Перспективный план работы в старшей логопедической группе с ОНР.
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме
План составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5-6 лет ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план логопедической работы с детьми старшей группы
с общим недоразвитием речи.
2012 – 2013 учебный год
Учитель-логопед: Полянина Е.И.
.
Список детей:
№ | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения | Адрес | Речевое заключение |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. |
Пояснительная записка
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5-6 лет ».
Коррекционную работу, рассчитанную на 33 недели, условно можно разделить на 3 периода:
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю, по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю.
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
* подготовку к овладению диалогической формой общения;
* практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
* усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
* усвоение навыка составления короткого рассказа.
На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
* закрепление правильного произношения звуков;
* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;
* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 1 раз в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю, по развитию связной речи – 1 раз в неделю.
Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:
* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);
* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;
* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;
* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;
* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
Третий период — апрель, май, июнь
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.
Содержание данных занятий включает в себя:
* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т.п.);
* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);
* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);
* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк — оньк;
* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» — «злой» и т.п.);
* уточнение значений обобщающих слов;
* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» — с родительным падежом, «с — со» — с винительным и творительным падежом;
* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;
* составление разных типов предложений:
а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);
б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;
в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);
* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»);
* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» — «три» — «четыре»);
* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;
* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).
фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:
1. усвоение звуков, в твердом и мягком звучании в прямом слоге;
2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);
3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас — са), односложных слов типа «суп».
Месяц | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь |
Сентябрь | Детский сад | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. | Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям. |
Игрушки | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. | Составление рассказа « Как мы играли» по демонстрируемым действиям. | |
Октябрь | Осень. | Звук и буква У. | Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски |
Овощи. | Звук и буква А. | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк, -очк-, -еньк-, -оньк- по теме. | Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему. | |
Фрукты. | Звуки У-А. | Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. | |
Сад- огород. | Звук и буква П. | Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: на - с, в - из. | Пересказ рассказа « Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин. | |
Ноябрь | Лес. Грибы, ягоды, деревья. | Звук и буква О. | Согласование имён числительных два и пять с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имён существительных в родительном падеже ( яблок, чашек, платьев и т.д.) | Пересказ рассказа Я. Тайца « По ягоды» с использованием предметных картинок. |
Перелетные птицы | Звук и буква И. | Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на - с, в – из; упражнять детей в умении образовывать уменьшительно- ласкательную форму имён существительных. | Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин. | |
Одежда. | Звук и буква М. | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк, -очк-, -еньк-, -оньк-; формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными. | Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему. | |
Обувь, одежда, головные уборы. | Звук и буква Н. | Формирование умения согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа ( яблоко растёт, яблоки растут); упражнение детей в умении подбирать слова противоположные по значению. | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок. | |
Ателье. | Звук и буква Т. | Учить образовывать прилагательные от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными. | Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова « Заплатка» с использованием предметных картинок. | |
Декабрь | Зима. Зимние забавы. | Звук Ть. Буква Т | Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к; учить подбирать родственные слова; учить образовывать глаголы прошедшего времени. | Пересказ рассказа « Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. |
Мебель. Части мебели. | Звук и буква К. | Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; Учить подбирать глаголы к существительным по теме; закреплять навык употребления существительных в родительном падеже. | Пересказ русской народной сказки « Три медведя» с элементами драматизации. | |
Семья. | Звук Кь. Буква К. | Учить подбирать противоположные по значению слова; закреплять знания о родственных связях; развивать понимание логико- грамматических конструкций. | Составление рассказа « Семейный ужин» по серии сюжетных картин ( с элементами творчества). | |
Новогодний праздник | Звуки Кь - К. Буква К. | Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога без и имён существительных в различных падежах. | Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. | |
Январь | Зимующие птицы. | Звук и буква Б. | Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. | Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы |
Дикие животные зимой. | Звук Бь. Буква Б. | Обучать образованию притяжательных прилагательных; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за. | Пересказ рассказа Е. Чарушина « Кто как живёт: заяц, белка, волк» ( пересказ близкий к тексту). | |
Февраль | Почта | Звук и буква Э. | Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными; учить согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа. | Пересказ рассказа « Как мы общаемся», составленного по сюжетным картина. |
Транспорт | Звуки Г - Гь. Буква Г. | Обучать образованию приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа. | Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок. | |
Комнатные растения. | Звук Ль. Буква Л. | Учить употреблять глаголы в прошедшем времени; закреплять умение подбирать сходные и противоположные по значению слова; учить выделять из текста однокоренные слова. | Составление рассказа по сюжетной картинке « В живом уголке». | |
Наша армия. | Звук и буква Ы. | Обучать образованию прилагательных от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными. | Пересказ рассказа Л Кассиля « Сестра». | |
Март | Весна. День рождения весны. | Звук и буква С. | Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа. | Составление рассказа « Заяц и морковка» по серии сюжетных картин. |
Праздник 8 Марта. | Звук Сь. Буква С. | Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам. | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. | |
Профессии. | Звук и буква Ш | Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в творительном падеже; упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа. | Составление описательного рассказа о профессиях с использованием схемы. | |
Наша пища. | Звуки С – Ш. | Упражнять в употреблении различных форм имени существительного; закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов. | Пересказ – инсценировка сказки « Колосок» с использованием серии сюжетных картин. | |
Апрель | Откуда хлеб пришёл? | Звуки Х – Хь. Буква Х. | Учить подбирать синонимы и однокоренные слова; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. | Пересказ рассказа « Откуда хлеб пришёл», составленного по серии сюжетных картин. |
Посуда. | Звуки В – Вь. Буква В. | Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам; упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды. | Пересказ рассказа Е. пермяка « Как Маша стала большой». | |
Мой дом. | Звук и буква З. | Учить образовывать сложные слова; закреплять умение составлять предложения с предлогами. | Составление рассказа по сюжетной картине « Один дома» с придумыванием начала рассказа. | |
Домашние животные и их детёныши. | Звук Зь. Буква З. | Учить образовывать сложные слова; учить образовывать притяжательные прилагательные; расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения. | Пересказ рассказа Л.Толстого « Котёнок». | |
Май | Наша страна. Мой родной край. | Звук и буква Ж. | Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России; учить образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях. | Составление рассказа « Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин. |
Человек. | Звуки З – Ж. | Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов. | Пересказ басни Л. Толстого « Старый дед и внучек». | |
Насекомые. | Звуки Д – Дь. Буква Д. | Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число; развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа. | Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. | |
Лето. | Звуки Ф – Фь. Буква Ф. | Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов. | Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине |
Список литературы:
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» (М.: Минестерство образования РСФСР,1991.)
2. Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5-6 лет ».( М.: 2009г.)
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы в подготовительной логопедической группе
Вашему вниманию предлагается перспективный план работы в подготовительной логопедической группе....
Перспективный план работы в старшей логопедической группе
Вашему вниманию предлагается перспективный план работы в старшей логопедической группе...
Перспективный план работы в старшей логопедической группе по Бардышевой
В данном перспективном плане составлены темы занятий по пособиям Бардышевой, Моносовой...
Календарно - перспективный план работы в старшей логопедической группе
Календарно-перспективный план работы в старшей логопедической группе Авторы: Нилова Н.М., учитель-логопед Кузина С.Б., учитель-лог...
Перспективный план работы в старшей логопедической группе
Перспективный план работы в старшей логопедической группе...
Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"
ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...
Перспективный план работы в старшей логопедической группе
Перспективный план работы в старшей логопедической группе...