Дополнительное образование. Разработка диагностического инструментария для проведения мониторинга по речевому развитию детей дошкольного возраста 3-7 лет
учебно-методический материал по развитию речи
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_instrumentariy_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu.docx | 35.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»
Дополнительное образование.
Разработка диагностического инструментария для проведения мониторинга
по речевому развитию детей дошкольного возраста 3-7 лет.
Дополнительное образование.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Образовательная область «Речевое развитие»
- Уровень сформированности словаря:
А) Дидактическая игра «Признаки слов»
Задание:
- Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром - …, ветер - ..., а снег - ..., дождь -…, а солнце - ... При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие.
- Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и т.д.).
- Сравни по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко, по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности - веревку и нитку, камень и глину, по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте - куст и дерево, гору и холм.
Б) Дидактическая игра «Слова-приятели»
Задание:
Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:
- Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)
- Каким словом можно заменить слово «конь»? (лошадь)
- Выбери из трех слов два слова-«приятеля» и назови их:
а) среди имен существительных (дом, солдат, боец)
б) среди имен прилагательных (храбрый, звонкий, смелый; большой, красивый, огромный).
В) Дидактическая игра «Слова – «неприятели»
- Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далекий, прочный, надежный.
Если ребенку непонятно значение какого- либо слова, его следует ему объяснить.
- Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».
Г) Словесная игра «Смешные слова»
Задание:
Воспитатель определяет тему: только веселые слова, Произнести как можно больше таких слов: смех, клоун, шутка и т.д.
Критерии оценки:
4 балла – ребенок самостоятельно отвечает на все вопросы воспитателя.
3 балла – ребенок отвечает на все вопросы воспитателя, но с небольшой помощью взрослого.
2 балла – ребенок отвечает на все вопросы, но дает односложные ответы и только с помощью воспитателя.
1 балл – ребенок не может дать ответа на большинство вопросов, не понимает задание.
2.Уровень сформированности звуковой культуры речи:
А) Дидактическое упражнение «Длиннее-короче»
Задание:
Ребенку предлагают сравнивать слова. Ему говорят: «Я буду называть по два слова, а ты должен сравнить, какое из них длиннее». Особое внимание ребенка обращают на то, что сравнивать надо слова, а не вещи, которые они изображают.
Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усы - усики, собака - собачка, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок и т.д.
Б) Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Материал: игрушки – машина, слон, юла, мяч, чудесный мешочек.
Задание:
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенка просят отчетливо произнести их названия, при этом в первый раз он произносит слово так, чтобы наиболее отчетливо прозвучал первый звук (машина), а во второй - выделяет голосом последний звук каждого слова (машина). Затем все игрушки помешают в мешочек, в который ребенок опускает руку, ощупывает игрушку, называя, определяя первый и последний звук в слове-названии. После того как ребенок назвал игрушку, ее достают из мешочка. Если название угадано верно, ее кладут на левую сторону стола. Если ребенок дал неверное название или ошибся при определении первого (последнего) звука в слове, игрушку помещают на правый край стола. В конце игры подсчитывают количество правильных ответов.
В) Дидактическая игра «Раздели слово»
Задание:
Взрослый называет слово (двусложное или трёхсложное) и просит ребенка разделить его на части. Например: «Ма-ша», «на-ша», «бе-рё-за», «ма-ли-на» и т.д.
Г) Дидактическое упражнение «Составь предложение».
Задание:
- Придумай предложение из 2-х слов.
- Сколько слов в предложении: «Дети поливают цветы». Назови первое, второе, третье слово.
- Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем звуков.
Д) Дидактическая игра «Придумай слово»
Задание:
- звук (на выбор педагога) в начале (середине, конце) слова.
Критерии оценки:
4 балла – ребенок достаточно хорошо различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.
3 балла – ребенок достаточно хорошо различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах с небольшой помощью воспитателя.
2 балла – ребенок различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит слова с заданным звуком в начале слова, но затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или конце слова, плохо сформировано понятие о слоге.
1 балл – очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок.
3. Уровень сформированности грамматического строя речи:
А) Дидактическая игра «Закончи предложение»
Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения (например: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек).
Задание:
Рассмотри картинки и постарайся закончить предложения:
- Мама взяла зонт, потому что… (на улице идет дождь).
- Наступила весна, и … (прилетели птицы).
- Мы пойдем в магазин игрушек, чтобы … (купить новую игрушку).
- Мы ложимся спать, когда … (наступает ночь).
Критерии оценки:
4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, легко составляет предложения различных видов.
3 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, составляет предложения различных видов с небольшой помощью воспитателя.
2 балла – ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев.
1 балл – ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя.
Б) Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Задание:
- Кто ходит в школу? (школьник)
- Кто работает в огороде? (огородник)
- В чем кипятят чай? (в чайнике)
- Где живет скворец? (в скворечнике)
Критерии оценки:
4 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, легко образует слова суффиксальным способом.
3 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно, легко образует слова суффиксальным способом с небольшой помощью воспитателя.
2 балла – ребенок допускает небольшое количество ошибок в образовании слов или затрудняется их закончить в ряде случаев.
1 балл – ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя.
4. Уровень сформированности связной речи:
А) Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак».
Задание:
- Воспитатель читает сказку «Лиса и рак»:
Лиса говорит раку:
- Давай перегоняться!
- Что же, лиса, давай.
Начали перегоняться.
Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост.
Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит:
- А я уж давно тут тебя жду.
- Затем задает ребенку вопросы: «Кто позвал перегоняться? Что делала лиса? А что рак? Кто хитрее?»
- Ребенок пересказывает сказку.
Критерии оценки:
4 балла – ребенок самостоятельно, выразительно и эмоционально пересказывает небольшую сказку, не допускает пропусков и неточностей.
3 балла – ребенок самостоятельно, выразительно и эмоционально пересказывает небольшую сказку, но не очень уверенно.
2 балла – ребенок пересказывает сказку, эмоционально передавая ее содержание, допуская небольшие пропуски.
1 балл – делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды.
Б) Дидактическое упражнение «Составь рассказ»
Материал: набор картин с фабульным развитием действия. (см. Приложение стр.22,23)
Задание:
Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ.
Критерии оценки:
4 балла – ребенок самостоятельно и легко составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия, пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
3 балла – ребенок самостоятельно составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия, пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, но не очень уверенно, с небольшой помощью воспитателя.
2 балла – ребенок составляет рассказ по набору картин, но предложения, как правило, простые.
1 балл – ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден.
5. Художественная литература:
- Дидактическое упражнение «Что это такое: сказка, рассказ, стихотворение (жанры)».
Материал: литературные произведения по программе.
Задание:
А) Воспитатель предлагает детям прослушать небольшие литературные произведения и сказать, что это такое: сказка, рассказ, стихотворение. Например:
- Отрывок из русской народной сказки «Волк и лиса».
Отыскал волк на реке прорубь, сунул туда хвост, сидит и бормочет:
- Ловись, рыбка, большая и маленькая! Нет, лучше ловись большая, да и побольше!
А Лисица прибежала, стала бегать вокруг да приговаривать:
- Ясни, ясни на небе звезды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
- Что ты говоришь? - забеспокоился Волк.
- То же, что и ты, куманёк: "Ловись рыбка, большая и маленькая!"
- Рассказ А. Куприна «Слон»:
Маленькая девочка Надя шести лет заболела, по словам доктора Михаила Петровича, «равнодушием к жизни». Единственное средство вылечить — развеселить. Но девочка ничего не хочет.
Однажды она попросила слона. Через полчаса папа привёз ей «дорогую красивую игрушку» — серого слона который сам машет хвостом и качает головой. Но девочка сказала, что хотела настоящего, а этот мёртвый. Тогда папа едет в зверинец и упрашивает хозяина-немца отпустить слона Томми к ним домой. Немец сначала не понимает, но папа все объяснил. Тогда хозяин зверинца разрешает сводить слона в гости ночью и сам проверяет, возможно ли это (есть ли большая комната, крепкий пол, широкие двери).
Ночью слона ведут в дом. Чтобы он поднялся по лестнице на второй этаж, папа покупает для него фисташковый торт. Утром Наде говорят, что слон пришёл, кормят яйцом всмятку и молоком и на коляске, везут к слону. Девочка слона не боится, они вместе чаевничают: девочка пьет чай, слон — сахарную воду с булками. Надя знакомит его с куклами, показывает книжку с картинками. Друзья вместе обедают. Вечером Надю не оторвать от слона, она так и засыпает рядом с ним и видит сон, будто «женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слонят».
Слона уводят. Утром девочка просыпается бодрая и, узнав, что слон ушёл и звал её в гости, просит передать, что она уже совсем здорова.
- Стихотворение Н. Рубцова «Про зайца»:
Заяц в лес бежал по лугу.
Я из лесу шел домой, —
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой веселый крик.
И еще, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под елкой
О себе и обо мне.
Думал, горестно вздыхая,
Что- друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.
Б) Назови свои любимые сказки и рассказы.
Критерии оценки:
4 балла – ребенок самостоятельно определяет жанры литературных произведений, может вспомнить
названия любимых сказок и рассказов.
3 балла – ребенок самостоятельно определяет жанры литературных произведений, но вспоминает
название любимых сказок или рассказов только с помощью воспитателя.
2 балла – ребенок определяет жанры только с помощью и наводящими подсказками воспитателя, вспоминает только любимую сказку или называет сказку, или рассказ, которые были заданы.
1 балл – ребенок не справляется с заданием даже после помощи воспитателя.
- Дидактическое задание «Прочитай наизусть стихотворения, считалки, загадки».
Задание:
Воспитатель просит ребенка прочитать 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
Критерии оценки:
4 балла – ребенок самостоятельно и выразительно читает наизусть 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.
3 балла – ребенок выразительно читает наизусть 1 стихотворение, 1 считалку, 1 загадку с небольшой словесной помощью воспитателя – напоминание названия, или начало.
2 балла – ребенок может рассказать или 1 стихотворение, или 1 считалку, или 1 загадку.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
- Дидактическое задание «Назови автора и художника-иллюстратора детских книг»
Материал: книги – А.С. Пушкин №сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», П. Ершов «Конек-горбунок». Стихи С. Есенина; книги с иллюстрациями художников Е. Рачева, Ю. Васнецова, Е. Чарушина, И. Билибина или др.
Задание:
А) Дидактическое упражнение «Назови автора»:
- Кто написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»? (А.С. Пушкин)
- Кто написал «Конек-горбунок»? (П. Ершов)
- Кто написал стихотворение «Белая береза»? (С. Есенин)
Б) Дидактическое упражнение «Узнай художника»:
- Кто из художников рисовал рисунки к сказкам? (Е. Рачев, Ю. Васнецов)
- Кто из художников писал рассказы о животных и сам рисовал к ним иллюстрации? (Е. Чарушин)
- Кто из художников нарисовал иллюстрации к сказке «Василиса Прекрасная»? (И. Билибин)
Критерии оценки:
4 балла – ребенок самостоятельно называет авторов и художников, ориентируясь на иллюстрации.
3 балла – ребенок называет авторов и художников, ориентируясь на иллюстрации, с небольшой словесной помощью воспитателя – начальные слоги или И.О. автора.
2 балла – ребенок называет 1-2 авторов и 1 художника.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
- Пересказ короткого рассказа «Четыре бабочки».
Задание:
- Воспитатель читает или рассказывает детям рассказ и просит пересказать его:
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и коричневая бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а коричневая села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.
Критерии оценки:
4 балла – ребенок самостоятельно, точно и выразительно пересказывает рассказ.
3 балла – ребенок умеет выразительно пересказывать рассказ с небольшой словесной помощью воспитателя.
2 балла – ребенок справляется с заданием только с помощью и наводящими подсказками воспитателя, во время пересказа преимущественно пользуется ситуативной речью и жестами.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Диагностика
Образовательная область «Речевое развитие» (диагностическая карта) №1
Учебный год 2018-2019г.
Диагностика знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы.
№ | Ф.И. Ребенка | Уровень сформированности словаря: | Уровень сформированности звуковой культуры речи: | Уровень сформированности грамматического строя речи: | Уровень сформированности связной речи: | Итог | |||||
1 Сентябрь | 2 Май | 1 Сентябрь | 2 Май | 1 Сентябрь | 2 Май | 1 Сентябрь | 2 Май | 1 Сентябрь | 2 Май | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
Итог: |
Диагностика
Образовательная область «Речевое развитие» (диагностическая карта) №2
Учебный год 2018-2019г.
Диагностика знаний, умений и навыков детей подготовительной к школе группы
№ | Ф.И.Ребенка | Дидактическое упражнение «Что это такое: сказка, рассказ, стихотворение (жанры) | Дидактическое задание «Прочитай наизусть стихотворения, считалки, загадки» | Дидактическое задание «Назови автора и художника-иллюстратора детских книг» | Пересказ короткого рассказа «Четыре бабочки» | Итог | |||||
1 Сентябрь | 2 Май | 1 Сентябрь | 2 Май | 1 Сентябрь | 2 Май | 1 Сентябрь | 2 Май | 1 Сентябрь | 2 Май | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
Итог: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические карты (мониторинг) художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Развитие музыкальности – одна из наиболее актуальных задач детей дошкольного возраста, так как дошкольный возраст, сенситивный период для ее становления. Педагогу для успешного формирования музы...
Программа дополнительного образования."Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность."
В данной работе предоставленна рабочая программа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через театральную деятельность". Целью программы является развитие творческих способностей детей средствам...
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста.(разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)...
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (разработан на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)
Диагностический инструментарий рекомендован педагогам ДОУ с целью выявления уровня сформированности экологических представлений дошкольников (старший возраст)....