Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.
статья по развитию речи по теме
Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи? Я думаю, что этот материал может пригодиться воспитателям не только логопедических групп, но и общих тоже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stimulirovanie_rechevoy_aktivnosti.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.
Термин «ОНР» применяется в патологии речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики и фонетики (Р. Е. Левина). Обучение дошкольников с ОНР в специализированной группе позволяет устранить речевые нарушения и подготовить детей к обучению в школе (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).
Развитием речи в этих группах занимаются и логопед, и воспитатель, в том числе на занятиях – как общеобразовательных фронтальных, так и специальных логопедических. Несмотря на их несомненную пользу, нельзя не отметить и недостатки: практически работают только активные дети, удельный вес собственной речи ребенка невелик – большую часть времени он должен слушать речь воспитателя и других детей. Следовательно, необходимо способствовать тому, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий и стимулировать собственную речевую активность детей, организуя в ДОУ развивающую речевую среду.
Среда не должна быть просто «обстановка», а источником детского развития. В ребенке работает внутренняя пластическая сила. Все, что воздействует на ребенка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств. В Древней Греции считали: любое исследование должно быть основано на удивлении. И это должно лечь в основу принципа организации развивающей среды.
Развивающая среда это не отработка или отшлифовывание знаний ребенка, а внутреннее стимулирование его развития. Ведь все, что попадает в поле зрения ребенка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.
Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижером, развивающим разум ребенка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем.
Принцип коррекционно-развивающего обучения означает, что обучение может быть развивающим тогда, когда оно учитывает «зону ближайшего развития» ребенка, которая предоставляет резерв его потенциальных возможностей.
Коррекционная направленность воспитательно-образовательного процесса среди множества задач предусматривает решение следующих:
- развитие познавательной активности детей с ОНР;
- развитие общеинтеллектуальных умений.
Задача развивающего обучения – это внедрение форм и методов, направленных на индивидуальное развитие каждого ребенка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков.
«Каркасом» коррекционно-развивающего должна стать логосреда. Она должна помочь привнести в коррекционную работу яркие эмоциональные раздражители с элементами неожиданности и новизны. Здесь важно следовать принципу «развивающей» интриги.
Предметно-игровая среда должна отвечать следующим параметрам:
- проблемная насыщенность;
- создание оптимальных условий для речевого личностного развития детей-логопатов;
- многофункциональность и вариативность модели среды: открытость к изменению, преобразованию среды детьми, в соответствии с рабочей лексической темой;
- необыденность, приближение к домашней обстановке;
- стимулирование и провоцирование речевой активности, диалога в освоении речевой лексической темы;
- психологическая комфортность: создание обстановки, которая расковывает и подводит к мотивации успешности.
Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать:
- чувство психологической защищенности;
- средства полноценного развития, то есть должна быть обеспечена радость существования;
- решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребенок – педагог»;
- сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
А значит, предметная среда должна предоставлять ребенку условия для творческого развития и обеспечивать возможность «вычерпывать» из нее информацию.
Логосреда оформляется согласно тематическому планированию по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций учителя-логопеда и направлен на индивидуальное развитие каждого ребенка, максимальное раскрытие его индивидуальных возможностей. Игры и пособия должны быть интересны и привлекательны, чтобы дети захотели самостоятельно продолжать деятельность предложенную педагогом.
Один из вариантов оформления: экологический букварь. Он разделяется на четыре сезона: осень, зима, весна, лето. А в каждом сезоне меняется лексическая тема.
Например, осенний период – «Осень в волшебном лесу» (темы: фрукты, овощи, перелетные птицы, откуда хлеб пришел и др.); зимний период – «Зима в волшебном лесу» (темы: зимующие птицы, зимние месяцы, зимние развлечения и др.).
Очень хорошо использовать выставки и мини-музеи на подиуме:
- сентябрь: «Дары леса», «Подарки лесовичка (поделки из природного материала)».
- октябрь: «Ярмарка», фоторепортаж «Как мы в лес ходили».
- ноябрь: «Модельное агентство («Одежда»)», «Посуда бабушки Федоры (старинная деревянная и металлическая посуда)», рекламная акция (выставка современных столовых и чайных сервизов).
- декабрь: «Пришла зима в город», «Игрушки своими руками (поделки)», «Самая смешная фотография про новогодний праздник», мини-музей «Птицы», «Парад снеговиков».
- январь: «Мой самый верный друг (фотовыставка собак)», «Кто живет на льдине».
- февраль: «Звери Севера», мини-музей «Русские воины», музей орденов и фотографий пап и дедушек о военной службе.
- март: «Мамина шкатулка», «Золотые руки наших мам (поделки и работы мам)».
Можно создать в логопедическом уголке персонажа (цыпленок, котенок), который будет предлагать детям различные темы, игры, загадки, вопросы и создавать соответствующее оформление темы.
В логосреде невозможно обойтись без зеркала. С его помощью в вечерние часы проводятся индивидуальные занятия по автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков. Ту же можно поместить дыхательные тренажеры, соответствующие лексической теме: «транспорт» - самолеты, «зима» - снежинки, «осень» - листочки, капельки дождя. Вокруг зеркала можно расположить пиктограммы для проведения психогимнастики. Это наборы фруктов, снежинок, листочков, посуды, а также сапожки, машины со схематичными изображениями эмоций. С их помощью дети учатся выражать свои чувства и переживания.
На магнитной доске можно прикрепить для рассматривания и составления рассказов предметные и сюжетные картинки, соответствующие лексической теме. Можно сделать для них специальные кармашки, чтобы дети могли ими свободно пользоваться. Также хорошо сделать альбомы с демонстративными картинками по темам.
Еще в логосреде находятся:
- план-схемы для составления описательных рассказов;
- условные схематические изображения предметов, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей (наборы карточек с разнообразными изображениями);
- дидактические игры на развитие тактильных ощущений, на познание и закрепление свойств окружающих предметов, зрительного и слухового восприятия, развитие обоняния, вкусовых ощущений;
- аудио- и видеозаписи;
- уголок художественной литературой с подбором книг по теме;
- картотеки артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений и стихотворений для заучивания с детьми;
- медиатека презентаций и компьютерных игр по лексическим темам;
- игровые модули для сюжетно-ролевых игр;
- игрушки – маркеры;
- наборы для театрализованной деятельности (настольный театр, элементы театральных костюмов).
Очень важно, чтобы стимулирование речевой активности детей проходила через взаимодействие со всеми специалистами ДОУ: на физических занятиях, музыкальных занятиях (развитие дыхательных, артикуляционных отделов, координированности, акустического восприятия, развитие моторных функций в танцевальном движении); на занятиях психолога (развитие восприятия различной модальности, зрительного и слухового внимания, зрительной и слухоречевой памяти, наглядно-образного и словесного мышления).
Речь взрослых является образцом для подражания детей. Поэтому она должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости: тихая – снижает слух, восприятие и речевое внимание; громкая – приводит к быстрому утомлению акустического анализатора. Особое внимание нужно уделять интонации. Речь должна быть эмоциональной, выразительной, с естественными интонациями.
Кроме этого, педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверканье слов, использование мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. Особое внимание следует уделять литературной правильности речи, используемой лексике, грамматической структуре фраз.
По форме и тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения.
Грамматическое оформление обращенной речи нужно согласовывать с возрастом ребенка (чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура речи). Смысловое содержание речи взрослых должно соотноситься с уровнем общего развития и запасом представлений об окружающем мире у детей.
Воспитатели должны использовать все режимные моменты для активизации речевой активности детей.
Очень важна работа с родителями, вовлечение их в педагогический процесс, их участие в выставках, консультациях, открытых занятиях, активное выполнение домашних заданий, подготовленных учителем-логопедом.
И только тогда, когда логосреда будет специально оформлена, когда она будет развиваться системно во всех видах деятельности и при участии всех специалистов ДОУ и родителей, только тогда вовлеченные в интересную для себя деятельность активизируются и дети, а, следовательно, будет лучше и качественнее результат коррекционной работы с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста».
Обобщение передового педагогического опыта в группе раннего возраста на тему: «Логоритмика, как стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста»....
Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...
Стимулирование речевой активности детей.
Формирование грамматического строя речи, развитие монологической и диалогической речи дошкольников....
мастер-класс для родителей "Стимулирование речевой активности детей раннего возраста"
В конспекте предлагаются способы и приемы, направленные на стимулирование речевой активности детей раннего возраста....
Выступление на родительском собрании о методах и приемах стимулирования речевой активности детей дошкольного возраста; памятка для родителей "Почитайте детям"
Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ, как один из методов активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах развития речевых...
Сообщение из опыта работы для родителей: «Развитие познавательно – речевой активности детей в предметно – развивающей среде через реализацию театрализованной деятельности»
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигатель...
Стимулирование речевой активности детей дошкольного возраста посредством организации библиотеки в группе
Материал носит информационный характер по организации библиотеки в группе дошкольного учреждения...