Речевое развлечение "Масленица"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
речевое развлечение для детей старшей и подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenica.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Масленица
Речевое развлечение для детей старшей и подготовительной группы
Составила и провела учитель-логопед Смирнова О.А.
2013год
Задачи:
- закрепление знаний о праздновании Масленицы
- закрепление словаря по теме
- развитие слухового внимания
- развитие логического мышления
- развитие связной речи детей
- развитие функции словообразования (подбор однокоренных слов)
- совершенствование навыка образования слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
- совершенствование употребления в речи существительных в родительном падеже, творительном падеже
- совершенствование навыка образования относительных прилагательных
- продолжать учить подбирать прилагательное к существительному и согласовывать их в роде, числе
- развитие фонематических функций (выделение начального гласного звука в слове)
- развитие мелкой моторики рук
- развитие координации речи с движением
Ход работы:
- Ребята вам понравился фильм о масленице?
Масленичная неделя у наших предков была переполнена различными праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы. Каждый день на масленицу имел свое определенное название, а вы запомнили, как называются эти дни недели?
Д/и «Подскажи словечко»
- Веселись и радуйся
Утро, день и вечер!
Наступает первый день –
Понедельник - … (встреча)
- У меня еще вопрос…
Понедельник пролетел,
Вот и вторник зашумел.
Звучит веселый наигрыш
А вторник у нас - … (заигрыш)
- Разгулялись, господа,
А на дворе уже среда.
Сладкая маковка
Под названием - … (лакомка)
- Он и чистый, и широкий
То четверг уж на пороге.
В этот день ты не зевай,
Он зовется… (разгуляй)
-1-
- Вот и пятница пришла,
Зятя в гости привела.
Есть блины, кататься с горки
Это – тещины … (вечерки)
- А теперь пришла суббота,
Сидеть девчатам дома неохота,
И резвятся словно белки,
Это – золовкины … (посиделки)
- День последний подошел,
Великий пост с собой привел.
В последний день едим блины печеные
А зовется воскресенье … (прощеное)
Отгадайте еще одну загадку: что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? (блины) Как еще называют блины? (блинища, блинцы, блинки, блинчики, блиночки) Говорят: Без блина не Маслена. Всю масленичную неделю пекут блины, блинами на масленицу угощают друг друга. Испечь блины – дело сложное.
- Из чего пекут блины? (из теста)
Наши предки сделав тесто, выставляли его на улицу и приговаривали:
Месяц ты месяц
Золотые рожки,
Выгляни в окошко
Подуй на опару.
- Из чего делают тесто? (из яиц, молока, муки)
Раньше блины пекли из разнообразной муки.
Д/и «Из чего сделана мука?»
Например: пшеничная мука – мука из пшеницы
Овсяная, кукурузная, ржаная, гречишная.
Есть такая пословица: Хорош блин не один. Как вы думаете, что она означает? (дети объясняют)
- С чем едят блины? (с творогом, с икрой, со сметаной, с вареньем …)
Д/и «Какое варенье?»
Например: варенье из клубники – клубничное
Из малины, из смородины, из земляники, из клюквы, из брусники, из черники, из яблок, из вишни, из груш…
А сейчас мы с вами отгадаем кроссворд и узнаем, символом чего является масленичный блин.
с | к | о | м | о | р | о | х | ||||||||
г | о | р | к | а | |||||||||||
ч | у | ч | е | л | о | ||||||||||
в | е | с | н | а | |||||||||||
п | т | и | ц | ы | |||||||||||
в | о | с | к | р | е | с | е | н | ь | е |
- Эти люди зазывали всех на празднование масленицы, развлекали гостей на гулянии.
- Популярное место катаний на масленичном гулянии.
- Что сжигают на масленицу.
- Какое время года встречают масленицей.
- Считается, что они на своих крыльях приносят весну.
- Последний день масленичной недели.
-2-
- Символом чего являются блины? (читают – солнце)
Блины символизируют солнце – такие же круглые и золотистые. Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна. На это были направлены все действия, совершающиеся в масленичную неделю.
Солнце зазывали такими словами:
Солнышко-ведрышко
(руки вверх, пальцы растопырены)
Выгляни в окошечко!
(руки полочкой, подтянуть к подбородку)
Там малые детки
(показать рукой вниз)
Ждут твоего света
(руки вверх, пальцы растопырены)
Лепешки валяют
(имитация движений)
Тебя поджидают!
(руки вперед, «приглашают в гости»)
(прочитать, показать движения, второй раз вместе с детьми)
- Посмотрите, у нас сразу 4 солнышка выглянуло. Чего не хватает? (лучей) Чтобы солнышко согрело землю, нужно вернуть ему лучики.
Д/и «Лучи солнца»
Подобрать к каждому солнышку свой лучик, в зависимости от того, какой звук слышен в названии картинки на лучике (звуки [а], [о], [у], [и] ). (лучи раздать, либо заранее положить под стульчики детям)
- Вот и зажглись солнышки. Такое солнышко люди закрепляли на шесте (длинной палке) и ходили по улице, зазывая весеннее солнышко, напоминали о масленичной недели.
Чтобы наше солнышко не скрылось нужно похвалить его, сказать приятные слова.
Д/и «Подбери словечко»
Солнце (какое?) – яркое, блестящее, желтое, лучистое, круглое, большое, весеннее, теплое, ласковое…
Все любили масленицу, называли ласково – Маслена!
Д/и «Назови ласково»
Зима-зимушка
Снег, лед, снеговик, ручей, проталина, солнце, блин, дождь, облако, цветок, трава, земля.
-Молодцы ребята! А знаете ли вы пословицы и поговорки о блинах, о масленице, о весне.
Не все коту масленица, будет и великий пост.
Не житье, а масленица.
Без блина не маслена.
Без кота мышам масленица.
Первый блин комом.
Масленица семь дней гуляет.
Это масленица идет, блин да мед несет.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
На горах кататься, в блинах валяться.
Хорош блин не один.
Блин не клин, брюхо не расколет.
Как на масленой неделе, из трубы блины летели!
-3-
- Широко отмечали масленицу на Руси! Расскажите, как гуляли во время масленицы. (дети припоминают и отвечают)
Приглашаю всех на веселую карусель. (по одной группе, либо все вместе)
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели.
(медленно идут по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
(легкий бег)
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите.
(медленно идут по кругу)
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра.
(остановиться)
- А Масленицу провожали такими словами:
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай наша широкая!
Ты пришла с добром
С сыром, с маслом и с яйцом
С блинами, с пирогами да с оладьями
Масляная весело гуляла, песни гуляла
А теперь прощай – на тот год приезжай!
-4-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка
Это статья представлена для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...
Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.
Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...
Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы, используемая литература...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...