Мастер – класс "Новогодняя сказка" Педагогическая песочница
опыты и эксперименты на тему
Знакомство с технологиями Педагогическая песочница и рисование на песке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_pedagogicheskaya_pesochnitsa.docx | 792.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
ДЕТСКИЙ САД № 135 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Мастер – класс
«Новогодняя сказка» (педагогическая песочница)
в рамках Городской недели открытых дверей «Познавательное развитие дошкольника: экспериментирование, моделирование, конструирование»
Подготовила:
воспитатель
Афанасьева И.М.
Дата проведения:
19.12.2017год
Тюмень, 2017
Цель мастер-класса:
повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с педагогической песочницей.
Задачи мастер-класса:
• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию педагогической песочницей с детьми дошкольного возраста;
• Обучить участников мастер-класса методам и приёмам рисованием на песке ознакомления с инновационной технологией рисование на песке- Sand art в педагогическом процессе;
• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Материалы: световые столы, кварцевый песок, трафареты, камешки.
Ход выступления:
Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Новогодняя сказка» (педагогическая песочница) в рамках Городской недели открытых дверей «Познавательное развитие дошкольника: экспериментирование, моделирование, конструирование»
Упражнение «Подарок»
Цель: умение оказать поддержку, давать комплименты.
В преддверии Нового года я хочу сделать вам подарок, выберите открытку, которая перекликается с вашим личным ощущением Нового года, Что для вас значит Новый год. А теперь подарите эту открытку человеку из присутствующих здесь, которому, по вашему мнению необходим именно ваш подарок, озвучьте ассоциацию.
Рефлексия
Теоретическая часть:
ФГОС ДО на первое место ставит индивидуальный подход к дошкольникам и игру, в которой происходит сохранение самоценности дошкольного детства и в которой сохраняется сама природа ребенка-дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Современная образовательная политика требует исполнения федерального государственного стандарта дошкольного образования, требующего построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.
Основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющих реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности».
Также согласно ФГОС ДО меняется роль педагога в образовательном процессе – на смену роли «транслятора» знаний приходит роль опытного наставника, собеседника.
В основе деятельности в педагогической песочнице лежат технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, характерными особенностями которых являются изменение направленности педагогического «вектора» — не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;
Песок является одной из самых доступных развивающих сред детства. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Мариелла Зейц в книге «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница» называет песок универсальной всевозрастной игровой средой. Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. При этом существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта», более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка, происходит «заземление » отрицательной энергии, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Продукт деятельности ребенка в песочнице нельзя сохранить, унести с собой, это очень важно, поскольку у ребенка закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития.
Кроме того, песочница - это игровой полигон для реализации самых разнообразных замыслов, что отвечает принципам индивидуализации образования заложенных в ФГОС ДО.
Организация работы с педагогической песочницей включает несколько этапов:
• Создание развивающей предметной среды;
• Реализация содержания образовательной программы с использованием педагогической песочницы.
Что такое педагогическая песочница? Это специальный деревянный поднос или ящик с прозрачным дном из легкого ударостойкого стекла, проклеенного бронированной защитной пленкой. Такая песочница предназначена для индивидуальной работы и работы в паре педагог, ребенок-родитель, ребенок-ребенок в присутствии взрослого). Размер песочного лотка соответствует стандартным размерам индивидуальной песочницы 50х70х8 см. Наличие прозрачного дна позволяет ребенку экспериментировать с фоновым полем песочницы, используя различный цветовой и фактурный материал (ткань, цветная или гофрированная бумага, мелкие ракушки, пуговицы, монетки и т.д.)
Для того, чтобы ящик с песком стал игровым полем, превратился в педагогическую песочницу, необходим игровой материал. Он должен быть представлен коллекцией миниатюр и различного бросового материал. Чем больше разнообразных объектов в коллекции игрового материала, тем более богатым и творческим для ребенка может быть процесс сотворения собственного мира.
Практическая часть
Но для начала нужно рассказать правила Песочному человечку, живущему в Песочной стране.
1 Моделирование сюжета сказки в песочнице
Организация деятельности по теме: «Новогодние сказка» в песочной стране. Создаем свою новогоднюю историю, можно выбрать любые игрушки из представленных для создания сказки.
Ответы участников мастер – классов.
2. Рисование на световом столе
Также на световых столах можно нарисовать иллюстрацию к нашей сказке.
Кто-то рисует гуашью,
А кто-то карандашом.
Я предлагаю тебе, дружок,
рисунок создать песком.
Это совсем не сложно,
А все даже очень просто
И что, в общем-то, замечательно,
Песком рисовать увлекательно.
Песок засыпаешь ты на стекло,
Что снизу светом освещено.
И, включая воображение,
Рисуешь картины на удивление.
Игра «Пальчиковые шаги
ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ
- Создание фона: Рисование по песку – светлым по темному (разгребание песка)
- Рисование песком – темным по светлому (насыпание песка, «вырезание» формы или «отсечение» лишнего). Данный прием более традиционный для техник рисования (карандашами, красками, при котором изобразительный материал оставляет за собой след, в то же время для детей более сложный, требующей тонкой координации движений руки и пальцев. На белый «световой лист», насыпается песок любым образом: густыми, толстыми, тонкими, фигурными линиями, щепоткой.
- - наброс; Движение песочных масс может осуществляться также путем «набрасывания» песка на световое поле: толкающими движениями песок рассыпается по поверхности рисунка.
- Прием «Отпечатки». является самым простым способом рисования .Отпечатки могут наноситься кулачком, боковой поверхностью ладони, подушечками пальцев, ногтями. Чаще всего дети для рисования используют указательный палец, но со временем рекомендуется подключать и все остальные пальцы, как правой, так и левой руки. Тонкий слой песка при использовании данного приема разгребается, раздвигается, образуя белый просвет, той формы, какая была задумана рисующим.
- Щепотка: песок между пальцами, насыпание песочной струйкой небольшие элементы изображения;
- Песочная струя: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла;
- песчинки попадают в одну точку (круг);
- песочная струя рассыпается зигзагом (волны, чайки);
- песочная струя рассыпается дугой (холмы, горы);
- песочная струя рассыпается линией (дороги, дома);
- песочная струя рассыпается замкнутой линией (воздушные шары, облака);
песочная струя рассыпается спиралью (порыв ветра, снежные бури);
- Рисование пальцами - песок раздвигается пальцами по фону;
- Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…);
- Рисование ребром ладони (различные линии, стволы деревьев);
- Рисование кулаком (камушки);
- Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…);
- Одновременное использование нескольких пальцев (трава, волосы);
- Симметричное рисование двумя руками (бабочка, сердечко)
- Линейный наброс песка (лучи солнца);
- Вырезание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);
- Частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину);
- Нанесение нового рисунка на предыдущую картину (насыпается новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане).
Перечисленные способы изображения создают уникальные условия для самовыражения рисующего. Его задача отобрать адекватный задуманному сюжету прием. В случае неудачного изображения песочная техника позволяет осуществить коррекцию, исправить недочеты (присыпать песком, убрать лишний песок).
В качестве основного инструмента рисования выступает рука. Получить изображение на песке можно, используя следующие приемы рисования:
-кулаком,
-ладонью,
-ребром большого пальца,
-щепотью,
-мизинцами,
-одновременное использование нескольких пальцев,
-симметрично двумя руками,
-отсечение лишнего,
-насыпание из кулачка.
Последовательность освоения техники «Sand-Art» предполагает предварительное освоения приемов песочного рисования в процессе выполнения графических упражнений репродуктивного характера. На основе освоенных элементов песочной техники дети могут проявлять свое творчество как в рамках заданной тематике, так и рисуя по собственному замыслу.
Также в рисовании можно использовать камешки, трафареты, аквагрунт и др.
Показ всех приемов, рисование картины по замыслу.
Давайте погреем песок своими руками, дадим ему частичку своего тепла. Для этого будем нажимать по всей поверхности песка своими ладонями. Сделаем песок ровным и гладким, чтобы удобно было на нем рисовать.
· Давайте «поскользим» ладонями по поверхности песка. Рисуя зигзаги, представьте, что это проехала машина, санки или проползла змея
• Поставьте ладонь на ребро и выполните те же движения
• Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя свои следы, представив, что это мы путешествуем с вами
• А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры.
• Поиграем по поверхности песка как на пианино
Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
А теперь разделитесь на пары и пригласите по очереди в свою песочницу друга поиграть в «Песочный дождик».
Игра «Секретик». Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка – откопать «секретик», а потом сделать похожий.
Мы с вами потренировались изображать простейшие узоры разными способами, а теперь я вам предлагаю вспомнить нашу сказку
Я предлагаю вам нарисовать этот отрывок сказки.
Насыпаем песок на поверхность светового стола.
В центре светового модуля рисуем квадрат – это контур будущего теремка.
Подушечкой указательного пальца рисуем горизонтальные линии.
Досыпаем немного песка в левую часть теремка. Подушечками указательных пальцев слева и справа сдвигаем песок – получаются бревна.
Рисуем окно и крышу.
Чтобы нарисовать елки «веером» сдвигаем песок из одной точки.
В правой части композиции начинаем рисовать дерево. Подушечкой большого пальца сдвигаем песок снизу вверх.
Указательным пальцем и мизинцем рисуем более тонкие ветки.
Оставляем отпечатки пальцев около веточек – так получаются снежинки.
Сказочная картина «Новогодняя сказка» готова!
В завершение хочется сказать, что занимаясь рисованием песком, ребёнок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.
Рефлексия.
Что оказалось полезным, что захотелось использовать в своей работе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер -класс "Новогодняя игрушка"
Формировать всесторонне интеллектуальную, эстетически развитую творческую личность; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увл...
Мастер-класс "Новогодняя открытка".
Работы с семейного мастер-класса "Новогодняя открытка". Коллаж из бумаги....
МАСТЕР КЛАСС"Новогодняя игрушка"
Мастер класс поможет и детям, и родителям познакомиться с интересными техниками изготовления новогодних игрушек своими руками....
театрализованное представление в младшей группе " Новогодняя сказка". Мастер класс Новогодняя игрушка.
Звучит новогодняя музыка . Дедушка Мороз:Вот повеял ветерок, Холодом пахнуло, Словно бабушка-зима Рукавом махнула. Полетели с высоты Белые пушинки. На де...
Мастер-класс для педагогов «Песочница желаний»
создание условий для отработки практических навыков работы по песочной терапии, повышения профессионального уровня воспитателей....
Номинация "Мастер своего дела" Мастер - класс "Новогодняя игушка"
Скоро наступит Новый Год!Это волшебный праздник, который ждут и дети и взрослые.Праздники дают возможность не только отдохнуть, но и показать свои таланты.Приблизить долгожданный миг помогут ёло...
Детский мастер-класс новогодний подарок для всей семьи "Новогодние подсвечники"
Смирнова Светлана Романовна"Новогодние подсвечники"Необходимый материал:-стеклянная банка 0,5-трафарет "Зимний пейзаж" - гуашь чёрная -сухой снег (балон)- бичёвка- этикет...