Инструментарий проведения мониторинга в ясельной, младшей, средней группах ДОУ. Область "Коммуникация".
методическая разработка (логопедия, средняя группа) по теме

Инструментарий проведения мониторинга в ясельной, младшей, средней группах ДОУ. Область коммуникация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СРЕДНЯЯ   ГРУППА

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА.

ОБЛАСТЬ  «КОММУНИКАЦИЯ».

                         ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

1.ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

         МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Для изучения коммуникативных умений  детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать  и вести его  последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли.

  Оценка коммуникативных умений  дана с учетом следующих критериев:

Критерии оценки коммуникативных

                   умений детей.

Оценка в

баллах.

Уровень речевой коммуникации.

1.

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета.

     7-10

    высокий

2.

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета  не устойчивое.

      3-6

   средний

3.

Ребенок мало активен и мало разговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

      1-5

    низкий

2.ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ  ЛЕКСИЧЕНСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ   ПОНЯТИЙ.

Методические указания:

  1. Рассмотреть картинку.
  2. Соединить линией (веревочкой) каждый предмет с нужной полкой по определенным лексическим темам( «Игрушки», « Продукты», «Мебель»,»Посуда»)Приложение 1

 2.2.Скажи какие ты знаешь ФРУКТЫ, ОВОЩИ, ЖИВОТНЫХ (ДИКИХ- ДОМАШНИХ)ПТИЦ, МЕБЕЛЬ, ТРАНСПОРТ.

Приложение 2 .Задание: Раскрась все игрушки красным цветом, посуду- синим, а одежду –зеленым.

Приложение 3.Задание: Кому что нужно для работы ?Соедини стрелкой.

Оценка по следующим критериям:

КРИТЕРИИ

БАЛЛЫ

УРОВЕНЬ

1.

7-10  и больше предметов

       7-10

Высокий

2.

3-6 предметов

       3-6

Средний

3.

1-2 предмета

       0-2

низкий

 

2.3. СЛОВАРЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

* Подбери слова  противоположные по смыслу ( антонимы)

Веселый-                                                 сильный-

Горький-                                                  узкий-

Радостный-                                              толстый-

Высокий-                                                  старый-

Мягкий-                                                    добрый-

Оценка по следующим критериям:

критерии

баллы

уровень

1.

7-10 слов без ошибок

       7-10

Высокий

2.

3-6 ошибок

        3-6

Средний

3.

7 и больше ошибок

        0-2      

низкий

         

:

  1.   Назови признаки к предмету « Какого цвета этот предмет?»

Соль-                                                море-

Лента-                                              заяц-      

Арбуз-                                              яблоко-

Мандарин-                                       сахар-

Лимон-                                             перец-

Оценка по следующим критериям:

Критерии

баллы

Уровень

1.

7-10 слов без ошибок

     7-10

Высокий

2.

3-6 ошибок

       3-6

Средний

3.

7 и более ошибок

       0-2

низкий

     

2.4.  СЛОВАРЬ  ГЛАГОЛОВ.

    * « Кто чем занимается?»

Повар-                                                   Художник-

Врач-                                                     Певец-      
Учитель-                                               Шофер-

Строитель-                                            покупатель-    

Уборщица-                                            танцор-

  1. «Назови, кто какие звуки издает?»

Утка …крякает                                      Свинья …хрюкает

Собака …лает, гавкает                         Воробей …чирикает

Кукушка …кукует                                Медведь …рычит    

Кошка …мяукает                                  Петух …кукарекает

Волк …воет                                           Корова …мычит

Оценка по следующим критериям:

критерии

баллы

Уровень

1.

7-10 слов без ошибок

     7-  10

Высокий

2.

3-6 ошибок

      3-6

Средний

3.

7 и более ошибок

      0-2

низкий

2.5.  СЛОВАРЬ  НАРЕЧИЙ.

         

  1. Соедини каждую предметную картинку с изображением определенного времени года. Приложение 4 А.

Приложение 4 Б.Задание: Какая обувь нужна в разную погоду? Проведи стрелки.

  1. Предлоги. Рассмотреть, что нарисовано в квадратах в верхнем ряду. Что находится справа от треугольника, круга? Слева от круга, квадрата?

В нижнем ряду  в среднем квадрате нарисуй круг в серединке, квадрат слева  от круга, треугольник справа от круга .( Приложение 5)

Оценка по следующим критериям:

критерии

баллы

Уровень

1.

Выполнение без ошибок

      10

Высокий

2.

1 ошибка

      5

Средний

3.

2 и более

      0

низкий

3.  ИЗУЧЕНИЕ  УРОВНЯ  ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

3.1.  « Один –много»(образование мн.ч. сущ. из формы ед.ч.)

Лампа- лампы                                  глаз-

Стол- столы                                     пень-

Сапог-                                               парус-  

Утюг-                                                окно-        

Двор-                                                 сучок-

3.2.  Игра « Кто у кого?» -образование  сущ., обозначающих детенышей животных, образование ед.ч. и мн. ч.Употребление  Им.  и Р.п.- с использованием картинок.

У мамы лисы – лисята , много лисят, один лисенок.

У мамы слонихи-слонята, много слонят, один слоненок.

У мамы кошки- котята, много котят, один котенок.

У мамы зайчихи- зайчата, много зайчат, один зайчонок.

У медведицы-

У волчицы-

У козы-

У утки-

У лошади-

У курицы-

Приложение 6 .Задание: Помоги каждой маме найти своего детеныша.     Соедини их стрелкой. Обведи детенышей в кружок красного цвета, а мам в кружок синего цвета.

3.3. Подбери как можно больше признаков к предмету.(Согласование прилагательных с существительными .)-с использованием картинок.

Обязательно дать образец :

Груша  какая? Желтая, вкусная, сладкая, нежная, спелая…

Мяч какой? …

Пальто какое?...

Диван какой?...

Солнце какое?...

Гора какая?...

Озеро какое?...

Ножницы какие?..

Снег какой?..

Вода какая?...

3.4, « Договори предложение» (Согласование существительных с числительными )-с использованием картинок.

Мы купили в подарок …(5 красных роз).

Надень рождения мне подарили ..(двух рыжих  щенков)

Маша помыла …( 5 окон).

В сумке лежало … ( 6 яблок )

У папы было …( 2 зонта)

Мальчики принесли …( 7 ведер)

Дети сидели на …( 4 стульях)

Во дворе гуляли …(6 уток)

В книге лежало …( 7 сухих листьев)

В Москву идут…( 6 скорых поездов)

Оценка по следующим критериям:

критерии

баллы

уровень

1.

7-10 ответов без ошибок

7-10

Высокий

2.

3-6 ошибок

3-6

Средний

3.

7 и больше ошибок

0-2

Низкий

3.5. « Выполнение действий с предлогами» с практическим выполнением действий.

Инструкция:  Положи книгу на стол, в стол, под стол, за стол… Выполнить 5 инструкций.

Оценка по следующим критериям:

За каждое правильное выполнение 2 балла.

критерии

баллы

Уровень

1.

5инструкций без ошибок

10

Высокий

2.

1 ошибка

5

Средний

3.

3и больше

0

низкий

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

3.6. «Большой- маленький»-образование новых слов при помощи уменьшительно- ласкательных  суффиксов.

Пароход – пароходик,                        Нож- ножичек

Огород- огородик                               дождь- дождичек

Завод-                                                   Вилка- вилочка

Дождь-                                                 Крышка- крышечка

Гвоздь-                                                 сумка- сумочка

3.7. «Закончи предложение» -образование глаголов при помощи приставок.

Весной птицы прилетают, а осенью ….

На дерево залезают,  а с дерева …

В дом входят, а из дома…

По дороге ходят, через дорогу ...

Птицы через дорогу перелетают, а змеи...

Воду в стакан наливают, а из стакана …

Глазами не все рассмотрели, ушами не все …

Книгу на стол положили, а со стола на тумбочку…

3.8. « Назови по другому» -образование прилагательных:

  1. относительных

Дом из камня – каменный                        платок из пуха- пуховый

Замок из кирпича-                                     сумка из кожи-

Платье из шелка-                                       кораблик из бумаги-    

Шарф из шерсти –                                     коробка из картона-

Кольцо из золота-                                      миска из глины-

  1.  притяжательных « Назови чье?»

У кота лапы чьи? Кошачьи, а голова…

У лисы уши чьи?...   нос

У мыши хвост чей?..., а глаза  

У верблюда шерсть чья?...,  а ноги…

У лошади голова…, а у петуха…

Оценка по следующим критериям:

критерии

баллы

Уровень

1.

7-10 ответов без ошибок

7-10

Высокий

2.

3-6 ошибки

3-6

Средний

3.

7 и больше

0-2

низкий

4. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

4.1. ЭКСПРЕСС- ОБСЛЕДОВАНИЕ  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( К.К. Коноваленко , С.В. Коноваленко)

*         Обследование звуко- слоговой структуры

Назови что нарисовано на картинке или повторить за взрослым:

Мотоциклист, велосипедист, перекресток, грузовик, светофор, автобусная остановка, аквариум, космонавт, милиционер, сковорода.

Оценка по следующим критериям:

Критерии

Баллы

уровень

1.

Воспроизведение 7-10 слов без ошибок

7-10

Высокий

2.

3-6 неточностей в слоговой структуре слова

3-6

Средний

3.

7 и более неточностей

0-2

низкий

 

  1. Обследование произношения звуков:

-по подражанию

          - в самостоятельной речи

Результаты обследования речи заносятся в таблицу:

Ф.и.ребенка

группа

           Фонетика

Звуко-слог.струк.

Фонем.

слух

Свист.

Шипящ.

соноры

Др.зв

Оценка направления  по следующим критериям:

Критерий оценки

   баллы

Уровень развития

1.

Правильное, отчетливое произношение всех звуков .Умение дифференцировать звуки, хорошая регуляция темпа речи и реч.дыхания

     3

Высокий

2.

Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков (наличие1-2 нарушенных звуков)

     2

Средний

3.

Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темп речи и дыхания.

     1

низкий

 

    5.ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ  СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

  1. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ  

 

Оценка уровня диалогического общения проводится при организации игр парами, где педагог имеет возможность оценить , насколько ребенок овладел способами диалогического общения. Для этого педагог наблюдает, как дети выполняют задание, и результаты наблюдений фиксируются в протоколе знаком « +».

Параметры наблюдения

Наличие параметра

                                  1.Содержание

1.1

Ориентировка в задании

1.2

Ориентировка на взрослого

1.3

Ориентировка на партнера- сверстника

                    2.Диалогические отношения

2.1

Инициативность

2.2

Воздейственность

2.3

Активное ответное отношение

                   3.Средства общения

3.1

Высказывание

3.2

Диалогический цикл

3.3

Сопряженный цикл

                 4.Тип высказывания

4.1

Вопрос

4.2

Обсуждение

4.3

Побуждение

                 5.Способы общения

5.1

Доброжелательность

5.2

Адресованность

5.3

Аргументированность

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ:

1.Содержание

2.Диалогическое общение( инициативность высказывания; воздейственность высказывания- партнер отвечает действием или словом на иинциативу сверстника; активная ответная позиция- инициатор разговора отвечает на реплики  и действия соседа)

3.Средства общения (единичное высказывание; диалогический цикл- два взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему; сопряженный цикл – три взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему).

4.Коммуникативно- семантический тип высказывания; комментарий, обсуждение; побуждение к действию).

5.Способы общения

  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ:

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ- Ребенок  хорошо  ориентируется в задании, при диалогическом общении ориентируется на партнера – сверстника, инициативно к нему обращается и отвечает словом и действием  на его высказывания. Общение между детьми разворачивается в виде ряда взаимосвязанных высказываний. Дети обращаются друг к другу с вопросами , побуждающими, комментирующими и рассуждающими высказываниями. Дети общаются доброжелательно, обращаются друг к  другу адресовано..

     О наиболее высоком  уровне свидетельствуют  наличие в общении детей взаимосвязанных высказываний в форме сопряженных циклов, возникновение обсуждений и рассуждений, аргументированных высказываний.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ- Ребенок при выполнении заданий в основном ориентируется на взрослого, но эпизодически ориентируется и на партера- сверстника, инициативно к нему обращается  , отвечает на его высказывания в основном практическими действиями. Комментирует свои действия  и действия партнера. Общение  доброжелательное.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ- Ребенок пытается решать познавательную задачу, не обращая внимание на партнера. Действует молча либо комментирует свои действия, ни к кому прямо не обращаясь. Не отвечает на высказывания партнера либо может вступать с ним в конфликтные отношения.

      ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГР:

« СОБЕРИ РОМАШКУ»-  1 ВАРИАНТ.

Игровые действия- рассмотреть картинки , вместе с товарищем выбрать те картинки, на которых нарисованы только фрукты , затем овощи( на серединке ромашки нарисовано дерево, сад, а с другой стороны- огород).Те лепестки, на которых нужных картинок  нет , отложить отдельно. В конце игровых действий разобрать почему они не  подходят к нашей ромашке.

2 ВАРИАНТ- вместо ромашки можно взять предметные картинки с изображением определенной категории предметов(«Посуда», « Мебель»). Игровые действия те же.

3 ВАРИАНТ- Сначала первый играющий рассматривает и называет картинку и определяет подходит ли этот предмет к определенной категории( используются также лексические темы по возрасту). Второй играющий должен согласиться или нет и объяснить почему. Потом поменяться ролями.

4 ВАРИАНТ – « Угадай на ощупь»(по типу « Чудесного мешочка»)

Игровые действия- на ощупь угадать предмет, определить к какой лексической теме он относится или разложить на 2 ряда («Одежда»- «Обувь»).. Важно, чтобы дети не только решали интеллектуальную задачу, но и самостоятельно регулировали очередность ходов, умели аргументировано  выразить свое согласие или несогласие с действиями партнера.

     Игры можно брать на решение разнообразных речевых задач, при этом правильно давать установку и инструкции.

  1. МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

  Для изучения уровня связной речи используется методика « пересказа текста». Детям предлагается  послушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему.

 Анализ по следующим критериям:

1.

Понимание текста

Правильно ли ребенок формулирует основную мысль.

2.

Структурирование текста

Умение последовательно и точно построить пересказ(основывается на основе сопоставления пересказа  со структурой текста)

3.

Лексика

Полнота использования лексики текста, замена авторских  выразительных средств собственными

4.

Грамматика

Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.

5.

Плавность речи

Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.

Каждый показатель оценивается отдельно.

2 балла

-за каждое правильное воспроизведение

1 балл

- незначительные отклонения от текста, отсутствие  грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок .

0 баллов

-неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

10 баллов

Высокий уровень

5 баллов и выше

Средний уровень

До 5 баллов

Низкий уровень

Оценка осуществляется через исследование уровня сформированности компетенции каждого ребенка в той или иной области. При этом действия детей оцениваются от 0 до 10 баллов.

        0-2

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ В ДАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ:

          0

Нулевой, низший уровень

              1

Низкий уровень

              2      

Недостаточный  уровень

           

            3-6

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:

             3

Ближе к низкому уровню

             4

Недостаточный уровень

             5

Достаточный уровень

             6

Ближе к высокому  уровню

           7-10

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:

            7

Выше среднего

            8

Высокий

            9

Очень высокий

           10

Максимально высокий

МЛАДШАЯ ГРУППА

ИНСТРУМЕНТАРИЙ  ПРОВЕДЕНИЯ   МОНИТОРИНГА.

ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ».

1.ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

         МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Для изучения коммуникативных умений  детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать  и вести его  последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли.

  Оценка коммуникативных умений  дана с учетом следующих критериев:

Критерии оценки коммуникативных

                   умений детей.

Оценка в

баллах.

Уровень речевой коммуникации.

1.

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета.

     7-10

    высокий

2.

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета  не устойчивое.

      3-6

   средний

3.

Ребенок мало активен и мало разговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

      1-5

    низкий

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИКИ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.

2. 1.ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ:

  1. Понимание конкретных существительных( обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции педагога предметы, их части.
  2. Понимание обобщающих слов: выбрать предметы или картинки по лексическим темам (Н-р: «Игрушки», «Посуда», …)
  3. Понимание действий:- показать где девочка спит, играет, рисует…(с использованием картинок)

                                      - выполнить речевую инструкцию

2.2.Понимание форм ед.ч. и мн.ч. существительных( показать на картинках:

Чашка- чашки, гриб- грибы,..

2.3.Понимание предложно- падежных конструкций с предлогами  НА, В, ПОД, ЗА .( Положи мяч в коробку, на стол….  

2.4.Понимание слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами у существительных (дом- домик, мяч- мячик…)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИКИ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

3.1.Общая характеристика речи ( есть ли речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными фразами, фразовая речь)

3.2.АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ:

  1. Существительные. Назвать предметы по лексическим темам: «Посуда», «Одежда», «Овощи»….
  2. Глагольный словарь( Назови что делает мальчик-  по картинкам)
  3. Словарь прилагательных( Назвать величину, цвет, вкус.Приложение 1.

Что какого цвета? Разукрась.

3.3.Грамматический строй речи ( при наличии фразовой речи):

  1.  «Один- много» (употребление существительных Им.п. ед. и мн. ч.)

Стол- столы, мяч- мячи….

  1. «Кто моя мама? (У утки утята, у собаки- щенок, щенятя…Приложение 2. Задание : Помоги каждой маме найти своего детеныша.
  2. «Где мой домик?( Медведь спит в …берлоге, собака живет в …будке, мыши прячутся …в норке…
  3. «Что я ем?(Корова ест …сено, белка ест …орехи, собака ест…косточку, мясо…) Приложение 3. Задание :Кто что любит? Проведи стрелки  от животных к пище.
  4. Употребление предложно- падежных конструкций. Назови где находится предмет( по картинке или по выполнению действий).или игра « Угадай где спрятался Мишка?(в …шкафу, под …столом…
  5. «Что нарисовано и сколько ?» (согласование существительных с числительными- по картинкам или с использованием выкладывания предметов определенного количества – три шара , а 5…шаров, три ложки , а 5 …ложек, 1 конфета, а 5…конфет…)
  6. Расскажи что нарисовано на сюж. картинке(составление 2-3 предложений)

АНАЛИЗ ПО СЛЕДУЮЩИМ КРИТЕРИЯМ:

УРОВНИ

КРИТЕРИИ

Высокий

Легко понимает речь на наглядной основе и без нее, пользуется на простыми предложениями в разговоре, в основном правильно их оформляет. Активен в речевом общении с педагогами и с детьми, инициативен в речевых контактах.

Средний

Легко понимает речь на наглядной основе. Затрудняется в понимании речи без наглядности. Отвечает предложениями, затрудняется в их оформлении, часто использует жесты, слова- заместители. Вступает в речевой контакт с педагогом.

низкий

Понимает речь на наглядной основе, требует повторения  обращенной к нему речи. Отвечает в общении приемущественно жестом, использует упрощенные слова- заместители. В речевой контакт вступает с трудом.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (на все возрастные группы):

1.А.Г.Арушанова «Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения».-М.: Мозаика- синтез, 2004.

2.И.Лопухина «Логопедия .550 занимательных игр и упражнений для развития речи».-М.: Аквариум, 2005.

3.А.Герасимова «Тесты для подготовки к школе».- М.: Айрис- пресс, 2004.

4.В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста» -М. :Издательство ГНОМ и Д, 2001.

5.В.В.Коговаленко, С.В.Коноваленко «Экспресс- обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста».-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

6.Т.А.Ткаченко «Альбом индивидуального обследования дошкольника»-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

7.Н.Астахова «Энциклопедия малыша. Что я ем?  Для чего я нужен?  

Где мой домик?  Кто моя мама?» -Ярославль: Издательство «Белый город», 2001.

8. «Мониторинг в детском саду.» Научно- методическое пособие. - СПб. : Детство- пресс, 2011.

9.О.Ушакова, Е.Струнина «Методики выявления речевого развития детей старшего дошкольного возраста». //Дошкольное воспитание.-1998.-№9.

10.Л.А.Пономарева «Обследование лексико - грамматической стороны речи у детей при поступлении в школу».// Логопед.-2006.-№5.

11.Т.Кудрова «К вопросу обследования фонематических  процессов у старших дошкольников». // Дошкольное воспитание.- 2009.- №1.

12.Педагогическая диагностика и коррекция речи./ Под ред. М.А.Поваляевой.

-Ростов на Дону: Из- во РГПУ, 1997.

13.М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева «Тесты для детей. Готов ли Ваш ребенок к  школе?»-СПб.: АСТ,ДЕЛЬТА,1997.

14.Н.А.Лукина «Я учу антонимы. Программа развития и обучения дошкольника». –СПб.: НЕВА, 2006.

15.Т.А.Ткаченко «Тетрадь дошкольника .Логические упражнения для развития речи».-СПб.: Детство- пресс, 2000.

16. Тетради с заданиями для развития детей:

Развивающие задания для малышей.

Окружающий мир. Предметы. Природа.// Гаврина С.Е.

Логопедические тетради на свистящие, шипящие, сонорные звуки.

Слова и звуки. Серия «Говорим правильно».

17.Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».

-СПб.: Издательство « Союз»,2001.

18.Н.В.Микляева « Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста».- М.: Айрис-пресс, 2006.

19.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного  учреждения: Сборник методических рекомендаций. -СПб.: Детство- пресс,2002.

20.Методы обследования речи детей.//  Под редакцией Г.В.Чиркиной.- М.: Аркти, 2004.

21.А.Г.Арушанова «Речь и речевое общение детей»-М.: Мозаика-Синтез,2002



Предварительный просмотр:

СТАРШАЯ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА.

                         ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

1.ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

         МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Для изучения коммуникативных умений  детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать  и вести его  последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли.

  Оценка коммуникативных умений  дана с учетом следующих критериев:

Критерии оценки коммуникативных

                   умений детей.

Оценка в

баллах.

Уровень речевой коммуникации.

1.

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета.

     7-10

    высокий

2.

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета  не устойчивое.

      3-6

   средний

3.

Ребенок мало активен и мало разговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

      0-2

    низкий

2.ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ  ЛЕКСИЧЕНСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ   ПОНЯТИЙ.

Методические указания:

  1. Рассмотреть картинку.
  2. Соединить линией (веревочкой) каждый предмет с нужной полкой по определенным лексическим темам( «Игрушки», « Продукты», «Мебель»,»Посуда»)

 2.2.Скажи какие ты знаешь ФРУКТЫ, ОВОЩИ, ЖИВОТНЫХ (ДИКИХ- ДОМАШНИХ)ПТИЦ, МЕБЕЛЬ, ТРАНСПОРТ.

Оценка по следующим критериям:

КРИТЕРИИ

БАЛЛЫ

УРОВЕНЬ

1.

7-10  и больше предметов

      7- 10

Высокий

2.

3-6предметов

       3-6

Средний

3.

0-2 предмета

       0-2

низкий

Приложение 1.Задание:Найди и зачеркни в каждой рамке  «лишний» предмет.-  ст.возраст.

Приложение 2.Задание: Зачеркни в каждой группе лишний предмет.- подг.гр.  

Приложение 3.Задание; Соедини линиями воздушный, водный, наземный транспорт.- подг.гр.

Приложение 4.- Задание: Кому что нужно для работы? Дорисуй стрелкой. –ст.возр., подг.гр.

2.3. СЛОВАРЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

* Подбери слова  противоположные по смыслу ( антонимы)

Веселый-                                                 сильный-

Горький-                                                  узкий-

Радостный-                                              толстый-

Высокий-                                                  старый-

Мягкий-                                                    добрый-

Оценка по следующим критериям:

критерии

баллы

уровень

1.

7-10 слов без ошибок

      7-  10

Высокий

2.

3-6 ошибки

        3-6

Средний

3.

7 и больше ошибок

        0-2      

низкий

         

  1. Подбери слова, близкие по смыслу (синонимы)

Умный- мудрый, разумный, рассудительный, понятливый, смекалистый.

Большой- огромный, громадный, гигантский, здоровенный.

Ласковый- нежный, внимательный, заботливый, приветливый.

Красивый- привлекательный, симпатичный, хорошенький.

Добрый- чуткий, доброжелательный, отзывчивый.

Смелый- храбрый, отважный, героический, бесстрашный.

Старый- …

Веселый- …

Хмурый- …

Хороший- добрый, приветливый, ласковый, красивый, приятный.

 Оценка по следующим критериям:

критерии

баллы

Уровень

1.

7-10 слов без ошибок

    7=  10

Высокий

2.

3-6 ошибок

      3-6

Средний

3.

7 и больше ошибок

      0-2

низкий

  1.   Назови признаки к предмету « Какой это предмет?»

Стол-                                                собака-

Лента-                                              заяц-      

Арбуз-                                              яблоко-

Куртка-                                            сахар-

Лимон-                                             перец-

Оценка по следующим критериям:

Критерии

баллы

Уровень

1.

7-10 слов без ошибок

      7- 10

Высокий

2.

3-6 ошибок

       3-6

Средний

3.

7 и более ошибок

       0-2

низкий

     

2.4.  СЛОВАРЬ  ГЛАГОЛОВ.

    * « Кто чем занимается?»

Повар-                                                   Художник-

Врач-                                                     Певец-      
Учитель-                                               Шофер-

Строитель-                                            покупатель-    

Уборщица-                                            танцор-

  1. «Подбери действия к предмету»

Ветер- воет, дует, свистит, ревет

Снег- падает, ложится, сыплет, тает, скрипит.

Собака- лает, рычит, догоняет, бежит, кусает, прыгает…

Медведь -…

Огонь-

Карандаш-

Дождь-

Цветок-

Автобус-

Корабль-

Оценка по следующим критериям:

критерии

баллы

Уровень

1.

7-10 слов без ошибок

    7-   10

Высокий

2.

3-6 ошибок

      3-6

Средний

3.

7 и более ошибок

      0-2

низкий

2.5.  СЛОВАРЬ  НАРЕЧИЙ.

          * «Договори предложение»

 Когда идет веселая передача,  мне …смешно (весело).

Когда мамы нет дома, мне …грустно (тоскливо).

Когда я болею, я чувствую себя …плохо (уныло).

Здороваться нужно …приветливо (доброжелательно)

Когда мама приходит с работы, она выглядит …устало (грустно)

Когда идет ужастик, мне немного …страшно (тревожно).

Когда брата наказывают, он смотрит …хмуро (печально).

В день рожденье мне всегда …радостно (весело).

Если делать нечего, мне очень …скучно (тоскливо).

Когда все уроки сделаны, я чувствую себя …спокойно (бодро).

  1. Предлоги

Оценка по следующим критериям:

критерии

баллы

Уровень

1.

7-10 предложений без ошибок

   7-10

Высокий

2.

3-6 ошибок

      3-6

Средний

3.

7 и более ошибок

      0-2

низкий

3.  ИЗУЧЕНИЕ  УРОВНЯ  ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

3.1.  « Один –много»(образование мн.ч. сущ. из формы ед.ч.)

Лампа- лампы                                  глаз-

Стол- столы                                     пень-

Сапог-                                               парус-  

Утюг-                                                окно-        

Двор-                                                 сучок-

3.2.  Игра « Кто у кого?» -образование  сущ., обозначающих детенышей животных. Употребление  Им.  и Р.п.- с использованием картинок.

У мамы лисы – лисята , много лисят, папа-лис.

У мамы слонихи-слонята, много слонят, папа-слон.

У мамы кошки- котята, много котят, папа-кот.

У мамы зайчихи- зайчата, много зайчат, папа-заяц.

У медведицы-

У волчицы-

У козы-

У утки-

У лошади-

У курицы-

Приложение 5 . Задание: Соедини стрелкой большого животного и детеныша.-ст.гр.

3.3. Подбери как можно больше признаков к предмету.(Согласование прилагательных с существительными .)-с использованием картинок.

Обязательно дать образец :

Груша  какая? Желтая, вкусная, сладкая, нежная, спелая…

Мяч какой? …

Пальто какое?...

Диван какой?...

Солнце какое?...

Гора какая?...

Озеро какое?...

Ножницы какие?..

Снег какой?..

Вода какая?...

3.4, « Договори предложение» (Согласование существительных с числительными )-с использованием картинок.

Мы купили в подарок …(5 красных роз).

Надень рождения мне подарили ..(двух рыжих  щенков)

Маша помыла …( 5 окон).

В сумке лежало … ( 6 яблок )

У папы было …( 2 зонта)

Мальчики принесли …( 7 ведер)

Дети сидели на …( 4 стульях)

Во дворе гуляли …(6 уток)

В книге лежало …( 7 сухих листьев)

В Москву идут…( 6 скорых поездов)

Оценка по следующим критериям:

критерии

баллы

уровень

1.

7-10 ответов без ошибок

 7-   10

Высокий

2.

3-6 ошибок

3-6

Средний

3.

7 и больше ошибок

0-2

Низкий

3.5. « Употребление предлогов» с использованием картинок.

Приложение 6 .    Старшая-  подготовительная группа.

Инструкция:  Разукрась , где книга находится на столе, обведи в кружок- где книга лежит в столе, около стула,  зачеркни ,где книга лежит под стулом, поставь точку- книга  над    столом на полке.  

Приложение 7. Задание: Раскрась стрелки, повернутые направо, желтым цветом, налево- синим, вверх- красным, вниз- зеленым.

Оценка по следующим критериям:

За каждое правильное выполнение 2 балла.

критерии

баллы

Уровень

1.

5 картинок без ошибок

10

Высокий

2.

1-2 картинки с ошибками

6-8

Средний

3.

3и больше

0-4

низкий

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

3.6. «Большой- маленький»-образование новых слов при помощи уменьшительно- ласкательных  суффиксов.

Пароход – пароходик,                        Нож- ножичек

Огород- огородик                               дождь- дождичек

Завод-                                                   Вилка- вилочка

Дождь-                                                 Крышка- крышечка

Гвоздь-                                                 сумка- сумочка

3.7. «Закончи предложение» -образование глаголов при помощи приставок.

Весной птицы прилетают, а осенью ….

На дерево залезают,  а с дерева …

В дом входят, а из дома…

По дороге ходят, через дорогу ...

Птицы через дорогу перелетают, а змеи...

Воду в стакан наливают, а из стакана …

Глазами не все рассмотрели, ушами не все …

Книгу на стол положили, а со стола на тумбочку…

3.8. « Назови по другому» -образование прилагательных:

  1. относительных

Дом из камня – каменный                        платок из пуха- пуховый

Замок из кирпича-                                     сумка из кожи-

Платье из шелка-                                       кораблик из бумаги-    

Шарф из шерсти –                                     коробка из картона-

Кольцо из золота-                                      миска из глины-

  1.  притяжательных « Назови чье?»

У кота лапы чьи? Кошачьи, а голова…

У лисы уши чьи?...   нос

У мыши хвост чей?..., а глаза  

У верблюда шерсть чья?...,  а ноги…

У лошади голова…, а у петуха…

Оценка по следующим критериям:

критерии

баллы

Уровень

1.

7-10 ответов без ошибок

7-10

Высокий

2.

3-6 ошибки

3-6

Средний

3.

7 и больше

0-2

низкий

4. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

4.1. ЭКСПРЕСС- ОБСЛЕДОВАНИЕ  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( К.К. Коноваленко , С.В. Коноваленко)

  1.  Обследование артикуляционного аппарата.
  2. Обследование произношения звуков:

-по подражанию

          - в самостоятельной речи

*         Обследование звуко- слоговой структуры

Назови что нарисовано на картинке:космонавт, водопроводчик, милиционер, электровоз, велосипедист, библиотека, крокодил, Карлсон, аквариум, сковорода.

Оценка по след.критериям:

КРИТЕРИИ

БАЛЛЫ

УРОВЕНЬ

1.

7-10 воспроизведений без ошибок

7-10

Высокий

2.

3-6 неточностей

3-6

Средний

3.

7 и более

0-2

низкий

*         Обследование фонематического слуха

Результаты обследования речи заносятся в таблицу:

Ф.и.ребенка

группа

           Фонетика

Звуко-слог.струк.

Фонем.

слух

Свист.

Шипящ.

соноры

Др.зв

Оценка направления  по следующим критериям:

Критерий оценки

   баллы

Уровень развития

1.

Правильное, отчетливое произношение всех звуков .Умение дифференцировать звуки, хорошая регуляция темпа речи и реч.дыхания

     3

Высокий

2.

Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков (наличие1-2 нарушенных звуков)

     2

Средний

3.

Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темп речи и дыхания.

     1

низкий

 

Задания по карточкам:

  1. Разукрась (обведи в кружок) предметы с определенным звуком(С, Ш, Р, Л…)
  2. Соедини предметы с нужной буквой( дифференциация  З-Ж,С-Ш, Р-Л...
  3. Разукрась нужный квадратик в схеме- моделе ( определи место звука в

слове)

ЗВУК НАХОДИТСЯ В НАЧАЛЕ СЛОВА-Ш- шапка, шуба…

ЗВУК НАХОДИТСЯ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА – Ш- машина, кошка…

ЗВУК НАХОДИТСЯ В КОНЦЕ СЛОВА – Ш – душ, фарш…

Приложение 8.Задание: Соедини картинки с нужной буквой. Определи место звука в слове.(в схеме- модели).- Старшая группа.

Приложение 9. Задание: Обведи только те предметы, в названии которых есть звук «Р». –Подготовительная группа.

Приложение 10. Задание: В каких словах звучит В, а в каких Ф ? Соедини стрелкой. – Подготовительная группа.

Приложен ие11. Задание: Где находится звук «Л» в названии картинок? Проведи стрелки к схемам.- Подготовительная группа.

  1. Работа над словами : (Приложение 12.-Старшая – подготовительная группа)

АУ                                  РУКА                              СУЧОК

ОО                                  ОООО                             ООООО

        - Раздели на слоги.

        - Нарисуй столько кружков сколько звуков в слове.

        - Определи цветом какой гласный, какой согласный .(цв. Карандаши-красный, синий, зеленый).

    5.ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ  СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

  1. ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ  

 

Оценка уровня диалогического общения проводится при организации игр парами, где педагог имеет возможность оценить , насколько ребенок овладел способами диалогического общения. Для этого педагог наблюдает, как дети выполняют задание, и результаты наблюдений фиксируются в протоколе знаком « +».

Параметры наблюдения

Наличие параметра

                                  1.Содержание

1.1

Ориентировка в задании

1.2

Ориентировка на взрослого

1.3

Ориентировка на партнера- сверстника

                    2.Диалогические отношения

2.1

Инициативность

2.2

Воздейственность

2.3

Активное ответное отношение

                   3.Средства общения

3.1

Высказывание

3.2

Диалогический цикл

3.3

Сопряженный цикл

                 4.Тип высказывания

4.1

Вопрос

4.2

Обсуждение

4.3

Побуждение

                 5.Способы общения

5.1

Доброжелательность

5.2

Адресованность

5.3

Аргументированность

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ:

1.Содержание

2.Диалогическое общение( инициативность высказывания; воздейственность высказывания- партнер отвечает действием или словом на иинциативу сверстника; активная ответная позиция- инициатор разговора отвечает на реплики  и действия соседа)

3.Средства общения (единичное высказывание; диалогический цикл- два взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему; сопряженный цикл – три взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему).

4.Коммуникативно- семантический тип высказывания; комментарий, обсуждение; побуждение к действию).

5.Способы общения

  КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ:

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ- Ребенок  хорошо  ориентируется в задании, при диалогическом общении ориентируется на партнера – сверстника, инициативно к нему обращается и отвечает словом и действием  на его высказывания. Общение между детьми разворачивается в виде ряда взаимосвязанных высказываний. Дети обращаются друг к другу с вопросами , побуждающими, комментирующими и рассуждающими высказываниями. Дети общаются доброжелательно, обращаются друг к  другу адресовано..

     О наиболее высоком  уровне свидетельствуют  наличие в общении детей взаимосвязанных высказываний в форме сопряженных циклов, возникновение обсуждений и рассуждений, аргументированных высказываний.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ- Ребенок при выполнении заданий в основном ориентируется на взрослого, но эпизодически ориентируется и на партера- сверстника, инициативно к нему обращается  , отвечает на его высказывания в основном практическими действиями. Комментирует свои действия  и действия партнера. Общение  доброжелательное.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ- Ребенок пытается решать познавательную задачу, не обращая внимание на партнера. Действует молча либо комментирует свои действия, ни к кому прямо не обращаясь. Не отвечает на высказывания партнера либо может вступать с ним в конфликтные отношения.

      ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГР:

« СОБЕРИ РОМАШКУ»-  1 ВАРИАНТ.

Игровые действия- рассмотреть картинки , вместе с товарищем выбрать те картинки, в названии которых есть определенный звук ( буква написана на серединке ромашки).Те лепестки, на которых картинки без этого звука отложить отдельно. В конце игровых действий разобрать почему они не  подходят к нашей ромашке.

2 ВАРИАНТ- вместо ромашки можно взять предметные картинки с наличием определенных звуков. Игровые действия те же.

3 ВАРИАНТ- Сначала первый играющий рассматривает и называет картинку и определяет есть ли в ее названии определенный звук. Второй играющий должен согласиться или нет и объяснить почему. Потом поменяться ролями.

4 ВАРИАНТ – « Угадай на ощупь»(по типу « Чудесного мешочка»)

Игровые действия- на ощупь угадать предмет, определить наличие определенного звука, его место в слове. Разложить предметы на 2 ряда ( со звуком и без него)  .Вместо предметов можно взять буквы на магните(разной величины, формы, качества). Игровые действия – определить на ощупь букву, отгадать ее, придумать слово с этим звуком, определить место звука в слове. Важно, чтобы дети не только решали интеллектуальную задачу, но и самостоятельно регулировали очередность ходов, умели аргументировано  выразить свое согласие или несогласие с действиями партнера.

     Игры можно брать на решение разнообразных речевых задач, при этом правильно давать установку и инструкции.

  1. МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

  Для изучения уровня связной речи используется методика « пересказа текста». Детям предлагается  послушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему.

  Анализ по следующим критериям:

1.

Понимание текста

Правильно ли ребенок формулирует основную мысль.

2.

Структурирование текста

Умение последовательно и точно построить пересказ(основывается на основе сопоставления пересказа  со структурой текста)

3.

Лексика

Полнота использования лексики текста, замена авторских  выразительных средств собственными

4.

Грамматика

Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.

5.

Плавность речи

Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.

Каждый показатель оценивается отдельно.

2 балла

-за каждое правильное воспроизведение

1 балл

- незначительные отклонения от текста, отсутствие  грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок .

0 баллов

-неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

10 баллов

Высокий уровень

5 баллов и выше

Средний уровень

До 5 баллов

Низкий уровень

Приложение 13.-Примерные рассказы и вопросы к ним.

ПОКАЗАТЕЛИ  СФОРМИРОВАННОСТИ  КОМПЕТЕНЦИЙ  ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ  ПО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ».

ГРУППА:  _____________________                    стартовый и итоговый мониторинг

ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Ф . И . РЕБЕНКА

 

 

1.Сформированность уровня речевой коммуникации.

Ст.

Итог.

Сформированность всех компонентов речи.

2.Лексическая сторона речи:

2.1.Классификация понятий

Ст.

Итог.

2.2.Умение называть предметы определенной лексической темы

Ст.

Итог.

2.3.Сформированность словаря прилагательных:

       *антонимы

Ст.

Итог.

      *синонимы

Ст.

Итог.

      *умение называть признаки

          Предметов.

Ст.

Итог.

2.4.Сформированность глагольного словаря:

        *умение называть действия

          Предметов.

Ст.

Итог.

      *умение подбирать глаголы  к словам- профессиям

Ст.

Итог.

2.5.Сформированность словаря

Наречий.

        *умение подбирать и называть наречия соответственно

смыслу предложения.

Ст.

Итог.

3.Грамматическая сторона речи:

 Словоизменение.

3.1.Умение образовывать сущ.мн.ч. из ед.ч

Ст.

Итог.

3.2.Умение образовывать сущ. Им.п. и Р п.

Ст.

Итог.

3.3.Умение согласовывать прилагательные с сущ.

Ст.

Итог.

3.4.Умение согласовывать сущ. с числительными.

Ст.

Итог.

3.5.Умение употреблять предлоги.

Ст.

Итог.

Словообразование

3.6.Умение образовывать слова при помощи уменьш.-ласкат.суффиксов.

Ст.

Итог.

3.7.Умение образовывать  глаголы при помощи приставок.

Ст.

Итог.

3.8.Умение образовывать относит

Прилагат.

Ст.

Итог.

*Умнеие образовывать притяжат.прилагат.

Ст.

Итог.

4.Сформированность произносительной стороны речи.

*Звукопроизношение

Ст.

Итог.

*фонематич.слух

Ст.

Итог.

*звуко-слоговая структура

5.Сформированность связной

речи: *диалогическая  речь

Ст.

Итог.

       

           *монологическая речь

Ст.

Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий проведения мониторинга в старшей, подготовительной группах ДОУ. Область "Коммуникация".

Инструментарий проведения мониторинга в старшей, подготовительной группах ДОУ. Область коммуникация....

Инструментарий проведения мониторинга в группах ДОУ. Область "Художественная литература"

Инструментарий проведения мониторинга в группах ДОУ. Область "Художественная литература"...

Сценарий проведения дня здоровья в младше-средней группе детского сада

Сценарий проведения дня здоровья в младше-средней группе детского садаЗадачи:Образовательная:- продолжать знакомить детей с составляющими здорового образа жизни;- дать представления о значен...

График проведения мониторинга во второй младшей группе

В материале распределены критерии диагностики детей с 3 до 4 лет на период 2016-2017уч.г. (начало и конец года) с указанием количества часов идаты проведения....

Задания для проведения мониторинга качества знаний детей средней группы «Формирование элементарных математических представлений»

Цель: выявление сформировавшихся у детей мыслительных операций: сравнение, обобщение, установление некоторых связей между предметами и понятиями.В результате освоения содержания программы по формирова...