Конспект логопедического обследования на тему: "В гостях у лесовичка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Шириязданова Эльвира Вильевна

Данный конспект был составлен и использован для обследования ребенка старшей логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического обследования

ребенка старшей логопедической группы на тему: « В гостях у лесовичка»

Цель: изучение уровня развития речевых и неречевых психических процессов, а также моторной сферы у ребенка дошкольного возраста (5 лет) для определения их нарушения, степени и тяжести их проявления.

Материалы и оборудование: игрушка старичок-лесовичок; серия из 3-х сюжетных картинок «Нашли ежа»; компьютерная программа «Обследование экспрессивной речи»; карточки для игры «Покажи картинку»; макет дерева; 2 молоточка; счетные палочки; игрушки: машинка, мяч, детский телефон; корзинка; наборное полотно.

Ход логопедического обследования:

1.Беседа:

- Сегодня я получила письмо. В нем сказано, что нас с тобой приглашают на прогулку в лес. Кто написал это письмо, я не знаю. Вместо подписи – загадка. Послушай ее.

В лесу живет совсем один -
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На  лице лишь виден нос.

 - Кто же это? (Лесовичок.) Старичок-лесовичок – хозяин леса, он живет в лесу и следит, чтобы там всегда был порядок. Вот он и пригласил нас с тобой в лес. Но чтобы встретиться с ним, нужно выполнить его задания.

2. Обследование состояния связной речи (составление рассказа по серии картинок):

Ребенку предлагается серия из 3-х сюжетных картинок «Нашли ежа».

Инструкция: в конверте с письмом от лесовичка лежали вот эти картинки. Посмотри, на них изображена история о том,  что однажды приключилось с детьми, когда они пошли в лес. Но рассказать мы ее пока не можем. Картинки рассыпались и перепутались. Давай попробуем разложить их по порядку, что было сначала, что – потом и чем эта история закончилась.

Ребенок раскладывает картинки по порядку, используя помощь педагога.

Инструкция: Расскажи, что ты видишь.

 - Куда однажды пошли дети? (Однажды дети пошли гулять в лес.)

- Кого они нашли? (Дети нашли ежа.)

- Где он сидел? (Ежик сидел под кустиком.)

- Что решили сделать дети? (Дети захотели взять ежа домой.)

- Кто нес ежа? (Ежа нес мальчик.) Что он снял? (Мальчик снял кепку.)

- Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)

- Чем они его накормили (Молоком.)

- А теперь расскажи сам, что нарисовано на каждой картинке так, чтобы получился рассказ.

Дети пошли гулять в лес. Они нашли ежа. Мальчик снял кепку и положил ежа. Дети принесли его домой. Они напоили ежа молоком.

3.  Обследование активного словаря:

а) Употребление существительных, обозначающих части предметов:

Инструкция: старичку-лесовичку понравился наш рассказ.  А вот и он (достает игрушку). Познакомься с ним, потрогай его. Посмотри, какой он маленький и добрый. Он тоже хочет с тобой познакомиться. Давай поиграем. Называй, что я показываю у лесовичка? (Голову, нос, руки, уши, рот, глаза.) А что трогает у тебя лесовичок? (Ноги, шею, живот, грудь.) Покажи лесовичку правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо. (Обследование восприятия пространственных представлений.)

- Какая по цвету рубашка у старичка-лесовичка? (Зеленая.) Что у него на голове? (Шляпа.) Какого она цвета? (Оранжевого.) Что еще есть на лице у лесовичка? (Борода.) Она длинная или короткая? (Длинная.)

- У старичка-лесовичка есть любимая машинка. Что есть у машины? (Колеса, кузов, кабина, руль.)  Какого они цвета? Какой формы?

4. Обследование грамматического строя речи: 

Игра «Где лесовичок?» (понимание и употребление предложных конструкций):

Инструкция: Наш старичок-лесовичок засиделся. Он хочет с тобой поиграть. Посади лесовичка НА грибок, ПОД грибок, ЗА грибок, положи В корзинку. Скажи, куда спрятался лесовичок? (НА грибок, ЗА грибок, В корзинку.) Где гуляет лесовичок? (ПО траве,  ПО дорожке.)

5. Обследование фонематического восприятия:

а) «Игра с мячом» (повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками):

Инструкция: я кидаю тебе мяч и называю дорожку. Ты кидаешь мне мяч обратно и повторяешь ее точно так же:

ба – па – ба

па – ба – па

да – та – да

та – да - та

га – ка – га

ка – га – ка

та – тя – та

тя – та – тя

б) «Покажи картинку» (дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых и не смешиваемых в произношении):

Инструкция: старичок-лесовичок приготовил нам загадки. Покажи картинки, про которые я говорю:

                                         мышка – мишка         сабля – цапля

                                        почка – бочка                  лак - рак

                                        трава – дрова      

                                 

6. Обследование импрессивной стороны речи:                                       

а) «Покажи картинку» (понимание форм словоизменения, дифференциация единственного и множественного числа существительных и глаголов):

Инструкция: покажи картинки, про которые я говорю:

птица – птицы              летит – летят

машина – машины      едет – едут

а) «Покажи картинку» (понимание отдельных словосочетаний):

Инструкция: покажи картинки, про которые я говорю:

мамина дочка – дочкина мама

 -  Все загадки лесовичка ты выполнил, молодец!

7.Обследование предикативного словаря: (с использованием компьютерной программы):

Инструкция: у нашего старичка-лесовичка  много друзей. Он захотел их тебе показать. Посмотри и скажи, что они делают?

 - Как передвигается птица? (Летает.)  

- Как передвигается рыба? (Плавает.)

- Как передвигается лягушка? (Прыгает.)

 - Как передвигается змея? (Ползает.)

 - Кошка мяукает. А что делает собака? (Лает.)

- А как подает голос корова? (Мычит.)

- А как подает голос петух? (Кукарекает.)

 8. Обследование грамматического строя речи (продолжение):

а) «Кто у кого?» (образование названий детенышей животных):

Инструкция: в волшебном лесу, где живет старичок-лесовичок, у животных появились детеныши. Давай посмотрим на них и назовем, кто у кого:

У лисы – лисенок, а у зайчихи - …(зайчонок).

У волчицы – … (волчонок).

У белки – … (бельчонок).

 У козы – … (козленок).  

 

б) «Нелепицы» (употребление имен существительных в косвенных падежах): 

Инструкция: однажды старичок-лесовичок  решил нарисовать своих друзей, посмотри, что у него получилось. Все ли правильно нарисовал лесовичок?

У мышки рога кого? (Коровы.)

У кошки хвост кого? (Петуха.)

Мышка поймала кого? (Кошку.)

А как должно быть, кто ловит кого? (Кошка ловит мышку.)

Мальчик везет кого? (Лошадку.)

А как должно быть, кто кого везет? (Лошадка везет мальчика.)

 - Вот какие ошибки допустил старичок-лесовичок, ты их нашел, молодец!

9. Обследование состояния общей моторики:

Инструкция: вышли мы со старичком-лесовичком на лужайку и решили немного подвигаться.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Выполняй вместе со мной движения: Мы хлопаем руками,

                                                                Мы топаем ногами, (одновременно

                                                               топаем ногами и хлопаем руками)

                                                                Киваем головой.

                                                                Мы руки поднимаем,

                                                                Мы руки опускаем

                                                                И прыгаем потом (прыгаем на двух ногах,

                                на левой ноге, на правой ноге, перепрыгнем через «ручеек»).

10. Обследование состояния ручной моторики:

Инструкция: В волшебном лесу живет зайка, давай изобразим его нашими пальчиками (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук).                                  Скачет зайка на опушке,

                                                                             Поднимает зайка ушки.

Решил зайка с нами поиграть, покажем правой рукой  сначала кулак, ребро, потом ладонь. Покажи вместе со мной (проводится проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой).

Поиграл зайка и решил показать нам, под какой елочкой спрятался его домик. Посмотри на образец (показывает «елочку» из 6 палочек), выложи такую же рядом. Посмотри и запомни, как ты выкладывал, а теперь выложи.

11. Обследование неречевых психических процессов:

Игра «Постучи, как я» (обследование слухового восприятия):

Инструкция: На волшебной поляне растет дерево, мы подошли к нему и услышали разные звуки. Давай постучим молоточком так же. Повтори, как я:

_ _ .. _ 

_ .._ _

_ _…

12. Обследование звукослоговой структуры слова:

Игра «Повтори по телефону» (воспроизведение слоговой структуры в словах и предложениях):

 Инструкция: точно и четко постарайся повторить по телефону то, что я скажу:

Кот – вода – стук – мост - банка – фантик – ступенька – самолет – фотограф – телевизор – лекарство - погремушка.

В магазин продают продукты. Сестренка играет с погремушкой. По телевизору показывают мультфильмы.

13. Итог обследования:

 - Мы с тобой интересно поиграли, погостили у старичка-лесовичка, выполнили много его  заданий. Он принес тебе приз. Ты старался. Молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающий во второй младшей группе по теме «В гости к лесовичку».

Цель:-учить детей развивать речь, отвечать на вопросы полными предложениями. Задачи:-учить различать на слух и называть слова с определенным звуком;-закрепить навыки правильного произношения;-раз...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группе. Тема: «В гости к Лесовичку».

В ходе занятия знакомим детей с понятием "лес" и его обитателями, расширяем словарный запас, учимся рисовать обитателей леса, лепим обитателей леса....

Конспект НОД в средней группе на тему: «В гости к Лесовичку»

Воспитывать интерес к природе, к окружающему миру, культуру поведения в природе....

Тема:«В гостях у лесовичка». Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе.

Создание социальной ситуации развития детей в процессе формирования знаний о диких животных с использованием ИКТ....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "В гостях у Лесовичка" для детей средней группы

Конспект занятия для средней группы с интеграцией образовательных областей ( познание, речевое развитие, коммуникация). Продолжаем знакомить детей с грибами, развиваем речь, закладываем основы экологи...

Конспект НОД по ФЭМП Тема: "В гости к Лесовичку".

Конспектнепосредственной образовательнойдеятельности Основная образовательная область: ФЭМПФорма работы с детьми: Решение проблемных ситуаций.Тема: "В гости к Лесовичку".Интегративные...

Конспект логопедического занятия на тему:"В гости к Деду Морозу" подготовительной группе для детей с ОНР

Цель занятия - развивать монологическую и диалогическую речь у детей....