КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: « ЗВУКИ Т, ТЬ. БУКВА Т».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Тема: «Звуки т, ть. Буква Т».
Цель: познакомить детей со звуками т, ть; познакомить с буквой Т.
Задачи: 1. Образовательные:
- закреплять правильное произношение звуков т, ть;
- совершенствовать умение интонационно выделять звук в слове; дифференцировать звуки , оппозиционные по твёрдости – мягкости (т – ть);
- закреплять умение определять положение звука в слове (начало, середина, конец слова);
- закреплять навык образования относительных прилагательных.
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать речевой слух, фонематическое восприятие;
- развивать внимание, память, мышление, творчество;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать общую и мелкую моторику, правильное дыхание;
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
3. Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к речевой деятельности, самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать умение выслушивать высказывания своих товарищей, дополнять их;
- воспитывать эмоциональную адекватность ( умение выражать радость, удовольствие).
В конспекте подробно расписана деятельность педагога, направленная на детей; деятельность детей по уровням развития; представлены методы и приёмы используемые в процессе НОД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД по подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
НА ТЕМУ: « ЗВУКИ Т, ТЬ. БУКВА Т».
Тема: «Звуки т, ть. Буква Т».
Цель: познакомить детей со звуками т, ть;
познакомить с буквой Т.
Задачи: 1. Образовательные:
- закреплять правильное произношение звуков т, ть;
- совершенствовать умение интонационно выделять звук в слове; дифференцировать звуки , оппозиционные по твёрдости – мягкости (т – ть);
- закреплять умение определять положение звука в слове (начало, середина, конец слова);
- закреплять навык образования относительных прилагательных.
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать речевой слух, фонематическое восприятие;
- развивать внимание, память, мышление, творчество;
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать общую и мелкую моторику, правильное дыхание;
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
3. Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к речевой деятельности, самостоятельность при выполнении
заданий;
- воспитывать умение выслушивать высказывания своих товарищей, дополнять их;
- воспитывать эмоциональную адекватность ( умение выражать радость, удовольствие).
Словарная работа: * обогащение словарного запаса детей словами со звуками т, ть;
* образование относительных прилагательных от существительных: лист с клёна – кленовый,
лист с дуба – дубовый и т.д.
Методы и приёмы.
Игровые: сюрпризный момент – приглашение в «Лесную школу», посещение сказочной поляны, корзинка с игра-
ми, игра с зонтиком, игра «Найди листочек с дерева», дидактические игры «Поймай звук», «Найди место звука в
слове».
Словесные: вопросы, художественное слово (загадки, стишки, чистоговорки), указания, поощрения.
Практические: работа с зеркалами – уточнение артикуляции, работа с карточками- «Разноцветные дорожки», ра-
бота со схемами слов и фишками, письмо буквы, работа с разноцветными палочками.
Наглядные: показ предметных картинок, буквы Т.
Дыхательная гимнастика: «Осенний лес».
Физкультминутка: « Дети утром рано встали».
Материал и оборудование: оформление соответствующее осеннему лесу (ёлочки, осенние деревья, пеньки, гри-
бы и т. п.), письмо, листья разного цвета с разных деревьев, корзинка, предметные картинки ( туча, трава, топор, тык-
ва, дятел, синица), магнитофон, фонограмма «Шум леса», зеркальца и карандаши(синие и зелёные) по количеству де-
тей, зонт, карточки с 4 картинками в названии которых есть звуки т и ть, схемы слов, фишки (зелёные и синие), пред-
метные картинки в названии которых есть звуки т или ть по количеству детей, буква Т, разноцветные счётные палоч-
ки.
Предварительная работа: повторение опознавательных признаков гласных и согласных звуков, работа со
схемами слов и моделями звуков, дифференцирование звуков оппозиционных по твёрдости – мягкости, рассматри-
вание деревьев и листьев.
Методы и приёмы
| Деятельность педагога направленная на детей | Деятельность детей. Предполагаемые ответы | ||
Средний уровень
| Ниже среднего уровня | Средний уровень
| Ниже среднего уровня | |
Мотивация деятельности. Сюрпризный момент: письмо- приглашение в «Лесную школу». Дыхательная гимнастика «Осенний лес». Вопросы. Художественное слово- чтение стихотворения. Игра «Найди листочек с дерева». Словесное поощрение. Сюрпризный момент: корзинка с играми. Показ предметных картинок. Загадывание загадок. Вопросы. Вопросы. Посещение сказочной поляны. Загадывание загадок. Вопросы. Показ предметных картинок. Указания. Словесное поощрение. Вопросы. Работа с зеркалами – уточнение артикуляции. Игра с зонтиком. Повторение чистоговорок. Игра «Поймай звук». Работа с карточками –«Разноцветные дорожки». Словесное поощрение. Физкультминутка «Дети утром рано встали». Игра «Найди место звука в слове». Работа со схемами слов и фишками. Словесное поощрение. Вопросы. Показ буквы Т. Художественное слово: стихи о букве Т. Письмо буквы. Работа с палочками. Словесное поощрение. Вопросы. Обобщение ответов. |
Педагог показывает детям письмо. - Сегодня мне передали письмо, от наших лесных друзей, а адресовано оно Вам, ребятам подготовительной группы №5 . Хотите я прочитаю что в нём написано? Педагог читает письмо. « Приглашаем детей подготовительной группы детского сада «Петушок» в «Лесную школу», где Вы можете узнать много нового и интересного. Ваши друзья.» - Ну что, примем приглашение. Хотите пойти в «Лесную школу» и узнать что-то новое и интересное?
- Посмотрите, как красиво в лесу. Подышим лесным воздухом, вдохнём аромат леса. - А какое сейчас время года? - Что происходит осенью с деревьями?
- Посмотрите, сколько листьев вокруг. Педагог читает стихотворение: « Каждый листик золотой- Маленькое солнышко- Соберу в корзину я, Положу на донышко.» - Соберём букет из осенних листьев? - А какие Вы здесь видите листья? Педагог называет каждого ребёнка по имени и предлагает найти листочки с разных деревьев. - Найди кленовый листочек. Найди дубовый листочек. - Молодцы. Очень красивый осенний букет собрали. Возьмём его с собой. А вот и «Лесная школа», проходите, садитесь.
Педагог обращает внимание детей на пенёк с корзинкой. - Посмотрите, здесь какая-то корзинка стоит, наверное это оставили для нас лесные зверята. Надо в неё заглянуть. Педагог достаёт из корзинки осенний листок с написанными на нём загадками. - Это дубовый листок, а на нём написаны загадки. Хотите попробовать их отгадать? Педагог загадывает детям загадки, а по ходу отгадывания выставляет картинки – отгадки, хвалит за правильные ответы. « Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе.» - Как Вы думаете что это? «Высока и зелена Будет скошена она. Овцы, козы и коровы Есть её всегда готовы» - А это что такое? «До обеда с горяча, поработает с плеча – И в итоге, будь здоров, Он наколет столько дров!» - Догадались, что это? «В огороде – жёлтый мяч. Только не бежит он вскачь, Он как полная луна. Вкусные в нём семена.» -Что это за жёлтый мяч? - Посмотрите на картинки – отгадки: туча, трава, топор, тыква - Ребята, а кто из Вас самый внимательный? С какого звука начинаются все слова? - Сегодня в «Лесной школе» мы поиграем со звуком т и узнаем о нём много нового. А в «Лесной школе» есть сказочная поляна. Хотите побывать там? Включается тихая музыка «Шум леса». Педагог вместе с детьми проходит на ковёр, оформленный в виде лесной полянки. -Вот мы и пришли, садитесь на полянку и закройте глаза. Послушаем звуки осеннего леса. -А слышите кто-то стучит? Т-т-т… «Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой- Всё равно он будет мой.» - Догадались про кого эта загадка? Кто стучит в лесу? - Послушайте, кто-то по другому стучит? Ть-ть-ть… «Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика.» -А эта загадка про кого? Кто так может стучать? Педагог берёт в руки картинки с изображением дятла и синицы. - Посмотрите, ко мне на ладошку прилетели дятел и синичка. Хотите с ними поиграть? - К кому дятел сядет на ладошку, постучите т-т-т-т…- так стучит дятел: твёрдо. А к кому синичка сядет на ладошку, постучите ть-ть-ть-ть… - так стучит синичка: мягко, нежно. Педагог подходит к каждому ребёнку и сажает ему на ладошку дятла или синичку. - Молодцы, хорошо помогали стучать синичке и дятлу. -А теперь вспомним, какие две группы звуков Вы знаете? -Почему гласные звуки мы называем гласными? - А почему согласные звуки мы называем согласными? -А как Вы думаете, звук т гласный или согласный? - Хотите проверить? Возьмите зеркала и произнесите ещё раз звук т. Педагог раздаёт детям зеркала. -Что делает наш язычок когда мы произносим звук т ? - Правильно, стучит по бугоркам за верхними зубами, образуя преграду. Попробуйте пропеть звук т. Потянем ниточку. Ниточка рвётся? - Вспоминайте, какими могут быть согласные звуки? -Правильно. Помните как стучал дятел? Т-т-т… -Звук т какой? -А теперь возьмите зеркала и постучите как синичка. Ть- ть- ть… -Как она стучит? -Что делает наш язычок, когда мы произносим звук ть? - Звук ть поётся, тянется? Какой это звук? Педагог обращает внимание детей на корзинку. -Посмотрите, в корзинке зонтик и мне кажется он не простой, а волшебный и мы с ним поиграем. Хотите? -До кого я дотронусь зонтиком, тот будет повторять за мной чистоговорку. Педагог произносит чистоговорки и поочерёдно дотрагивается до каждого ребёнка зонтом. «Та-та-та- я везу кота. Ту-ту-ту – помоги коту. Ты-ты-ты- сметану съели всю коты. Ать-ать-ать – я иду гулять. Еть-еть-еть – я буду петь. Ить-ить-ить – я хочу пить.» -Молодцы. А сейчас поиграем в игру «Поймай звук». Я вам буду называть слова, если в слове есть звук т или ть, то ваши ладошки ловят этот звук, вот так (показ),если звука нет, то ладошки молчат. Педагог произносит слова, контролирует правильность выполнения задания: «тигр, платье, книга, ручка, кот, тарелка, дверь, тетрадь, суббота, стекло, дом, тишина». -Ребята , а давайте вспомним как обозначаются согласные твёрдые и мягкие звуки? Педагог обращает внимание детей на корзинку. -Посмотрите, а в корзинке есть карточки и карандаши. Наверное наши лесные друзья хотят , чтобы мы нарисовали разноцветные дорожки. От зелёного кружочка вы будете вести зелёные дорожки к картинкам, в названии которых есть звук ть, а от синего кружочка будете вести синие дорожки к картинкам, в названии которых есть звук т. Вам понятно задание? Педагог контролирует правильность выполнения задания. Проверяется правильность выполнения задания каждого ребёнка. - ……., к каким картинкам ты нарисовала зелёные дорожки, а к каким синие? Почему? -Молодцы. Все справились с заданием наших лесных друзей! Устали? - Я приглашаю Вас на полянку отдохнуть. «Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним ребята. Вот на дереве орех, Кто подпрыгнет выше всех? Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. Утомил всех долгий путь – Дети сели отдохнуть.» Педагог обращает внимание детей на корзинку. -Давайте посмотрим, может быть в корзинке есть ещё какие – то игры для нас. Педагог достает из корзинки схемы слов, фишки и картинки. - Наши лесные друзья предлагают поиграть в игру «Найди место звука в слове». Хотите? Педагог раздаёт детям картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук т или ть (в начале, середине, конце слова), фишки (зелёную и синюю) и схему слова. -Ребята, посмотрите каждый на свою картинку и определите, где находится в слове звук т – в начале, середине , конце слова и какой он – твёрдый или мягкий и положите фишку в нужный квадратик. Проверяется правильность выполнения задания каждого ребёнка. -Какие Вы молодцы, правильно выполнили задание. -Вы знаете, что каждый звук обозначается чем? -Правильно, каждый звук обозначается буквой. Звуки т и ть тоже обозначаются буквой. Это буква Т. Педагог показывает букву. -Посмотрите, на что же похожа буква Т. -Молодцы. «Буква Т стоит на крыше; Телевизор в доме том. Т в антенну превратилась И на крыше очутилась». А.Шибаев. «Отвечайте, кто знаток: Это что за молоток?» Е. Тарлапан. -Вот какая буква Т, похожа и на антенну, и на молоток, и на телефон….. . -Давайте напишем букву Т пальчиком в воздухе. Педагог показывает написание буквы. -А теперь напишите букву Т пальчиком на столе. Педагог обращает внимание детей на корзинку. -Посмотрите, в корзинке остались (педагог показывает) разноцветные палочки. -Хотите попробовать выложить из них букву Т. Педагог раздаёт детям палочки. Педагог хвалит каждого ребёнка за выполненное задание.
-Ребята, какие Вы молодцы, во все игры наших лесных друзей поиграли, а они были очень трудные. -С какими новыми звуками мы играли в «Лесной школе»? -Что Вы узнали про эти звуки? - А с какой буквой мы познакомились? -Молодцы. А какие интересные игры Вам больше всего запомнились? -Правильно. Вам понравилось в «Лесной школе»? Придём ещё сюда? Педагог показывает детям осенний букет из листьев, который они собрали. -Посмотрите, у меня есть разные листья: красные, жёлтые, зелёные. Подумайте и возьмите: жёлтый листочек тот, кому было интересно и у кого всё получалось; красный листочек возьмёт тот, кому было интересно, но немного трудно выполнять некоторые задания; зелёный листочек возьмёт тот, кому сегодня было очень трудно. Педагог анализирует выбор детей. - ………… взяли жёлтые листочки, им было интересно и у них всё получалось – молодцы. -………….взяли красные листочки, им было интересно, но немного трудно – Вы тоже молодцы, старались. -Эти листочки возьмите себе на память о «Лесной школе». Ну а сейчас нам пора в группу.
| - Что происходит с листочками на деревьях? - Найди листочек с клёна. Если он с клёна, значит он какой? -Найди листочек с дуба. Если он с дуба, значит он какой? - Подумайте, что же это за пушистая вата, которая плывёт, а потом дождик идёт? -Что же это такое: высокая, зелёная, её косят и очень любят овцы, козы, коровы и другие домашние животные? -Подумайте, что это за инструмент, которым колют дрова? -Что же это за жёлтый мяч, который в огороде растёт и как луна жёлтого цвета? Педагог произносит слова, интонационно выделяя звук т. -Кто стучит в лесу и ищет под корой деревьев себе корм? -Подумайте, что за птичка такая: спинка зелёная, животик жёлтый, головка и грудка чёрные? -К тебе на ладошку сел дятел, вспоминай, как он стучит. -К тебе села синичка, а она как стучит, вспоминай. При затруднении педагог напоминает стук птиц. -Чем согласные звуки отличаются от гласных? -Смотрите в зеркальце, где язычок, что он делает? -Смотрите в зеркальце, где язычок, что он делает? При затруднении педагог уточняет: «Разве в этом слове есть звук т или ть, послушайте внимательно». Повторное произнесение слова. - Каким цветом обозначаются согласные твёрдые и мягкие звуки? При затруднении педагог подходит к ребёнку и оказывает помощь:«Произнеси, что нарисовано, послушай какой звук в этом слове – твёрдый или мягкий.» Если ребёнок не справляется с заданием, педагог сам произносит слово интонационно выделяя звук т или ть. -К картинке…….. ты нарисовала зелёную дорожку, почему? А к картинке ….. синюю. Почему? При затруднении педагог подходит к ребёнку и оказывает помощь: «Произнеси слово, где находится звук т в этом слове, какой он – твёрдый или мягкий». -У каждого звука есть домик. Что это за домик? -Звуки т и ть согласные или гласные? -С какой буквой мы познакомились? | - Хотим. Дети соглашаются и проходят в группу, оформление которой соответствует осеннему лесу. Выполнение дыхательной гимнастики. - Сейчас осень. - Осенью листочки на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Дети соглашаются. -Кленовые, дубовые, рябиновые… Дети образуют притяжательные прилагательные от существительных – названий деревьев. Дети выполняют инструкцию педагога.
Дети садятся на стульчики за столами. -Хотим. -Это туча. -Это трава. -Это топор. -Это тыква. -Все слова начинаются на звук т. -Хотим. Дети вместе с педагогом проходят на ковёр, оформленный в виде лесной полянки. Дети закрывают глаза и слушают звуки. -Это загадка про дятла, это он стучит. - Это загадка про синицу, это она так стучит. -Хотим. Дети выполняют инструкцию воспитателя, изображая, как стучит дятел и синица. Дети садятся за столы. - Мы знаем гласные и согласные звуки. -Гласные звуки мы называем гласными, потому что они тянутся, поются, в ротике нет преграды, а ещё они произносятся с голосом. -Согласные звуки мы называем согласными, потому что они не тянутся, не поются, в ротике есть преграда, они произносятся отрывисто. -Звук т согласный. -Хотим. Дети берут зеркала и произносят звук т. -Язычок стучит за верхними зубами, образуя преграду. Дети выполняют инструкции педагога. -Да, ниточка рвётся. -Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. -Сердито, твёрдо…. -Звук т согласный твёрдый. Дети выполняют инструкцию воспитателя. -Ласково, мягко…. -Стучит по нижним зубкам, образуя преграду. -Звук ть не поётся, не тянется. Он согласный мягкий. -Хотим. Дети повторяют чистоговорки . Дети выполняют задание. -Согласные твёрдые звуки обозначаются синим кружочком, а мягкие звуки – зелёным кружочком. Дети выполняют задание . -К картинкам …………я нарисовала зелёные дорожки, потому что в их названии есть звук ть. А к картинкам ………..я нарисовала синие дорожки, потому что в их названии есть звук т. Дети ходят на месте. Дети приседают. Дети наклоняются. Дети прыгают. Дети ходят на месте. Дети садятся на места. -Хотим. Дети выполняют задание. Ребёнок показывает картинку, проговаривает название предмета, называет какой звук (твёрдый или мягкий) и его местоположение (начало, середина, конец слова). -Каждый звук обозначается буквой. Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем. Дети предполагают на что похожа буква(на телефон, на молоток и т.п.) Дети пишут букву в воздухе. Дети пишут букву на столе. -Хотим. Дети выкладывают из палочек букву Т. -Мы играли со звуками т и ть. -Звук т согласный твёрдый, а звук ть согласный мягкий. -Мы познакомились с буквой Т. Дети вспоминают игры. -Да. Придём. Дети выбирают листья. Дети уходят в группу. | -Хотим. -Осень. -Листочки на деревьях желтеют и опадают. -Листочек с клёна – кленовый. -Листочек с дуба – дубовый. Дети образуют притяжательные прилагательные от существительных - названий деревьев.
-Хотим. -Туча. -Трава. -Топор -Тыква. -Со звука т. -Хотим. -Дятел. - Синица. -Хотим. -Гласные и согласные звуки. -Гласные звуки поются, в ротике нет преграды, произносятся с голосом. -Согласные звуки не поются, не тянутся, в ротике есть преграда, произносятся отрывисто. -Согласный. -Хотим. -Стучит за верхними зубами. -Рвётся. -Твёрдыми и мягкими. -Сердито…. -Звук т твёрдый. -Ласково…. -Стучит по нижним зубам. -Звук не поётся, не тянется. Он мягкий. -Хотим. -Твёрдые звуки – синим цветом, мягкие звуки – зелёным цветом. -Потому что в её названии звук т мягкий. -Потому что в её названии звук т твёрдый. -Хотим. -Это буква. -Хотим. -Со звуками т и ть. -Согласные. Звук т твёрдый, а звук ть мягкий. -С буквой Т. -Да. Придём. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КонспектНОД
Конспект НОД "Дары Осени"...
КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"
Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....
Познание ФЭМП старшая группа. КонспектНОД "Спасатели, вперёд!"
Закреплять умение делить целое на две равные части, совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 6...
КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин
КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...
КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку»
КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку»...
КонспектНОД "Редкие животные"
конспект...
КонспектНОД «С чего начинается Родина»
конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему "С чего начинается Родина"...