Инструментарий проведения мониторинга в старшей, подготовительной группах ДОУ. Область "Коммуникация".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Инструментарий проведения мониторинга в старшей, подготовительной группах ДОУ. Область коммуникация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_st-podg.gr_.docx | 66.09 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАРШАЯ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА.
ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ».
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
1.ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли. Оценка коммуникативных умений дана с учетом следующих критериев:
№ | Критерии оценки коммуникативных умений детей. | Оценка в баллах. | Уровень речевой коммуникации. |
1. | Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета. | 7-10 | высокий |
2. | Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета не устойчивое. | 3-6 | средний |
3. | Ребенок мало активен и мало разговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. | 1-5 | низкий |
2.ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЛЕКСИЧЕНСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ.
Методические указания:
- Рассмотреть картинку.
- Соединить линией (веревочкой) каждый предмет с нужной полкой по определенным лексическим темам( «Игрушки», « Продукты», «Мебель»,»Посуда»)
2.2.Скажи какие ты знаешь ФРУКТЫ, ОВОЩИ, ЖИВОТНЫХ (ДИКИХ- ДОМАШНИХ)ПТИЦ, МЕБЕЛЬ, ТРАНСПОРТ.
Оценка по следующим критериям:
№ | КРИТЕРИИ | БАЛЛЫ | УРОВЕНЬ |
1. | 7-10 и больше предметов | 7- 10 | Высокий |
2. | 3-6 предметов называет | 3-6 | Средний |
3. | 0-2 предмета называет | 0-2 | низкий |
Приложение 1.Задание:Найди и зачеркни в каждой рамке «лишний» предмет.- ст.возраст.
Приложение 2.Задание: Зачеркни в каждой группе лишний предмет.- подг.гр.
Приложение 3.Задание; Соедини линиями воздушный, водный, наземный транспорт.- подг.гр.
Приложение 4.- Задание: Кому что нужно для работы? Дорисуй стрелкой. –ст.возр., подг.гр.
2.3. СЛОВАРЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
* Подбери слова противоположные по смыслу ( антонимы)
Веселый- сильный-
Горький- узкий-
Радостный- толстый-
Высокий- старый-
Мягкий- добрый-
Оценка по следующим критериям:
№ | критерии | баллы | уровень |
1. | 7-10 слов без ошибок | 7- 10 | Высокий |
2. | 3-6 ошибок | 3-6 | Средний |
3. | 7 и больше ошибок | 0-2 | низкий |
- Подбери слова, близкие по смыслу (синонимы)
Умный- мудрый, разумный, рассудительный, понятливый, смекалистый.
Большой- огромный, громадный, гигантский, здоровенный.
Ласковый- нежный, внимательный, заботливый, приветливый.
Красивый- привлекательный, симпатичный, хорошенький.
Добрый- чуткий, доброжелательный, отзывчивый.
Смелый- храбрый, отважный, героический, бесстрашный.
Старый- …
Веселый- …
Хмурый- …
Хороший- добрый, приветливый, ласковый, красивый, приятный.
Оценка по следующим критериям:
№ | критерии | баллы | Уровень |
1. | 7-10 слов без ошибок | 7- 10 | Высокий |
2. | 3-6 ошибок | 3-6 | Средний |
3. | 7 и больше ошибок | 0-2 | низкий |
- Назови признаки к предмету « Какой это предмет?»
Стол- собака-
Лента- заяц-
Арбуз- яблоко-
Куртка- сахар-
Лимон- перец-
Оценка по следующим критериям:
№ | Критерии | баллы | Уровень |
1. | 7-10 слов без ошибок | 7- 10 | Высокий |
2. | 3-6 ошибки | 3-6 | Средний |
3. | 7 и более ошибок | 0-2 | низкий |
2.4. СЛОВАРЬ ГЛАГОЛОВ.
* « Кто чем занимается?»
Повар- Художник-
Врач- Певец-
Учитель- Шофер-
Строитель- покупатель-
Уборщица- танцор-
- «Подбери действия к предмету»
Ветер- воет, дует, свистит, ревет
Снег- падает, ложится, сыплет, тает, скрипит.
Собака- лает, рычит, догоняет, бежит, кусает, прыгает…
Медведь -…
Огонь-
Карандаш-
Дождь-
Цветок-
Автобус-
Корабль-
Оценка по следующим критериям:
№ | критерии | баллы | Уровень |
1. | 7-10 слов без ошибок | 7- 10 | Высокий |
2. | 3-6 ошибок | 3-6 | Средний |
3. | 7 и более ошибок | 0-2 | низкий |
2.5. СЛОВАРЬ НАРЕЧИЙ.
* «Договори предложение»
Когда идет веселая передача, мне …смешно (весело).
Когда мамы нет дома, мне …грустно (тоскливо).
Когда я болею, я чувствую себя …плохо (уныло)
Здороваться нужно …приветливо (доброжелательно)
Когда мама приходит с работы, она выглядит …устало (грустно)
Когда идет ужастик, мне немного …страшно (тревожно).
Когда брата наказывают, он смотрит …хмуро (печально).
В день рожденье мне всегда …радостно (весело).
Если делать нечего, мне очень …скучно (тоскливо).
Когда все уроки сделаны, я чувствую себя …спокойно (бодро).
- Предлоги
Оценка по следующим критериям:
№ | критерии | баллы | Уровень |
1. | 7-10 предложений без ошибок | 7- 10 | Высокий |
2. | 3-6 ошибок | 3-6 | Средний |
3. | 7 и более | 0-2 | низкий |
3. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
3.1. « Один –много»(образование мн.ч. сущ. из формы ед.ч.)
Лампа- лампы глаз-
Стол- столы пень-
Сапог- парус-
Утюг- окно-
Двор- сучок-
3.2. Игра « Кто у кого?» -образование сущ., обозначающих детенышей животных. Употребление Им. и Р.п.- с использованием картинок.
У мамы лисы – лисята , много лисят, папа-лис.
У мамы слонихи-слонята, много слонят, папа-слон.
У мамы кошки- котята, много котят, папа-кот.
У мамы зайчихи- зайчата, много зайчат, папа-заяц.
У медведицы-
У волчицы-
У козы-
У утки-
У лошади-
У курицы-
Приложение 5 . Задание: Соедини стрелкой большого животного и детеныша.-ст.гр.
3.3. Подбери как можно больше признаков к предмету.(Согласование прилагательных с существительными .)-с использованием картинок.
Обязательно дать образец :
Груша какая? Желтая, вкусная, сладкая, нежная, спелая…
Мяч какой? …
Пальто какое?...
Диван какой?...
Солнце какое?...
Гора какая?...
Озеро какое?...
Ножницы какие?..
Снег какой?..
Вода какая?...
3.4, « Договори предложение» (Согласование существительных с числительными )-с использованием картинок.
Мы купили в подарок …(5 красных роз).
Надень рождения мне подарили ..(двух рыжих щенков)
Маша помыла …( 5 окон).
В сумке лежало … ( 6 яблок )
У папы было …( 2 зонта)
Мальчики принесли …( 7 ведер)
Дети сидели на …( 4 стульях)
Во дворе гуляли …(6 уток)
В книге лежало …( 7 сухих листьев)
В Москву идут…( 6 скорых поездов)
Оценка по следующим критериям:
№ | критерии | баллы | уровень |
1. | 7-10 ответов без ошибок | 7-10 | Высокий |
2. | 3-6 ошибки | 3-6 | Средний |
3. | 7 и больше ошибок | 0-2 | Низкий |
3.5. « Употребление предлогов» с использованием картинок.
Приложение 6 . Старшая- подготовительная группа.
Инструкция: Разукрась , где книга находится на столе, обведи в кружок- где книга лежит в столе, около стула, зачеркни ,где книга лежит под стулом, поставь точку- книга над столом на полке.
Приложение 7. Задание: Раскрась стрелки, повернутые направо, желтым цветом, налево- синим, вверх- красным, вниз- зеленым.
Оценка по следующим критериям:
За каждое правильное выполнение 2 балла.
критерии | баллы | Уровень | |
1. | 5 картинок без ошибок | 10 | Высокий |
2. | 1-2 картинки с ошибками | 6-8 | Средний |
3. | 3и больше | 0-4 | низкий |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
3.6. «Большой- маленький»-образование новых слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Пароход – пароходик, Нож- ножичек
Огород- огородик дождь- дождичек
Завод- Вилка- вилочка
Дождь- Крышка- крышечка
Гвоздь- сумка- сумочка
3.7. «Закончи предложение» -образование глаголов при помощи приставок.
Весной птицы прилетают, а осенью ….
На дерево залезают, а с дерева …
В дом входят, а из дома…
По дороге ходят, через дорогу ...
Птицы через дорогу перелетают, а змеи...
Воду в стакан наливают, а из стакана …
Глазами не все рассмотрели, ушами не все …
Книгу на стол положили, а со стола на тумбочку…
3.8. « Назови по другому» -образование прилагательных:
- относительных
Дом из камня – каменный платок из пуха- пуховый
Замок из кирпича- сумка из кожи-
Платье из шелка- кораблик из бумаги-
Шарф из шерсти – коробка из картона-
Кольцо из золота- миска из глины-
- притяжательных « Назови чье?»
У кота лапы чьи? Кошачьи, а голова…
У лисы уши чьи?... нос
У мыши хвост чей?..., а глаза
У верблюда шерсть чья?..., а ноги…
У лошади голова…, а у петуха…
Оценка по следующим критериям:
№ | критерии | баллы | Уровень |
1. | 7-10 ответов без ошибок | 7-10 | Высокий |
2. | 3-6 ошибки | 3-6 | Средний |
3. | 7 и больше | 0-2 | низкий |
4. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
4.1. ЭКСПРЕСС- ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( К.К. Коноваленко , С.В. Коноваленко)
- Обследование артикуляционного аппарата.
- Обследование произношения звуков:
-по подражанию
- в самостоятельной речи
* Обследование звуко- слоговой структуры
Назови что нарисовано на картинке:космонавт, водопроводчик, милиционер, электровоз, велосипедист, библиотека, крокодил, Карлсон, аквариум, сковорода.
Оценка по след.критериям:
№ | КРИТЕРИИ | БАЛЛЫ | УРОВЕНЬ |
1. | 7-10 воспроизведений без ошибок | 7-10 | Высокий |
2. | 3-6 неточности | 3-6 | Средний |
3. | 7 и более | 0-2 | низкий |
* Обследование фонематического слуха
Результаты обследования речи заносятся в таблицу:
Ф.и.ребенка | группа | Фонетика | Звуко-слог.струк. | Фонем. слух | |||
Свист. | Шипящ. | соноры | Др.зв | ||||
Оценка направления по следующим критериям:
№ | Критерий оценки | баллы | Уровень развития |
1. | Правильное, отчетливое произношение всех звуков .Умение дифференцировать звуки, хорошая регуляция темпа речи и реч.дыхания | 3 | Высокий |
2. | Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков (наличие1-2 нарушенных звуков) | 2 | Средний |
3. | Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темп речи и дыхания. | 1 | низкий |
Задания по карточкам:
- Разукрась (обведи в кружок) предметы с определенным звуком(С, Ш, Р, Л…)
- Соедини предметы с нужной буквой( дифференциация З-Ж,С-Ш, Р-Л...
- Разукрась нужный квадратик в схеме- моделе ( определи место звука в
слове)
ЗВУК НАХОДИТСЯ В НАЧАЛЕ СЛОВА-Ш- шапка, шуба…
ЗВУК НАХОДИТСЯ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА – Ш- машина, кошка…
ЗВУК НАХОДИТСЯ В КОНЦЕ СЛОВА – Ш – душ, фарш…
Приложение 8.Задание: Соедини картинки с нужной буквой. Определи место звука в слове.(в схеме- модели).- Старшая группа.
Приложение 9. Задание: Обведи только те предметы, в названии которых есть звук «Р». –Подготовительная группа.
Приложение 10. Задание: В каких словах звучит В, а в каких Ф ? Соедини стрелкой. – Подготовительная группа.
Приложен ие11. Задание: Где находится звук «Л» в названии картинок? Проведи стрелки к схемам.- Подготовительная группа.
4.Работа над словами : (Приложение 12.-Старшая – подготовительная группа)
АУ РУКА СУЧОК
ОО ОООО ООООО
- Раздели на слоги.
- Нарисуй столько кружков сколько звуков в слове.
- Определи цветом какой гласный, какой согласный .(цв. Карандаши-красный, синий, зеленый).
5.ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Оценка уровня диалогического общения проводится при организации игр парами, где педагог имеет возможность оценить , насколько ребенок овладел способами диалогического общения. Для этого педагог наблюдает, как дети выполняют задание, и результаты наблюдений фиксируются в протоколе знаком « +».
Параметры наблюдения | Наличие параметра | |
1.Содержание | ||
1.1 | Ориентировка в задании | |
1.2 | Ориентировка на взрослого | |
1.3 | Ориентировка на партнера- сверстника |
2.Диалогические отношения
2.1 | Инициативность | |
2.2 | Воздейственность | |
2.3 | Активное ответное отношение |
3.Средства общения
3.1 | Высказывание | |
3.2 | Диалогический цикл | |
3.3 | Сопряженный цикл |
4.Тип высказывания
4.1 | Вопрос | |
4.2 | Обсуждение | |
4.3 | Побуждение |
5.Способы общения
5.1 | Доброжелательность | |
5.2 | Адресованность | |
5.3 | Аргументированность |
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ:
1.Содержание
2.Диалогическое общение( инициативность высказывания; воздейственность высказывания- партнер отвечает действием или словом на иинциативу сверстника; активная ответная позиция- инициатор разговора отвечает на реплики и действия соседа)
3.Средства общения (единичное высказывание; диалогический цикл- два взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему; сопряженный цикл – три взаимосвязанных высказывания двух партнеров на одну тему).
4.Коммуникативно- семантический тип высказывания; комментарий, обсуждение; побуждение к действию).
5.Способы общения
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ:
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ- Ребенок хорошо ориентируется в задании, при диалогическом общении ориентируется на партнера – сверстника, инициативно к нему обращается и отвечает словом и действием на его высказывания. Общение между детьми разворачивается в виде ряда взаимосвязанных высказываний. Дети обращаются друг к другу с вопросами , побуждающими, комментирующими и рассуждающими высказываниями. Дети общаются доброжелательно, обращаются друг к другу адресовано..
О наиболее высоком уровне свидетельствуют наличие в общении детей взаимосвязанных высказываний в форме сопряженных циклов, возникновение обсуждений и рассуждений, аргументированных высказываний.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ- Ребенок при выполнении заданий в основном ориентируется на взрослого, но эпизодически ориентируется и на партера- сверстника, инициативно к нему обращается , отвечает на его высказывания в основном практическими действиями. Комментирует свои действия и действия партнера. Общение доброжелательное.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ- Ребенок пытается решать познавательную задачу, не обращая внимание на партнера. Действует молча либо комментирует свои действия, ни к кому прямо не обращаясь. Не отвечает на высказывания партнера либо может вступать с ним в конфликтные отношения.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГР:
« СОБЕРИ РОМАШКУ»- 1 ВАРИАНТ.
Игровые действия- рассмотреть картинки , вместе с товарищем выбрать те картинки, в названии которых есть определенный звук ( буква написана на серединке ромашки).Те лепестки, на которых картинки без этого звука отложить отдельно. В конце игровых действий разобрать почему они не подходят к нашей ромашке.
2 ВАРИАНТ- вместо ромашки можно взять предметные картинки с наличием определенных звуков. Игровые действия те же.
3 ВАРИАНТ- Сначала первый играющий рассматривает и называет картинку и определяет есть ли в ее названии определенный звук. Второй играющий должен согласиться или нет и объяснить почему. Потом поменяться ролями.
4 ВАРИАНТ – « Угадай на ощупь»(по типу « Чудесного мешочка»)
Игровые действия- на ощупь угадать предмет, определить наличие определенного звука, его место в слове. Разложить предметы на 2 ряда ( со звуком и без него) .Вместо предметов можно взять буквы на магните(разной величины, формы, качества). Игровые действия – определить на ощупь букву, отгадать ее, придумать слово с этим звуком, определить место звука в слове. Важно, чтобы дети не только решали интеллектуальную задачу, но и самостоятельно регулировали очередность ходов, умели аргументировано выразить свое согласие или несогласие с действиями партнера.
Игры можно брать на решение разнообразных речевых задач, при этом правильно давать установку и инструкции.
- МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Для изучения уровня связной речи используется методика « пересказа текста». Детям предлагается послушать незнакомый рассказ или сказку, небольшие по объему.
Анализ по следующим критериям:
1. | Понимание текста | Правильно ли ребенок формулирует основную мысль. |
2. | Структурирование текста | Умение последовательно и точно построить пересказ(основывается на основе сопоставления пересказа со структурой текста) |
3. | Лексика | Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными |
4. | Грамматика | Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения. |
5. | Плавность речи | Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста. |
Каждый показатель оценивается отдельно.
2 балла | -за каждое правильное воспроизведение |
1 балл | - незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок . |
0 баллов | -неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. |
10 баллов | Высокий уровень |
5 баллов и выше | Средний уровень |
До 5 баллов | Низкий уровень |
Приложение 13.-Примерные рассказы и вопросы к ним.
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-7 ЛЕТ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ».
ГРУППА: _____________________ стартовый и итоговый мониторинг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструментарий проведения мониторинга в ясельной, младшей, средней группах ДОУ. Область "Коммуникация".
Инструментарий проведения мониторинга в ясельной, младшей, средней группах ДОУ. Область коммуникация....
Инструментарий проведения мониторинга в группах ДОУ. Область "Художественная литература"
Инструментарий проведения мониторинга в группах ДОУ. Область "Художественная литература"...
Использование «полезных» упражнений во время проведения занятий в старших, подготовительных группах.
Памятка для воспитателей старших и подготовительных групп...
Мониторинг развития воспитанников старше-подготовительной группы
Мониторинг развития воспитанников старше-подготовительной группы...
Конспект проведения прогулки в старше - подготовительной группе сравнение деревьев и кустарников.
Конспект проведения прогулки в старше - подготовительной группе...
Мониторинг старшая-подготовительная группа 2020-2021 год.
мониторинг по пяти образовательным областям...
Сценарий проведения праздника "Масленица" для совместного проведения с детьми младше-средней, старше-подготовительной групп
Сценарий проведения праздника "Масленица" для совместного проведения с детьми младше-средней, старше-подготовительной групп...