Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР IV уровня. Звуки [с], [с']. Буква [с].
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Логопедическое занятие по обучению грамоте для детей с ОНР IV уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe_dlya_detey_s_onr_po_teme.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие
в подготовительной группе
для детей с ОНР по теме:
"Звуки [с], [с’]. Буква [с]."
Учитель-логопед
Гафарова Марина Борисовна
"Звуки [с], [с’]. Буква [с]."
Цели:
- Обучение акустико-артикуляционной характеристике звуков [с], [c’].
- Закрепление навыка произношения звуков [C]-[C’], навыка различения звуков [C]-[C’] в слогах, словах.
- Развитие фонематического восприятия и слуха.
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
- Развитие целостного зрительного восприятия.
- Совершенствование навыка звуко-слогового анализа.
- Развивать навыки диалогической формы речи.
- Развитие памяти, внимания и мышления.
Оборудование:
- артикуляционные профили;
- предметные картинки; картинки - символы звуков [C]-[C’];
- касса букв, звуковые схемы;
- игры; конверты с заданиями;
- куклы Соня и Сима, Степашка.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Ребята, как хорошо, что мы сегодня здесь собрались все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения.
(Дети делают вдох и выдох три раза.)
Доброе утро, дети. Занимайте свои места. (Дети садятся на свои места.)
2. Логопедическая зарядка
Массаж лица
Ручки растираем (растирание ладоней)
И разогреваем (хлопки),
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный палец разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
Артикуляционная гимнастика
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку,
Язычок наш хочет тоже -
На детишек быть похожим.
Сказка “У бабушки с дедушкой”
Толстые внуки приехали в гости (упражнение “Толстячки”),
С ними худые – лишь кожа да кости (упражнение “Худышки”).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (упражнение “Улыбка”),
Поцеловать они всех они потянулись (упражнение “Дудочка”).
Утром проснулись – в улыбочку губы (упражнение “Улыбка”).
Чистили мы свои нижние зубы (упражнение “Мостик”).
3. Сообщение темы
Ребята, сегодня мы продолжаем путешествие в сказочный город Буквин, в гости к звукам и букве. Вместе с нами отправятся в путешествие сказочные герои, а какие – вы узнаете позже. Чтобы узнать, к каким звукам этого города мы пойдем, вы должны выполнить задание № 1.
Задание №1
Игра “Четвёртый лишний”
Юбка, сапоги, платье, рубашка (сапоги)
муха, муравей, синица, бабочка (синица)
Дети находят лишние слова и определяют в них первые звуки.
- Сегодня мы будем повторять звуки [C] – [C’].
Акустико-артикуляционный образ звуков [C]-[C’].
- Как свистит насос?
Дети: Со звуком [C].
- Как льётся водичка из крана?
Дети: Со звуком [C’].
Дети хором и индивидуально проговаривают звуки с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Характеризуют их: звук [C] - согласный, твёрдый, глухой; звук [C’] – согласный, мягкий, глухой.
- Каким символом обозначим звук [C]? Почему?
Дети: Синей. Звук [C] твёрдый.
- Каким символом обозначим звук [C’]? Почему?
Дети: Зелёной. Звук [C’] мягкий.
Связь звуков с буквой.
- Чем обозначают звуки на письме?
Дети: Буквой.
- На что похожа буква С? (Дети отвечают)
Букву С писать мне просто.
С как серп кривой и острый. (Показ картинки)
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок. (Показ картинки)
- Напишите букву С в воздухе. Покажите букву С из пальчиков. Напишите у соседа на спине несколько букв С. Сосед, должен посчитать и сказать, сколько букв вы написали. Потом поменяйтесь ролями. Найдите букву С в кассе и покажите.
- Наше путешествие продолжается. Здесь нас ждут звуки - символы [C]-[C’]. Они приготовили для нас задания.
Задание №2
Дифференциация [C]-[C’] в слогах, словах на слух.
Игра “Хлоп-Топ”
Задание: На звук [C] хлопнуть в ладоши, на [C’] – топнуть ногой.
Са, со, ся, си, сы, се, су, сю.
Игра “Кто внимательней?”
Задание: Услышав слово со звуком [C] – поднять синий квадрат, со
звуком [C’] – зелёный.
Сима, сон, посуда, сирень, осина, поднос, лось.
- Следующее задание. Его нам приготовили куклы Соня и Сима.
Задание №3
Игра “Волшебная корзинка”
Прошла по городу молва,
Что будто новые слова-
В корзинке этой есть.
Кто их найдёт, тому и честь!
Дети по очереди достают из корзинки картинку, чётко называет предмет, который нарисован, какой звук в слове [C] или [C’], его место в слове (начало, середина, конец) и дарят их куклам Соне и Симе.
Физкультминутка.
Вверх и вниз и вверх и вниз (движения головой вверх и вниз)
Это, мама, не каприз!
Вправо-влево, вправо-влево (повороты головы направо и налево)
Посмотри, как королева.
Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)
Нужно нам, так нужно нам.
Головою покрутить (вращения головой)
Не забыть, не забыть.
И незнайками побыть (пожимание плечами):
Плечи вверх и опустить.
И плечами повращать (вращение плечами вперёд и назад):
Нужно плечики размять.
Вперёд-назад, вперёд-назад (плечи вперёд и плечи назад)
И все дела пойдут на лад.
- Продолжаем наше путешествие. Здесь нас встречает Степашка. Он приготовили для нас следующее задание.
Задание №4
Игра “Слоговое лото”
- Степашка принес разноцветные шарики, на которых написаны слоги. Я вам называю первый слог, а вы закончите слово и определите, сколько слогов в слове.
Задание №5
Развитие фонематического анализа.
- Ребята, Сима очень просила, чтобы вы выложили её имя из букв и составили звуковой анализ слова. Сима очень любит напиток, он бывает апельсиновый , яблочный, сливовый и т.д. .
Выкладывание из букв разрезной азбуки слова (Сима, сок) выполнение звуко-слогового анализа слов (Сима, сок).Один ребёнок работает у доски.
4. Итог занятия
- Заканчивается наше путешествие в город Буквин.
- С какими звуками мы путешевствовали?
- Чем похожи и чем отличаются звуки [C]-[C’]?
- Вспомните и назовите, кто вместе с нами путешествовал?
- Вам понравилось путешествовать по городу Буквин?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: « ЗВУКИ Т, ТЬ. БУКВА Т».
Тема: «Звуки т, ть. Буква Т». Цель: познакомить детей со звуками т, ть; познакомить с буквой Т....
Тема: "Буква "С". Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР.
Данный материал могут использовать в своей работе начинающие учителя-логопеды и другие педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Дифференциация звуков Ж-Ш»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей ОВЗ «Дифференциация звуков Ж-Ш» Цели:1.Коррекционно-развивающие:-учить детей дифференцировать звук...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада на тему «Звук [А], буква [А]»Учитель-логопед: Заречнева Е.П.Цель: Познакомить дете...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [а], буква А.»
Тема: Звук [а], буква А.Цель: познакомить со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно –образовательные:- познакомить со звуками [а], буквой А.- уточнить правильную артикуля...
конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ФФНР. "Звуки Л-Ль.Буква Л."
Занятие по обучению грамоте для детей с ФФНР. Знакомство со звуками и графическим изображением буквы Л. Развитие навыка чтения слогом....
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью. Тема: Звук. Звуки речи
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью. Тема: Звук. Звуки речиЦель: Формирование представлений о звуках. Звуки природы, з...