Конспект логопедического занятия на тему:"В гости к Деду Морозу" подготовительной группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цель занятия - развивать монологическую и диалогическую речь у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_temu_v_gosti_k_dedu_morozu_1.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 48 «Незабудка» города Невинномысска

КОНСПЕКТ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ: «В ГОСТИ К ДЕДУ МОРОЗУ»                                                                                                     В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР  

                                                                                         Автор-составитель:

                                                                                         Ширяева Елена Ивановна

                                                                                         Учитель-логопед

                                                 

                                       

                                    г. Невинномысск, 2018 г.

Цель: Развивать монологическую и диалогическую речь.

Задачи:

      1. Пополнять активный словарь новыми понятиями, знаниями о сказочном герое-Деде    

      Морозе.

2. Расширять кругозор детей о стране. Воспитывать любовь к Родине.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Обогащать речь детей образными выразительными средствами.

5. Закреплять навыки чтения.

6. Развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, речь, фонематический слух.

7. Использовать здоровьесберегающие технологии: мудры.

 

Оборудование: буквы, таблички с названиями городов, рек; схема пути; модели звуков; панно; фонограммы, магнитофон; костюмы Дедов Морозов; слайды; колодец; елочки, елка; большая открытка для написания поздравлений, карандаши.

Предварительная работа: чтение литературы о истории возникновения образа Деда Мороза; изучение географической карты, названий городов, рек; просмотр слайдов, телепередач об обычаях празднования Нового года на территории России и в других странах; изучение названий Дедов Морозов других стран, их костюмов; изучение специальных упражнений для пальцев- мудр; разучивание пословиц, поговорок, загадок о морозе; изготовление елочек из разных подручных материалов.

Речевой материал: загадки, пословицы, поговорки, кроссворды.

Используемые технологии:

1. Моделирование.

2. Здоровьесберегающая технология «Мудры».

3. Чтение деформированных слов.

4. Отгадывание кроссвордов, названий сказок.

План занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Путешествие по стране. Развитие связной речи.

4. Усвоение грамматических категорий. Словоизменение.

5. Физминутка.

6. Развитие монологической речи.                                                                              

7. Чтение деформированных слов, отгадывание кроссворда, сказок.

8. Музыкальная игра «Ой, мороз»

9. Итог занятия. Письменные пожелания Деду Морозу.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед      Ребята, ловите звуковые шарики: П Р А З Д Н И К. Какое слово получилось?

Логопед      Ты, Денис, выложи слово из букв. А ты, Лиза, выложи из моделей. Прочитайте.

                (Дети выкладывают слова на панно).

2. Сообщение темы занятия.

Логопед      Какие праздники вы знаете?

Дети            8 Марта, День Защитников Отечества, День рождения, Новый год.

Логопед     Отгадайте загадку: Старик- шутник на улице стоять не велит,

                                                 За нос домой тянет.

Дети            Мороз.

Логопед     У каждого человека есть День рождения. А вы знаете, что и у Деда Мороза есть День рождения?

Дети            Нет.

Логопед    Попробуйте угадать число и название месяца. Какое число стоит между 17 и 19?

Дети          18.

Логопед    Назовите третий осенний месяц.

Дети           Ноябрь.

Логопед    Именно 18 ноября Дед Мороз отмечает День рождения. Эту дату придумали сами дети, так как именно 18 ноября в его вотчину приходит настоящая зима, снег покрывает землю, ударяют морозы. А вот сколько лет нашему любимому волшебнику, точно не знает никто, примерно больше 2000 лет! А где живет Дед Мороз, вы знаете?

Дети            Нет.

Логопед     Вам интересно узнать?

Дети             Да.

Логопед     Тогда берем подарки для Деда Мороза и отправляемся в путешествие на поезде в город, где живет Дед Мороз- Великий Устюг.                                                                

3. Путешествие по стране. Развитие связной речи.

Логопед        Где мы будем садиться в поезд?

Дети              Мы будем садиться в поезд на железнодорожном вокзале.

Логопед        А как называется станция?

Дети              Станция называется - Невинномысская.

Логопед         Кто нас встречает в вагоне? Что мы должны предъявить проводнице?

Дети               Нас встречает проводница. Предъявляем билеты.

Проводница  Уважаемые пассажиры, наш поезд «Кисловодск – Москва» отправляется. Счастливого пути!

(Звучит фонограмма – стук колес поезда. На полу выложена схема пути по карте. Дети   выкладывают таблички с названиями городов, рек.)

Логопед         Поехали. Посмотрите в окно. Что вы видите?

Дети         Реку Кубань. Она мелководная, вода мутная, течение несильное, берега пологие.

Логопед         Закончилась территория нашего края? Какого?

Дети                Ставропольского края.

Логопед          К какому городу подъезжаем?

Дети                 Мы подъезжаем к городу Армавир.

Логопед           Какой это край?

Дети                 Краснодарский край.

Логопед         Поехали дальше (звучит фонограмма). Что вы видите за окном?

Дети           Мы видим за окном голые леса, пустынные поля, широкую, полноводную, судоходную реку Дон.

Проводница      Станция- город Ростов- на - Дону.

Логопед          Спешим дальше. Проезжаем города:                                                                                

Дети             Воронеж, Тулу, а вот еще судоходная река Ока-она полноводная, широкая, спокойная.

Логопед           Скоро Москва. Что такое Москва?

Дети               Москва-  это крупный, многонаселенный, красивый город, столица нашей Родины.

Проводница    Уважаемые пассажиры! Вы прибыли в столицу нашей Родины- город Москва.

                (Дети выкладывают таблички)

Логопед      А теперь нам предстоит пересадка на поезд до города, где живет Дед Мороз- Великий Устюг (слайд с изображением города).

Проводница – Уважаемые пассажиры! Наш поезд «Москва- Великий Устюг» отправляется. Счастливого пути!

Логопед           Пока мы проезжаем старинные русские города: Ярославль, Вологду, великую русскую реку Волгу, я вам расскажу историю Деда Мороза, а вы слушайте внимательно, так как надо будет правильно употребить слова в предложениях.

4. Усвоение грамматических категорий. Словоизменение.

Логопед       Давным - давно на территории нашей страны жили люди- славяне. Они наблюдали за природой и придумывали разные истории- легенды. Зимой стояли лютые…(морозы) и древние славяне представляли мороз в образе старичка..(злого, жестокого) с …(длинной седой бородой). Его дыхание…(сильная стужа). Его слезы…(сосульки).

Иней…(замерзать слова- замерзшие слова). Волосы…(снег облака- снежные облака). Зима мороз бегать по поля, леса, улицы и стучать посох. (Зимой мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит посохом). (Дети правильно строят предложения и отвечают).

             Время шло и Дед Мороз подобрел, он уже не наказывал детей, а дарил им подарки под Новый год. Дед Мороз со …( Снегурочка) стал приходить к детям на…(Новый год) в …(красный шуба с мех), шапке, расшитой …(серебро и лебяжий пух), в…(красные рукавицы), с посохом в руках.

              С 1998 года российской родиной Деда Мороза был назван… (Великий Устюг)- древнейший город Вологодской области. Недалеко от города была построена его …(вотчина), а потом открыта резиденция. День рождения Деда Мороза в России отмечают с 2005 года. (слайды с изображением города)

Проводница   Уважаемые пассажиры! Вы прибыли в старинный русский город- Великий Устюг! Добро пожаловать!

                      (Выкладывается табличка с названием города)

Логопед     Ребята, теперь нам надо добраться до вотчины Деда Мороза. В путь!

5. Физминутка.

Шагаем по оврагам,                            (шагают широкими шагами)

Теперь идем гусиным шагом.            (идут мелкими шажками)

Потом коньки наденем,

По скользкому катку поедем.            (имитация езды на коньках)

(Дети проговаривают слова с движениями и с использованием мудр- Мудра жизни- зайка, Мудра энергии- лиса)

Увидели на полянке зайку и лису-

Серый зайка прыгает возле мокрых

сосен,          (прыгают)                            

Страшно в лапы лисоньки попасть.   (дрожат)

Зайки, ушки навострите,                     ( руками показывают ушки над головой)

Влево, вправо поглядите,                    (повороты в стороны)

Не идет ли кто?                                    (разводят руки в стороны)

Лиса близко притаилась,                     (приседают)

Лиса кустиком прикрылась,                (накрываются одной рукой)

Лиса носом повела,                              ( нюхают носом воздух)

Разбегайтесь кто куда.                         (лисы догоняют зайцев)

Теперь на лыжах катимся с горы        (имитация езды на лыжах)

Прямиком во владения российского

Деда Мороза.

6. Развитие монологической речи.                                                                              

Логопед  Ребята, мы с вами попали на волшебный праздник, на который съехались сказочные друзья Деда Мороза из разных уголков СНГ и России.

Дети рассказывают о Дедах Морозах в разных странах. На экране

Вова:  Чис Хан из Якутии. У него наряд: синяя длинная шуба, расшитая искусными узорами, отороченная белым пушистым мехом. На шапке –красивый узор, мягкий мех и изогнутые рога, направленные ввысь.

Снежана:  Кыш Бабай из Татарстана. Вместо шапки у него на голове- мохнатая тюбетейка.

Катя:  Корбобо из Узбекистана. Его праздничный наряд- полосатый халат, на голове тюбетейка. В новогоднюю ночь  верхом на осле он развозит подарки в узбекские кишлаки.

Руслан:  Тол Бабай из Удмуртии. Шуба у него фиолетовая, посох кривой- от долгих путешествий по миру.

Алена:  Ямал- Ири из Ямало-ненецкого округа в своей национальной одежде и обуви- малице и кисах. Вместо посоха у него бубен, чтобы отгонять злых духов.

              Российский Дед Мороз встречает гостей у сказочного терема.

Логопед      Дед Мороз, мы приветствуем тебя! Мы с ребятами привезли тебе подарки - елочки, сделанные ребятами вместе с мамами.

7. Чтение деформированных слов, отгадывание кроссворда.

Дед Мороз   Дорогие ребята, я приглашаю вас в свои владения, угадайте, куда?

 П Ч О Т А, НИЙ ЗИМ ДАС, ЦИОНЫ АТТРАК, ПА ТРО ЗОК СКА.

           (Дети читают слова).

Дед Мороз   По волшебному пути  (идут змейкой между елками)

                     В сказку можем мы войти.

                     Музыка сейчас раздастся,

                     В сказку нам попасть удастся.

Руслан         Вот чудесная тропа,

                     В путешествие по сказкам

                     Мы оправимся туда.

Лиза             Дом волшебный на пути.

                     Кто живет в нем? Посмотри!

                     Шуршик выйдет из дверей,

                     Даст заданья для гостей.

Шуршик       Ребята, отгадайте кроссворд.

По горизонтали: 1. Холодное время года. 4. Большая куча снега. 5. С нее катаются на санках.

По вертикали: 2. Не колючий, светло-синий, по кустам развешан… . 3.Без рук а рисует, без зубов- а кусает. 4. Белая скатерть все поле покрыла.

Шуршик         По мосточкам вы пойдете

                          И к колодцу попадете.

                          Монетку вы в него кидайте

                          И желанье загадайте.

      Дети подходят к колодцу и загадывают желания.

- Я желаю, чтобы не было войны.

- Я желаю, чтобы мама жила долго-долго.

- Я желаю всем крепкого здоровья.

- Я желаю всем хорошего настроения.

Шуршик            А теперь, ребята, ответьте на веселые вопросы:

                            Дед Мороз- старик веселый?  (Да).

                            Любит шутки и приколы?     (Да).

                            Знает песни и загадки?     (Да).

                            Съест все ваши шоколадки?    (Нет).

                            Он душою не стареет?      (Нет).

                            Нас на улице согреет?       (Нет).

                            Дед Мороз несет подарки?       (Да).

                             Ездит он на иномарке?      (Нет).

                            Носит шорты и футболку?     (Нет).

                            Он зажжет ребятам елку?       (Да).

Дед Мороз    Ребята, елку сначала надо нарядить, но не обычными елочными игрушками, а пословицами, загадками, поговорками о морозе.

             Дети говорят пословицы,  поговорки и вешают игрушки на елку.

Снежана            Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши.

Аня                    Ни ведерка, ни кисти, ни рук, а побелит все крыши вокруг.

Лиза                   Он вошел- никто не видел,

                           Он сказал- никто не слышал.

                           Дунул в окна и исчез,

                           А на окнах вырос лес.

Вова                   Где мороз ступает, там он снежные розы роняет.

Аня                    Хоть морозец здоров, да нет комаров.

Алена                Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку  

                           снимает.

Ислам                Кто на морозе не бывал, тот и горя не видал.

       

Логопед     Дед Мороз, мы хотим с тобой поиграть возле елки. (Дети танцуют вместе с Дедом Морозом).

8. Музыкальная игра «Ой, мороз»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      1. Ой, мороз, мороз, мороз!              

    Снегом ветки все занес!

    А мы не боимся, а мы веселимся!  (грозят пальцем и хлопают).                                    

2. Ой, мороз, мороз, мороз!

    Он хватает нас за нос,

    А мы не боимся, а мы веселимся!  (грозят пальцем и хлопают).                                    

3. Ой, мороз, мороз, мороз!

    Щиплет щеки он до слез,

    А мы не боимся, а мы веселимся!  (грозят пальцем и хлопают).                                  

Дед Мороз благодарит детей и дарит им магнитики с изображением Великого Устюга.

Ребята, давайте поблагодарим Дедушку Мороза за подарки.

9. Итог занятия. Письменные пожелания Деду Морозу.

Логопед    Ребята, смотрите, какая большая поздравительная открытка. Тут можно написать свои поздравления Дедушке Морозу. Дети пишут свои пожелания.

        Дед Мороз благодарит детей за подарки и пожелания и прощается.                        

Логопед     Ребята, нам пора возвращаться домой. Поехали.

Список используемой литературы:

1. Д.Сутягин «Наши детские железные дороги». М, Ж- Д, 2008

2. Д.Сутягин «Поезда». М, Ж- Д, 2008

3. Д.Сутягин «Знаю все профессии». М, Ж- Д, 2008

4. Б. Житков «Что я видел». Вэсэлка, 2000

5. Г.Шалаева «Путешествие с Дедом Морозом».  Эксмо, 2008

6. И.Гейченко «Ребусы, кроссворды». М, Детство-Пресс, 2012

7. И.Гейченко «Пословицы и поговорки». М, Детство-Пресс, 2012

8. И.Гейченко «Познаю мир: родная страна». Эксмодетство, 2013

9. И.Гейченко «Моя Россия. Города России». Эксмо –Пресс, 2013

10.М.Дружинина «Зимняя книга». Эксмо –Пресс, 2013

11.Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», М., Владос, 2001

12. А.Н. Мартынов «Пословицы. Поговорки. Загадки». – М., 2002.

13. В. М. Акименко «Новые логопедические технологии».Ростов-на-Дону, 2008          

14. Ю.Г. Золотарев «Целительные мудры».- М., Диля, 2008

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме Одежда

Цель: Организовать деятельность по составлению устного рассказа по серии картинок....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»

В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний  детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....

Конспект логопедического занятия на тему: «Постановка голоса при гиперкинетической функциональной дисфонии, у детей 6-7 лет в подготовительной группе ДОУ».

Конспект логопедического занятия на тему:«Постановка голоса при гиперкинетической функциональной дисфонии, у детей 6-7 лет в подготовительной группе ДОУ».Цель: стимуляция двигательной функ...

Конспект логопедического занятия по теме «Составление рассказа с добавлением действующего лица» для детей с ТНР 6 – 7 лет.

Целью данного речевого занятия является обучение  детей составлению творческих рассказов по картине с добавлением действующего лица....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птицы»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе  для детей с  тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птиц...