого воображения, общей моторики, координации движений.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества а игре, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, активности, бережного отношения к игрушкам.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
- предметно-практическая: сюжетная картина «Детский сад», игрушки на каждого ребенка, предметные картинки игрушек.
Планируемые результаты: У детей закрепятся представления об игрушках и бережном отношении к ним. Пополнится словарь глаголами и существительными с противоположным значением. Научатся составлять описательные рассказы по предложенному плану.
Примерный план деятельности:
Этапы деятельности | Содержание | |
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | |
Мотивационно-побудительный | 1. Орг.момент: Без чего не существует детский сад? (без игрушек) 2. Ведение в тему. Рассматривание сюж.картины. | Ответы детей. |
Основной | 3. «Скажи наоборот» (большой – маленький, новый – старый, мягкий – твердый, покупать – продавать, ломать - беречь и т.д.) 4.Где можно купить игрушки? Игра «Магазин игрушек» (я покупаю большую разноцветную юлу). 5. Упражнение «Что можно делать с игрушками» (играть, дарить, покупать, чинить, ломать, беречь, мыть). 6.Физминутка «Раз, два, три, покружись и в игрушку превратись». 7. Игра «Поделись» Предлагается ребенку подойти к любому и предложить поиграть своей игрушкой. Даются варианты образца предложений. 8. Составление рассказов-описаний по предложенному плану. 9.Беседа о бережном отношении к игрушкам. | Ответы детей. Дети выбирают игрушку и дают полные ответы. Дети изображают игрушки, угадывают их. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |
Рефлексивный | 10. Итог. Закрепление. Поощрение. | Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план проектной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
для детей с ОНР ( подгот.гр.)...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР. Тема « Если хочешь быть здоров»
Цель: обобщение знаний детей об овощах и фруктах;Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Активизировать и уточнить словарь по лексическим темам – Осень, овощи, фрукты,2.Закрепить обобща...
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и уровня познавательной активности с детьми подготовительной группы по лексической теме «Раз, два, три, четыре – много мебели в квартире»
В данном материале отображена совместная коррекционно-образовательная деятельность учителя-логопеда и учителя-дефектолога по лексической теме "Мебель"...
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и уровня познавательной активности с детьми подготовительной группы по лексической теме «Мебель»
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и уровня познавательной активности с детьми подготовительной группы по лексиче...
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: В лес по грибы.
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с о...