Речевое развлечение "Масленица"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Смирнова Ольга Александровна

речевое развлечение для детей старшей и подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenica.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Масленица

Речевое развлечение для детей старшей и подготовительной группы 

Составила и провела учитель-логопед Смирнова О.А.

2013год

Задачи:

  1. закрепление знаний о праздновании Масленицы
  2. закрепление словаря по теме
  3. развитие слухового внимания
  4. развитие логического мышления
  5. развитие связной речи детей
  6. развитие функции словообразования (подбор однокоренных слов)
  7. совершенствование навыка образования слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
  8. совершенствование употребления в речи существительных в родительном падеже, творительном падеже
  9. совершенствование навыка образования относительных прилагательных
  10. продолжать учить подбирать прилагательное к существительному и согласовывать их в роде, числе
  11. развитие фонематических функций (выделение начального гласного звука в слове)
  12. развитие мелкой моторики рук
  13. развитие координации речи с движением

Ход работы:

- Ребята вам понравился фильм о масленице?

Масленичная неделя у наших предков была переполнена различными праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы. Каждый день на масленицу имел свое определенное название, а вы запомнили, как называются эти дни недели?

Д/и «Подскажи словечко»

  1. Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день –

Понедельник - … (встреча)

  1. У меня еще вопрос…

Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас - … (заигрыш)

  1. Разгулялись, господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названием - … (лакомка)

  1. Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге.

В этот день ты не зевай,

Он зовется… (разгуляй)

-1-

  1. Вот и пятница пришла,

Зятя в гости привела.

Есть блины, кататься с горки

Это – тещины … (вечерки)

  1. А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам дома неохота,

И резвятся словно белки,

Это – золовкины … (посиделки)

  1. День последний подошел,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печеные

А зовется воскресенье … (прощеное)

Отгадайте еще одну загадку: что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? (блины)  Как еще называют блины? (блинища, блинцы, блинки, блинчики, блиночки) Говорят: Без блина не Маслена. Всю масленичную неделю пекут блины, блинами на масленицу угощают друг друга. Испечь блины – дело сложное.

- Из чего пекут блины?  (из теста)

Наши предки сделав тесто, выставляли его на улицу и приговаривали:

              Месяц ты месяц

              Золотые рожки,

              Выгляни в окошко

              Подуй на опару.

- Из чего делают тесто? (из яиц, молока, муки)

Раньше блины пекли из разнообразной муки.

Д/и «Из чего сделана мука?»

Например: пшеничная мука – мука из пшеницы

Овсяная, кукурузная, ржаная, гречишная.

Есть такая пословица: Хорош блин не один. Как вы думаете, что она означает? (дети объясняют)

- С чем едят блины? (с творогом, с икрой, со сметаной, с вареньем …)

Д/и «Какое варенье?»

Например: варенье из клубники – клубничное

Из малины, из смородины, из земляники, из клюквы, из брусники, из черники, из яблок, из вишни, из груш…

А сейчас мы с вами отгадаем кроссворд и узнаем, символом чего является масленичный блин.

                                                                   

с

к

о

м

о

р

о

х

г

о

р

к

а

ч

у

ч

е

л

о

в

е

с

н

а

п

т

и

ц

ы

в

о

с

к

р

е

с

е

н

ь

е

  1. Эти люди зазывали всех на празднование масленицы, развлекали гостей на гулянии.
  2. Популярное место катаний на масленичном гулянии.
  3. Что сжигают на масленицу.
  4. Какое время года встречают масленицей.
  5. Считается, что они на своих крыльях приносят весну.
  6. Последний день масленичной недели.

-2-

- Символом чего являются блины? (читают – солнце)

Блины символизируют солнце – такие же круглые и золотистые. Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна. На это были направлены все действия, совершающиеся в масленичную неделю.

Солнце зазывали такими словами:

Солнышко-ведрышко

(руки вверх, пальцы растопырены)

Выгляни в окошечко!

(руки полочкой, подтянуть к подбородку)

Там малые детки

(показать рукой вниз)

Ждут твоего света

(руки вверх, пальцы растопырены)

Лепешки валяют

(имитация движений)

Тебя поджидают!

(руки вперед, «приглашают в гости»)

(прочитать, показать движения, второй раз вместе с детьми)

- Посмотрите, у нас сразу 4 солнышка выглянуло. Чего не хватает? (лучей) Чтобы солнышко согрело землю, нужно вернуть ему лучики.

Д/и «Лучи солнца»

Подобрать к каждому солнышку свой лучик, в зависимости от того, какой звук слышен в названии картинки на лучике (звуки [а], [о], [у], [и] ). (лучи раздать, либо заранее положить под стульчики  детям)

- Вот и зажглись солнышки. Такое солнышко люди закрепляли на шесте (длинной палке) и ходили по улице, зазывая весеннее солнышко, напоминали о масленичной недели.

Чтобы наше солнышко не скрылось нужно похвалить его, сказать приятные слова.

Д/и «Подбери словечко»

Солнце (какое?) – яркое, блестящее, желтое, лучистое, круглое, большое, весеннее, теплое, ласковое…

Все любили масленицу, называли ласково – Маслена!

Д/и «Назови ласково»

Зима-зимушка

Снег, лед, снеговик, ручей, проталина, солнце, блин, дождь, облако, цветок, трава, земля.  

-Молодцы ребята! А знаете ли вы пословицы и поговорки о блинах, о масленице, о весне.

Не все коту масленица, будет и великий пост.

Не житье, а масленица.

Без блина не маслена.

Без кота мышам масленица.

Первый блин комом.

Масленица семь дней гуляет.

Это масленица идет, блин да мед несет.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

На горах кататься, в блинах валяться.

Хорош блин не один.                                    

Блин не клин, брюхо не расколет.

Как на масленой неделе, из трубы блины летели!                                              

-3-

- Широко отмечали масленицу на Руси! Расскажите, как гуляли во время масленицы. (дети припоминают и отвечают)

Приглашаю всех на веселую карусель. (по одной группе, либо все вместе)

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели.

(медленно идут по кругу)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

(легкий бег)

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.

(медленно идут по кругу)

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра.

(остановиться)

- А Масленицу провожали такими словами:

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ты прощай, прощай наша широкая!

Ты пришла с добром

С сыром, с маслом и с яйцом

С блинами, с пирогами да с оладьями

Масляная весело гуляла, песни гуляла

А теперь прощай – на тот год приезжай!

-4-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы,  используемая литература...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...