Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР IV уровня. Звуки [с], [с']. Буква [с].
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Гафарова Марина Борисовна

Логопедическое занятие по обучению грамоте для детей с ОНР IV уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

 в подготовительной группе

для детей с ОНР по теме:

"Звуки [с], [с’]. Буква [с]."

Учитель-логопед

 Гафарова Марина Борисовна

"Звуки [с], [с’]. Буква [с]."

Цели: 

  1. Обучение акустико-артикуляционной характеристике звуков [с], [c’].
  2. Закрепление навыка произношения звуков [C]-[C’], навыка различения звуков [C]-[C’] в слогах, словах.
  3. Развитие фонематического восприятия и слуха.
  4. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
  5. Развитие целостного зрительного восприятия.
  6. Совершенствование навыка звуко-слогового анализа.
  7. Развивать навыки диалогической формы речи.
  8. Развитие памяти, внимания и мышления.

Оборудование: 

  • артикуляционные профили;
  • предметные картинки; картинки - символы звуков [C]-[C’];
  • касса букв, звуковые схемы;
  • игры; конверты с заданиями;
  • куклы Соня и Сима, Степашка.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, как хорошо, что мы сегодня здесь собрались все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза.)

Доброе утро, дети. Занимайте свои места. (Дети садятся на свои места.)

2. Логопедическая зарядка

Массаж лица

Ручки растираем (растирание ладоней)

И разогреваем (хлопки),

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).

Грабельки сгребают все плохие мысли (движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).

Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный палец разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

Артикуляционная гимнастика

Все ребята по порядку
Утром делают зарядку,
Язычок наш хочет тоже -
На детишек быть похожим.

Сказка “У бабушки с дедушкой”

Толстые внуки приехали в гости (упражнение “Толстячки”),
С ними худые – лишь кожа да кости (
упражнение “Худышки”).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (
упражнение “Улыбка”),
Поцеловать они всех они потянулись (
упражнение “Дудочка”).
Утром проснулись – в улыбочку губы (
упражнение “Улыбка”).
Чистили мы свои нижние зубы (
упражнение “Мостик”).

3. Сообщение темы

Ребята, сегодня мы продолжаем путешествие в сказочный город Буквин, в гости к звукам и букве. Вместе с нами отправятся в путешествие сказочные герои, а какие – вы узнаете позже. Чтобы узнать, к каким звукам этого города мы пойдем, вы должны выполнить задание № 1.

Задание №1

Игра “Четвёртый лишний”

Юбка, сапоги, платье, рубашка (сапоги)

муха, муравей, синица, бабочка (синица)

Дети находят лишние слова и определяют в них первые звуки.

- Сегодня мы будем повторять звуки [C] – [C’].

Акустико-артикуляционный образ звуков [C]-[C’].

- Как свистит насос?

Дети: Со звуком [C].

- Как льётся водичка из крана?

Дети: Со звуком [C’].

Дети хором и индивидуально проговаривают звуки с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Характеризуют их: звук [C] - согласный, твёрдый, глухой; звук [C’] – согласный, мягкий, глухой.

- Каким символом обозначим звук [C]? Почему?

Дети: Синей. Звук [C] твёрдый.

- Каким символом обозначим звук [C’]? Почему?

Дети: Зелёной. Звук [C’] мягкий.

Связь звуков с буквой.

- Чем обозначают звуки на письме?

Дети: Буквой.

- На что похожа буква С? (Дети отвечают)

Букву С писать мне просто.
С как серп кривой и острый. (Показ картинки)

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок. (Показ картинки)

- Напишите букву С в воздухе. Покажите букву С из пальчиков. Напишите у соседа на спине несколько букв С. Сосед, должен посчитать и сказать, сколько букв вы написали. Потом поменяйтесь ролями. Найдите букву С в кассе и покажите.

- Наше путешествие продолжается. Здесь нас ждут звуки - символы [C]-[C’]. Они приготовили для нас задания.

Задание №2

Дифференциация [C]-[C’] в слогах, словах на слух.

Игра “Хлоп-Топ”

Задание: На звук [C] хлопнуть в ладоши, на [C’] – топнуть ногой.

Са, со, ся, си, сы, се, су, сю.

Игра “Кто внимательней?”

Задание: Услышав слово со звуком [C] – поднять синий квадрат, со

звуком [C’] – зелёный.

Сима, сон, посуда, сирень, осина, поднос, лось.

- Следующее задание. Его нам приготовили куклы Соня и Сима.

Задание №3

Игра “Волшебная корзинка”

Прошла по городу молва,
Что будто новые слова-
В корзинке этой есть.
Кто их найдёт, тому и честь!

Дети по очереди достают из корзинки картинку, чётко называет предмет, который нарисован, какой звук в слове [C] или [C’], его место в слове (начало, середина, конец) и дарят их куклам Соне и Симе.

Физкультминутка.

Вверх и вниз и вверх и вниз (движения головой вверх и вниз)
Это, мама, не каприз!
Вправо-влево, вправо-влево (
повороты головы направо и налево)
Посмотри, как королева.
Покивать по сторонам (
наклоны головы к плечам)
Нужно нам, так нужно нам.
Головою покрутить (
вращения головой)
Не забыть, не забыть.
И незнайками побыть (
пожимание плечами):
Плечи вверх и опустить.
И плечами повращать (
вращение плечами вперёд и назад):
Нужно плечики размять.
Вперёд-назад, вперёд-назад (
плечи вперёд и плечи назад)
И все дела пойдут на лад.

- Продолжаем наше путешествие. Здесь нас встречает Степашка. Он приготовили для нас следующее задание.

Задание №4

Игра “Слоговое лото”

- Степашка принес  разноцветные шарики, на которых написаны слоги. Я вам называю первый слог, а вы закончите слово и определите, сколько слогов в слове.

Задание №5

Развитие фонематического анализа.

- Ребята, Сима очень просила, чтобы вы выложили её имя из букв и составили звуковой анализ слова. Сима очень любит напиток, он бывает апельсиновый , яблочный, сливовый и т.д. .

Выкладывание  из букв разрезной азбуки слова (Сима, сок) выполнение звуко-слогового анализа слов (Сима, сок).Один ребёнок работает у доски.

4. Итог занятия

- Заканчивается наше путешествие в город Буквин.

- С какими звуками мы путешевствовали?

- Чем похожи и чем отличаются звуки [C]-[C’]?

- Вспомните и назовите, кто вместе с нами путешествовал?

- Вам понравилось путешествовать по городу Буквин?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: « ЗВУКИ Т, ТЬ. БУКВА Т».

Тема:  «Звуки т, ть. Буква Т».      Цель:   познакомить детей со звуками  т, ть; познакомить  с буквой  Т....

Тема: "Буква "С". Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР.

Данный материал могут использовать в своей работе начинающие учителя-логопеды и другие педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Дифференциация звуков Ж-Ш»

Конспект занятия по обучению грамоте  в подготовительной группе для детей ОВЗ «Дифференциация звуков Ж-Ш»  Цели:1.Коррекционно-развивающие:-учить детей дифференцировать звук...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»Учитель-логопед: Заречнева Е.П.Цель: Познакомить дете...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [а], буква А.»

Тема: Звук [а], буква А.Цель: познакомить со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно –образовательные:- познакомить со звуками [а], буквой А.- уточнить правильную артикуля...

конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ФФНР. "Звуки Л-Ль.Буква Л."

Занятие по обучению грамоте для детей с ФФНР. Знакомство со звуками и графическим изображением буквы Л. Развитие навыка чтения слогом....

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью. Тема: Звук. Звуки речи

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью.  Тема: Звук. Звуки речиЦель: Формирование представлений о звуках. Звуки природы, з...