Инструментарий для проведения мониторинга художественно-эстетического развития "Музыка"
методическая разработка по музыке на тему
Диагностические карты для проведения мониторинга музыкального развития детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инструментарий для проведения мониторинга музыкального развития дошкольников | 109.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№37 «КОЛОКОЛЬЧИК»
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (МУЗЫКА) ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила:
Д.Ю. Гончаренко,
музыкальный руководитель
г.Сургут
МОНИТОРИНГ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «МУЗЫКА»
ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4 года)
ВОСПРИЯТИЕ | ||||||
Цель | Методика проведения | Уровни музыкального развития ребенка | Баллы | Оборудование | ||
1.Выявить умение ребенка эмоционально отзываться на музыку контрастного харак-тера (плясовая – колыбельная) | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и наблюдает за его эмоциональными проявлениями; Предлагает выбрать соответствующую настроению картинку |
| 3 2 1 | Картинки | ||
2.Выявить умение ребенка слышать и различать двух-частную музыку. | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и просит ребенка рассказать, как звучала музыка. |
| 3 2 1 | Картинки с изображением мишки и зайчика | ||
3.Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах октавы. | Педагог говорит ребенку, что сегодня утром, он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка мама (играет), а вот так ей отвечал сыночек (играет). Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий – высокий- низкий). |
| 3 2 1 | Дидактическая игра «Птичка-мама и птенчик», металлофон. | ||
ПЕНИЕ | ||||||
4 .Выявить умение ребенка петь без напряжения в одном темпе со всеми, передавая характер песни | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню вместе с другими детьми |
| 3 2 1 | |||
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ | ||||||
5. Выявить умение ребенка менять движения на смену двухчастной музыки. | Педагог исполняет произведение 2х частной формы и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером. |
| 3 2 1 | |||
7.Выявить умение ребенка ритмично маршировать и выполнять простейшие плясовые движения (притопы, хлопки, прямой галоп) | Педагог предлагает ребенку прослушать музыку, затем снова исполняет произведение и предлагает ребенку пошагать, выполнить притопы, ритмичные хлопки. |
| 3 2 1 | |||
8. Выявить умение ребенка ориентироваться в пространстве (двигаться в хороводе, в парах) | Педагог исполняет произведение и предлагает детям подвигаться в хороводе и парами. |
| 3 2 1 | |||
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО и ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ | ||||||
9.Определить умение передавать метрическую пульсацию музыки на детских музыкальных инструментах | Педагог предлагает ребенку послушать музыкальное произведение, а затем исполнить на бубне (барабане, погремушках) музыку вместе. |
| 3 2 1 | Барабан, бубен, погремушки | ||
10. Выявить умение ребенка проявлять инициативу и самостоятельность при выборе способов действий для передачи того или иного образа | Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку изобразить тот или иной образ. |
| 3 2 1 | Картинки с изображением образа или игрушки |
МОНИТОРИНГ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «МУЗЫКА»
ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет)
ВОСПРИЯТИЕ | ||||||
Цель | Методика проведения | Уровни музыкального развития ребенка | Баллы | Оборудование | ||
1. Выявить умение ребенка эмоцио-нально отзываться на музыку разного характера | Педагог предлагает ребенку прослушать произведение и наблюдает за его эмоциональными проявлениями; предлагает выбрать карточку с соответствующим выражением лица |
| 3 2 1 | Дидактическая игра «Весело-грустно» | ||
2. Выявить умение ребенка узнавать знакомые песни по мелодии, проявление музыкальной памяти | Педагог предлагает ребенку прослушать знакомую мелодию песни в исполнении на фортепиано, при затруднении напеть ее без слов или обратить внимание на иллюстрации, связанные с образом знакомых песен |
| 3 2 1 | Фортепиано Картинки и иллюстрации к песням, карточки с изображением образов | ||
3.Определить умение ребенка различать высокие и низкие звуки в пределах сексты, септимы | Педагог говорит ребенку, что сегодня утром, он слышал, как птичка мама разговаривала со своим сыночком. Вот так пела птичка мама (играет), а вот так ей отвечал сыночек (играет). Послушай и скажи, кто сейчас поет (играет низкий – высокий- низкий). |
| 3 2 1 | Дидактическая игра «Птица-мама и птенчик» | ||
ПЕНИЕ | ||||||
4.Выявить умение ребенка петь без напряжения | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку |
| 3 2 1 | Иллюстрации к песне | ||
5. Выявить умение ребенка слышать вступление, начинать петь со взрослым и самостоятельно | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню |
| 3 2 1 | Иллюстрации к песне | ||
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ | ||||||
6. Выявить умение ребенка менять движения в соответствии с формой и характером музыки | Педагог исполняет произведение 2х частной формы и предлагает ребенку подвигаться. |
| 3 2 1 | |||
7. Выявить умение ребенка выполнять танцевальные движения: пружинку, подскоки, кружение, координировать свои движения с партнером: движения парами по кругу, кружение в парах | Педагог исполняет произведение и предлагает детям выполнить движения по одному и в парах |
| 3 2 1 | |||
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ | ||||||
8. Выявить умение ребенка проявлять инициативу и самостоятельность при выборе способов действий для передачи того или иного игрового образа. | Педагог исполняет произведение и просит ребенка изобразить тот или иной образ. |
| 3 2 1 | Картинки с изображением образа или игрушки | ||
9. Выявить умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне | Педагог предлагает ребенку прослушать ритмический рисунок и исполнить его на ударном инструменте самостоятельно и в небольшом ансамбле |
| 3 2 1 | Деревянные ложки, погремушки, барабан, металлофон | ||
10.Выявить умение различать тембры отдельных музыкальных инструментов | Предлагается прослушать в аудиозаписи звучание гармони, скрипки, балалайки, пианино, звучащие за ширмой инструменты: барабан, бубны, ложки, колокольчики |
| 3 2 1 | Картинки с изображением музыкальных инструментов, дидактическая игра «Угадай, на чем играю» |
МОНИТОРИНГ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «МУЗЫКА»
ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет)
ВОСПРИЯТИЕ | ||||||
Цель | Методика проведения | Уровни музыкального развития ребенка | Баллы | Оборудование | ||
1. Выявить умение детей определять музыкальный жанр (танец, песня, марш) | Педагог предлагает ребенку прослушать произведения и определить их жанр – выбрать соответствующую картинку из игры |
| 3 2 1 | Дидактическая игра «Что делают в домике?» | ||
2.Выявить умение ребенка различать звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка) | Педагог предлагает ребенку прослушать отрывки музыкальных произведений и выбрать соответствующие картинки из «Музыкального магазина» |
| 3 2 1 | Дидактическая игра «Музыкальный магазин» | ||
3.Проявление музыкальной памяти – узнавание музыкального произведения по вступлению, по мелодии | Педагог предлагает ребенку прослушать вступление произведения или мелодию знакомой песни в исполнении на фортепиано, металлофоне и узнать знакомую музыку. При затруднении – выбрать из трех картинок одну, соответствующую характеру данного произведения |
| 3 2 1 | Аудиозаписи, фортепиано, металлофон, картинки и иллюстрации к пьесам и песням | ||
4. Выявить умение ребенка различать звуки по высоте (в пределах квинты), направление движения мелодии (вверх-вниз) | а)Педагог проигрывает мелодию на металлофоне или фортепиано, предлагает ребенку определить, куда решил идти ежик по лесенке (вверх или вниз) б)Проигрываются звуки в пределах квинты – ребенок определяет, на какой ветке поет птичка – верхней или нижней |
| 3 2 1 | Дидактическая игра «Лесенка», металлофон, фортепиано, игрушка-ежик, птичка, елочка | ||
ПЕНИЕ | ||||||
5.Выявить умение ребенка петь без напряжения, напевно; своевременно начинать и заканчивать пение в сопровождении музыкального инструмента | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку |
| 3 2 1 | Иллюстрации к песне | ||
6. Определить, владеет ли ребенок хорошей дикцией и правильным дыханием | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песню |
| 3 2 1 | |||
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ | ||||||
7. Выявить умение ребенка выразительно и ритмично двигаться в соответствии с ха-рактером музыки, регистром, динамикой | Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться в соответствии с характером. |
| 3 2 1 | |||
8.Выявить умение ребенка реагировать на смену частей музыкального произведения, фраз, ориентироваться в пространстве | Педагог исполняет произведение и предлагает ребенку подвигаться |
| 3 2 1 | |||
9. Выявить владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом танцевальных движений | Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне |
| 3 2 1 | |||
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ | ||||||
10. Выявить умение ребенка действовать не подражая другим с воображаемым предметом, инсценируя песни, хороводы, придумывая движения к знакомым песням | Педагог предлагает ребенку придумать и показать движения с воображаемым предметом (цветком, платочком, воздушным шариком и т.д.); придумать движения к знакомым песням |
| 3 2 1 | Атрибуты: цветы, платочки, шарики и т.д. | ||
11. Выявить способность ребенка сыграть простую мелодию с поступенным и скачкообразным движением (от малых до больших интервалов), отметить ритмичность исполнения на шумовых музыкальных инструментах | а) Педагог предлагает ребенку спеть и сыграть попевку на металлофоне, обращаясь за помощью к наглядному пособию «Попевки в картинках» б) Определить ритмичность подыгрывания на шумовых музыкальных инструментах |
| 3 2 1 | Металлофон, дидактическое пособие «Попевки в картинках»; Шумовые музыкальные инструменты |
МОНИТОРИНГ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «МУЗЫКА» ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет)
ВОСПРИЯТИЕ | ||||||
Цель | Методика проведения | Уровни музыкального развития ребенка | Баллы | Оборудование | ||
1. Выявить умение детей определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, танец, песня) и инструмент, на котором оно исполняется | А) Предложить прослушать произведение и поднять выбрать соответствующую жанру карточку; Б) Выбрать соответствующие карточки с изображением музыкальных инструментов к игре «Музыкальный магазин» |
| 3 2 1 | Дидактические игры «Марш, танец, песня»; «Три танца» Наглядное пособие «Три кита»; дидактическая игра «Музыкальный магазин» | ||
2.Определить умение детей различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев) | Педагог предлагает ребенку прослушать музыкальное произведение и выполнить соответствующие определенной части условные ритмические движения |
| 3 2 1 | |||
3.Выявить проявление эмоционального отклика и внимания при слушании музыки, умение активно высказываться о музыке | Предложить прослушать произведение, следить за реакцией, вниманием, эмоциями ребенка; попросить рассказать о музыке; Подобрать соответствующую настроению карточку из игры |
| 3 2 1 | Дидактическая игра «Весело-грустно» | ||
4.Выявить умение ребенка выделять отдельные средства выразительности музыки: темп, динамику, регистры | Предложить прослушать произведение, выбрать соответствующие карточки в играх |
| 3 2 1 | Дидактические игры: «Звенящие колокольчики», «Медленно-быстро», «Море» | ||
5.Определить умение ребенка слышать в музыке изобразительные моменты, узнавать характерные образы | Предложить прослушать произведение и попросить ребенка выбрать соответствующую музыкальному образу картинку |
| 3 2 1 | Дидактическая игра «Узнай произведение», картинки к музыкальным произведениям | ||
6.Выявить умение ребенка различать разнообразие музыкальных инструментов в их сольном и оркестровом звучании, по внешнему виду | Предлагается прослушать в аудиозаписи звучание музыкальных инструментов, определить звучание солирующих в оркестре, найти картинку с изображением соответствующего инструмента |
| 3 2 1 | Дидактическая игра «Музыкальные загадки» | ||
ПЕНИЕ | ||||||
7. Выявить умение ребенка петь выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание) | Педагог предлагает ребенку спеть знакомую песенку |
| 3 2 1 | Иллюстрации к песне | ||
8. Выявить умение ребенка чисто ин-тонировать с музы-кальным сопровождением | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню |
| 3 2 1 | Иллюстрации к песне | ||
9. Выявить умение ребенка выполнять певческую установку: сохранять правильное положение корпуса при пении, свободно артикулировать, правильно распределять дыхание | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомую песню |
| 3 2 1 | |||
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ | ||||||
10. Выявить умение ребенка выразительно и ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, музыкальными образами | Педагог исполняет произведение и просит отметить в движении особенности музыкального языка: характер музыки, начало и окончание движения, акценты, музыкальные фразы и т.д. |
| 3 2 1 | |||
11. Выявить умение ребенка передавать в движении ритмический рисунок, самостоятельно начинать движение и менять его в соответствии со сменой частей музыки | Педагог предлагает ребенку исполнить знакомый танец или ритмическую композицию |
| 3 2 1 | |||
12. Определить, владеет ли ребенок достаточным для своего возраста объемом движений (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп) | Звучит танцевальная музыка, педагог предлагает ребенку выполнить танцевальные движения, называя их |
| 3 2 1 | Атрибуты к танцам: шары, обручи, цветы и т.д. | ||
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ | ||||||
13. Выявить умение ребенка выражать самые разнообразные эмоциональные переживания и настроения в соответствии с музы-кальным образом, самостоятельно выбирать способы действий (движе-ния, походка, мимика, жест) для передачи харак-тера различных персонажей | Педагог предлагает ребенку придумать варианты образных движений в песне, игре, в хороводе |
| 3 2 1 | Сюжетные картинки | ||
14. Выявить уровень владения навыками сольного и ансамблевого музицирования. | Педагог предлагает: а) исполнить на металлофоне знакомую попевку, б) группе детей сыграть плясовую |
| 3 2 1 | Ударные музыкальные инструменты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностические карты (мониторинг) художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Развитие музыкальности – одна из наиболее актуальных задач детей дошкольного возраста, так как дошкольный возраст, сенситивный период для ее становления. Педагогу для успешного формирования музы...
Инструментарий для проведения мониторинга в подготовительной группе
Материал для проведения мониторинга в подготовительной группе по программе "От рождения до школы" по пяти образовательным областямю...
Контрольно–измерительные материалы для проведения мониторинга художественно-эстетического развития дошкольников образовательной области «Музыка» Восприятие
Мониторинг художественно-эстетического развития дошкольниковобразовательной области....