Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий "Весенняя полянка"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий, позволит детям уточнить,систематизировать и активизировать словарь по лексической теме "Весна". Поможет детям научится расслабляться и быть добрее к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennyaya_polyanka.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Весенняя полянка»
Педагогическая деятельность в коррекционных образовательных учреждениях (логопедическое занятие)
Харитонова Ксения Андреевна
учитель-логопед
МАДОУ №145
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать грамматический строй речи дошкольников.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Учить детей подбирать и согласовывать имена прилагательные с именами существительными в форме единственного и множественного числа..
Коррекционно-развивающие:
- Активизировать и обогащать словарь по теме «Весна».
- Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании.
- Упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов)
Коррекционно-воспитательные:
- Познакомить детей на занятии с элементами устного народного творчества.
- Воспитывать чувство взаимопомощи.
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников, применяя на занятии различные компоненты здоровьесберегающих технологий.
- Воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.
- Воспитывать интерес к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.
Оборудование: картинки снежинок, прищепки, макет солнышка, дерево из картона, картинки птичек, картинки тучек, шнурки, аромолампа, салфетки, тарелочки, мяч, картон зеленый с нарисованным контуром круга, клей, кисточки, кукурузная крупа, тряпочки.
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Посмотрите какой сегодня чудесный день! А не прогуляться ли нам с вами до весенней полянки?
Психогимнастика. Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)
Логопед. Дети, сегодня светит яркое, ласковое солнышко. И прежде чем мы отправимся в путь, давайте подарим друг другу теплые, добрые улыбки, такие же, как это солнышко.
Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг - другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и приветливы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.
(Дети делают вдох и выдох три раза)
А теперь мы отправимся к нашей полянке! Пойдём этой тропинкой.
Основная часть. Закрепление лексической темы «Весна».
Физкультурно-речевая гимнастика. .
Логопед. Дети, давайте мы с вами «прошагаем» небольшое стихотворение о весне.
Та-ет сне-жок,
Цве-тёт лу-жок,
День при-бы-ва-ет,
Э-то вес-ной бы-ва-ет.
Но что это? Это зима нас не пускает, засыпала тропинку снежинками. Давайте соберём снежинки и придумаем красивые слова о весне(солнечная, ласковая, весёлая). Снежинки лежали у нас на ладошке но совсем не растаяли. Давайте позовём солнышко.
Закличка «Солнышко». Развитие общей моторики.
Солнышко ясное, нарядись! | (хлопки по плечам скрестив руки на груди |
Солнышко красное, | (покажись! хлопки в ладоши) |
Платье алое надень, | (хлопки по коленям) |
Подари нам красный день! | (хлопки над головой) |
Вносится картина-изображение весёлого солнышка без лучиков.
- Ребята, пока солнышко к нам добиралось, оно раздарило все лучики, давайте поможем солнышку. (Дети прикрепляют прищепки желтого и красного цвета на картинку солнышко) - Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)
- Ребята, солнышко пригревает и птички снова вернулись к нам и звонко поют.
Проводится игра «Кто лишний? ».
Проходят к фанерному дереву, на нем прикреплены картинки птичек (ворона, воробей, синица, журавль). Почему?
- Журавль это какая птица: перелётная или зимующая? (перелётная)
- Каких ещё перелётных птиц вы знаете? (ласточка, перепел, цапля …)
- А сейчас вспомним слова, которые получились от слова “журавль”:
- Когда этих птиц много, это …(ЖУРАВЛИ)
- Как журавля назвать ласково? (ЖУРАВУШКА)
- Как называется птенец журавля? (ЖУРАВЛЁНОК)
- У журавля, чей клюв? (ЖУРАВЛИНЫЙ)
- А чьи перья? (ЖУРАВЛИНЫЕ)
- Какую песню поёт журавль? (ЖУРАВЛИНУЮ)
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Птичка»:
Птичка-птичка | - водим - пальчиком по ладошке. |
Вот тебе водичка! | - барабаним пальчиками по ладошке. |
Вот тебе крошки на моей ладошке |
|
Давайте покажем, как птички клюют зёрнышки своими клювиками.
(На столе лежат на большом подносе зерна и расставлены маленькие тарелочки и прищепки по количеству детей, ими дети собирают зерна, имитируя клюв птичек)
- Ребята, где светит солнышко, и летают птички? (В небе)
- Когда солнце светит небо, какое? (Голубое)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь!
Ты же знаешь, это…
(дождь)
Логопед предлагает детям сделать дождинки: в нарисованной тучке сделаны дырочки, в которые дети вставляют шнурки.
- Даже, несмотря на то, что прошёл дождь настроение у нас не испортилось! Ведь у природы не бывает плохой погоды!
И поможет нам сохранять хорошее настроение – упражнение! Ребята, рассаживайтесь так, чтобы вам было удобно. Мы будем вдыхать приятные весенние запахи и слушать замечательное музыкальное произведение П. И. Чайковского «Песнь жаворонка». Дышите полным дыханием. Вспомните, как весело и радостно вам было сегодня на прогулке, как задорно вы смеялись и улыбались ласковому солнышку. Представьте свой образ в этом приятном настроении, окруженный самыми приятными звуками и яркими красками. Продолжайте дышать полным дыханием. А теперь мысленно посылайте струю выдыхаемого воздуха прямо в этот образ. Не торопитесь! Представьте, что вы вдыхаете и выдыхаете через этот образ. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох… Открывайте глаза! Как приятно быть всегда в хорошем весеннем настроении! (Сеанс ароматерапии в сочетании с музыкотерапией; продолжительность – 5 минут.)
- Когда пройдет дождь, на земле появляется вот что:
Шел, шагал молютка гном!
Шел в кафтанчике своем.
Пел он песенку свою –
Про зелёную … (траву)
- Логопед предлагает сделать зеленую лужайку (дети комкают зеленую салфеточку и складывают в обруч)
Физминутка.
Логопед. Сейчас, дети, ненадолго превратимся в косолапых мишек и выполним упражнение «Весна идет! »
На сосну взобрался мишка. | (Имитация соответствующих движений.) |
Сверху даль ему видна. | (Ладонь приставить «козырьком» ко лбу.) |
Смотрит на холмы и крыши: | (Руки поднять над головой, получится «крыша».) |
Не идет ли к нам весна? | (Ходьба на месте.) |
За деревней, за долиной, | (Посмотреть влево, посмотреть вправо.) |
Где прозрачен небосвод, | (Показать руками небо.) |
Клин увидел журавлиный, | (Сомкнуть кончики пальцев рук, вытянутых перед собой.) |
Закричал: «Весна идёт! » | (Вскинуть руки вверх - в стороны.) |
- Очень хорошо! А теперь давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».
Для игры используется яркий мяч. Педагог кидает мяч со своим предложением, а ребенок возвращает говоря наоборот.
Короткие дни – длинные дни. Птицы улетают – птицы прилетают. Бледное солнце – яркое солнце. Дождливый день – солнечный день. Грустное настроение – веселое настроение. Низкое небо – высокое небо.
- Молодцы! А чего не хватает на вашей полянке, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился … (Одуванчик.)
Логопед предлагает посмотреть на картинку-одуванчик из пшеничной крупы.
Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Одуванчик желтый, как… (солнце, лимон)
Круглый, как …(мячик, шарик)
Мягкий, как …(вата, подушка)
Пушистый, как …(котёнок)
Хрупкий, как…(вазочка)
- Вот какой удивительный цветок!
На столах у детей лежит зеленый картон, с нарисованными кружочками, дети намазывают кружочки клеем и насыпают пшено.
Логопед сопровождает объяснение примерным показом.
Поделки раскладываются по полу, под «дождевыми облаками» и рядом с «травкой».
- Ребята, мы с вами сейчас видим столько много цветов, а в руках у нас нет ни одного. Почему? (Потому что они украшают нашу жизнь.)
Мы не будем рвать цветы-
Это капли красоты!
Пусть они растут, цветут,
Радость нам они несут!
Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе....
Конспект и презентация НОД (фронтального логопедического занятия) по развитию лексико-грамматических категорий языка в старшей (логопедической) группе "Приставочные глаголы"
Конспект НОД на тему "Приставочные глаголы" и презентация...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема занятия - Домашние животные....
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема: Животные жарких стран....
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей младшей логопедической группы с ТНР по теме "Насекомые"
Данный методический материал представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей. Конспект позволяет построить полноценное занятие по развитию лексико-грамматическо...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития. Тема "Одежда"...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического зантия по теме "Головные уборы"...