Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации-залог успешного обучения в школе.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Статья о способе диагностики зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, с целью планирования коррекционно-развивающей работы по данным направлениям. Также в статье описано содержание курса занятий по данной теме,имеется примерный перечень игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_statya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации - залог успешного обучения в школе.
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Учение переживается и осознается как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как ребенок будет учиться, имеет для него острую аффективную окраску.
Вопросом подготовки к школе занимались: И. П. Майорова, Л. А.Венгер, Л. И. Божович, М. П. Ильина, А. В. Запорожец, Я. Я. Коломинский, Е. П. Пашко, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконин и многие другие. Но проблема подготовки к школьному обучению, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной, так как процесс обучения стал намного сложнее, требования к учению, поведению и уровню преподаваемого материала жестче, да и сама программа обучения варьируется в разных учебных заведениях. В процессе подготовки детей к школе происходит их полная перестройка во взрослую жизнь-жизнь школьника, где учение не просто деятельность по усвоению знаний, но и способ подготовки себя к будущему.
Большинство современных программ, предназначенных для подготовки ребенка к школьному обучению, делают акцент на развитие или только интеллектуальной сферы, или личностной, тогда как анализ результатов проводимых обследований детей на выявление готовности к обучению в школе детей показывает, что примерно 40% имеют трудности.
Одной из причин неготовности к обучению в школе является недостаточность интеллектуального развития, а так же недостаточная сформированность зрительно – пространственного восприятия и зрительно-моторной координации. А это те функции, которые можно с полным основанием считать школьнозначимыми. При недостаточной сформированности этих функций невозможно научить ребенка хорошо читать и правильно писать. Поэтому в занятия по подготовке к обучению в школе необходимо включать игры и упражнения, направленные не только на развитие интеллектуальной, личностной и коммуникативной сфер, но и на развитие работоспособности, зрительно-моторной координации, зрительно-пространственного восприятия, произвольности, а также.
Конечно, для ребенка идеальной формой совместной жизни со взрослым становится игра. Но в дошкольном возрасте, как известно, есть еще и учение. На занятиях не только взрослый задает цель, но и ребенок учится самостоятельно планировать ход деятельности, получает результат, оценивает его.
Для определения уровня сформированности зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации в своей работе я использую следующую экспресдиагностику:
№ п/п | Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторная координация | Баллы, Макс. |
1 | Дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки. | 3 б. |
2 | Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу. | 1 б. |
3 | Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу, справа-слева и т.д.). | 3 б. |
4 | Срисовывает (копирует) простые фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов. | 3 б. |
5 | Согласно инструкции штрихует предметы. | 1б. |
6 | Находит часть целой фигуры, конструирует по схеме. | 2 б. |
7 | Сочетает слово с действием при выполнении пальчиковых игр или инструкции. | 1б. |
8 | Собирает фигуру по схеме. | 1б. |
9 | Графический диктант. | 1 б. |
10 | Тест Бендера. | 3б. |
Всего: | 19б. |
Когда ребенок имеет меньше 10 баллов, можно говорить о недостаточной сформированности зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.
Я разработала курс занятий по развитию данных функций.
Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.
Задачи:
1. Создание эмоционально положительного настроя.
2.Развитие мелкой моторики.
- Знакомство с клеткой.
- Знакомство и начертание отдельных элементов и букв русского языка.
- Знакомство с контуром изображения.
- Развитие умения штриховать предметы.
- Развитие умения моделировать изображения.
- Развитие умения копировать изображение.
- Формировать умение « писать» графические диктанты.
Организация занятий:
Программа рассчитана на 10 занятий, продолжительностью 25 минут, занятия ориентированы на детей 6-7 лет.
Структура занятий:
- Приветствие.
- Игры с правилами, словесные.
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с танграмами, фигурами (Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина…).
- Соедини точки, звездочки.
- Графический диктант.
- Ритуал прощания.
Примерный перечень заданий:
- обведи по контору;
-обведи по точкам;
-соедини точки и раскрась;
- заштрихуй по образцу;
-графические диктанты;
-срисуй точно так же, как на образце;
-дорисуй фрагмент;
-вставь пропущенный фрагмент;
- расставь символы по инструкции;
-пальчиковые игры и упражнения;
-танграмы;
-кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и др.
Выполнение этих заданий разовьет у детей зрительное восприятие, произвольное внимание, а также мелкую моторику рук и координацию движений.
Литература:
- М. М. Безруких. Готов ли ребенок к школе. М.: Вентана-Граф,2001
- М. И. Мирошник. Я пишу. Пособие для педагогов и родителей. Ростов-на-Дону: Легион,2013
- Мамаева В. В. Письмо. С.-Пб.: Печатный двор, 2009
- Мищенкова Л. В. 36 занятий для будущих отличников. М: Рост,2011
- Холодова О. Юным умникам и умницам. М.: РОСТ, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ....
Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.
Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный слух.- Совершенствовать умение сост...
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников (практикум для педагогов).
Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций у дошкольников....
«Развитие зрительно- пространственного восприятия и зрительной координации у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Материал поможет воспитателям детей старшего дошкольного возраста в работе по профилактике оптической дисграфии и дислексии у детей с ОВЗ....
Профилактика и коррекция нарушений зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у дошкольников.
В данной статье представлен теоретический и практический материал по формированию зрительно – пространственного восприятия и зрительно – моторной координации как условия познавательной и р...
«Профилактика и коррекция нарушений зрительно – пространственного восприятия и зрительно-моторной координации у дошкольников»
Может быть использована для работы воспитателями, учителем-логопедом, учителем-дефектологом....
Мастер-класс на тему: «Развитие зрительно-пространственного восприятия и профилактика дислексии и дисграфии у детей подготовительной к школе группы»
Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие зрительно-пространственного восприятия и профилактика дислексии и дисграфии у детей подготовительной к школе группы»...