«Развитие зрительно- пространственного восприятия и зрительной координации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)
Материал поможет воспитателям детей старшего дошкольного возраста в работе по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_zritelno-motornaya_koordinatsiya_.pptx | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. Всестороннее развитие личности ребенка. Подготовка к успешному обучению в школе, профилактика оптической дисграфии и оптической дислексии . Коррекционно-воспитательная работа. Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть: Трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза; Несформированность и недифференцированность зрительного или зрительно-пространственного восприятия и памяти; Несформированность зрительно-моторной координации; Недостаточность развития мелкой моторики руки; Несформированность функций зрительного или двигательного контроля; Недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
На основе исследовании Т.А. Мусейибовой , она утверждает, что пространственные отношения развиваются у ребенка поэтапно: на первом этапе дети учатся ориентироваться «на себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева); на втором этапе – дети ориентируются в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов»; третий этап – ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям ; четвертый этап – применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и в двухмерном – на плоскости.
М.А. Васильева, В.В. Гербова и Т.С. Комарова выделяют следующие периоды в формировании ориентировки в пространстве Задачи: Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди - сзади (позади), справа - слева; между, рядом с, около ; различать правую и левую руки. Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки). З акреплять пространственные отношения: далеко - близко (дом стоит близко , а березка растет далеко). О пределять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов : «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; Обозначать в речи взаимное расположение предметов : «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади - мишка, а впереди - машина». Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа - слева,вверху - внизу, в середине, в углу).
1 год обучения – Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительной координации. 2 год обучения – Формирование элементарного графического навыка (работа в тетрадях). 1 этап работы (2020-2021 учебный год) – формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительной координации. I направление - Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых частей тела. II направление – Ориентировка в окружающем пространстве. III направление – Ориентировка на листе бумаги.
Цель 1 этапа: формирование зрительно пространственного гнозиса (восприятия и узнавания предметов), зрительной координации и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Задачи: Совершенствовать умения ориентироваться в окружающем пространстве; Понимать смысл пространственных отношений (вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за), слева – справа, между, рядом с, около); Совершенствовать умения двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.); Определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов. Учиться ориентироваться на листе бумаги (справа – слева; вверху – внизу; в середине, в углу).
I направление - Ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей тела. Цель: уточнение и закрепление представлений детей о схеме тела. Уточнение и закрепление представлений о собственном лице и теле. Уточнение и закрепление представлений о пространственном расположении собственных частей лица и тела. Определение и закрепление в схеме собственного тела направлений «верх» – «низ» («вверху» – «внизу»). Определение и закрепление в схеме собственного тела направлений «спереди» – «сзади». Определение и закрепление в схеме собственного тела направлений «право» – «лево» («справа» – «слева»).
Дидактические игры и упражнения на формирование ориентировки «на себе » - Стихи с сопровождением движением, музыкой, с элементами логоритмики « У жирафа пятна …» и т.д. « Лавата » (в кругу ) «Аист» Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»: Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют: Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова - правою ногой, Снова – левою ногой. После – правою ногой, После – левою ногой. Вот тогда придёшь домой. И т.д. «Маланья» (стихотворение сопровождается движением ) У Маланьи, у старушки, В маханькой избушке, Жили пять сыновей. Все без бровей, Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими головами, Вот с такими усами, Вот с такими бородами, Вот с такими руками, Вот с такими ногами, Вот с такими плечами, Вот с такими животами и т.д.
Конструктивная деятельность «Собери человечка из геометрических фигур». Оборудование : квадрат, круг, овал, прямоугольник Дети собирают человека из геометрических фигур. Объясняют свой выбор геометрических фигур для разных частей тела . «Солнышко» . Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле. «Скульптор» Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях. «Контролер». Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека. «Части тела». Цель: показ на своем теле, пространственные представления на себе.
II направление – Ориентировка в окружающем пространстве. Цель: формирование умений определять пространственные направления . не только «от себя», но и «от любых предметов ». развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди - сзади (позади), справа - слева; между, рядом с, около; различать правую и левую руки . развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки). закреплять пространственные отношения: далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко ). определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади - мишка, а впереди - машина ». формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу).
Дидактические игры
«Кто находится справа, кто слева ото льва?» «Какой дом справа, слева?»
III направление – Ориентировка на листе бумаги. Цель: формирование понятий о плоскости листа, понимание пространственных отношений на листе бумаги, развитию зрительной памяти пространственного мышления, Обучение «чтению» графических изображений пространственных отношений и их моделированию в виде рисунков, схем, чертежей, планов. На протяжении всего старшего дошкольного возраста детей учат ориентироваться на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве: - проводить линии на листе бумаги сверху вниз, слева направо: «дождик», «тропинка» и т.п. - рассматривать картины, иллюстрации, фотографии (при рассматривании ребенок отмечает положение предметов, позу людей, размещение частей тела ит.п.)
Последовательность формирования ориентировки на листе бумаги. 1 . Знание плоскости листа. 2. Понимание пространственных отношений на листе. вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы). Положи круг в правом верхнем углу, слева от него прямоугольник, в нижнем левом углу квадрат и т. д. 3. Работа на листе бумаги, с готовым печатным материалом , контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, контурные изображения, наложенные друг на друга и др.
4. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте. Дидактические игры: « Найди такой же узор», «Найди узор по описанию», «Составь узор по образцу» (показ образца, рассмотреть, описать, убрать образец, сделать такой же, сверить с образцом, результат обсудить). « Составь узор по описанию» Игра «Муха». Цель: Развитие визуализации, воображения, пространственного мышления. 1 уровень - поле 3*3, 2 уровень - поле 3*4, 3 уровень - поле 4*4
5. Диктанты - Зрительный диктант, слуховой диктант, творческий диктант, графический диктант , геометрический диктант, диктанты по раскраскам, рисуночный диктант.
Проблемы с пространственной и временной ориентацией, на листе в клетку. «Клеточки». Цель: развитие пространственных представлений; развитие зрительного и слухового восприятия; развитие произвольного внимания; закрепление знания цифр в пределах 10; закрепление знания основных геометрических фигур. Знакомить детей с данной игрой начинаем с поля 5 на 5.
6. Обучение «чтению» графических изображений пространственных отношений и их моделированию в виде рисунков, схем, чертежей, планов. « Найди во дворе дерево, отмеченное на схеме», « Найди предметы во дворе, нарисованные на плане», « Расставь по схеме …» (игрушки, посуду, одежду, мебель…), « Помести игрушки по схеме на полках и шкафу».
Пространственные диктанты. Поставьте на листе бумаги в клетку точку. Научите ребенка вести линию от точки по вашей команде (два шага вверх, три — вправо и т.д.) Работа с роботом «Пчелой», be- bot .
Таким образом, использование игр и упражнений поможет ребенку исправить имеющиеся у него причины, приводящую к трудностям формирования зрительно – пространственной, зрительно – моторной координации, помочь в овладении графо-моторным навыком , и в дальнейшем, успешно овладеть навыком письма. Перспективы : на будущий год планирую выстроить систему работы по развитию графомоторных навыков детей в тетради в клеточку, для успешной подготовке к школе.
Полезные ссылки: https://docplayer.ru/342585-Formirovanie-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-cherez-didakticheskie-igry.html 2.https://www.ignom.ru/books/formirovaniye_math_predstavleniy/mathematic14.html 3 . «Математические сказки» http://www.detiseti.ru/ 4. https://vk.com/@podelkiidei-graficheskie-diktanty-po-kletochkam-dlya-doshkolnikov 5. https :// www . maam . ru / detskijsad / didakticheskaja - igra - kletochki - dlja - detei - starshego - doshoklnogo - vozrasta . html - клеточки 6. https://gamejulia.ru/graficheskiy-diktant-dlya-doshkolnikov-risuem-po kletochkam.html 7. https://psi-school.ru/graficheskie-diktanty-risuem-po-kletochkam/ 8. https://chudo-udo.info/matematika 9. https://bibusha.ru/zadaniya-po-matematike-dlya-doshkolnikov-v-kartinkakh 10. https://kladraz.ru/podgotovka-k-shkole/zadanija-po-matematike-v-kartinkah-dlja-detei-6-7-let.html 11. https://chudo-udo.info/matematika/834-razvivayushchie-zadaniya-dlya-detej-7-let-po-matematike 12. https://domovenok-as.ru/photos/photo589.html 13. https :// ppt-online.org/117571 14. http ://www.myshared.ru/slide/843895/
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию "Новые подходы к развитию равновесия у детей старшего дошкольного возраста"...
Опыт работы по физической культуре "Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста
Значение танцевально-ритмической гимнастики в развитии ребенка, формирования его двигательных способностей трудно переоценить....
Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»
Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»...
Консультация для родителей "Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения"
В данном разделе содержится консультационная информация для родителей...
Консультация для педагогов на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста»
Зрительно-моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализат...
Особенности развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Роль зрительно-моторной координации в развитии ребенка с нарушением зрения...
Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста
Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста...