Конспект индивидуальной НОД по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация звуков [З] – [С] в слогах, словах и фразах".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: закреплять навык дифференциации звуков [з] – [с] в слогах, словах и фразах, навыки согласования слов в предложении.
Задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogrebnova_e.v._konspekt_individualnoy_nod.docx | 232.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуальной непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Дифференциация звуков [З] – [С] в слогах, словах и фразах».
Цель: закреплять навык дифференциации звуков [з] – [с] в слогах, словах и фразах, навыки согласования слов в предложении.
Задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление.
Оборудование: шляпа Незнайки, очки (без стёкол), дидактические игры «Разбитое зеркало», «Зонтик», «Букет из листьев»; красный и жёлтый карандаши.
Ход занятия.
- Организационный момент.
На столе перед ребёнком лежит шляпа Незнайки и очки Знайки.
Логопед: Скажи, пожалуйста, чьи это предметы?
Ребёнок: Это шляпа Незнайки, а очки Знайки.
Логопед: Скажи, в словах Знайка и Незнайка какой общий согласный звук?
Ребёнок: Звук [з].
Логопед: Если мы не будем добавлять голос, в какой звук превратится [з]?
Ребёнок: Звук [з] превратится в звук [с].
Логопед: Дай характеристику этим звукам.
Ребёнок: Звук [з] – согласный, твёрдый, звонкий. Звук [с] - согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: Давай будем стараться правильно произносить эти звуки и помнить, что язык при этом находится за нижними зубами, а выдыхаемая струйка воздуха – холодная. Добавляем голос при звуке [з], при звуке [с] не добавляем.
Логопед: Сегодня я буду Незнайкой, а ты - Знайкой.
Логопед и ребёнок надевают атрибуты.
- Основная часть.
Логопед: В одном сказочном городе на улице Колокольчиков жили коротышки Незнайка и его друзья. Незнайка – большой проказник. Его друг – Знайка, напротив, старается всё делать правильно, он очень умный. Они оба любят весёлые стихи.
- Артикуляционная гимнастика.
Возле дома бродит Волк,
Он зубами щёлк да щёлк!
(Активно открывать и закрывать рот.)
Щёлк да щёлк. Щёлк да щёлк –
Вот какой сердитый Волк!
Волк голодный воет: «У-у-у,
(Губы вытянуть вперед.)
Мне бы утку хоть одну!»
Спрячем уток за забор.
Уходи зубастый вор!
(Оскалить зубы.)
Волк сердит. Двор закрыт.
(Чередование оскала и вытягивания губ вперед.)
Двор закрыт. Волк сердит…
Волк утёнка не схватил,
Только слюнки проглотил
(Проглотить слюнки).
Видит Волк: возле крылечка
Дремлет жирная овечка.
Не шевелится, лежит.
(Широкий расслабленный язык на нижней губе.)
Даже хвостик не дрожит.
Хлоп! Овечка, убегай
(Спрятать язык в рот.)
Поскорее в свой сарай!
Снова глупая Овечка
(Широкий расслабленный язык на нижней губе.)
Разлеглась возле крылечка…
Хлоп! Овечка, убегай
Поскорее в свой сарай!
(Спрятать язык в рот.)
Волк Овечку не поймал –
Лишь клок шерсти оторвал,
Целый час его жевал.
(«Пожевать» язык.)
Логопед: Незнайка с друзьями решил попить чай с вареньем. Но тут вдруг налетело много комаров и ос. Знайка, помоги их переловить. Как звенят комары? (З-з-з). А осы, когда ползают возле банки с вареньем, поют свою песенку (С-с-с).
- Развитие фонематического слуха и мелкой моторики.
Игра «Комары и осы».
Логопед: Когда услышишь в словах песенку комара з-з-з, помаши крылышками, а когда услышишь песенку осы с-с-с – пальчиками покажи, как она ползает.
Слова: зонт, слон, забор, сахар, сушки, соль, самолет, заноза, замок, самокат, сова, заяц, роза, незабудка, солома.
- Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков [з] – [с] в слогах.
Логопед: Один из коротышек – Растеряйка однажды собирал букет из листьев, все рассыпал и очень расстроился.
Знайка, помоги ему собрать все листья. Прочитай слоги на листьях. Если в слоге звук [с], то раскрась листочек красным цветом, если в слоге звук [з], то раскрась жёлтым.
- Слоговой синтез слов. Дифференциация звуков [з] – [с] в слогах.
Логопед: Незнайка неаккуратно обращался с книгой и порвал страницы так, что от некоторых слов отдалились последние слоги. Помоги ему, Знайка, отремонтировать книгу – правильно закончи слова. (Незнайка начинает слово, а Знайка (ребёнок) – заканчивает его правильно слогами СЫ или ЗЫ.)
Бу…(сы) во…(зы)
Ве…(сы) та…(зы)
Ча…(сы) вя…(зы)
Плак…(сы) ту…(зы)
Рель…(сы) гро…(зы)
Поло…(сы) зано…(зы)
- Дифференциация звуков [з] – [с] в словах.
Дидактическая игра «Зонтики»
Логопед: Коротышки живут в Солнечном городе, но дожди там бывают. Один из коротышек – Тюбик нарисовал для всех друзей зонты, но забыл их раскрасить. Помоги Тюбику, раскрась все зонты в его любимый красный цвет и посчитай их: один красный зонтик, два красных зонтика, … пять красных зонтиков.
Хорошо потрудились, теперь можно и на прогулку.
- Физкультминутка.
Движения по тексту.
Эй, весёлый народ!
Коротышки идут в поход!
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся.
На носочках мы пойдём.
На тот берег попадём.
Дальше глубже в лес зашли,
Налетели комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Комаров всех перебьём
И к болоту подойдём.
Перейдём преграду вмиг
И по кочкам прыг, прыг, прыг.
Под кустом пролезть не страшно
И под ёлкой не опасно.
Друг за другом успеваем,
Только ветки не ломаем.
Логопед: Прогулялись? Нам пора! Ждёт нас новая игра!
- Дифференциация звуков [з] – [с] во фразах.
Дидактическая игра «Разбитое зеркало».
Логопед: Однажды к Незнайке пришёл Торопыжка. Он так торопился, что случайно разбил зеркало. Зеркало уже не склеить, зато можно весело поиграть с ним. Для начала разучим четверостишье:
Кто-то в зеркало смотрелся,
Кто-то прыгал и вертелся,
Кто-то зеркало разбил…
Кто же это был?
Логопед незаметно прячет под карточку с изображением разбитого зеркала картинку. Ребёнок через узкие прорези – «Трещины в зеркале» старается разглядеть, кто за ним прячется. (В карточке «разбитое зеркало» нужно сделать несколько узких прорезей, чтобы ребёнок по деталям мог узнать спрятанную картинку. Если ребёнок затрудняется это сделать, можно слегка подвигать зеркалом из стороны в сторону, чтобы ребёнок мог разглядеть больше деталей.)
Например, на карточке изображена сова, тогда ребёнок говорит:
Сова в зеркало смотрелась,
Сова прыгала и вертелась,
Сова зеркало разбила…
Вот кто это был!
Кто же ещё спрятался за зеркалом, чувствуя свою вину?
(Страус, заяц, слоник, коза, снегирь и так далее)
- Заключительная часть.
Логопед: Коротышки весело живут в своём солнечном городе. Мы ещё не раз побываем у них в гостях. (Логопед и ребёнок снимают атрибуты.) Сегодня, когда ты был Знайкой, какие звуки ты старался правильно произносить? Спасибо тебе за работу, ты молодец, старайся правильно произносить звуки [з] и [с]. Коротышки тебе дарят за хорошую работу солнышко, пусть этот символ их города всегда поможет тебе в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи «Мягкие и твердые согласные»
Тема. Мягкие и твердые согласныеЗадачи:1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах(гласных и согласных, твердых и мягких согласных).2. Продолжать учить детей различать твердые и мягк...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Планирование театрализованной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Перспективное планирование театрализованной деятельности в группе с ОНР...
КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»
Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...
проведение организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: звук Щ
Проведение организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием реч...
Индивидуального занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Ш в словах»
Цель: Автоматизация звука Ш в слогах, словах. Задачи:Закрепить артикуляционный уклад звука [Ш]. Продолжать автоматизировать звук [Ш]. в слогах, слов...
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: В лес по грибы.
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с о...