Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Баева Ольга Николаевна

 

Цели:

- Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.

- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный  слух.

- Совершенствовать умение составлять буквы из мозаики, семян, пуговиц, геометрических фигур. Профилактика дизграфии. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Закреплять умение выделять звук из слова. Учить детей подбирать слова на заданный звук.

- Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

- Вызвать у детей желание помочь товарищам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_zritelno.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.

Цели:

- Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.

- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный  слух.

- Совершенствовать умение составлять буквы из мозаики, семян, пуговиц, геометрических фигур. Профилактика дизграфии. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Закреплять умение выделять звук из слова. Учить детей подбирать слова на заданный звук.

- Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

- Вызвать у детей желание помочь товарищам.

Материал:  Перо, природный материал, проволока, гвозди, бумага , панно «Фруктовый сад», головоломка «Рыбки» с надписью «Фрукты» , конструктор, чертеж печки , разрезные картинки «Посуда» , ковры с вкладышами , металлофон, колокольчик , маркеры , схемы упражнений для глаз и «письма» в воздухе , ларец, замок , коробка, фрукты , персонажи театра «Репка» , записи русских народных песен , сладкое угощрение для детей

Ход:

Под спокойную народную музыку дети входят в зал. Знакомятся и здороваются с гостями. Рассматривают зал и удивляются: почему не начинается спектакль? Оказывается, что нет артистов. Но вот лежит чье-то перо.

Восп.: Ребята как вы думаете обычное ли это перо или сказочное? А вы догадались, из какой оно сказки? Что же произошло в этой сказке?

В этой сказке Гуси-лебеди похитили, унесли братца Иванушку, а сестрица

его спасла (предположительные ответы детей).

Восп.: Это же случилось и с нашими артистами: их унесли Гуси-лебеди!

Но если в этой сказке сестра смогла помочь своему братцу, наверно, и мы сможем помочь, выручить наших артистов. Как вы думаете ребята сможем? А могут лебеди лететь долго без отдыха? Они отдыхают во время полета. А где лебеди первый раз остановятся, мы сейчас покажем.

Лебеди, лебеди

Клювы о себя

Белые лебеди

Клювы навстречу друг другу

Лебеди летели

Первые пальцы в замок, со 2 по 5 машут

И на воду сели

Переплетают руки на груди

Сели посидели

На корточках

Снова полетели

Первые пальцы в замок, со 2 п05 машут и встают

-Восп.: Если лебеди отдыхали на воде, значит надо скорей отправляться

нам к реке. А к реке нас приведет ручеек. Он очень извилистый, постарайтесь

 не отставать, и не заблудится по дороге.

(музыкальная игра «Змейка» со сменой направлений и ведущих). 

Ну вот и реченька. Ребята, а вы знаете, кто может жить в воде? Назовите речных обитателей (предположительные ответы) 

Но ведь наша река сказочная и в ней может жить кто угодно. Посмотрите! Что плавает в реке? (Рассматривание картины) 

Восп.: Почему в воде оказались буквы? (предположительные ответы)

Наверно артисты пытались нам что-то сообщить и записать, но вот беда буквы рассыпались в воде. Давайте мы их соберем. Но буквы заколдованы, и они тогда сложатся в слово, когда мы правильно разложим картинки.

(Игра «Что сначала - что потом»)

Восп.: Все ли буквы одинаковые? А как еще можно изобразить буквы?

Давайте изобразим их по-разному, а речка нам поможет, если кто-то забудет, как выглядит его любимая буква.

(Дети показывают в речке и называют набранную букву, садятся за столы и выполняют задание).

Варианты изготовления букв

1 Шнуровка на планшете

2 Обвитие шнурком столбиков (гвоздей) 3 Мозаика

4 Надрывание букв из бумаги

5 Заштриховка элементов букв на бумаге в клетку 6 Штриховка букв на зашумленной картинке

7 Из семян, пуговиц

8 Из геометрических фигур

Буквы в реке не дописаны, перевернуты, зашумлены, изображены разными штрихами, точками, некоторые гласные в письменном варианте, полустерты, стилизованы, наложены друг на друга.

Восп.: Вы справились со сложной работой для своих пальчиков и глаз, значит, сможете в школе написать самую сложную букву. Ребята, посмотрите, что находится на том берегу реки (наводящие вопросы «какие деревья и какой сад»),

(Игра «Чудесный короб»),

Хлопните в ладоши, если услышите звук вашей буквы в названии фруктов: ананас, киви, банан, манго, груша, персик, яблоко, слива, хурма, вишня ,мандарин, апельсин, лимон.

Восп.: А вы сможете придумать слово на свою букву, ведь буквам интересно жить в словах (предположительные  ответы).

Спелые фрукты так и просятся, чтобы их собрали в корзины, но по-особому: по своим дорожкам. Ребята договоритесь между собой, кто будет собирать фрукты в корзины. Мне нужно 4 человека, (работа маркерами на картине). 

(Остальные дети по предложенным схемам под счет «рисуют» дорожки в воздухе сначала правой, потом левой, затем обеими руками.)

Дети вместе с педагогом оценивает результаты своей деятельности.

Раз-два, раз-два, буквы сложатся в слова, а слова в сказку, загадку.

Попробуйте отгадать ребята наши загадки (Заранее подготовленные дети загадывают загадки о печи).

1 Летом спит, зимой горит, рот открывает, дрова глотает.

2 Лето придет - не глядят на нее, зима настает, ее обнимают.

Восп.: Посмотрите ребята, чтобы печка не смогла нам помочь и указать, куда спрятали Гуси-лебеди наших артистов, Баба яга разрушила печку, но мы то знаем, как ее сложить? (предположительные ответы). А самое главное у нас есть чертежи. Чтобы было уютно возле печки, мы расстелем красивые коврики. Ах, мышки прогрызли дырки, не беда - мы починим коврики. И накроем стол к чаю. Все будет готово к приему наших артистов, (воспитатель выбирает детей)

Кто будет складывать печь? Подойдите к чертежу под номером 1 и 2. Кто поможет починить коврики? (распределяет коврики под номером 3, 4) А вы ребята накроете на стол (работа с разрезными картинками чайной посуды).

Восп.: Только в русской избе можно увидеть такую уютную теплую печь и щедрое угощение. Что ни есть в печи - все на стол мечи!

Игра «Ребята - поварята»

1 Мы обед варили, тесто мы месили вот так, вот так тесто мы месили 2 Галя и Алеша чистили картошку вот так, вот так чистили картошку

3 Из колодца воду нам принес Володя вот так, вот так нам принес Володя

4 Всех зовем про ведать, пирогов отведать вот так, вот так пирогов отведать

Восп.: Коль готовы угощенья, будем встречать гостей. Хоть стол не богат, а гостям всегда рад! Но где же они, наши гости - артисты?

Ни гостей, ни вестей, ни слуху, ни духу (колокольчик).

Легки на помине! Но откуда раздается этот звон (ищут). Да это же из ларца, давайте его откроем (пытаются открыть). Никак! Воспитатель прислушивается

 к «голосам» из ларца.

Они сказали: зазвенит бубенец и откроется ларец. Только надо подобрать звуковой ключик к ларцу. Послушайте какой. (Звучит мелодия из трех звуков: высокий, средний, низкий. Детям предлагается повторить ее на металлофоне) 

Открывает ларец, и достаем содержимое. Детям раздаются персонажи сказки «Репка» (театр топотушки)

Вот они наши артисты, но они заколдованы и превращены в маленькие игрушки. Мы сумеем их расколдовать и они оживут. Из какой сказки наши артисты? Помогите артистам рассказать свою сказку и ожить там (выбирают артистов, остальным детям предлагают) - а мы ребята поможем им, изображая события сказки движениями рук и пальцев.

Настольный театр «Репка»

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! Очень хочется по хвалить всех, кто показывал нам сказку, потому что интересным спектакль состоялся.

(Пищит мышка, воспитатель обращается к ней с вопросом и «переводит» что она говорит):

Надо заглянуть в ларец там сюрприз для детей. Дети благодарят мышку и приглашают гостей к чаю. Под веселую музыку уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика возникновения дислексии и дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста Дифференциация согласных П – Б

Данная статья представляет собой систему практических заданий и упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Основной целью занятий является профилактика возникновения дислексии и ди...

Занятие по развитию зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Занятие "Знакомство с новыми друзьями" направлено на развитие зрительно-пространственных представлений, произвольного внимания и коммуникативных навыков у старших дошкольников....

Профилактика дислексий и дисграфий у детей дошкольного возраста

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Сред...

«Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов ДОУ по реализации профилактики дислексии и дисграфии у детей старшего возраста»

Консультация:«Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов ДОУ по реализации профилактики дислексии и дисграфии у детей старшего возраста»...

«Профилактика артикуляторно- акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Профилактика дисграфии- актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения письма – одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образо...

Мастер-класс на тему: «Развитие зрительно-пространственного восприятия и профилактика дислексии и дисграфии у детей подготовительной к школе группы»

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие зрительно-пространственного восприятия и профилактика дислексии и дисграфии у детей подготовительной к школе группы»...