Инструментарий проведения мониторинга в группах ДОУ. Область "Художественная литература"
методическая разработка по логопедии по теме
Инструментарий проведения мониторинга в группах ДОУ. Область "Художественная литература"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНСТРУМЕНТАРИИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬ МИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».
ПРЕДМЕТ ДИАГНОСТИКИ: Литературное развитие детей старшего дошкольного
возраста.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить особенности литературного опыта детей.
2.Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.
3.Изучить своеобразие восприятия детей литературных текстов разных жанров.
4.Выявить возможности использования детьми литературного опыта. В самостоятельной творческой деятельности.
Методика 1 «Книжкин дом».
ЗАДАЧИ:
1.Изучить особенности литературного опыта детей.
2.Выявить наличие и особенности читательских интересов..
3.Определить уровень элементарных литературных знаний о видах и жанрах худ.текстов.
МАТЕРИАЛ:
Подобрать книги разных жанров: сказки, рассказы, стихи, книги разной тематики: о природе, с волшебным сюжетом, о животных…., «толстые» -«тонкие» книги, «взрослые» книги.
СОДЕРЖАНИЕ: «Наведи порядок в Книжном доме».
Недавно в доме был ремонт и теперь все книги перепутались- надо навести порядок. В
Книжном доме несколько комнат , ты можешь их расположить по желанию.Что больше нравится расположи в первой комнате.(1-я полка).
- Любишь ли ты книги?
-Какие книги любишь больше всего?
-Какие литерат.произведения ты знаешь?
-Что тебе больше нравится :сказки или рассказы?
-Какие ты сказки помнишь?
Во 2 комнате( 2 полка) расположи самые любимые сказки.
-Что тебе больше нравится :проза или поэзия? Чем они отличаются ?Какие ты знаешь стихи? Расскажи какое –нибудь стихотворение.
-О чем ты любишь слушать книги? Расположи их по разным темам в 3 комнате(3 полка).
-В нашем доме ты поселишь только детские книги?
-А какие знаешь «взрослые» книги? Если ребенок их не знает, то пусть их выберет из предложенных и уберет из дома.
Молодец, ты навел полный порядок в Книжном доме.
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | УРОВЕНЬ | баллы |
Литературный опыт ребенка достаточно богат и разнообразен. Интерес к книгам более устойчивый, осознанный и мотивированный. Ребенок предпочитает произведения определенного вида и жанра или тематики. Стремится объяснить свой выбор. Показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текстов. , особенно любимых.Охотно и эмоционально участвует в задании, задает вопросы, на выяснение позиций взрослого по теме. | высокий | 7-10 |
Для ребенка характерно общеположительное, недостаточно осознанное отноше ние к литературе. Читательские интересы более разнообразны, но неглубоки и слабо мотивированны. Ребенок называет по 1-2 примера литературных текстов. Знания о видах и жанрах фрагментарные и не всегда адекватные. В ходе выполнения задания ребенок начинает интересоваться темой , задает взрослому вопросы, стремится к совместному обсуждению. | Средний | 3-6 |
Бедность литературного опыта, отсутствие интереса к литературе.. Ребенок с трт Дом называет знакомые книги, иногда ограничивается формулировкой «про то, как…», «где этот герой был…» Не знает жанров литературы. Различает сказку, рассказ, стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может. Предпочтение отдает как правило одному виду литературы, как правило сказкам. Отвлекается нет интереса в участии. Стремится закончить задание, перейти к следующему.. | Низкий | 0-2 |
МЕТОДИКА 2 «ДВОРЕЦ СКАЗОК»
ЗАДАЧИ:
1.Выявить интерес к сказкам, оценить богатство «сказочного» опыта.
2.Изучить интерес к слушанию, рассказыванию, разыгрыванию сказок.
3.Исследовать умение выразительно пересказывать сказки.
4.Определить своеобразие знаний об особенностях сказочного жанра.
5.Выявить особенности понимания средств лексической выразительности .
СОДЕРЖАНИЕ:
БЕСЕДА.-Ты любишь сказки? Почему они тебе нравятся ?
- Назови свою самую любимую сказку? Кто тебе в ней нравится?
-Ты любишь слушать или рассказывать сказки? А придумывать сказки?
-Какие ты еще знаешь сказки?
- Какие сказочные герои могут жить в Башне Страха? (Назвать героев , совершаемые злые поступки)
-Какие герои могут жить в Чудесной гостиной?(Назвать волшебников, фей, колдунов из разных сказок)
- Кто может жить в Зале Добра?(Самые добрые герои по твоему мнению)
-Кто живет в Рыцарском зале? (Самые смелые герои)
-Что может находиться в Кладовой волшебных предметов?
- В какую бы ты захотел попасть сказку? Почему? Кем из героев захотел бы стать? Почему? Перескажи фрагмент сказки.
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | Уровень | баллы |
Ярко- положительный эмоционально- осознанный интерес к сказкам. Ребенок самостоятельно называет более 5 сказок, некоторые жанровые особенности..Проявляет интерес к слушанию , рассказыванию, охотно пересказывает, сохраняя сюжет, передавая образы. Знает и понимает особенности сказочного языка | Высокий | 7-10 |
Интерес к сказкам выражен довольно ярко, мотивируется увлекательностью сюжета, наличием чудес, волшебства.. Ребенок называет 3-4 сказки, выделяет любимую, проявляет интерес к ее содержанию. Есть интерес к слушанию и разыгрыванию, реже – к рассказыванию и придумыванию. Знает многих героев, но не может объяснить их функции. Пересказывает лишь короткий фрагмент сказки, | Средний | 3-6 |
Общеположительное , немотивированное отношение к сказкам., называет 1-2 сказки. Слушает их, но не рассказывает, не умеет придумывать. Требуется помощь взрослого При назывании сказочных героев. Не фантазирует. Для пересказа использует короткие сказки для малышей. Звучание голоса однообразное, монотонное. | Низкий | 0-2 |
МЕТОДИКА 3 . «БУЛЬВАР ИСТОРИЙ».
ЗАДАЧИ:
1.Изучить особенности понимания идеи литер.произведения., умения устанавливать связи, делать выводы.
2.Выявить особенности эмоционально- образного восприятия рассказа.
3.Изучить особенности понимания жанровых отличий рассказа.
СОДЕРЖАНИЕ:
-Чем рассказ отличается от сказки?(есть автор, передает реальные события , нет волшебства, герои из жизни…)
-О чем бывают рассказы? Какие рассказы тебе читали? Кто их автор?
Чтение рассказа К.Ушинского «Сила- не право», М.Пришвина «еж», «Лисичкин хлеб»,
Беседа по вопросам после прочтения.
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | Уровень | баллы |
Узнает жанр рассказа, называет 3-4 основных отличия рассказа от сказки, называет 4-5 рассказов или авторов рассказов, аргументировано отвечает на вопросы педагога по содержанию рассказа. | Высокий | 7-10 |
Ошибается в названии жанра, называет 1-2 отличия рассказа от сказки, вспоминает 1-2 рассказа или автора, отвечает не на все вопросы по содержанию рассказа. | Средний | 3-6 |
Не определяет жанр, к событиям относится равнодушно, на многие вопросы не отвечает | низкий | 0-2 |
МЕТОДИКА 4 « ПОЭТИЧЕСКАЯ РОЩА»
СОДЕРЖАНИЕ: *Чтение любимого стихотворения. Беседа по содержанию текста, с целью объяснения образных выражений, использования средств выразительности.
-Что такое поэзия? Нравятся ли тебе стихи? Какие ты знаешь стихи?
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | Уровень | баллы |
Вспоминает более 3 стихотворений по возрасту, выразительно читает любимое, Объясняет все образные выражения, использует средства выразительности. | Высокий | 7-10 |
Вспоминает 2-3 стихотворения по возрасту, наизусть ни одного прочесть не Может, объясняет 1-2 образных выражения, отвечает на большую часть вопросов. | Средний | 3-6 |
Не вспоминает ни одного стихотворения по возрасту или 1-2 для малышей. Не Объясняет образные выражения, не отвечает на вопросы педагога или отвечает На некоторые и скудно. | низкий | 0-2 |
МЕТОДИКА 5 «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ»
ЗАДАЧИ:
1.Выявить источник литер. Опыта.
2.Изучить интерес к разным видам деятельности в условиях семьи.
3.Определить отношение детей к роли родителей в их литер.развитии.
СОДЕРЖАНИЕ: Беседа.
-Где тебе чаще читают книги: дома или в детском саду?
-Любишь ли ты , когда тебе дома читают? Часто ли Это бывает? Где вы это делаете?
-Любят ли твои родители читать?
-Есть ли в вашем доме библиотека? Каких там книг больше: детских или взрослых?
-Что ты любишь больше- когда тебе читают или смотришь фильмы, мультики по литерат.текстам? Почему?
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | Уровень | Баллы |
Литерат.опыт достаточно богат, разнообразен, наличие серьезного отношения к литературе в семье..Члены семьи проявляют устойчивый интерес к книгам, развивают его у ребенка, часто читают ему. Наличие дома богато библиотеки., имеется подборка аудио видео записей с литерат.произведениями. | Высокий | 7-10 |
Общеположит.отношение к слушанию и совместному чтению, читают часто , но не продолжительно. Взрослых книг в библиотеке гораздо больше, чем детских, место чтения книг «случайное» или диван. Чаще смотрит телевизор. | Средний | 3-6 |
Недостаточность литерат.опыта. нет интереса к литературе . Дома мало читают, Дом.библиотека не богата, взрослые читают редко, предпочтение просмотру передач. | низкий | 0-2 |
МЕТОДИКА 6 : «ДОМ ХУДОЖНИКА»
ЗАДАЧИ:
1.Выяснить представления детей о значении иллюстраций в книгах и об иллюстрациях детских книг.
2.Определить опыт в рисовании по содержанию литер.текста.
СОДЕРЖАНИЕ: Беседа.
Ты помнишь много сказок, стихов…В Доме художника работают иллюстраторы дет.книг.
-Каких ты знаешь иллюстраторов ?( Кто рисовал картинки в дет.книгах?)
-Почему нужны картинки в книгах?
-Какую бы ты хотел сказку проиллюстрировать как художник? Нарисуй иллюстрацию ,
А дети потом отгадают из какой это сказки?
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | УРОВНИ | Баллы |
Называет 2-3 иллюстратора дет.книг, аргументирует значение иллюстраций, Активное желание рисовать по произведениям, | Высокий | 7-10 |
Называет 1 иллюстратора, есть общие суждения о необходимости иллюстраций., ограниченный опыт рисования по произведениям | Средний | 3-6 |
Не называет иллюстраторов, определяет факт иллюстраций, отрицает опыт рисования по произведениям, нет желания рисовать, | низкий | 0-2 |
МЕТОДИКА 7: «ДОМ ЗАГАДОК»
ЗАДАЧИ:
1.Определить отношение к творческой речевой деятельности по литер. произведениям.
2.Выявить способность к самостоятельному сочинению.
МАТЕРИАЛ: подбор загадок и предметные картинки к ним.
СОДЕРЖАНИЕ:
-Отгадай загадки.(Педагог подбирает на любые темы)
-Загадай ты загадку?
-Придумай и загадай мне загадку об одном из предметов, а я попробую отгадать (Можно дать пример сочинения)
-Какие еще ты можешь придумать?
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | УРОВНИ | Баллы |
Проявляет интерес к сочинению сказок, отгадыванию и их загадыванию. Самостоятельно придумывает 1-2 загадки. | Высокий | 7-10 |
Соглашается придумывать загадку после примера взрослого, отгадывает и загадывает. | Средний | 3-6 |
Не соглашается или соглашается придумывать загадку после примера взрослого , попытка самостоятельного сочинительства неудачна даже при наличии наглядности. Не всегда отгадывает и загадывает загадку. | низкий | 0-2 |
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
« ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
ГРУППА : старшая- подготовит. К школе
Стартовый и итоговый мониторинг.
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ | Ф. И. РЕБЕНКА | |||||||||||||||
Сформированность читательского интереса, элементарных литерат.знаний (методика 1) | Ст. | |||||||||||||||
Итог. | ||||||||||||||||
Сформированность интереса к сказкам, слушанию, рассказыванию (методика 2) | Ст. | |||||||||||||||
Итог. | ||||||||||||||||
Умение отличать рассказ от сказки, Умение вести беседу по прочитанному.(методика 3) | Ст | |||||||||||||||
Итог | ||||||||||||||||
Умение выразительно рассказывть Стихотворение и беседовать по ее Содержанию.(методика 4 ) | Ст. | |||||||||||||||
Итог | ||||||||||||||||
Сформированность источника литерат.опыта в семье(методика 5) | Ст. | |||||||||||||||
Итог | ||||||||||||||||
Сформированность представлений Об иллюстрациях и иллюстраторах (методика 6) | Ст. | |||||||||||||||
Итог | ||||||||||||||||
Умение отгадывать, загадывать и придумывать загадки.(методика 7) | Ст. | |||||||||||||||
Итог. |
Предварительный просмотр:
ИНСТРУМЕНТАРИИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬ МИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».
ПРЕДМЕТ ДИАГНОСТИКИ: Литературное развитие детей среднего дошкольного
возраста.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить особенности литературного опыта детей.
2.Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.
3.Изучить своеобразие восприятия детей литературных текстов разных жанров.
4.Выявить возможности использования детьми литературного опыта. В самостоятельной творческой деятельности.
Методика 1 «Дом устного народного творчества ».
ЗАДАЧИ:
1.Изучить особенности литературного опыта детей..
2.Определить уровень элементарных литературных знаний о жанрах устного народного творчества.
МАТЕРИАЛ:
Подобрать потешки, песенки, заклички, поговорки, чистоговорки…
СОДЕРЖАНИЕ: «Расскажи потешку»(реч. Материал по своему возрасту)
Поговорить по ее содержанию.
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | УРОВЕНЬ | Баллы |
Литературный опыт ребенка достаточно богат и разнообразен. Ребенок предпочитает произведения определенного вида и жанра .Стремится объяснить свой выбор. Показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текстов. , особенно любимых.Охотно и эмоционально участвует в задании, задает вопросы, на выяснение позиций взрослого по теме. | высокий | 7-10 |
Для ребенка характкрно общеположительное, недостаточно осознанное отноше Ние к литературе. Читательские интересы более разнообразны, но неглубоки и слабо мотивированны. Ребенок называет по 1-2 примера литературных текстов. Знания о видах и жанрах фрагментарные и не всегда адекватные. В ходе выполнения задания ребенок начинает интересоваться темой , задает взрослому вопросы, стремится к совместному обсуждению. | Средний | 3-6 |
Бедность литературного опыта, отсутствие интереса к литературе.. Ребенок с трт Дом называет знакомые песенки, заклички.. Отвлекается, нет интереса и Участия в беседе. . Стремится закончить задание, перейти к следующему.. | Низкий | 0-2 |
МЕТОДИКА 2 «ДВОРЕЦ СКАЗОК»
ЗАДАЧИ:
1.Выявить интерес к сказкам, оценить богатство «сказочного» опыта.
2.Изучить интерес к слушанию, рассказыванию, разыгрыванию сказок.
3.Исследовать умение выразительно пересказывать сказки.
4.Определить своеобразие знаний об особенностях сказочного жанра.
5.Выявить особенности понимания средств лексической выразительности .
СОДЕРЖАНИЕ:
БЕСЕДА.-Ты любишь сказки? Почему они тебе нравятся ?
- Назови свою самую любимую сказку? Кто тебе в ней нравится?
-Ты любишь слушать или рассказывать сказки? А придумывать сказки?
-Какие ты еще знаешь сказки?
- В какую бы ты захотел попасть сказку? Почему? Кем из героев захотел бы стать? Почему? Перескажи фрагмент сказки.
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | Уровень | Баллы |
Ярко- положительный эмоционально- осознанный интерес к сказкам. Ребенок самостоятельно называет более 5 сказок, некоторые жанровые особенности..Проявляет интерес к слушанию , рассказыванию, охотно пересказывает, сохраняя сюжет, передавая образы. Знает и понимает особенности сказочного языка | Высокий | 7-10 |
Интерес к сказкам выражен довольно ярко, мотивируется увлекательностью сюжета, наличием чудес, волшебства.. Ребенок называет 3-4 сказки, выделяет любимую, проявляет интерес к ее содержанию. Есть интерес к слушанию и разыгрыванию, реже – к рассказыванию и придумыванию. Знает многих героев, но не может объяснить их функции. Пересказывает лишь короткий фрагмент сказки, | Средний | 3-6 |
Общеположительное , немотивированное отношение к сказкам., называет 1-2 сказки. Слушает их, но не рассказывает, не умеет придумывать. Требуется помощь взрослого При назывании сказочных героев.Не фантазирует. Для пересказа использует короткие сказки для малышей. Звучание голоса однообразное, монотонное. | Низкий | 0-2 |
МЕТОДИКА 3 « ПОЭТИЧЕСКАЯ РОЩА»
СОДЕРЖАНИЕ: *Чтение любимого стихотворения. Беседа по содержанию текста, с целью объяснения образных выражений, использования средств выразительности.
- Нравятся ли тебе стихи? Какие ты знаешь стихи?
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | Уровень | баллы |
Вспоминает более 3 стихотворений по возрасту, выразительно читает любимое, Объясняет все образные выражения, использует средства выразительности. | Высокий | 7-10 |
Вспоминает 2-3 стихотворения по возрасту, наизусть ни одного прочесть не Может, объясняет 1-2 образных выражения, отвечает на большую часть вопросов. | Средний | 3-6 |
Не вспоминает ни одного стихотворения по возрасту или 1-2 для малышей. Не Объясняет образные выражения, не отвечает на вопросы педагога или отвечает На некоторые и скудно. | низкий | 0-2 |
МЕТОДИКА 4 «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ»
ЗАДАЧИ:
1.Выявить источник литер. Опыта.
2.Изучить интерес к разным видам деятельности в условиях семьи.
3.Определить отношение детей к роли родителей в их литер.развитии.
СОДЕРЖАНИЕ: Беседа.
-Где тебе чаще читают книги: дома или в детском саду?
-Любишь ли ты , когда тебе дома читают? Часто ли Это бывает? Где вы это делаете?
-Любят ли твои родители читать?
-Есть ли в вашем доме библиотека? Каких там книг больше: детских или взрослых?
-Что ты любишь больше- когда тебе читают или смотришь фильмы, мультики по литерат.текстам? Почему?
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | Уровень | Баллы |
Литерат.опыт достаточно богат, разнообразен, наличие серьезного отношения к литературе в семье..Члены семьи проявляют устойчивый интерес к книгам, развивают его у ребенка, часто читают ему. Наличие дома богато библиотеки., имеется подборка аудио видео записей с литерат.произведениями. | Высокий | 7-10 |
Общеположит.отношение к слушанию и совместному чтению, читают часто , но не продолжительно. Взрослых книг в библиотеке гораздо больше, чем детских, место чтения книг «случайное» или диван. Чаще смотрит телевизор. | Средний | 3-6 |
Недостаточность литерат.опыта. нет интереса к литературе . Дома мало читают, Дом.библиотека не богата, взрослые читают редко, предпочтение просмотру передач. | низкий | 0-2 |
МЕТОДИКА 5 : «ДОМ ХУДОЖНИКА»
ЗАДАЧИ:
1.Выяснить представления детей о значении иллюстраций в книгах и об иллюстрациях детских книг.
2.Определить опыт в рисовании по содержанию литер.текста.
СОДЕРЖАНИЕ: Беседа.
Ты помнишь много сказок, стихов…В Доме художника работают иллюстраторы дет.книг.
-Каких ты знаешь иллюстраторов ?( Кто рисовал картинки в дет.книгах?)
-Почему нужны картинки в книгах?
-Какую бы ты хотел сказку проиллюстрировать как художник? Нарисуй иллюстрацию ,
А дети потом отгадают из какой это сказки?
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | УРОВНИ | Баллы |
Называет 2-3 иллюстратора дет.книг, аргументирует значение иллюстраций, Активное желание рисовать по произведениям, | Высокий | 7-10 |
Называет 1 иллюстратора, есть общие суждения о необходимости иллюстраций., ограниченный опыт рисования по произведениям | Средний | 3-6 |
Не называет иллюстраторов, определяет факт иллюстраций, отрицает опыт рисования по произведениям, нет желания рисовать, | низкий | 0-2 |
МЕТОДИКА 6: «ДОМ ЗАГАДОК»
ЗАДАЧИ:
1.Определить отношение к творческой речевой деятельности по литер. произведениям.
2.Выявить способность к самостоятельному сочинению.
МАТЕРИАЛ: подбор загадок и предметные картинки к ним.
СОДЕРЖАНИЕ:
-Отгадай загадки.(Педагог подбирает на любые темы)
-Загадай ты загадку?
-Придумай и загадай мне загадку об одном из предметов, а я попробую отгадать (Можно дать пример сочинения)
-Какие еще ты можешь придумать?
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | УРОВНИ | баллы |
Проявляет интерес к сочинению сказок, отгадыванию и их загадыванию. Самостоятельно придумывает 1-2 загадки. | Высокий | 7-10 |
Соглашается придумывать загадку после примера взрослого, отгадывает и загадывает. | Средний | 3-6 |
Не соглашается или соглашается придумывать загадку после примера взрослого , попытка самостоятельного сочинительства неудачна даже при наличии наглядности. Не всегда отгадывает и загадывает загадку. | низкий | 0-2 |
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
« ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
ГРУППА : средняя
Стартовый и итоговый мониторинг.
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ | Ф. И. РЕБЕНКА | |||||||||||||||
Умение работать с жанрами устного народного творчества(мА лые формы) (методика 1) | Ст. | |||||||||||||||
Итог. | ||||||||||||||||
Сформированность интереса к сказкам, слушанию, рассказыванию (методика 2) | Ст. | |||||||||||||||
Итог. | ||||||||||||||||
Умение выразительно рассказывть Стихотворение и беседовать по ее Содержанию.(методика 3 ) | Ст. | |||||||||||||||
Итог | ||||||||||||||||
Сформированность источника литерат.опыта в семье(методика 4) | Ст. | |||||||||||||||
Итог | ||||||||||||||||
Сформированность представлений Об иллюстрациях и иллюстраторах (методика 5) | Ст. | |||||||||||||||
Итог | ||||||||||||||||
Умение отгадывать, загадывать и придумывать загадки.(методика 6) | Ст. | |||||||||||||||
Итог. |
Предварительный просмотр:
ИНСТРУМЕНТАРИИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬ МИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».
ПРЕДМЕТ ДИАГНОСТИКИ: Литературное развитие детей младшего дошкольного
возраста.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить особенности литературного опыта детей.
2.Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.
3.Изучить своеобразие восприятия детей литературных текстов разных жанров.
4.Выявить возможности использования детьми литературного опыта. В самостоятельной творческой деятельности.
Методика 1 «Дом устного народного творчества ».
ЗАДАЧИ:
1.Изучить особенности литературного опыта детей..
2.Определить уровень элементарных литературных знаний о жанрах устного народного творчества.
МАТЕРИАЛ:
Подобрать потешки, песенки, заклички, поговорки, чистоговорки…
СОДЕРЖАНИЕ: «Расскажи потешку»(реч. Материал по своему возрасту)
Поговорить по ее содержанию.
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | УРОВЕНЬ | БАЛЛЫ |
Литературный опыт ребенка достаточно богат и разнообразен. Ребенок предпочитает произведения определенного вида и жанра .Стремится объяснить свой выбор. Показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текстов. , особенно любимых.Охотно и эмоционально участвует в задании, задает вопросы, на выяснение позиций взрослого по теме. | высокий | 7-10 |
Для ребенка характнрно общеположительное, недостаточно осознанное отноше ние к литературе. Читательские интересы более разнообразны, но неглубоки и слабо мотивированны. Ребенок называет по 1-2 примера литературных текстов. Знания о видах и жанрах фрагментарные и не всегда адекватные. В ходе выполнения задания ребенок начинает интересоваться темой , задает взрослому вопросы, стремится к совместному обсуждению. | Средний | 3-6 |
Бедность литературного опыта, отсутствие интереса к литературе.. Ребенок с трт Дом называет знакомые песенки, заклички.. Отвлекается, нет интереса и Участия в беседе.Стремится закончить задание, перейти к следующему.. | Низкий | 0-2 |
МЕТОДИКА 2 «ДВОРЕЦ СКАЗОК»
ЗАДАЧИ:
1.Выявить интерес к сказкам, оценить богатство «сказочного» опыта.
2.Изучить интерес к слушанию, рассказыванию, разыгрыванию сказок.
3.Исследовать умение выразительно пересказывать сказки.
4.Определить своеобразие знаний об особенностях сказочного жанра.
5.Выявить особенности понимания средств лексической выразительности .
СОДЕРЖАНИЕ:
БЕСЕДА.-Ты любишь сказки? Почему они тебе нравятся ?
- Назови свою самую любимую сказку? Кто тебе в ней нравится?
-Ты любишь слушать или рассказывать сказки? А придумывать сказки?
-Какие ты еще знаешь сказки?
- В какую бы ты захотел попасть сказку? Почему? Кем из героев захотел бы стать? Почему? Расскажи сказку с использованием различных видов театра, драматизация.( Стартовая диагностика- «Курочка Ряба», «Репка». Итоговая диагностика- « Лиса, заяц и петух», «Теремок»).Беседа по содержанию сказки. Имитационные упр.с имитацией действий «Изобрази героя», а также с проговариванием текстов (малые фольклорные жанры)
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | Уровень | БАЛЛЫ |
Ярко- положительный эмоционально- осознанный интерес к сказкам. Ребенок самостоятельно или с помощью педагога рассказывает, имитирует, участвует в беседе. Проявляет интерес к слушанию , рассказыванию, охотно пересказывает, сохраняя сюжет, передавая образы. Знает и понимает особенности сказочного языка | Высокий | 7-10 |
Интерес к сказкам выражен довольно ярко, мотивируется увлекательностью сюжета,.. Ребенок называет 3-4 сказки, выделяет любимую, проявляет интерес к ее содержанию. Есть интерес к слушанию и разыгрыванию, реже – к рассказыванию и придумыванию. Знает многих героев, но не может объяснить их функции. Пересказывает лишь короткий фрагмент сказки, | Средний | 3-6 |
Общеположительное , немотивированное отношение к сказкам., называет 1-2 сказки. Слушает их, но не рассказывает, не умеет придумывать. Требуется помощь взрослого При назывании сказочных героев.. Для рассказа использует короткие высказывания. Звучание голоса однообразное, монотонное. | Низкий | 0-2 |
МЕТОДИКА 3 « ПОЭТИЧЕСКАЯ РОЩА»
СОДЕРЖАНИЕ: *Чтение любимого стихотворения А.Барто, З.Александровой. Беседа по содержанию текста, с целью объяснения образных выражений, использования средств выразительности.
- Нравятся ли тебе стихи? Какие ты знаешь стихи?
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | Уровень | БАЛЛЫ |
Вспоминает более 3 стихотворений по возрасту, выразительно читает любимое, Объясняет все образные выражения, использует средства выразительности. | Высокий | 7-10 |
Вспоминает 2-3 стихотворения по возрасту, наизусть ни одного прочесть не может, объясняет 1-2 образных выражения, отвечает на большую часть вопросов. | Средний | 3-6 |
Не вспоминает ни одного стихотворения по возрасту. Не объясняет образные выражения, не отвечает на вопросы педагога или отвечает на некоторые , но скудно. | низкий | 0-2 |
МЕТОДИКА 4 «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ»
ЗАДАЧИ:
1.Выявить источник литер. Опыта.
2.Изучить интерес к разным видам деятельности в условиях семьи.
3.Определить отношение детей к роли родителей в их литер.развитии.
СОДЕРЖАНИЕ: Беседа.
-Где тебе чаще читают книги: дома или в детском саду?
-Любишь ли ты , когда тебе дома читают? Часто ли Это бывает? Где вы это делаете?
-Любят ли твои родители читать?
-Есть ли в вашем доме библиотека? Каких там книг больше: детских или взрослых?
-Что ты любишь больше- когда тебе читают или смотришь фильмы, мультики по литерат.текстам? Почему?
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | Уровень | БАЛЛЫ |
Литерат.опыт достаточно богат, разнообразен, наличие серьезного отношения к литературе в семье..Члены семьи проявляют устойчивый интерес к книгам, развивают его у ребенка, часто читают ему. Наличие дома богато библиотеки., имеется подборка аудио видео записей с литерат.произведениями. | Высокий | 7-10 |
Общеположит.отношение к слушанию и совместному чтению, читают часто , но не продолжительно. Взрослых книг в библиотеке гораздо больше, чем детских, место чтения книг «случайное» или диван. Чаще смотрит телевизор. | Средний | 3-6 |
Недостаточность литерат.опыта. нет интереса к литературе . Дома мало читают, Дом.библиотека не богата, взрослые читают редко, предпочтение просмотру передач. | низкий | 0-2 |
МЕТОДИКА 5 : «ДОМ ЗАГАДОК»
ЗАДАЧИ:
1.Определить отношение к творческой речевой деятельности по литер. произведениям.
2.Выявить способность к самостоятельному сочинению.
МАТЕРИАЛ: подбор загадок и предметные картинки к ним.
СОДЕРЖАНИЕ:
-Отгадай загадки.(Педагог подбирает на любые тем:старт.диагностика- котенок, гусь, свинья, коза, корова, цыпленок, петух, курица, итог.диагностика-лиса, заяц, мышка, волк, лягушка, медведь) )
РЕЗУЛЬТАТ:
КРИТЕРИИ | УРОВНИ | БАЛЛЫ |
Проявляет интерес к отгадыванию загадок. | Высокий | 7-10 |
Соглашается отгадывать загадки после примера взрослого, отгадывает их. | Средний | 3-6 |
Не соглашается или соглашается отгадывать загадки после примера взрослого, Не всегда отгадывает ее. | низкий | 0-2 |
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
« ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
ГРУППА : МЛАДШАЯ
Стартовый и итоговый мониторинг.
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ | Ф. И. РЕБЕНКА | |||||||||||||||
Умение работать с жанрами устного народного творчества(мА лые формы) (методика 1) | Ст. | |||||||||||||||
Итог. | ||||||||||||||||
Сформированность интереса к сказкам, слушанию, рассказыванию (методика 2) | Ст. | |||||||||||||||
Итог. | ||||||||||||||||
Умение выразительно рассказывть Стихотворение и беседовать по ее Содержанию.(методика 3 ) | Ст. | |||||||||||||||
Итог | ||||||||||||||||
Сформированность источника литерат.опыта в семье(методика 4) | Ст. | |||||||||||||||
Итог | ||||||||||||||||
Умение отгадывать, загадки .(методика 5) | Ст. | |||||||||||||||
Итог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструментарий проведения мониторинга в ясельной, младшей, средней группах ДОУ. Область "Коммуникация".
Инструментарий проведения мониторинга в ясельной, младшей, средней группах ДОУ. Область коммуникация....
Инструментарий проведения мониторинга в старшей, подготовительной группах ДОУ. Область "Коммуникация".
Инструментарий проведения мониторинга в старшей, подготовительной группах ДОУ. Область коммуникация....
Инструментарий для проведения мониторинга художественно-эстетического развития "Музыка"
Диагностические карты для проведения мониторинга музыкального развития детей дошкольного возраста...
Инструментарий для проведения мониторинга в подготовительной группе
Материал для проведения мониторинга в подготовительной группе по программе "От рождения до школы" по пяти образовательным областямю...
Инструментарий к мониторингу старшая группа
Материал для проведения мониторинга в старшей группе по программе "От рождения до школы"...
Инструментарий для мониторинга подготовительная группа
Мониторинг рассматривается как специально организованное, систематическое наблюдение за динамикой развития умений и навыков ребенка, способствующее выявлению его особенностей, нуждающихся в корре...