Инструментарий к мониторингу старшая группа
методическая разработка (старшая группа)

Материал для проведения мониторинга в старшей группе по программе "От рождения до школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya._instrumentariy_k_monitoringu.docx45.72 КБ

Предварительный просмотр:

Инструментарий к мониторингу

по программе «От рождения до школы» Н.Е. Веракса  М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой

Старшая  группа

Раздел ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Что изучается?

Методы, задания

Материал

Форма проведения

Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, н общении со взрослыми и сверстниками, к природе

наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Задания:

фиксировать в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата), в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.)

Дидактическая игра: «Как избежать не приятностей?» (на природе).

Предметные картинки: различные ситуация на природе.  

 Подгрупповая, групповая

Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/ действиям

  Беседы, чтение произведений

Задания:

Фиксировать поведение ребенка, его рассуждения на данную тему.

 Проблемные ситуации, рассказы и сказки.

Воспитатель предлагает разыграть ситуации: «Тебе купили новую игрушку, такую же, какую хотел твой друг. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться». «Твоя подруга попросила у тебя цветные карандаши для рисования, а когда отдала карандаши, некоторые из них оказались сломанными». «Ты обозвал своего друга, и он очень на тебя за это обиделся. Попробуй помириться с ним».

«В автобус зашла пожилая женщина, посадочных свободных мест не оказалось, ты сидишь. Как ты поступишь, что ты скажешь?»

«Ты наступил нечаянно на ногу мальчику. Как ты поступишь?»

«Играя на детской площадке, ты потерял свою машинку. Ребята помогли тебе найти твою пропажу. Как ты поступишь?»

«Старенькая бабушка, выходя из подъезда дома, не может спуститься с лестницы. Ты стоишь рядом. Как ты поступишь?»

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние» этические качества, эстетические характеристики

наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания:

Фиксировать умения ребенка понимать эмоции других людей, слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики играть героев произведений.

   Д.и: «Настроение»,

«Подбери слово», «Наоборот», «Скажи по-другому», «Доскажи словечко»

Варианты ситуаций

Передача характера изображаемого персонажа (хитрый злой, добрый) при помощи голоса и движений: «Покажите шаловливых мышат, сердитых мышат, весёлых мышат» и т.п.

Усвоение правил поведения в сложных ситуациях.

Например:

Юра пришел в детский сад с утра рассерженным, так как мама не купила ему игрушку. Увидев, что Коля и Миша строят игрушечный гараж для новой машины, он подошёл к ним и сказал: «Мне не нравится ваш гараж, не так нужно строить». И ногой разрушил постройку». Вопрос: Как поступят Коля и Миша? (Ситуация обыгрывается детьми.)

Наташа с Леной играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала. Вопросы: Почему заплакала Лена? Правильно ли поступила Наташа? Как бы ты поступил на её месте? Давайте поможем девочкам помириться. Обобщение. Если ты являешься виновником ссоры, научись первым признавать свою вину. Тебе помогут волшебные слова: «извини», «давай играть вместе» и т.п.

 Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

 Сюжетные картинки по профессиям.

Д.и. «Кому нужны эти инструменты»

Подгрупповая, групповая

Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается

наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности. Беседы.

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Выполняет обязанности дежурного по столовой, уголку природы

наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания:

Фиксировать умения ребенка выполнять обязанности дежурного

 

Подгрупповая, групповая

Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества

наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания:

Фиксировать поведение ребенка при выборе видов труда и творчества.

Театры: кукольный, настольный, маски и костюмы. Подборка произведений для театрализованной деят-ти

Подгрупповая, групповая

Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно-ролевые игры; предлагает варианты развития сюжета, выдерживает принятую роль

наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания:

Фиксировать умения ребенка играть в группе с детьми, лидировать в группе, умения организовать игру.

Атрибуты для сюжетно-ролевых, строительных и подвижных игр.

Подгрупповая, групповая

Раздел ОО «Познавательное  развитие»

Что изучается?

Методы, задания

Материал

Форма проведения

Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии

Знает столицу Рос­сии. Может назвать некоторые достопримечательности родного города/по­селения

 Беседы, наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Задания:

фиксировать знания ребенка о семье

Набор сюжетных картинок

Задание:

- Беседа по вопросам.

1.Назови свой домашний адрес.

2.С кем ты живешь вместе?

3.У тебя есть бабушка (и), как ее зовут?

4.Кем ты являешься бабушке и дедушке? (Ты кто для них?) И т. п.

5.Назови город, в котором ты живешь.

6.Как называется наша страна?

7.Сможешь назвать главный город страны?

8.какие интересные места нашего города ты знаешь? О чем можешь рассказать?

 Подгрупповая, групповая

Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека

  Беседа.

Наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

 Задания: Фиксировать знания ребенка о значении солнца, воздуха, воды для человека

 Что нужно для жизни человека?

Может ли живое существо жить без воды? Солнца? Воздуха?

Д.и. «Что было бы, если…(пропала вода? Не стало Солнца? Воздуха?)

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости)

Наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать умения ребенка ориентироваться в пространстве.

 Д.и «Найди по плану»

«Штурман и рулевой»

«Скажи, где стоит (лежит)»

«Магазин»

Игра «Встань там, где я скажу»        Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы:

-        Что ты видишь справа (слева) от себя?

-Что ты видишь впереди (сзади) от себя?

-        Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа

от себя и т. п.

Подгрупповая, групповая.

Называет виды транспорта, инструменты, бытовую технику. Определяет материал (бумага, дерево, металл, пластмасса)

 Беседы с детьми.

Задания: Фиксировать знания ребенка о видах транспорта, материалах.

 1.        Дидактическая игра «Виды транс¬

порта» (классификация видов транспорта: пассажирский, грузовой,

транспорт специального назначения).

Предметные картинки: троллейбус,

автобус, трамвай, грузовик, само¬

свал, скорая помощь, милицейская

машина, пожарная машина и другие.

2.        Дидактическая игра «Найди пару».

Предметные картинки: веник, пы-лесос, нож, блендер, стиральная доска, стиральная машина, печатная машинка, компьютер и другие

3.Дидактическая игра «А знаешь ли

ты?»

Материал: предметы и предметные картинки: мячи разного размера, сделанные из различного материала (пластмасса, резина); деревянные или пластмассовые пирамидки разного размера, предметы из металла и стекла. Ребенок рассматривает предметы и картинки,

отвечает на в о п р о с ы:

-Из каких материалов эти предметы?        Какого размера резиновый мяч? Деревянная пирамидка?

-        Что тяжелее: пластмассовый мяч или резиновый? Почему? (Можно продолжить ряд до 6 вопросов.)

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья.

наблюдение в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать знания ребенка о растениях, животных, предметном мире, обобщающих слов.

Дидактические игры на группировку предметов. «Лишний предмет» «Распредели по группам»

Материал:  предметные картинки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4-5 шт.).

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Правильно пользуется порядковыми количественными числительными до 10. уравнивает 2 группы предметов (+1 и-1)

Наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать знание ребёнком порядковых и количественных числительных,умения ребенка сравнивать группы предметов.

  Д.и «Где больше (меньше)?»

Полоски для выкладывания предметов, раздаточный материал.

1.        Дидактическое упражнение

«Скажи сколько».

Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой

группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов,

9 солдатиков, 10 бабочек).

2.        Дидактическое упражнение

«Скажи, который по счету предмет».

Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.)

        1. Ребенок считает количество предметов в любой группе.

Вопросы:

- Посчитай солдатиков. Сколько их всего?

 - Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.

2. Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п.

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Различает крут, квадрат, треугольник. прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры

Наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать умения ребенка  различать и находить предметы нужной формы.

 Д.и. «Найди предметы такой формы»

«Лишний предмет»

Дидактическая игра «Что где лежит?».

Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Предметные картинки -мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос

Задания:

- Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.

- Какие геометрические фигуры ты видишь?

Назови их.

-Чем отличаются круг и овал от других фигур?

- Соотнеси картинку с геометрической фигурой.

-Разложи фигуры в ряд, под каждой из них

положи картинку похожей формы

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Выкладывает на столе ряд предметов по длине, ширине, высоте, сравнивает на глаз, проверяет приложением и наложением

Наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать умения ребенка ранжировать предметы по длине, размеру, ширине, высоте.

1. Дидактическая игра «Построй солдат».

Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте.

2. Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки».

Материал:   ленточки   разной длины и ширины, 7-10 штук

        Вопросы:

-        Что ты видишь на столе?

-Посмотри, все ли солдатики одинаковы?

-        Чем они отличаются?

Задание:

Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий».

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Ориентируется во времени (вчера — сегодня — завтра; сначала — потом). Называет времена года, части суток, дни недели

Наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать умения ребенка ориентировке во времени и пространстве

  Д.и «Найди предмет по подсказке»

«Расскажи, где стоит?»

«Какое время года, суток на картинке?»

«Когда это бывает?»

1.Дидактическая   игра  «Наш день».

Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д. Ребенок рассматривает картинки,

изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня:

уборка постели, гимнастика, умывание, зав¬

трак, занятие и т. д.

Задание:  разложи картинки по порядку,

начиная с утра.

Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)

2.Дидактическое упражнение

«Назови соседей»

        Вопросы:

-        Если вчера было воскресенье, какой день

недели сегодня?

-        А какой день недели следует за четвергом?

И т. п.

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Образовательная область «Речевое развитие»

Что изучается?

Методы, задания

Материал

Форма проведения

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения

Наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать умения ребенка составлять рассказ по картинке, об игрушке.

Сюжетные картинки, опорные схемы для пересказа, серии картин.

Рассказы и сказки для пересказа

1.Предложить ребенку сюжетные картинки из серии «Семья». Вопросы по содержанию картинки:

-Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

- Как можно назвать их вместе, одним словом?

 - Назови членов семьи, изображенных на картинке.

- Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Задание: 1. расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.

2.Сказки Дж. Родари «Собака,

которая не умела лаять» и

«Волшебный барабан». Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки

 3.Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное

произведение, неизвестное ребенку 

Ребенок слушает и пересказывает сказку

Подгрупповая, индивидуальная

Определяет место звука в слове. Сравнивает слова по длительности. Находит слова с заданным звуком

Наблюдение в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать умения ребенка выделять и определять первый звук в слове, образовывать слова.

1.        Дидактическая игра «Определи место звука в слове».

Материал: предметные картинки

с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др.

(или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова). Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова.

- Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.)

2.        Дидактическая игра «Подбери

слово с заданным звуком» 

Задание:

Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м].

Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова        

Подгрупповая, индивидуальная

Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение

Наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать умения ребенка пересказывать сюжеты, запоминать стихи, участвовать в драматизациях.

Театры: кукольный, настольный, маски и костюмы. Подборка произведений для театрализованной деят-ти, книги по возрасту детей разной тематики, подборки стихов.

Подгрупповая, индивидуальная

Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы

Беседы.

Наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать умения ребенка поддерживать беседу, использовать в речи слова разных частей речи.

 Д.и «Скажу я слово высоко, а ты ответишь-…..»

«Скажи наоборот»

  1. Упражнение «Какой? Какая?

Какое?»

Материал: предметные картинки

лимон, яблоко, елка и другие.

Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на

в о п р о с ы :

Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)

Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)

Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)

  1. Игра «Как сказать по-другому?»

Задание:

Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:

1.        Метель (вьюга, буран, пурга).

2.        Смешной (забавный, потешный, комичный).

3.        Грустный (невеселый, печальный).

4.        Торопиться (спешить)

Подгрупповая, индивидуальная

ОО Художественно-эстетическое развитие»

Что изучается?

Методы, задания

Материал

Форма проведения

Способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи

 

Наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать умения ребенка делать постройки,по схемам, решать лабиринты.

  Конструкторы

Ножницы, клей, бумага.

Схемы построек.

Лабиринты

Подгрупповая, индивидуальная

Создаёт индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания, в т.ч. по мотивам народно-прикладного творчества

 Наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать умения ребенка создавать рисунки, использовать различный материал, использует в деятельности элементы народно-прикладного искусства

 

Краски, карандаши, фломастеры, клей, кисти, заготовки различных форм

  Образцы росписей (гжель, хохлома, Городец)

Подгрупповая, индивидуальная

Различает жанры муз. произведений, имеет предпочтения в слушании муз. произведений. Может ритмично двигаться но характеру музыки, самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, испытывает эмоциональное удовольствие. Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног в прыжке, выставление ноги на пятку в полуприседе.

Наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать умения ребенка слушать и петь доступные музыкальные произведения.

двигаться в соответствии ритмом и характером  музыки, выполнять танцевальные движения.

Подборка детских песен и мелодий, музыкальных игр с движениями

Подборка музыкальных произведений разных жанров.

Подгрупповая, индивидуальная, групповая

Играет на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента

Наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать умения ребенка играть на музыкальных инструментах несложные песни и мелодии, петь в сопровождении муз. инструмента

 

Подборка детских песен и мелодий, музыкальных игр с движениями

Подборка музыкальных произведений разных жанров.

Музыкальные инструменты

Подгрупповая, индивидуальная

 

ОО «Физическое  развитие»

Что изучается?

Методы, задания

Материал

Форма проведения

Знает о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливании, соблюдения режима дня

Соблюдает элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности

Беседы

Наблюдение в самостоятельной деятельности и в повседневной жизни.

Задания: Фиксировать представления ребенка о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливании, соблюдения режима дня

  Д.и «Хорошо-плохо»

Набор картинок с изображением спортивных, закаливающих мероприятий и лежебок-лентяев.

Подборка стихов «Мимоза», «Мойдодыр» и т.д.

Подгрупповая, групповая, индивидуальная

Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого

Наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать умения ребенка двигаться, сохраняя равновесие.

 П.и «Раз, два, три к дереву (в сторону) беги!»

«Догонялки», «Ниточка-иголочка»

Подгрупповая, групповая

Умеет быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдает порядок в шкафчике.

Наблюдение в самостоятельной деятельности и в повседневной жизни.

Задания: Фиксировать умения ребенка в правильном порядке раздеваться и одеваться, складывать одежду в шкафчик.

 « Я- солдат!»-кто быстрее и аккуратнее разденется и сложит одежду

Подгрупповая, групповая

Умеет лазать по гимнастической стенке, прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку. Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цель, отбивает и ловит мяч

Наблюдение в самостоятельной и в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать умения ребенка отбивать и ловить мяч разными способами, лазать по гимнастической стенке, прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку

  Мячи, гимнастические снаряды

Подгрупповая, групповая

Умеет перестраиваться в колонну но трое, четверо, равняться, размыкаться, выполнять повороты в колонне

Наблюдение в организованной деятельности.

Задания: Фиксировать умения ребенка строиться и перестраиваться в колонну и шеренгу

Подгрупповая, групповая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к мониторингу: Старшая группа.

Игровые упражнения для проведения мониторинга по физическому воспитанию, для детей старшей группы, в виде таблице, в соответствии с ФГТ....

Инструментарий проведения мониторинга в группах ДОУ. Область "Художественная литература"

Инструментарий проведения мониторинга в группах ДОУ. Область "Художественная литература"...

Мониторинг старшая группа. ФГОС

Чтобы начать работать с ребенком и вкладывать в него знания, мы должны знать что же наш ребенок умеет. И для этого мы используем мониторинг....

Мониторинг (старшая группа)

Мониторинг (старшая группа)...

МОНИТОРИНГ старшей группы (сентябрь) 2016-2017 учебный год.

Мониторингдостижения детьми планируемых результатовосвоение программы«Радуга»в старшей группе«Клубничка»МКДОУ «Касторенский д/сад «Сказка»сентябрь 2016 – 2017 уч.год....

Инструментарий для мониторинга подготовительная группа

Мониторинг рассматривается как специально организованное, систематическое наблюдение за динамикой развития умений и навыков ребенка, способствующее выявлению его особенностей, нуждающихся в корре...