Проблемы развития зрительно-пространственного восприятия в общей педагогике
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме
В настоящее время существует достаточное количество психолого-педагогических и научно-методических исследований, посвященных проблеме формирования и развития зрительно пространственных представлений детей. В педагогике и психологии накоплена богатая информация о зрительно-пространственных представлениях и закономерностях их развития, которая служит основой для разработки методик формирования развития пространственных представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_razvitiya_zritelno-prostranstvennogo_vospriyatiya_v_obshchey_pedagogike.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы развития зрительно-пространственного восприятия в общей педагогике
В настоящее существует достаточно количество психолого- и научно- исследований, посвященных формирования и зрительно пространственных детей. В и психологии богатая информация зрительно-пространственных и закономерностях развития, которая основой для методик формирования развития пространственных .
Зрительное восприятие сложным системным процессом, включающим операции: восприятие, и анализ объекта, его конвергенцию, идентификацию (), оценку его , принятие решения соответствии с и целью деятельности. Восприятие при интеграции внимания, памяти, организации деятельности т.п., и сложной структурой.
Восприятие при взаимодействии процессов внимания, , общей организации . Первоначальный этап зрительного восприятия в обнаружении (внимание), различении выделении его признаков. На комплекса воспринятых происходит интеграция целостный перцептивный . Далее происходит – соотнесение воспринятого с перцептивными вербальными эталонами, в памяти. степени совпадения с эталонами позволяет произвести , то есть решение о , к которому объект.
Функционирование зрительного восприятия в таких компонентах, как -пространственное восприятие, , константность, зрительно- интеграция, обеспечивающих отражение предметов явлений окружающего .
Зрительное восприятие основой познавательной ребенка, ориентирует регулирует его . Формирование зрительного – одна из задач дошкольного , на его формируются базовые навыки письма чтения. Эффективность процессов напрямую от формирования -пространственных, моторных , зрительного поиска, позволяют детям различить среди форм нужную, копировать текст, оперировать пространственными . Зрительное восприятие одним из и интегративных оценки развития .
Несформированность зрительного в целом отдельных его создает специфические в жизнедеятельности .Показано, что письма зависит степени сформированности -моторной интеграции, зрительной информации, память. С зрительного восприятия трудности чтения. также данные том, что эффективность зрительно- обработки определяет трудности, что быть связано дефицитом зрительного .
Реализация зрительного как системного осуществляется при различных структур мозга, каждая которых вносит собственный вклад построение активной деятельности, включающей , опознание, рабочую , эталонное сравнение , отнесение их определенной категории т.п. процессе индивидуального структуры мозга, в акт , созревают неодновременно достигают определенного зрелости, характерного взрослых, на этапах онтогенеза. этой гетерохронности мозговых структур специфика функционирования восприятия в возрастные периоды. созревание корковых и внутрикорковых в возрасте 5-7 позволяет рассматривать период как для совершенствования зрительного восприятия. В старшем дошкольном возрасте можно охарактеризовать различную динамику созревания компонентов зрительно-пространственного восприятия детей. В возрасте 5-6 лет у детей следует выделить наиболее важный темп развития всех компонентов зрительно-пространственного восприятии, в период 6-7 лет отмечается значимое повышение показателей развития зрительно-моторной деятельности и ориентирования в пространстве.
Зрительно-пространственный анализ представляет собой особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности мозга, которая включает в себя определение формы, размер, местоположение и перемещение предметов относительно друг друга, а также анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов, что объединяется понятием «бессознательная схема тела». Схема тела рассматривается в данном контексте как биологическая, психологическая и социальная конструкция личности. Она являет собой динамически-историческую формацию, складывающуюся из осязательных, зрительных, тепловых и болевых ощущений, а также импульсов со стороны вестибулярного аппарата, скелетной мускулатуры и внутренних органов. При этом формируется тесная связь с инстинктивными потребностями, а также с межличностным опытом в социальной сфере. Поэтом у нарушения схемы тела (пространственного восприятия) помимо нарушения интеллектуального развития личности, изменения е го эмоциональной сферы, проявляется в нарушениях отношений индивидуума с самим собой, с другими лицами и с окружающим миром в целом. Согласно концепции W. Schilder «социальные отношения – это отношения между картинами тела». В ряде исследований Цветковой Л.С., посвященных изучению нормально развивающихся детей, отмечается, что самые элементарные формы ориентировки в пространстве возникают уже в младенческом возрасте. Генезис этих форм тесно связан с развитием у ребенка сложных оптико-вестибулярно-кинестетических связей. Ребенок может воспринять предмет в определенном месте пространства только при условии многократно повторяющегося сведения осей глаз на предмете. Ребенок, по выражению Сеченова И.М., «выучивается смотреть», различать пространственные отношения между видимыми предметами по мере накопления его индивидуального опыта.
Таким образом, зрительное восприятие является сложным системным психофизиологическим процессом, которое оказывает значительное влияние на психофизиологическое развитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ....
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.
Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описан...
Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.
Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный слух.- Совершенствовать умение сост...
Создание условий для развития зрительно-пространственного восприятия и ориентировки в пространстве
Роль зрительного восприятия в познании окружающей действительности очень велика. Для слабовидящих детей дошкольного возраста зрительное восприятие является одним из ведущих способов познания окружающе...
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников (практикум для педагогов).
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников....
Картотека игр на развитие зрительно- пространственного восприятия
Картотека игр на развитие зрительно- пространственного восприятия...
«Развитие зрительно- пространственного восприятия и зрительной координации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Материал поможет воспитателям детей старшего дошкольного возраста в работе по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ....