Конспект логопедического обследования на тему: "В гостях у лесовичка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Данный конспект был составлен и использован для обследования ребенка старшей логопедической группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie.docx | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического обследования
ребенка старшей логопедической группы на тему: « В гостях у лесовичка»
Цель: изучение уровня развития речевых и неречевых психических процессов, а также моторной сферы у ребенка дошкольного возраста (5 лет) для определения их нарушения, степени и тяжести их проявления.
Материалы и оборудование: игрушка старичок-лесовичок; серия из 3-х сюжетных картинок «Нашли ежа»; компьютерная программа «Обследование экспрессивной речи»; карточки для игры «Покажи картинку»; макет дерева; 2 молоточка; счетные палочки; игрушки: машинка, мяч, детский телефон; корзинка; наборное полотно.
Ход логопедического обследования:
1.Беседа:
- Сегодня я получила письмо. В нем сказано, что нас с тобой приглашают на прогулку в лес. Кто написал это письмо, я не знаю. Вместо подписи – загадка. Послушай ее.
В лесу живет совсем один -
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
- Кто же это? (Лесовичок.) Старичок-лесовичок – хозяин леса, он живет в лесу и следит, чтобы там всегда был порядок. Вот он и пригласил нас с тобой в лес. Но чтобы встретиться с ним, нужно выполнить его задания.
2. Обследование состояния связной речи (составление рассказа по серии картинок):
Ребенку предлагается серия из 3-х сюжетных картинок «Нашли ежа».
Инструкция: в конверте с письмом от лесовичка лежали вот эти картинки. Посмотри, на них изображена история о том, что однажды приключилось с детьми, когда они пошли в лес. Но рассказать мы ее пока не можем. Картинки рассыпались и перепутались. Давай попробуем разложить их по порядку, что было сначала, что – потом и чем эта история закончилась.
Ребенок раскладывает картинки по порядку, используя помощь педагога.
Инструкция: Расскажи, что ты видишь.
- Куда однажды пошли дети? (Однажды дети пошли гулять в лес.)
- Кого они нашли? (Дети нашли ежа.)
- Где он сидел? (Ежик сидел под кустиком.)
- Что решили сделать дети? (Дети захотели взять ежа домой.)
- Кто нес ежа? (Ежа нес мальчик.) Что он снял? (Мальчик снял кепку.)
- Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)
- Чем они его накормили (Молоком.)
- А теперь расскажи сам, что нарисовано на каждой картинке так, чтобы получился рассказ.
Дети пошли гулять в лес. Они нашли ежа. Мальчик снял кепку и положил ежа. Дети принесли его домой. Они напоили ежа молоком.
3. Обследование активного словаря:
а) Употребление существительных, обозначающих части предметов:
Инструкция: старичку-лесовичку понравился наш рассказ. А вот и он (достает игрушку). Познакомься с ним, потрогай его. Посмотри, какой он маленький и добрый. Он тоже хочет с тобой познакомиться. Давай поиграем. Называй, что я показываю у лесовичка? (Голову, нос, руки, уши, рот, глаза.) А что трогает у тебя лесовичок? (Ноги, шею, живот, грудь.) Покажи лесовичку правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо. (Обследование восприятия пространственных представлений.)
- Какая по цвету рубашка у старичка-лесовичка? (Зеленая.) Что у него на голове? (Шляпа.) Какого она цвета? (Оранжевого.) Что еще есть на лице у лесовичка? (Борода.) Она длинная или короткая? (Длинная.)
- У старичка-лесовичка есть любимая машинка. Что есть у машины? (Колеса, кузов, кабина, руль.) Какого они цвета? Какой формы?
4. Обследование грамматического строя речи:
Игра «Где лесовичок?» (понимание и употребление предложных конструкций):
Инструкция: Наш старичок-лесовичок засиделся. Он хочет с тобой поиграть. Посади лесовичка НА грибок, ПОД грибок, ЗА грибок, положи В корзинку. Скажи, куда спрятался лесовичок? (НА грибок, ЗА грибок, В корзинку.) Где гуляет лесовичок? (ПО траве, ПО дорожке.)
5. Обследование фонематического восприятия:
а) «Игра с мячом» (повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками):
Инструкция: я кидаю тебе мяч и называю дорожку. Ты кидаешь мне мяч обратно и повторяешь ее точно так же:
ба – па – ба | па – ба – па |
да – та – да | та – да - та |
га – ка – га | ка – га – ка |
та – тя – та | тя – та – тя |
б) «Покажи картинку» (дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых и не смешиваемых в произношении):
Инструкция: старичок-лесовичок приготовил нам загадки. Покажи картинки, про которые я говорю:
мышка – мишка сабля – цапля
почка – бочка лак - рак
трава – дрова
6. Обследование импрессивной стороны речи:
а) «Покажи картинку» (понимание форм словоизменения, дифференциация единственного и множественного числа существительных и глаголов):
Инструкция: покажи картинки, про которые я говорю:
птица – птицы летит – летят
машина – машины едет – едут
а) «Покажи картинку» (понимание отдельных словосочетаний):
Инструкция: покажи картинки, про которые я говорю:
мамина дочка – дочкина мама
- Все загадки лесовичка ты выполнил, молодец!
7.Обследование предикативного словаря: (с использованием компьютерной программы):
Инструкция: у нашего старичка-лесовичка много друзей. Он захотел их тебе показать. Посмотри и скажи, что они делают?
- Как передвигается птица? (Летает.)
- Как передвигается рыба? (Плавает.)
- Как передвигается лягушка? (Прыгает.)
- Как передвигается змея? (Ползает.)
- Кошка мяукает. А что делает собака? (Лает.)
- А как подает голос корова? (Мычит.)
- А как подает голос петух? (Кукарекает.)
8. Обследование грамматического строя речи (продолжение):
а) «Кто у кого?» (образование названий детенышей животных):
Инструкция: в волшебном лесу, где живет старичок-лесовичок, у животных появились детеныши. Давай посмотрим на них и назовем, кто у кого:
У лисы – лисенок, а у зайчихи - …(зайчонок).
У волчицы – … (волчонок).
У белки – … (бельчонок).
У козы – … (козленок).
б) «Нелепицы» (употребление имен существительных в косвенных падежах): Инструкция: однажды старичок-лесовичок решил нарисовать своих друзей, посмотри, что у него получилось. Все ли правильно нарисовал лесовичок? У мышки рога кого? (Коровы.) У кошки хвост кого? (Петуха.) Мышка поймала кого? (Кошку.) А как должно быть, кто ловит кого? (Кошка ловит мышку.) Мальчик везет кого? (Лошадку.) А как должно быть, кто кого везет? (Лошадка везет мальчика.) - Вот какие ошибки допустил старичок-лесовичок, ты их нашел, молодец! 9. Обследование состояния общей моторики: Инструкция: вышли мы со старичком-лесовичком на лужайку и решили немного подвигаться. Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше. Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Выполняй вместе со мной движения: Мы хлопаем руками, Мы топаем ногами, (одновременно топаем ногами и хлопаем руками) Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И прыгаем потом (прыгаем на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге, перепрыгнем через «ручеек»). 10. Обследование состояния ручной моторики: Инструкция: В волшебном лесу живет зайка, давай изобразим его нашими пальчиками (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук). Скачет зайка на опушке, Поднимает зайка ушки. Решил зайка с нами поиграть, покажем правой рукой сначала кулак, ребро, потом ладонь. Покажи вместе со мной (проводится проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой). Поиграл зайка и решил показать нам, под какой елочкой спрятался его домик. Посмотри на образец (показывает «елочку» из 6 палочек), выложи такую же рядом. Посмотри и запомни, как ты выкладывал, а теперь выложи. 11. Обследование неречевых психических процессов: Игра «Постучи, как я» (обследование слухового восприятия): Инструкция: На волшебной поляне растет дерево, мы подошли к нему и услышали разные звуки. Давай постучим молоточком так же. Повтори, как я: _ _ .. _ _ .._ _ _ _… |
12. Обследование звукослоговой структуры слова:
Игра «Повтори по телефону» (воспроизведение слоговой структуры в словах и предложениях):
Инструкция: точно и четко постарайся повторить по телефону то, что я скажу:
Кот – вода – стук – мост - банка – фантик – ступенька – самолет – фотограф – телевизор – лекарство - погремушка.
В магазин продают продукты. Сестренка играет с погремушкой. По телевизору показывают мультфильмы.
13. Итог обследования:
- Мы с тобой интересно поиграли, погостили у старичка-лесовичка, выполнили много его заданий. Он принес тебе приз. Ты старался. Молодец!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающий во второй младшей группе по теме «В гости к лесовичку».
Цель:-учить детей развивать речь, отвечать на вопросы полными предложениями. Задачи:-учить различать на слух и называть слова с определенным звуком;-закрепить навыки правильного произношения;-раз...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группе. Тема: «В гости к Лесовичку».
В ходе занятия знакомим детей с понятием "лес" и его обитателями, расширяем словарный запас, учимся рисовать обитателей леса, лепим обитателей леса....
Конспект НОД в средней группе на тему: «В гости к Лесовичку»
Воспитывать интерес к природе, к окружающему миру, культуру поведения в природе....
Тема:«В гостях у лесовичка». Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе.
Создание социальной ситуации развития детей в процессе формирования знаний о диких животных с использованием ИКТ....
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "В гостях у Лесовичка" для детей средней группы
Конспект занятия для средней группы с интеграцией образовательных областей ( познание, речевое развитие, коммуникация). Продолжаем знакомить детей с грибами, развиваем речь, закладываем основы экологи...
Конспект НОД по ФЭМП Тема: "В гости к Лесовичку".
Конспектнепосредственной образовательнойдеятельности Основная образовательная область: ФЭМПФорма работы с детьми: Решение проблемных ситуаций.Тема: "В гости к Лесовичку".Интегративные...
Конспект логопедического занятия на тему:"В гости к Деду Морозу" подготовительной группе для детей с ОНР
Цель занятия - развивать монологическую и диалогическую речь у детей....