перспективно-тематическое планирование логопедической работы в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Настоящая разработка коррекционного процесса в группе с ОНР базируется на основном содержании работы по "Программе преодоления общего недоразвития речи у детей" п/р Т.Филичевой и Г. Чиркиной, используется в старшей группе для детей второго года обучения, имеющих ОНР с органической речевой патологией и подтверждает эффективность и целесообразность начала коррекции речи у детей с диагнозами "алалия моторная", "задержка речевого развития" с 4хлетнего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnoe_starshey.docx53 КБ

Предварительный просмотр:

Период, месяц, неделя

Тема занятия

Развитие лексико-грамматических средств языка

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Формирование произносительной стороны речи

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

I

IX

Сентябрь

1 н

2 н

3 н

Обследование

Обследование

Обследование

4 н

1 Экскурсия по группе и детскому саду

2 Развитие слухового

восприятия на неречевых

звуках

Тема: помещение ДС

 Вслушивание в обращенную речь

 Выделение названий предметов, действий

 Выделение названий

   предметов, действий

 Понимание  

 обобщенного значения слов:  звуки- звучат        

 Составление простых

предложений по вопросам

 Составление предложений

по демонстрации действия

Произношение сохранных звуков в словах и предложениях

 Уточнение произношения

 сохранных звуков

Различение на слух

звуков

 Различение на слух

неречевых звуков

X

1

1 понятие предмет

 и действие

Преобразование глаголов повелит. наклонения 2 лицо ед. ч. в глаг. изъяв. накл.;

тема «овощи»

Образование сущ.с уменьш.

Составление предложения

по демонстрации действия

Уточнение произношения  

сохранных звуков

Различение сходных звуков

2 Развитие слухового восприятия

На речевых звуках

ласкат . значением

Подбор в рифму слов,

 близких по звучанию

Словоизменение сущ. в ед. ч. (винит., дат., предл. падежи)

Составление простого

Предложения по картине

Различение близких

 по звучанию слов

Различение сходных звуков

2

1 Одушевленные и неодушевленные

предметы понятие «слово»

2 Звук У

Выделение названий предметов и  действий по лекс. теме: «фрукты»

Согласование местоимения

«мой» с сущ. м. и ж. рода

Выделение названий

одуш.  и  неодуш. предметов

Употребление сущ. в винит.

 дат., предл. падежах

Составление предложения

по картине; постановка вопроса

Договаривание предложения

подходящим  сущ.  

Уточнение сохранных

звуков в произношении

Уточнение произношения У слогах, словах, предложениях

Выделение на слух

заданного слова

Выделение гласного

из начала слова

3

1Относительные прилагательные

Понимание обобщающего значения слов (овощи- фрукты)

Согласование прилаг. с сущ. в роде

Составление рассказа- описания

Уточнение произношения в словах

Определение наличия звука в слове

2 Звук А

Выделение названий предметов

Согласование числительных один,

одна с сущ. в роде

Употребление предложения

с сущ. в р. п. ед. ч.

Произношение  а в слоге, слове, предложении

Выделение  а из ряда гласных, из начала слова

4

1количественные числительные

Один, одна

2 Звуки А, У

Выделение названий предметов и признаков

Согласование числит. с сущ. в роде

Подбор имени на заданный звук

Дополнение глаголов ед. и мн. ч. к сущ.

Составление простого

 предложения по картине

Дополнение слова

 в предложение по сюжетной картине

Произношение

сохраненных звуков

Различение на слух гласных и согласных звуков

Выделение а, у

из начала слова

Анализ сочетания ау

XI

1

1 Именительный  падеж мн. числа сущ.

2 Звук И

Употребление сущ., названий одежды в ед. и мн. ч; глаголов в ед. и мн.ч.

Словоизменение глаголов

 наст. времени по числам

Выделение названий предметов понимание обобщений; числовое  словоизменение глаголов

прошед. времени

Употребление названий предметов

 в диалогической речи

Составление предложения

с данным словом

и по картине

Произношение сохраненных

звуков в речи

Уточнение произношения и

Определение наличия звука в слове

Выделение и из

начала слова

2

1Притяжательные местоимения

«мой», «моя»

2 Звук Н

Уточнение обобщающего понятия «обувь»,

 «головные уборы

Согласование притяж. местоимений с

 сущ. в роде; сущ. с числит.

Выделение названий действий

Словоизменение сущ

(дат., винит., твор. пад.)

Составление предложения

по демонстрации действия

составление предложения по картинам

 и опорному слову -предмету (мама несет туфли)

Произношение а, у, и в речи

Уточнение произношения

Н в речи

Определение наличия звука

В слове

Звуковой анализ обратного слога

3

1Существительные

с  уменьшительно-ласкательным

значением

2 Звук М

Употребление сущ., названий  одежды, посуды

в полной и уменьшительной форме

Суффиксальное словообразование сущ.

Притяжат. местоимения «мой» с сущ., названиями посуды

Согласование  местоимения «мой» с сущ.  

Составление предложения с сущ. в родит. падеже

с предлогом у

Составление предложения  по картине с  данным именем  

Произношение а, у , и,  н в речи

Уточнение произношения м

 в речи

Различение гласных и согласных

на слух

Звуковой анализ ГС, места н в начале и в конце слова

4

1 Глаголы прошедшего

времени ед. и мн. числа

Звук П

Выделение названий предметов, действий, понимание обобщающего значения  «продукты»

Согласование глаголов  прош. времени с сущ. в роде

Выделение названий

действий

Изменение глаголов наст.

 времени по числам

Составление предложения по 2 опорным

картинам и модели:

картинка- имя;  слово-действие; картинка- предмет

Составление предложения по предметным картинкам и опорным глаголам

Уточнение произношения

сохранных звуков

Уточнение артикуляции

 и произношения п в речи

Выделение и, а из конца слова

Звуковой анализ ГС

XII

1

1 Количественные числительные

два-две

2 Звук Т

Употребление сущ. и подбор прилаг.

по теме: «Зима»

Согласование числит. с

 сущ. в роде

Употребление разных форм

одних и тех же глаголов

 (пой-пою-поет)

Падежные формы сущ.

Договаривание и произношение предложений

 по карточке 2 и картине

Составление и преобразование простых

предложений с глаголами в 3 лицо наст. времени

Произношение сохранных звуков

В предложении

Уточнение произношения

Т в речи

Определение наличия звука в слове

Анализ ГС,

Выделение последнего согласного

2

1  Предлог на

2 Звук К

Употребление названий птиц, их частей и цвета

 Согласование прил. с сущ. в роде и числе;

Употребление сущ. в предлож. падеже

Закрепление цвета

и соответствующего

обозначения звука

Согласование числит. «один», «одна» с сущ.

Предлог на

в  распространенном

предложении

Подбор слов к сюжетной картине;  распространение

предложений однородными членами

Произношение гласных а, у, и

И соглл.

Н, М, П, Т, К

Уточнение произношения к в речи

Анализ обратного слога

Анализ и преобразование слога ГС

3

1 Предлоги на, с

2 Звуки К-Т

Выделение в словосочетании

названий признаков

по назначению и вопросам;

Предложно-падежные конструкции

Употребление слов-действий в ед. и мн. ч. наст. вр. по теме «Развлечения»;

Суффиксальное словообразование

сущ. в уменьшительной форме

Составление предложения по картине

 

Предложение с предлогом у

и отрицанием «нет»

Произношение сохранных звуков

Различение звуков к-т в произношении

Выделение н

из начала слога и слова

Анализ ГС;

 Выделение звука из начала и  конца слова

4

1Составление рассказа по

опорным словам

и картинкам

2 Звуки П-Т

Употребление относительных прилаг. со

значение соотнесенности к материалам

 (новогодние игрушки);

Соотнесение окончания вопросительного

 слова и прилагательного

Глаголы ед. ч., мн. ч. наст времени;

Суффиксальное словообразование

Употребление сущ. в косвенных падежах

Распространение предложений

определением

Постановка вопроса к картине и ответ на вопрос

Произношение сохранных звуков

Различение звуков П-Т

Различение гласных и согл. звуков

Выделение последнего согласного

I

1

КАНИКУЛЫ

2

1 Род имен существительных

2 Звуки П-Т-К

Различение одевать- надевать,  

употребление местоимений «мой» и числит. с сущ.

Согласование прилаг., местоимения «мой»

и числит. «один два» с сущ. в роде

Уточнение представления о цветах и их оттенках

по теме: «Игры зимой»

Согласование прил. с сущ. в роде и числе

Составление предложения по 3 опорным

 знакам: картинка, цифра, слово-действие

Распространение предложения

однородными членами

Произношение сохранных звуков

Уточнение произношения П, Т, К

Различение гласных и согласных

в слове

Различение на слух звуков П, Т, К

3

1 Пересказ рассказа Н. Петровой «Птичья Елка»

2 Звук Х

Употребление родственных слов;

притяжательных прилаг.;

согласование прилаг. с сущ. в роде и числе

Употребление сущ., названий птиц и животных

Согласование местоимения «мой» с сущ.

Пересказ с опорой на предметные картинки

Составление словосочетания: местоим. «мой»+

сущ.

Звуки П, Т,К в звукоподражаниях

птицам

Уточнение произношения Х

Различение на слух

гласных

и согласных

Преобразование ГС в СГ

4

1 Понятие «признак»

2 Звуки К-Х

Соотнесение окончания вопросительного

 слова и прилаг. по теме: «Дом , его части»

Согласование прилаг. с сущ в роде и числе

Употребление числительных

с названиями предметов

Согласование числит. с сущ. в роде

Постановка вопроса к предметным картинкам и ответы на них

Составление словосочетаний числит. с сущ.

Произношение уточненных или исправленных звуков

Употребление разных слоговых структур

 Определение наличия звука в слове

Звуковой анализ слова СГС

II

1

 1 Относительные прилагательные

2 Звук О

Употребление прилаг. со значением соотнесенности

с материалом по теме «Мебель»

Согласование прилаг.с сущ.

 в роде, числе, падеже

Относительные прилагательные,

употребление род. пад. мн. ч. сущ.

Развитие диалогической речи

Составление предложений по предметным

картинкам со словом много

Произношение уточненных и справленных звуков

Употребление слов доступного звукослогового состава

Выделение звука в слове (наличие)

Выделение слога с заданным звуком из других слогов

2

1 Относительные прилагательные

2 Звук Х*

Образование относит. прилаг. по теме

«Транспорт»

Согласование прил. с сущ. в роде, числе, падеже

Подбор прилаг. к вопросу «какой» с соотнесением окончания

Образование им. пад. мн. ч сущ.

Распространение предложения однородными  прилаг.

Преобразование деформированной фразы

Употребление слов  разных слоговых структур

Различение звуков по твердости- мягкости  

Различение глухих-звонких звуков

Деление слов на слоги

3

1 Род имен существительных

2 Звук П*

Относит. прилаг. от названий частей тела

Изменение глаг. 3 л. ед. ч. на 1 л. ед. ч. (идет-иду)

Согласование числит. с сущ. в роде

Предлоги на, под, в, из в сочетаниях с сущ.

Глаголы ед. и мн. ч. наст. времени

Составление предложений по картине+ картина 1 с данным глаголом

Употребление предложений в спряжении глаголов в наст. времени  

Употребление слов, разных слоговых структур

Различение звуков по твердости- мягкости

Деление слов на слоги

Деление слов на слоги

4

1 Признаки предметов,

выраженные прилагательным

2 Звук Т*

Подбор признаков к предмету; выделение признаков

 из звучащей фразы по теме «Профессии»

Согласование прил. С сущ. в роде и числе

Предлоги в, на, под, из, по теме «Профессии»

Глаголы ед. и мн. ч. наст времени  

Договаривание предложений, согласованными  словосочетаниями

Договаривание предложений по картинкам в спряжении глаголов

 

Различение звуков по твердости- мягкости

Различение звуков по твердости- мягкости

Определение наличия звука в слове

Звуковой анализ СГС

III

1

1 Предлоги на, под

2 Звук К*

Употребление признаков по теме «Весна»

Предложно-падежные конструкции в предложении

Подбор слов со звуком К* по теме «Весна»

Изменение формы глагола 3 л. ед. ч. на форму 1 л. ед. ч.  и мн. ч.

Согласование числит.  с сущ. в роде и падеже

Составление предложений по картине с помощью вопроса, развитие навыка ведения диалога

Договаривание предложений по предметным картинкам после

припоминания

Употребление слов разной слоговой структуры

Различение К-П*, по твердости- мягкости

Выделение звука из звукового ряда

Звуковой анализ слова СГС

2

1 Родительный падеж мн. числа сущ.  

2 Звук Ы

Различение названий домашних животных в им. и род. пад. мн. числа

Согласование числит. с сущ. в роде и падеже

Подбор признаков по назначению и вопросу (какой)

Согласование прил. с сущ. в роде и падеже

Составление ответов с отрицанием «нет»

Составление предложений по опорным словам и предметным  картинкам

 

Деление слов на слоги

Различение гласных и согласных звуков

Звуковой анализ слова СГС

Звуковой анализ слова СГС

3

1 Пересказ сказки «3 медведя»

2 Звуки Ы-И

Подбор признаков и родственных слов

Образование им. пад.  мн. ч. сущ.  

Употребление сущ. в им. и род. пад. ин. ч. названий животных

Глаголы 3 лица ед. и мн. ч.  

Составление предложений к картинам из серии

Составление предложений с предложно-падежными конструкциями (на, под, в, из)

Различение звуков по твердости- мягкости  

Произнесение  слов разной структуры

Выделение данного слога из других слогов

Определение места И-Ы в слове

4

1 Пересказ сказки «Заюшкина избушка»

2 Звук Л*

Подбор прилаг. соотнесение с вопросом

 «какой» в окончании сущ. диких и домашних животных

Суффиксальное словообразование  сущ. в уменьшит. форме

Относительные прилагательные

Согласование прил. с сущ. в роде, числе, падеже

Развитие диалогической речи : пересказ по цепочке с опорой на картинки

Изменение предложения с употреблением относит. прилаг.

Деление слов на слоги

Различение звуков по твердости- мягкости

Выделение заданного слога из слогового ряда

Деление слов на слоги  

5

1 Притяжательные прилагательные с суффиксом –ик-

2 Звуки Л-Й

Образование притяж. прилагательных по теме «Птицы»

Согласование прил. с сущ.  в роде, числе, падеже

Употребление приставочных глаголов с оттенками действий

Согласование притяжат. местоимений с сущ. в роде и числе

Развитие диалогической речи

Упражнение в постановке вопроса «чей» в роде

Употребление предлогов в, на в предложении  

Различение звуков по твердости- мягкости

Преобразование слога

Выделение Л* в ГС, СГ, словах СГС

Выделение ударного слога

IV

1

1. Притяжательные прилагательные с суффиксоим –ин-

2 Звук В

Употребление притяжательных прилагательных от названий животных холодных стран

Суффиксальное словообразование  прилаг. от сущ. ; сущ. с уменьшительно-ласкат. значением

Образование относительных прилагательных

Согласование прил.  с сущ.  (с опорой на твердый согласный)

Преобразование предложения по образцу

Составление предложений по картинкам с предлогом в

Произнесение звуков в твердом и мягком звучании

Различение звуков по твердости- мягкости

Преобразование слогов: ГС-СГ

Определение места звука в слове

2

1 Притяжательные прилаг.  с суффиксом –й-

Образование притяжат. прилаг. от названий животных жарких стран

Суффиксальное образование прилаг.  

Предлоги С, Со в предложениях

Дифференциация звуков по глухости- звонкости

Преобразование слога: ГС-СГ

2 Звук Ф

Употребление притяжат. прилаг. от названий животных жарких стран

Образование прилаг.  с суффиксами –оньк;- еньк_

Употребление предлога в ; определение

 количества слов в предложении  

Деление слов на слоги , выделение ударного слога

Звуковой анализ слова

3

1 Притяжательные прилагательные

Звук Ф*

 Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин- по теме «Профессии»

Суффиксальное образование прилагательных

Уточнение значения обобщающих слов

Употребление сущ. дат., род., твор., пад. с  предлогами: к, от ,с (со)

Употребление предложения с противительным союзом а

Упражнение с деформированной фразой на закрепление предлогов в, на

Деление слов на слоги

Деление звуков по твердости- мягкости

Преобразование слога ГС-СГ

Звуковой анализ слов

4

1 Относительные прилагательные

 Употребление антонимов; Относительные

 прилагательные по теме «Наш город»

Предложение с союзом а по картинке

Деление слов на слоги

Звуковой анализ слова СГС

2 Звуки Б-Б*

Суффиксальное образование прилагательных

Употребление приставочных глаголов по теме «Город»

Приставочное образование глаголов

Преобразование предложения за счет изменения вида глагола

Дифференциация звуков по

твердости- мягкости

V

1

1 Составление описательного равссказа Весна»

2 Звук Д

 Употребление обиходных глаголов с разными приставками,  подбор признаков

Приставочное словообразование глаголов

Относительные прилагательные по теме: «Весна»

Согласование прил. с сущ. в роде, числе, падеже

Составление предложений по сюжетной картине и опорным словам

Формирование навыка передачи в речи последовательности событий

Использование в самостоятельной речи исправленных звуков

Уточнение артикуляции звука по месту образования и участию голоса

Звуковой анализ и синтез слова СГС

Звуковой анализ и синтез слова СГС

2

1 Притяжательные прилагательные

2 Звуки Д-Д*

Притяжательные прилагательные от названий насекомых

Согласование прилаг. с основой на твердый- мягкий согл. с сущ. в роде, числе, падеже

Подбор признаков к предметам

Согласование прил. с сущ. с основой на твердый- мягкий согласный

Составление предложения по картинкам и опорным словам

Преобразование предложений за счет изменения вида глагола

Использование в самост. речи исправленных звуков

Дифференциация звуков по твердости- мягкости

Преобразование односложных

Звуковой анализ слова

3

1 Сравнительная степень качественных прилагательных

2 Звук г

Уточнение значения  обобщающих слов по теме «Хлеб»

Согласование прил. с сущ.  с основой на тверд.-мяг. согласные

Употребление антонимов

Выделение предлога как отдельного служебного слова

Преобразование предложения за счет применения главного члена- сказуемого

Использование исправленных звуков в самост. речи

Дифференциация звуков по глухости- мягкости

Преобразование односложных слов

Звуковой анализ слога ГС

4

1 Заучивание стихотворения А. Толстого «Колокольчик»

2 Звуки Г-Г*

Уточнение обобщающего значения слов по теме : «Лето»

Употребление предлогов к, от, с, со с сущ. в косвенных падежах

Притяжательные прилагательные от названий животных птиц

Согласование прил.  полной и уменьшит. формы сущ.

. Развитие диалогической речи –беседа по содержанию стихотворения

Употребления сложноподч.

предложения с дополнительными придаточными  (желательности действия)

Дифференциация звуков по твердости- мягкости

Дифференциация звуков по твердости- мягкости

Преобразование односложных слов

Звуковой анализ СГС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно - тематическое планирование логопедической работы в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи

В перспективно - тематический план работы включены фронтальные занятия по развитию лексико - грамматических категорий, ведётся работа по расширению и активизации словарного запаса детей. Формируются и...

Календарное планирование в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Примерное календарное планирование в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи на октябрь месяц по теме "Осень, осень, в гости просим..." (неде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (второй год обучения).

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, включает целевой раздел (пояснительная записка, принципы формирования программы, планируемые результаты)  , содержательный раздел (соде...

проведение организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: звук Щ

Проведение организованной образовательной  деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием реч...

Конспект индивидуальной НОД по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация звуков [З] – [С] в слогах, словах и фразах".

Цель: закреплять навык дифференциации звуков [з] – [с] в слогах, словах и фразах, навыки согласования слов в предложении.Задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух,...

Методическая разработка: конспект логопедического занятия в средней группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи "Путешествие в лес".

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Дикие животные и их детеныши" и грамматической теме "Предлоги". Целью занятия является актуализация и обобщение знаний детей о...