Перспективно - тематическое планирование логопедической работы в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме

Корчукова Елена Николаевна

В перспективно - тематический план работы включены фронтальные занятия по развитию лексико - грамматических категорий, ведётся работа по расширению и активизации словарного запаса детей. Формируются и развиваются словообразовательные функции речи и словоизменение. На занятиях по коррекции звуковой культуры речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, проводить звуко - слоговой анализ слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                           I период: сентябрь, октябрь, ноябрь

           Период

    Лексическая, Фонетическая

                     тема

    Лексико – грамматические

      категории, связная речь

     Фонетико – фонематические

                    процессы

  Месяц

  Неделя

      1

      2

                       3

                      4

                           5

Сентябрь

1,2,3 – я

неделя

                                         Проведение логопедического обследования

   4 – я

 неделя

Помещение детского сада. Профессии людей, работающих в детском саду.

Учить находить и называть предметы. Образование именительного падежа единственного и множественного числа. Учить отвечать на вопрос развёрнутой фразой. Учить подбирать к действию объект, а к объекту действие. Понимать вопросы: Кто?, Что делает? Образование глаголов единственного и множественного числа. Учить составлять предложения по предъявляемому действию.

Развитие слухового внимания и фонематичного восприятия на материале неречевых звуков. Развитие фонематического слуха на основе слов, близких по звуковому составу.

Октябрь

  1 – я

неделя

               Осень.

            Звук – А

Образование винительного падежа существительных. Учить составлять предложения по вопросам.

Выделение гласного звука [ а ] из потока звуков.

  2 – я

неделя

        Овощи, фрукты.

             Звук – У

Образование 3 – го лица единственного и

Выделение гласного звука [ у ] в начале слова ( утка, удочка ).  



Предварительный просмотр:

        1

          2

                  3

                           4

                        5

множественного числа глаголов. Составление простых предложений с прямым дополнением. Образование родительного падежа единственного числа существительных. Составление предложения с двумя зависимыми от глагола дополнениями в косвенном падеже.  

Выделение звука [ у ] среди других гласных звуков.

  3 – я

неделя

Осенняя одежда, обувь,    

     головные уборы.  

           Звук – И

Использование в речи притяжательных местоимений

« Мой », « Моя ». Составление простых предложений, работа с деформированным текстом.

( Мой шарф, Моя шуба, Моё пальто ). Расширение и уточнение представлений об обуви и головных уборах, деталях из которых они состоят ( носок, каблук, подошва, стелька и т.д. ) Классификация обуви и головных уборов по сезонам: осеннии, весеннии, зимнии, летнии, образование относительных прилагательных, резиновая подошва, кожаная стелька и т.д.

Выделение гласного звука

 [ и ] в начале слова ( Ира, ива, индюк, игра ).



Предварительный просмотр:

         1

          2

                   3

                         4

                          5

Образование существительных в родительном падеже: ботинки без шнурков, сапоги без подошвы и т.д. Беседа по картине «Васины ботинки».

  4 – я

неделя

Лиственные деревья.

    Звук – А  У  И

Согласование прилагательных и существительных с числительными

( три высокие ёлки, пять кудрявых берёз ). Упражнение в составлении и придумывании загадок.

Звуковой анализ слогов

 ау – уа – ауи.

  5 – я

неделя

            Посуда.

           Звук – Э

Образование глаголов при помощи приставок – на -, - по -, - вы -. Составление предложений с приставочными глаголами по демонстрации действий. Преобразование предложений по двум сюжетным картинкам.

Выделение гласного звука

[ э ] в начале слова ( Эдик, этаж, экран ).

 Ноябрь

  1 – я

неделя

      Продукты питания.

              Звук – О

Согласование существительных с количественными числительными два, две. Договаривание предложений.

Выделение звука [ о ] в потоке звуков, а также в начале слова ( Оля, осы, ослик, окна ).

  2 – я

неделя

      Профессии людей.

         Звуки – М – М, 

Расширение представления о профессиях, знакомство с новыми профессиями: токарь,

Выделение согласного звука

[ м ] в конце слова.



Предварительный просмотр:

         1

          2

                   3

                          4

                            5

слесарь, сварщик, ветеринар; подбор действий к профессии: учитель – учит, портной – шьёт одежду, ветеринар – лечит животных; образование существительных женского рода от мужского – учитель – учительница, проводник – проводница, певец – певица. Составление предложений о людях различных профессий по картинам.

Выделение согласных звуков

[ м ], [ м,] в начале слова.

  3 – я

неделя

   Перелётные птицы.

       Звуки – П – П,

Образование существительных, обозначающих названия птенцов: у аистихи – аистёнок, у грачихи – грачёнок. Образование глаголов единственного и множественного числа : улетает – улетают, чирикает – чирикают. Объяснение значения сложных слов : длиннохвостая, пестрокрылая, водоплавающая. Составление предложений о птицах по опорным словам. Составление рассказа о птице по плану.

Определение наличия или отсутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов:

ап – па. Определение места звука в слове ( начало, середина, конец ).



Предварительный просмотр:

         1

          2

                   3

                           4

                       5

  4 – я

неделя

Животные холодных

стран и их детёныши.

      Звуки – Н – Н,

Согласование числительных с существительными в роде и числе ( один пингвин, два пингвина, пять пингвинов ). Составление рассказов – описаний по предлагаемой схеме: Кто это? Внешний вид животного. Чем оно питается? Где живёт? Есть ли у него враги? Как оно защищается?

Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в слове

( начало, середина, конец ). Определение наличия или отсутствия звуков

 [ н ], [ н,] в словах.

                                                                                                                                         II период: декабрь, январь, февраль, март

         1

          2

                    3

                            4

                        5

   Декабрь

  1 – я

неделя

Домашние птицы и их

           детёныши.

            Звук – Б  

Расширение представления о домашних птицах. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: курочка, уточка, гусочка. Учить образовывать существительные названия детёнышей птиц: утёнок, индюшонок, цыплёнок, гусёнок. Образование притяжательных прилагательных: гусиный клюв, куриное крыло. Придумывание окончания рассказа «Беспокойный цыплёнок».

Определение позиции звука [ б ] в слове ( начало, середина, конец ).



Предварительный просмотр:

        1

         2

                    3

                         4

                         5

  2 – я

неделя

               Зима.

            Звук – Б, 

Назвать приметы зимы по картинкам. Учить образовывать родственные слова: снег – снежный – снежинка, снежок, снеговик. Учить подбирать определения к словам: снег какой? – белый, холодный, мягкий. Составление предложений из слов в нарушенной последовательности.

Полный анализ односложного слова   БИМ 

  3 – я

неделя

       Зимние забавы.

        Звуки – Б – Б,

Употребление в речи глаголов в единственном и множественном числе настоящего и прошедшего времени ( дети украшают ёлку, дети украшали ёлку ). Умение расширять предложение путём введения однородных членов.

Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука

[ б ] в слове ( начало, середина ). Звуковой анализ слогов  аб – би

  4 – я

неделя

          Новый год.

            Звук - Д

Учить согласовывать существительные с прилагательными: белая снежинка, стеклянная сосулька, красный шар. Пересказ рассказа «Новогодний праздник».

Определение позиции звука

[ д ] в словах ( начало, середина, конец слова ). Звукослоговой анализ слова  

                    ДОМ

   Январь

  1 – я

неделя

                                                    Новогодние каникулы



Предварительный просмотр:

         1

           2

                     3

                         4

                       5

  2 – я

неделя

Домашние животные и

        их детёныши.

          Звук – Д, 

Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами от названий животных: кот – котик. Составление рассказа о домашнем животном из личного опыта.

Различение мягкого звука

[ д,] в словах.

  3 – я

неделя

     Дикие животные и

         их детёныши.

        Звуки – Д – Д,

Учить образовывать притяжательные прилагательные: хвост лисы – лисий, берлога медведя – медвежья. Составление предложений по картине «Зимовье зверей».

Различение твёрдых и мягких звуков [ д ], [ д,]. Звуковой анализ слова

                 ДОМ.

Выделение гласного звука в середине односложных слов ( дом, мак, лук ).

  4 – я

неделя

Животные жарких стран и

          их детёныши.

             Звук - В

Согласование числительных с существительными в роде и числе ( один страусёнок, два страусёнка, пять страусов ). Составление рассказов – описаний. Сравнение двух животных, например: жирафа и бегемота ( чем похожи, чем отличаются ).  

Выделение в речи звука

[ в ], определение его позиции в слове ( начало, середина, конец ). Звукослоговой анализ слова   ИВА. 

  5 – я

неделя

  Наша Родина – Россия.

       Столица нашей

     Родины – Москва.  

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже ( одно государство,



Предварительный просмотр:

       1

         2

                   3

                            4

                           5

           Звук – В,

пять государств ). Составление рассказа «Россия – Родина моя» - по опорным словам: Страна, Столица, Президент, флаг, города, леса, поля, моря.

Различение мягкого звука [ в,] в словах на слух.

  Февраль

  1 – я

неделя

          Наш город.

      Улицы города.  

      Звуки – В – В, 

Расширять представления о родном городе и его достопримечательностях. Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесённости с различными материалами: ( «кирпичный», «каменный», «деревянный» и т.д.). Образование сравнительной степени прилагательных: большая – больше, широкая – шире. Составление рассказа о достопримечательностях родного города по картинкам.

Определение позиции звука

[ в ] в слове (начало, середина). Звуковой анализ слова  ИВА. Различение твёрдых и мягких звуков [ в ],  [ в,].  

  2 – я

неделя

   Правила дорожного

           движения.

       Звуки – Т – Т, 

Расширение представления о правилах дорожного движения, активизация словаря: движение, дорога, тротуар, пешеход, светофор, наблюдать, остановка, пешеходный. Согласование числительных с существительными: два жезла,

Различение твёрдых и мягких звуков [ т ],  [ ть ].  



Предварительный просмотр:

        1

        2

                     3

                            4

                          5

пять светофоров, три пешехода. Составление предложений по серии картин «Новая машина».  

  3 – я

неделя

      День защитника

           Отечества.

        Звуки – Д – Т

Образование существительных, обозначающих военные профессии: пулемёт – пулемётчик, вертолёт – вертолётчик. Подбор действий к профессиям: лётчик – управляет самолётом, пограничник – охраняет границу. Пересказ произведения Твардовского «Рассказ танкиста».

Дифференциация звуков [ д ],  [ т ].  

  4 – я

неделя

            Моя семья.

         Звуки – Ф – Ф,

Подбор антонимов: молодой – старый, сильный – слабый. Образование сравнительной степени прилагательных: дружная семья – дружнее, заботливая – заботливей. Составление предложений по серии сюжетных картин «Семья».

Выделение в речи звука [ ф ]. Деление слова на слоги, различение коротких и длинных слов, различение твёрдых и мягких звуков

                   Ф – Ф,   

    Март

  1 – я

неделя

        Весна. 8 марта.

        Звуки – К – К,

Образование относительных прилагательных: весна – весенний, холод – холодный, тепло – тёплый. Образование родственных слов: трава – травка, травник, травинушка.

Выделение звука [ к ] из потока неделя согласных звуков и в словах. Звуковой анализ слова  КОТ. Различение твёрдых и мягких звуков [ к ], [ к, ].



Предварительный просмотр:

         1

         2

                     3

                          4

                        5

Составление рассказа «Весна пришла» по картинкам. Назвать приметы весны по картинкам, подобрать прилагательные к слову «мама» - красивая, добрая, умная, заботливая. Образование существительных обозначающих женские профессии: повариха, портниха, учительница, художница. Изменение глаголов по временам: я мою пол, буду мыть пол, вымыл пол, стираю бельё. Составление рассказа по картине «Подарок маме».

Звуковой анализ слова

                  КИТ.

  2 – я

неделя

         Дом. Мебель.

         Звуки – Г – Г,

Обобщать представление о доме и мебели. Закрепить умение группировать мебель по назначению. Подбор определений к слову мебель: деревянная, пластмассовая, плетёная, красивая, мягкая, удобная. Усвоение категории творительного падежа: стул с ножками, шкаф с дверцами. Употребление предлогов для обозначения пространственного

Определение наличия или отсутствия в слове звука

[ г ]. Различение твёрдых и мягких звуков [ г ], [ г, ]. Звуковой анализ и синтез слов:     ГАМ, КНИГА.      



Предварительный просмотр:

        1

         2

                     3

                           4

                          5

расположения: в, на, за, из, из – за, из – под, над, под, перед, рядом, около. Составление описательного рассказа о доме и мебели из 5 – 7 предложений по картине и плану.  

  3 – я

неделя

            Транспорт.

         Звуки – К – Г

Расширение представлений о видах транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный, пассажирский, грузовой, специальные машины. Образование глаголов при помощи приставок: выехал, приехал, заехал, въехал, прилетел, улетел, вылетел, взлетел. Образование сравнительной степи прилагательных: высоко – выше, далеко – дальше, длинный – длиннее. Составление предложений с предлогом: над – по опорным словам: ( самолёт – лес, самолёт – летит над лесом ). Составление рассказа – описания «Грузовой автомобиль»

Дифференциация звуков [ к ],

[ г ] – неделя звуковой анализ слова:             КОНИ.



Предварительный просмотр:

         1

          2

                     3

                          4

                         5

  4 – я

неделя

         Инструменты.

      Электроприборы.

         Звуки – Х – Х,

Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже ( один утюг, два утюга, пять утюгов ). Образование глаголов с помощью приставок ( тереть – вытереть, протереть, затереть ). Составление творческого рассказа «Как нам помогают бытовые приборы?». Заучивание стихотворений о предметах быта.  

Выделение согласного звука [ х ] среди других звуков. Определение позиции звука [ х ] в слове ( начало, середина, конец слова ). Различение твёрдых и мягких неделя звуков [ х ],

[  х, ]. Звукослоговой анализ слова:          МУХИ.    

                                                                                                                                                                                                     III период: апрель, май

         1

          2

                     3

                            4

                         5

    Апрель

  1 – я

неделя

      Перелётные птицы.

               Звук – С

Образование существительных, обозначающих названия птенцов: у аистихи – аистёнок, у грачихи – грачёнок. Образование глаголов единственного и множественного числа – улетает – улетают, чирикает – чирикают. Объяснение значения сложных слов: длиннохвостая, пестрокрылая, водоплавающая. Составление предложений о  

Выделение в речи звука [ с ], определение его позиции в слове ( начало, середина, конец ). Звукослоговой анализ слова:    СОВА.  



Предварительный просмотр:

         1

         2

                   3

                             4

                         5

птицах по опорным словам. Составление рассказа о птице по плану.

  2 – я

неделя

             Космос.

            Звук – З

Согласование числительных с существительными ( два спутника, пять спутников ). Согласование в речи слов, обозначающих цвет, форму, величину. Употребление в речи слов в разной степени превосходства ( большая, поменьше, маленькая ). Развитие навыков творческого рассказывания, умения придерживаться избранной линии в творческом рассказывании. Составление коллективного рассказа по картинкам.  

Определение позиции звука [ з ] в словах ( начало, середина, конец слова ). Звукослоговой анализ слова:

                 ЗАМОК.  

  3 – я

неделя

           Игрушки.

       Звуки – С – З

Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Учить составлять простые не распространённые предложения по сюжетным картинкам по образцу.

Звуки [ с ], [ з ]. Дифференциация звуков

[ с ], [ з ].  

  4 – я

неделя

         Сад – огород.

            Звук – Ц

Образование относительных прилагательных: яблочное варенье, малиновый компот, вишнёвый джем. Согласование

Звук [ ц ]. Выделение звука

[ ц ] в речи. Определение места звука [ ц ] в слове

( начало, середина, конец ).  



Предварительный просмотр:

         1

          2

                      3

                          4

                      5

существительных с числительными: два красных яблока, пять красных яблок. Составление предложений по картине «Уход за садовыми растениями». Образование относительных прилагательных: томатный, морковный, огуречный. Беседа по содержанию картины «В огороде».

      Май

  2 – я

неделя

Поздняя весна. 1Мая. 9Мая.

            Звуки С – С,

Различение и выделение признаков по вопросам: Какой? Какая? Какие? Употребление сложных предлогов ( Гусеница вылезла из – под листочка ). Заучивание стихотворения.  

Определение наличия или отсутствия звука [ с ] в словах. Нахождение места звука [ с ] в словах. Различение твёрдых и мягких звуков [ с ], [ сь ]. Звукослоговой анализ слова:          ГУСИ.

  3 – я

неделя

           Насекомые.

         Звуки – З – З, 

Согласование числительных с существительными ( три комара, восемь жуков ). Рассказывание сказок – драматизаций.

Выделение в речи звука  

[ з ]. Определение позиции звука [ з ] в словах

( начало, середина слова ). Различение твёрдых и мягких звуков [ з ], [ з, ]. Звукослоговой анализ слова:       ЗАМОК.      



Предварительный просмотр:

         1

           2

                    3

                          4

                        5

  4 – я

неделя

     Цветы, луга и сада.

         Звуки – Ц – С

Расширение представлений о цветах, учить классифицировать садовые, полевые и лесные цветы; уточнить из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия. Упражнять в классификации цветов, образовании слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами: синенький василёчек, беленькая ромашечка, голубенькая незабудочка. Производить подбор родственных слов: цветок – цветочник, цветник, цветик, цветущий. Производить подбор антонимов: распускаться – закрываться, расцветать – засыхать. Пересказ рассказа «Ландыш».

Дифференциация звуков

[ с ], [ ц ].    

  5 – я

неделя

              Лето.

      Звуки – Ц – З

Уточнение и расширение представлений о лете, названий летних месяцев, летних забав детей и взрослых ( отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют,

Дифференциация звуков

[ ц ], [ з ].    



Предварительный просмотр:

         1

          2

                     3

                         4

                         5

катаются ). Производить подбор определений к слову: лето – тёплое, жаркое, солнечное, знойное. Производить изменение формы глагола: отдыхает – отдыхаю, отдыхаешь, отдыхать. Составление предложений о лете по картинкам. Беседа по картине «Лето».  

     Июнь

     Повторение пройденного материала на индивидуальных занятиях, в свободном общении,

                             в играх, в развлечениях, на праздниках, на прогулках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективно-тематическое планирование логопедической работы в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи

Настоящая разработка коррекционного процесса в группе с ОНР базируется на основном содержании работы по "Программе преодоления общего недоразвития речи у детей" п/р Т.Филичевой и Г. Чиркиной, использу...

Календарное планирование в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Примерное календарное планирование в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи на октябрь месяц по теме "Осень, осень, в гости просим..." (неде...

Календарно-тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Лексические темы подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....

проведение организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: звук Щ

Проведение организованной образовательной  деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием реч...

Конспект индивидуальной НОД по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация звуков [З] – [С] в слогах, словах и фразах".

Цель: закреплять навык дифференциации звуков [з] – [с] в слогах, словах и фразах, навыки согласования слов в предложении.Задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух,...

Методическая разработка: конспект логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи "Путешествие в лес".

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Дикие животные и их детеныши" и грамматической теме "Предлоги". Целью занятия является актуализация и обобщение знаний детей о...