Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Дифференциация звуков Ж-Ш»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе для детей ОВЗ
«Дифференциация звуков Ж-Ш»
Цели:
1.Коррекционно-развивающие:
-учить детей дифференцировать звуки Ж-Ш в слогах, словах, предложениях;
-формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов;
2.Коррекционно-образовательные:
-дать детям понятие о механизме образования звуков Ж-Ш в сравнительном плане;
-формировать номинативный словарь;
3.Коррекционно-воспитательная:
-воспитывать у детей организованность и самостоятельность.
Задачи:
-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
-развивать умение анализировать состав предложений;
-развитие лексико-грамматического строя речи;
-продолжить развивать фонематические процессы;
-продолжит учить координировать речь с движением.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки Ж, Ш; счетные палочки; наборы для составления схем, зеркала, игра «Воздушные шары».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
в подготовительной группе для детей ОВЗ
«Дифференциация звуков Ж-Ш»
Цели:
1.Коррекционно-развивающие:
-учить детей дифференцировать звуки Ж-Ш в слогах, словах, предложениях;
-формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов;
2.Коррекционно-образовательные:
-дать детям понятие о механизме образования звуков Ж-Ш в сравнительном плане;
-формировать номинативный словарь;
3.Коррекционно-воспитательная:
-воспитывать у детей организованность и самостоятельность.
Задачи:
-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
-развивать умение анализировать состав предложений;
-развитие лексико-грамматического строя речи;
-продолжить развивать фонематические процессы;
-продолжит учить координировать речь с движением.
Оборудование: предметные картинки, в названиях которых присутствуют звуки Ж, Ш; счетные палочки; наборы для составления схем, зеркала, игра «Воздушные шары».
Ход занятия
1.Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет слова, в названиях которых есть звуки Ж-З.
2.Установка на работу.
Массаж лица:
Светит ярко весеннее солнышко и ласкает нам лицо. | Поглаживание |
Но ветерок еще холодный! | Постукивание подушечками пальцев. |
А все-таки солнышко сильнее! | Поглаживание |
Развитие мимических мышц:
-нахмурить брови;
-закрыть правый глаз, затем левый;
-надуть щеки.
Развитие артикуляционной моторики:
1.Упражнение « Домик открывается, домик закрывается»;
2.Упражнение «Окошечко»;
3.Упражнение «Трубочка»;
4.Упражнение «Лопаточка»;
5.Упражнение «Лошадка»;
Развитие дыхания:
1.Упражнение «Цветы» - понюхаем первые весенние цветы (вдох через нос-выдох через рот).
3.Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1.Обьявление темы.
Как жужжит жук? (Ж-Ж-Ж). Как шипит змея? (Ш-Ш-Ш). Эти два звука мы сегодня с вами будем учиться различать.
2.Акустико-артикуляционный образ звуков. Сравнительная характеристика.
Когда мы произносим звук Ж, губы у нас округляются в окошечко. Кончик языка поднят за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык принимает форму чашечки. Голосовые связки работают. По середине языка, идет теплая воздушная струя.
Звук Ж – согласный, твердый, звонкий, шипящий.
Когда мы произносим звук Ш – губы у нас тоже округляются в окошечко. Кончик языка поднят за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык принимает форму чашечки. Голосовые связки не работают. По середине языка, идет теплая воздушная струя.
Звук Ш – согласный, твердый, глухой, шипящий.
3.Развитие фонематического слуха.
Игра: «Хлопни когда услышишь слово с заданным звуком».
Шар, пар, жар, комар, мешок, жилет, игрушка, платок, житель, муха, малыш, жаба.
4.Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика: «Живая цепочка».
Набухла речка, набухла почка, | Соединяют мизинчики и безымянные пальчики. |
Живая в небе плывет цепочка. | Соединяют средние пальчики. |
В рассветной сини курлычет стая, | Соединяют указательные пальчики. |
Весну и лето соединяя. | Соединяют большие пальчики. |
4.Связ звуков и букв.
-Дети пишут буквы Ж-Ш пальчиком в воздухе;
-Выкладывают их из счетных палочек.
5.Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.
-Игра: «Закончи слово».
Закончите слово слогом ШИ или ЖИ, чтобы оно звучало правильно. Я называю, а вы заканчивайте.
Каранда…., камы….., экипа….., гара…., эта…., детены…., малы…, лы….
-Рассмотреть и назвать предметные картинки выставленные на доске. Поделить слова на слоги.
-Игра: « Воздушные шары».
На картинке изображены дети Шура и Женя, держащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав соответствующие картинки: Шуре – со звуком Ш, Жене – со звуком Ж.
-Составление предложений, в состав которых входят пары слов:
ШУРА-ЖУК ЖЕНЯ-ШАПКА
-Анализ составленных предложений, запись графической схемы.
6. Физкультминутка.
Полюбуемся немножко, Как ступает мягко кошка. Ели слышно: топ-топ-топ, Хвостик книзу: оп-оп-оп. | Дети ходят на цыпочках, стараясь делать это бесшумно. |
Но, подняв свой хвост пушистый, Кошка может быть и быстрой. Ввысь бросается отважно, А потом вновь ходит важно. | Легкие и быстрые прыжки на месте, сменяются неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо приподнятой головой. На ходу «кошки» слегка покачиваются в стороны. |
7.Упражнения на развитие лексико-грамматической стороны речи.
-Придумать слова, отвечающие на вопрос КТО? или ЧТО? на тему « Весна» ( признаки весны) с помощью логопеда.
Тает (что?)……
Появляются (кто?)….
Греет (что?)…..
Распускаются (что?)….
Бегут (что?)…..
Покрываются листьями (что?)…..
Зеленеет (что?)…..
Цветут (что?)……
-Образовать относительные прилагательные и подобрать слова предметы к ним: ВЕСНА-весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга.
Март-
Апрель-
Май-
7.Итог занятия.
Какие звуки мы сегодня учились различать. Почему звук Ш – глухой, а звук Ж – звонкий?
Назовите признаки весны о которых мы с вами говорили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков [л] - [л\']"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Дифференцитиация звуков Л-Ль"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"
Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация Р-Л"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация Р-Л"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему:Дифференциация звуков С-Ш
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему:Дифференциация звуков С-Ш...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой «Ж» и звуком «Ж»
Цель занятия: Познакомить с буквой и звуком «Ж»Задачи:Образовательные:Познакомить детей с новой буквой «Ж»закреплять правила написания большой буквысовершенствовать н...