Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Цели:
- Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.
- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный слух.
- Совершенствовать умение составлять буквы из мозаики, семян, пуговиц, геометрических фигур. Профилактика дизграфии. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Закреплять умение выделять звук из слова. Учить детей подбирать слова на заданный звук.
- Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
- Вызвать у детей желание помочь товарищам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_zritelno.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.
Цели:
- Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.
- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный слух.
- Совершенствовать умение составлять буквы из мозаики, семян, пуговиц, геометрических фигур. Профилактика дизграфии. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Закреплять умение выделять звук из слова. Учить детей подбирать слова на заданный звук.
- Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
- Вызвать у детей желание помочь товарищам.
Материал: Перо, природный материал, проволока, гвозди, бумага , панно «Фруктовый сад», головоломка «Рыбки» с надписью «Фрукты» , конструктор, чертеж печки , разрезные картинки «Посуда» , ковры с вкладышами , металлофон, колокольчик , маркеры , схемы упражнений для глаз и «письма» в воздухе , ларец, замок , коробка, фрукты , персонажи театра «Репка» , записи русских народных песен , сладкое угощрение для детей
Ход:
Под спокойную народную музыку дети входят в зал. Знакомятся и здороваются с гостями. Рассматривают зал и удивляются: почему не начинается спектакль? Оказывается, что нет артистов. Но вот лежит чье-то перо.
Восп.: Ребята как вы думаете обычное ли это перо или сказочное? А вы догадались, из какой оно сказки? Что же произошло в этой сказке?
В этой сказке Гуси-лебеди похитили, унесли братца Иванушку, а сестрица
его спасла (предположительные ответы детей).
Восп.: Это же случилось и с нашими артистами: их унесли Гуси-лебеди!
Но если в этой сказке сестра смогла помочь своему братцу, наверно, и мы сможем помочь, выручить наших артистов. Как вы думаете ребята сможем? А могут лебеди лететь долго без отдыха? Они отдыхают во время полета. А где лебеди первый раз остановятся, мы сейчас покажем.
Лебеди, лебеди | Клювы о себя |
Белые лебеди | Клювы навстречу друг другу |
Лебеди летели | Первые пальцы в замок, со 2 по 5 машут |
И на воду сели | Переплетают руки на груди |
Сели посидели | На корточках |
Снова полетели | Первые пальцы в замок, со 2 п05 машут и встают |
-Восп.: Если лебеди отдыхали на воде, значит надо скорей отправляться
нам к реке. А к реке нас приведет ручеек. Он очень извилистый, постарайтесь
не отставать, и не заблудится по дороге.
(музыкальная игра «Змейка» со сменой направлений и ведущих).
Ну вот и реченька. Ребята, а вы знаете, кто может жить в воде? Назовите речных обитателей (предположительные ответы)
Но ведь наша река сказочная и в ней может жить кто угодно. Посмотрите! Что плавает в реке? (Рассматривание картины)
Восп.: Почему в воде оказались буквы? (предположительные ответы)
Наверно артисты пытались нам что-то сообщить и записать, но вот беда буквы рассыпались в воде. Давайте мы их соберем. Но буквы заколдованы, и они тогда сложатся в слово, когда мы правильно разложим картинки.
(Игра «Что сначала - что потом»)
Восп.: Все ли буквы одинаковые? А как еще можно изобразить буквы?
Давайте изобразим их по-разному, а речка нам поможет, если кто-то забудет, как выглядит его любимая буква.
(Дети показывают в речке и называют набранную букву, садятся за столы и выполняют задание).
Варианты изготовления букв
1 Шнуровка на планшете
2 Обвитие шнурком столбиков (гвоздей) 3 Мозаика
4 Надрывание букв из бумаги
5 Заштриховка элементов букв на бумаге в клетку 6 Штриховка букв на зашумленной картинке
7 Из семян, пуговиц
8 Из геометрических фигур
Буквы в реке не дописаны, перевернуты, зашумлены, изображены разными штрихами, точками, некоторые гласные в письменном варианте, полустерты, стилизованы, наложены друг на друга.
Восп.: Вы справились со сложной работой для своих пальчиков и глаз, значит, сможете в школе написать самую сложную букву. Ребята, посмотрите, что находится на том берегу реки (наводящие вопросы «какие деревья и какой сад»),
(Игра «Чудесный короб»),
Хлопните в ладоши, если услышите звук вашей буквы в названии фруктов: ананас, киви, банан, манго, груша, персик, яблоко, слива, хурма, вишня ,мандарин, апельсин, лимон.
Восп.: А вы сможете придумать слово на свою букву, ведь буквам интересно жить в словах (предположительные ответы).
Спелые фрукты так и просятся, чтобы их собрали в корзины, но по-особому: по своим дорожкам. Ребята договоритесь между собой, кто будет собирать фрукты в корзины. Мне нужно 4 человека, (работа маркерами на картине).
(Остальные дети по предложенным схемам под счет «рисуют» дорожки в воздухе сначала правой, потом левой, затем обеими руками.)
Дети вместе с педагогом оценивает результаты своей деятельности.
Раз-два, раз-два, буквы сложатся в слова, а слова в сказку, загадку.
Попробуйте отгадать ребята наши загадки (Заранее подготовленные дети загадывают загадки о печи).
1 Летом спит, зимой горит, рот открывает, дрова глотает.
2 Лето придет - не глядят на нее, зима настает, ее обнимают.
Восп.: Посмотрите ребята, чтобы печка не смогла нам помочь и указать, куда спрятали Гуси-лебеди наших артистов, Баба яга разрушила печку, но мы то знаем, как ее сложить? (предположительные ответы). А самое главное у нас есть чертежи. Чтобы было уютно возле печки, мы расстелем красивые коврики. Ах, мышки прогрызли дырки, не беда - мы починим коврики. И накроем стол к чаю. Все будет готово к приему наших артистов, (воспитатель выбирает детей)
Кто будет складывать печь? Подойдите к чертежу под номером 1 и 2. Кто поможет починить коврики? (распределяет коврики под номером 3, 4) А вы ребята накроете на стол (работа с разрезными картинками чайной посуды).
Восп.: Только в русской избе можно увидеть такую уютную теплую печь и щедрое угощение. Что ни есть в печи - все на стол мечи!
Игра «Ребята - поварята»
1 Мы обед варили, тесто мы месили вот так, вот так тесто мы месили 2 Галя и Алеша чистили картошку вот так, вот так чистили картошку
3 Из колодца воду нам принес Володя вот так, вот так нам принес Володя
4 Всех зовем про ведать, пирогов отведать вот так, вот так пирогов отведать
Восп.: Коль готовы угощенья, будем встречать гостей. Хоть стол не богат, а гостям всегда рад! Но где же они, наши гости - артисты?
Ни гостей, ни вестей, ни слуху, ни духу (колокольчик).
Легки на помине! Но откуда раздается этот звон (ищут). Да это же из ларца, давайте его откроем (пытаются открыть). Никак! Воспитатель прислушивается
к «голосам» из ларца.
Они сказали: зазвенит бубенец и откроется ларец. Только надо подобрать звуковой ключик к ларцу. Послушайте какой. (Звучит мелодия из трех звуков: высокий, средний, низкий. Детям предлагается повторить ее на металлофоне)
Открывает ларец, и достаем содержимое. Детям раздаются персонажи сказки «Репка» (театр топотушки)
Вот они наши артисты, но они заколдованы и превращены в маленькие игрушки. Мы сумеем их расколдовать и они оживут. Из какой сказки наши артисты? Помогите артистам рассказать свою сказку и ожить там (выбирают артистов, остальным детям предлагают) - а мы ребята поможем им, изображая события сказки движениями рук и пальцев.
Настольный театр «Репка»
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! Очень хочется по хвалить всех, кто показывал нам сказку, потому что интересным спектакль состоялся.
(Пищит мышка, воспитатель обращается к ней с вопросом и «переводит» что она говорит):
Надо заглянуть в ларец там сюрприз для детей. Дети благодарят мышку и приглашают гостей к чаю. Под веселую музыку уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика возникновения дислексии и дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста Дифференциация согласных П – Б
Данная статья представляет собой систему практических заданий и упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Основной целью занятий является профилактика возникновения дислексии и ди...
Занятие по развитию зрительно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Занятие "Знакомство с новыми друзьями" направлено на развитие зрительно-пространственных представлений, произвольного внимания и коммуникативных навыков у старших дошкольников....
Профилактика дислексий и дисграфий у детей дошкольного возраста
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Сред...
«Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов ДОУ по реализации профилактики дислексии и дисграфии у детей старшего возраста»
Консультация:«Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов ДОУ по реализации профилактики дислексии и дисграфии у детей старшего возраста»...
«Профилактика артикуляторно- акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Профилактика дисграфии- актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения письма – одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образо...
Мастер-класс на тему: «Развитие зрительно-пространственного восприятия и профилактика дислексии и дисграфии у детей подготовительной к школе группы»
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие зрительно-пространственного восприятия и профилактика дислексии и дисграфии у детей подготовительной к школе группы»...