Создание условий для развития зрительно-пространственного восприятия и ориентировки в пространстве
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Роль зрительного восприятия в познании окружающей действительности очень велика. Для слабовидящих детей дошкольного возраста зрительное восприятие является одним из ведущих способов познания окружающей действительности и ориентировки в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_razvitiya_zritelno.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для развития зрительно-пространственного восприятия и ориентировки в пространстве
Роль зрительного восприятия в познании окружающей действительности очень велика. Для слабовидящих детей дошкольного возраста зрительное восприятие является одним из ведущих способов познания окружающей действительности и ориентировки в ней. Нарушение зрения отрицательно влияет на процесс формирования пространственных представлений у дошкольников.
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. У них недостаточно развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Поэтому развитие зрительного восприятия у детей в процессе обучения их зрительно-пространственной ориентировке является одной из важнейших сторон коррекционно-педагогической работы.
Обучение ориентировке в пространстве осуществляется в общем педагогическом процессе детского сада: на специальных коррекционных занятиях по обучению ориентировке в пространстве – тифлопедагогом; на занятиях по формированию лексико – грамматических категорий учителями – логопедами и на общеобразовательных занятиях – воспитателями дошкольных групп, музыкальным руководителем и инструктором по физ. воспитанию.
На коррекционных занятиях по обучению ориентировке в пространстве тифлопедагог создает специальные условия, позволяющие решать задачи формирования у детей пространственных представлений и навыков практического ориентирования. На общеобразовательных занятиях педагоги обучают детей элементам пространственного ориентирования, тесно связанного с изучением определенных разделов образовательной программой.
Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях по развитию у детей зрительного внимания, зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия, рекомендованных «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Коррекционная работа в детском саду» под ред. Л.И.Плаксиной.
Одно из интересных направлений интегрированного обучения являются комплексные занятия по обучению дошкольников со зрительными нарушениями применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки (по рекомендациям Института коррекционной педагогики РАО г. Москва) на основе содержания синтеза искусств (живописи, музыки, поэзии).
Цель таких занятий - не только привитие детям навыков и умений использования зрения при ориентировке в пространстве, но и формирование у них умений осмысливать, а затем применять полученную на практике зрительную информацию на занятиях и в различных самостоятельных видах деятельности.
Ознакомление с простейшими схемами пространства показало, что дети дошкольного возраста с нарушением зрения быстро усваивают, что предметы и их пространственное расположение можно изобразить схематично (т. е. условно, упрощенно, без деталей). Контурные изображения формы предметов на схеме позволяют детям воспринимать предметы и их местоположение в пространстве.
Приведем пример таких упражнений.
1. Ребенок получает карточку с изображением любой игрушки или другой предмет, которые он должен найти в реальной обстановке.
2. По карточке с условным обозначением игрушки или предмета мебели ребенок называет предмет. Затем карточка убирается, а ребенок по памяти находит предмет в реальном пространстве.
3. На доске нарисованы условные обозначения игрушек или других предметов. Ребенок называет их, затем изображение на доске закрывается. Ребенок отыскивает предмет в пространстве.
Упражняясь таким образом, дети хорошо запоминают условные обозначения реальных предметов, правильно соотносят их с предметами и расположением в реальном пространстве, запоминают пространственную терминологию.
Усвоение детьми с нарушением зрения пространственной терминологии положительно сказывается на общем развитии их речи, правильное употребление наречий и различных предложных конструкций в процессе монологической и диалогической речевой активности, точности и адекватности предметно-практической деятельности в пространстве.
Использованные приемы обучения развивают самостоятельность детей; они становятся активнее как на занятиях, так и в повседневной жизни. А приобретенные детьми навыки работы со схемами способствуют развитию у них пространственного мышления, что значительно облегчает им зрительно-пространственную ориентировку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие зрительно-пространственной ориентировка у детей с нарушениями зрения.
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе...
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.
Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описан...
Проект на тему: "Развитие зрительно - пространственной ориентировки у детей с ОНР"
Актуальность: Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка простр...
"Роль физического воспитания в решении задач развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве"
"Роль физического воспитания в решении задач развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве"...
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников (практикум для педагогов).
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников....
«Развитие зрительно- пространственного восприятия и зрительной координации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Материал поможет воспитателям детей старшего дошкольного возраста в работе по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ....
Перспективный план работы по развитию восприятия и ориентировки в пространстве детей с задержкой психического развития посредством дидактической игры
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...