"Елочка и гномы" Сочиняем сказку в песочнице.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Каушкаль Ольга Николаевна

Поиск наиболее эффективных средств и возможностей коррекции речевых нарушений все чаще обращает внимание логопедов на нетрадиционные методы воздействия.

Одним из таких методов, пользующихся популярностью у психологов и психотерапевтов, является пескотерапия (игры с песком). Применение данного метода целесообразно и в логопедической практике, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.  

Предлагаю Вашему вниманию апробированный конспект логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Сказка в песочнице».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_skazka_v_pesochnitse_redaktsiya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПЕСКОМ

«СКАЗКА В ПЕСОЧНИЦЕ»

Цель

Познавательно-речевое развитие детей в процессе игр с песком.

Основные задачи

  • Развитие познавательного интереса и творческого воображения у детей в процессе работы с песком.
  • Активизация речевых умений и  создание ситуаций, способствующих формированию целенаправленного, связного речевого высказывания у детей.
  • Развитие двигательной координации и чувства ритма.
  • Воспитание бережного и заботливого отношения к природе.
  • Формирование умения сотрудничать в группе.

Предварительный этап

  • «Игры в песочнице»
    Согласно сюжетной линии сказки педагог условно делит песочницу на четыре зоны и прячет в песке различные предметы, необходимые для раскрытия сюжета. Под руководством педагога, дети последовательно исследуют каждую зону песочницы, отыскивая спрятанные игрушки и предметы, фантазируют, конструируют, обыгрывают постройки. Таким образом, в песочнице появляются: море (раскопанный картон синего цвета), высокие берега, гномики, домики с садиками, лес, горная река,  гора, украшенная декоративными камнями и елка на ее вершине.
  • Проведение лексико-грамматических упражнений, направленных на тренировку в употреблении приставочных глаголов движения (подошли, пришли, прошли, перешли, зашли, обошли, ушли) и обогащение словаря.
  • Проведение познавательной  беседы о происхождении янтаря «Камень, рожденный деревом».
  • Знакомство с содержанием песни «Гномики» (Константин Костин, группа Дельфин).

Оборудование

Песочница, сухой и влажный песок, лопатки, пробковый конструктор, декоративные камушки из стекла янтарного цвета, пластмассовый конструктор, искусственные растения, пластмассовые игрушки (гномы, елочка), картон синего цвета, фонограмма песни «Гномики» (Константин Костин, группа Дельфин), фонограмма звуков горной реки.

Лексический материал

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Гном

Миниатюрный, трудолюбивый, заботливый, удивительный

Добывать, подойти, прийти, перейти, зайти, обойти, уйти, повеселеть, выкопать, прорубить, пересадить

Елка

Пушистая, зеленая, поникшая, пожелтевшая, печальная, одинокая

Позеленеть, расти

Хвоинки

Молодые

Распушить

Сад, садик

Ухоженный, цветущий

Берег

Высокий, скалистый, морской

Река

Горная, шумная, быстротечная, бурлящая

Течет, бежит, успокоилась

Гора

Скалистая, крутая, высокая

Лес

Густой, смешанный

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Клен

Остролистый

Дуб

Могучий

Береза

Белоствольная

Осина

Дрожащая

Сосна

Стройная

Ход проведения

  • Организационный момент.

Логопед. Дети, у нас в песочнице получилась настоящая сказочная страна!

Вы хотите в нее попасть?

Дети. Да!

Логопед. Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить и повторить:

Песочная фея нам помоги,

В страну волшебства перенеси,

В ладоши мы хлопнем

Раз, два и три,

Двери в сказочный мир распахни!

  • Упражнение «Удивительный народ» - развитие двигательной координации, чувства ритма.

(Звучит фонограмма песни «Гномики» (1 куплет),  дети вслед за логопедом  выполняют движения под музыку.)

Есть на свете гномики, гномики, гномики.

Строят они
Домики, домики, домики.

Под землей они живут.

И танцуют и поют.

(Поскоки на месте, руки на поясе.)

(Постучать кулаком по кулаку.)
(Свести руки «домиком» над головой, выполнять наклоны туловища в стороны.)

(Присесть.)

(Выпрямиться, развести руки в стороны, улыбнуться.)

Логопед. Где же жили гномы?

Ребенок. У всех гномов был свой красивый домик с ухоженным садиком.

Логопед. Чем занимались гномы?

Ребенок. Каждый день они добывали в скале драгоценные камни.

Логопед. Каких камней гномы собрали больше всего?

Ребенок. Однажды, собрали гномы огромное количество янтаря.

Логопед. Что сделали гномы?

Ребенок. Гномы слышали легенду о том, что янтарь- это «слезы» хвойных деревьев, застывшая смола. Гномы догадались, что елочке нужна помощь и отправились на ее поиски.

(Дети берут гномиков и переносят их в лес.)

  • Упражнение  «Гномы спешат на помощь» - развитие координации речи с движением, общей моторики.

Мы шагаем по дорожке,

Не устали наши ножки.

Позади леса и сёла

Впереди – река и горы.

Мы на помощь идём

Знаем, к цели  мы дойдём

(Шагать.)

(Погрозить пальцем и покачать головой.)

(Руки назад или пальцами показать за плечи.)

(Руки вперёд или указательными пальцами вперёд.)

(Всем взяться за руки и шагать.)

(Поднять указательный палец вверх.)

Логопед. Шли гномы, шли, и куда они пришли, ребята?

Ребенок. В густой, смешанный лес.

Логопед. Какие деревья росли в лесу?

Ребенок. Там росли белоствольные березы и остролистые клены. Могучие дубы и дрожащие осины. Стройные сосны и пушистые ели.

Логопед. А что было дальше?

Ребенок. Прошли гномы через лес, и вышли к шумной, быстротечной реке.

(Звучит фонограмма звуков горной реки. Дети переставляют гномов к реке.)

Логопед. Бурлящая горная река встала на пути у гномов. Они очень испугались и не решились идти дальше.

  • Игра «Шумная река» - развитие фонематического анализа, чувства языка и силы голоса.

Логопед. Дети, какой речевой звук вам напоминает шум горной реки? Произнесите его длительно и громко. (Дети длительно и громко произносят звук Ш-Ш-Ш)

Логопед. Это любимый звук горной реки. Подберите, как можно больше слов, со звуком Ш. (Дети по очереди произносят слова, с заданным звуком в разной позиции: шапка, кошка, брошка, мышь, малыш и т.п.)

Логопед. Понравились речке ваши слова, успокоилась немного она, и теперь шумит тише. Покажите, как. (Дети длительно и не очень громко произносят звук Ш-Ш-Ш ) 

Логопед. Порадуем речку, поиграем с ней еще. Подберем для нее созвучные слова, например: речка-гречка. (Дети по очереди произносят рифму к слову речка: печка, колечко, крылечко, местечко, словечко, свечка, овечка.)

Логопед. Совсем успокоилась наша речка. Как теперь она течет? (Дети длительно и тихо произносят звук Ш-Ш-Ш)

Логопед. Ребята, вы молодцы! Успокоили речку, и гномы наши повеселели. Интересно, что они будут делать дальше?

Ребенок. Подумали, гномы, подумали и построили мост.

(Дети строят мост из конструктора.)

Ребенок. Перешли по мосту через речку, и подошли к высокой скалистой горе.

Логопед. Что же они увидели на ее вершине?

Ребенок. Посмотрели гномы на ее вершину и увидели одинокую поникшую пожелтевшую елочку.

Логопед. Отчего же елка была такой?

Ребенок. Очень тяжело было ей расти под палящим солнцем. «Сложен будет подъем по крутой скале!»- подумали гномы и прорубили в скале лестницу.

(Ребенок берет лопатку и делает лесенку.)

Логопед. Как гномы будут спасать елочку?

Ребенок. Поднялись гномы к елочке, выкопали ее и пересадили в лес.

(Дети расставляют гномиков на лестнице. Один ребенок переносит елочку в лес.)

Логопед. Чем же закончится наша сказка?

Ребенок. Позеленела елочка, распушила свои хвоинки, ведь теперь растет она на плодородной земле вблизи своих сестричек и подружек.

Логопед. Ребята, гномам мы помогли, елочку спасли. Пора и домой возвращаться. Произнесем заклинание:

В ладоши мы хлопнем

Раз, два, три

Песочная фея домой возврати!

Логопед. Ребята, сказку мы с вами сочинили. Давайте придумаем ей название.

(Дети предлагают различные варианты названия сказки, например «Как гномы спасли елочку»)

  • Итог – поддержание положительного эмоционального настроя.

Логопед. Спасибо ребята за сказку, вы хорошо потрудились. Обязательно расскажите ее своим родным и друзьям. Пофантазируйте о том, что могла рассказать гномам елочка, если бы умела говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская игровая деятельность с песком "сказка в песочнице" (интеграция областей коммуникация и познание.)

Конспект занятия позволяет в занимательной игровой форме, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы педагогического воздействия....

Театрализованное занятие в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной группы.

Пополнение экспрессивной речи словами – антонимами, совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование звукового и слогового анализа и синтеза слов, ...

"Сказка в песочнице" по мотивам русской народной сказке Репка.

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию...

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

Мастер – класс "Новогодняя сказка" Педагогическая песочница

Знакомство с технологиями Педагогическая песочница и рисование на песке...

«Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы во второй младшей группе» Тема: «В гости сказка к нам пришла (по мотивам сказки «Колобок»)»

laquo;Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возрастас использованием педагогической песочницыво второй младшей группе»Тема: «В гости сказка к нам пришла (по мотивам сказки &laq...