РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ
материал по логопедии (старшая группа) по теме
При подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению одной из важнейших задач является формирование связной монологической речи. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, что имеет большое значение в школьном обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_monologicheskoy_rechi_u_detey_s_dizartriey.docx | 14.35 КБ |
perspektivnyy_plan.docx | 12.7 КБ |
konspekty.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ
Учитель-логопед Пильникова Н.А. ХМАО-Югра, г. Югорск
При подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению одной из важнейших задач является формирование связной монологической речи. В настоящее время растет процент детей с диагнозом «дизартрия» и чаще всего у них наблюдается общее недоразвитие речи.
Связная монологическая речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения, т.к. она выступает в виде средств получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Без развитой монологической речи ребенка не подготовить к школьному обучению.
В настоящее время мало исследован вопрос о развитии монологической речи у детей с дизартрией, в основном акцент делается на детей с общим недоразвитием речи. Одним из ведущих способов формирования связной монологической речи является пересказ. Это подчеркивается такими исследователями как В. П. Глухов, А. М. Бородич, Т. Б. Филичева, Е. И. Тихеева и др. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, что имеет большое значение в школьном обучении. К сожалению, в методической литературе почти не уделяется внимание пересказу. В учебных пособиях рассматриваются все основные вопросы развития речи детей дошкольного возраста, при этом проблема обучения пересказу освещается недостаточно.
При изучении методик обучения пересказу детей с дизартрией, я столкнулась с такой проблемой, как отсутствие методики, которые направлены на обучение детей именно с дизартрией. Тем не менее, предлагаемые методики можно использовать для обучения детей с дизартрией пересказу, адаптировав их. Для детей с дизартрией необходимо включить в структуру занятия упражнения, игры, направленные на расслабление или поднятия мышечного тонуса в общей, мелкой, артикуляционной моторике, работу над устранением саливации. Детям с дизартрией необходима постоянная смена деятельности, т.к. им тяжело концентрировать свое внимание и заниматься долгое время одним видом деятельности.
Проанализировав данные методики, я остановилась на методике обучению пересказу Т.А. Ткаченко. Она предлагает использовать на занятиях наглядность и вести работу от "простого" к "сложному". Наглядность играет важную роль для детей на занятиях по развитию речи. С. Рубинштейн, Д. Эльконин, Л. Выготский считали, что рассматривание картин, иллюстраций должно облегчить процесс последовательного развернутого высказывания. Практические действия с предметами, иллюстрациями, выполняемые самим ребенком, способствуют уточнению и формированию у него различных лексико-грамматических категорий, развитию логического мышления. Наличие рисунка способствует возникновению у детей желания называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них, при этом большое значение имеет расположение элементов.
Методика Т.А. Ткаченко позволяет дозировать нагрузку для детей, что очень важно для детей-дизартриков, т.к. они очень быстро утомляются; позволяет наиболее заинтересовать, привлечь яркими, доступными картинками; во время занятий есть возможность активизировать детей в движении, предлагая им самим выставлять, менять картинный материал на фланелеграфе. Работа проводилась поэтапно:
I этап. Пересказ рассказа по наглядному действию.
II этап. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.
III этап. Пересказ рассказа по серии сюжетных картин.
IV этап. Пересказ рассказа по сюжетной картине.
На основе анализа литературных данных и констатирующего эксперимента разработана и апробирована система логопедического обучения детей старшего дошкольного возраста с дизартрией монологической речи путем пересказа. Составлены перспективный план и конспекты с наглядностью по обучению детей пересказу текста.
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематический план
по формированию монологической речи детей седьмого года жизни
учителя-логопеда Пильниковой Н.А.
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2"
на 2011 - 2012 учебный год
Месяц | Тема |
Октябрь | 1 Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию "Игра". 2. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию "Дежурные" 3. Составление рассказа-описания фруктов по схеме 4. Пересказ рассказа «В лесу» с опорой на схему. |
Ноябрь | 1. Составление рассказа-описания одежды по схеме 2. Заучивание стихотворения «Сапожки». 3.Составление рассказа по следам продемонстрированного действия. 4. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа "Вечер" |
Декабрь | 1. Составление описательного рассказа о зиме по схеме. 2. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа "Кот-задира" 3. Заучивание загадки о столе 4. Составление рассказа по сюжетной картине «Новый год». |
Январь | 1. Составление рассказа «Синичка» по серии картинок 2. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа "Два брата" 3. Составление сравнительного рассказа машин |
Февраль | 1. Пересказ рассказа использованием фланелеграфа "Щенок Бимка" 2. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин "Попугай Петруша" 3. Заучивание стихотворения «Пограничник» 4. Составление описательного рассказа «Весна наступила». |
Март | 1. Составление рассказа по сюжетной картине «Мамин день». 2 Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин "Петя и волк" 3. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин "Про девочку Машу и куклу Наташу" 4. Составление рассказа по серии сюжетных картин "Про девочку Машу и куклу Наташу" |
Апрель | 1. Заучивание стихотворения «Пчела» 2. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин "Как Алеша хотел белку испугать 3. Составление рассказа по серии сюжетных картин "Незнайкин подарок" 4 Составление рассказа по серии сюжетных картин"Страшный зверь" |
Май | 1. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины "Заботливая сестра" 2. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины "Это я виноват" 3. Составление рассказа по одной сюжетной картине "Друзья" 4. Составление рассказа по одной сюжетной картине "Случай в лесу" |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией
I. Тема "Пересказ рассказа "Вечер" с использованием фланелеграфа".
II. Цели занятия:
Образовательные: продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4—6 слов; учить пересказывать короткий текст, наглядной опорой для чего служат действия на фланелеграфе с предметными картинками.
Коррекционные: развитие связной грамматически правильной речи в процессе обучения рассказыванию
Воспитательные: воспитывать интерес к занятию.
III. План занятия:
1.Организационный момент.
2.Нормализация мышечного тонуса.
3.Развитие общей моторики.
4.Массаж лица.
5.Мимическая гимнастика.
6.Развитие артикуляционной моторики.
7.Работа над развитием дыхания и голоса.
8. Работа над текстом:
а) чтение текста (без установки на пересказ);
б) разбор текста в вопросно-ответной форме;
в) повторное чтение текста (с установкой на пересказ);
г) пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал).
9. Итог занятия.
10. Оценка работы детей.
IV. Оборудование : фланелеграф, сюжетные картинки.
Ход занятия
Этап занятия | Ход занятия | Примечание |
1.Организационный момент. | Ребята, скажите, чем вы любите вечером дома заниматься? | |
2.Нормализация мышечного тонуса. | Руки на коленях, Руки, ноги сжаты, Крепко, с напряженьем, Пальчики прижаты. Пальцы разжимаем, Отдыхаем, отдыхаем. | |
3.Развитие общей моторики. | Я умею обуваться, Если только захочу. Я и маленького братца Обуваться научу. Вот они сапожки. Этот с левой ножки, Этот с правой ножки. Если дождичек пойдет, Наденем калошки. | Топают ногами. Руками показывают «маленького братца». Наклон вперед. Поглаживание ног снизу вверх. Топают ногами |
4.Массаж лица. | Поглаживание – растирание - поглаживание. 1. Массаж от середины лба к вискам. 2. Массаж круговых мышц глаз от переносицы к вискам. 3.Массаж мышц щек от крыльев носа к вискам. 4. Массаж круговых мышц рта | |
5.Мимическая гимнастика. | «Однажды купила мама Тане новые ботинки» - радость. «Ботинки оказались маленькими» - огорчение. «Проснулась на следующее утро Таня, а рядом новые ботинки» - удивление. «Ботинки как раз впору» - восхищение. | Дети мимикой изображают эмоции, которые должны у них вызвать фразы. |
6.Развитие артикуляционной моторики. | Давайте язычком поиграем «Лопатка» Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счет его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. «Иголочка» Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю, Острый кончик потяну, До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать. (открыть рот и высунуть язык далеко вперед, напрягая его мышцы) «Чистим зубы» Приоткрыть на улыбке рот и кончиком языка сделать движения из стороны в сторону, упирая его в нижние резцы. «Дятел» Я по дереву стучу – д-д-д. Червячка добыть хочу – д-д-д. Хоть и скрылся под корой – д-д-д. Все равно он будет мой - д-д-д. «Лошадка» Приоткрой рот, пощелкай медленно кончиком языка, следи чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык. «Горка» Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока кверху устремляются. | |
7.Работа над развитием дыхания и голоса. | А ветер щеки толстые Надул, надул, надул. И на деревья пестрые Подул, подул, подул. | Дети делают глубокий вдох, надувают щеки и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы |
8. Работа над текстом: а) чтение текста (без установки на пересказ); б) разбор текста в вопросно-ответной форме; в) повторное чтение текста (с установкой на пересказ) г) пересказ текста детьми (с опорой на картинки). | Ребята, я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте. Вопросы к рассказу - Наступило утро или вечер? - Что делает мама? - С кем играет папа? - Какой Ванечка? - Кто Ванечка Наташе? А маме? - Где Наташа делает уроки? - Что делает Наташа? - Как зовут кота? - С чем играет кот? Физминутка Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом. Мы топаем ногами: Топ-топ-топ. Мы руки опускаем: Хлоп-хлоп-хлоп. Мы руки разведем И побежим кругом. Игра "Скажи, про кого...?" – ласковая, добрая, трудолюбивая, красивая? ... – сильный, большой, заботливый, весёлый? ... – маленький, смешной, беспомощный, плаксивый, слабый, подвижный? ... – шустрый, игривый, быстрый, ловкий, полосатый, усатый, пушистый? .... Подбор действий к субъектам действия. – Что может делать мама? (стирать, гладить бельё, пылесосить квартиру, вытирать пыль, шить платье, вязать кофту и т.п.) – Что может делать малыш? – Что может делать школьница Наташа? – Что может делать кот Бегемот? Ребята, я еще раз прочитаю рассказ, а Катя будет выставлять картинки. Слушайте внимательно, потом будете сами рассказывать. Пересказы детей | По ходу текста на фланелеграфе появляются картинки. Игра с мячом |
9. Итог занятия | С каким мы с вами сегодня рассказом познакомились? Что вам понравилось больше всего, Что не понравилось? Что для вас было трудным? | |
10. Оценка работы детей. | Вместе с детьми оцениваются рассказы детей. |
Конспект логопедического занятия с детьми старшего
дошкольного возраста с дизартрией
I. Тема: "Пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок "Снеговик и зайка".
II. Цели занятия:
Образовательные: учить детей пересказывать текст с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
Коррекционные: формировать логическое мышление на основе установления причинно-следственных и временных отношений между предметами и явлениями, изображенными на картинках; развивать восприятие и вербальную память.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям.
III. План занятия:
1.Организационный момент.
2.Нормализация мышечного тонуса.
3.Развитие общей моторики.
4.Массаж лица.
5.Мимическая гимнастика.
6.Развитие артикуляционной моторики.
7.Работа над развитием дыхания и голоса.
8. Работа над текстом:
а) чтение текста (без установки на пересказ);
б) разбор текста в вопросно-ответной форме;
в) повторное чтение текста (с установкой на пересказ);
г) пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал).
9. Итог занятия.
10. Оценка работы детей.
Ход занятия
Этап занятия | Ход занятия | Примечание |
1.Организационный момент. | Ребята, отгадайте загадку: Угадайте, что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору. (заяц) | |
2.Нормализация мышечного тонуса. | Руки на коленях, Руки, ноги сжаты, Крепко, с напряженьем, Пальчики прижаты. Пальцы разжимаем, Отдыхаем, отдыхаем. | |
3.Развитие общей моторики. | Ребята, давайте мы с вами превратимся в зайчиков. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки согреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки поднимись. Лапки ставим на бочек, на носочках скок, скок, скок! А затем вприсядку, Чтоб не зябли лапки. | Ручками показывают ушки Поглаживание ручек Ручки вверх, вниз, встали на носочки Скачут на носочках. Приседают |
4.Массаж лица. | Зайка погрел лапки, а теперь погреет щечки, лобик. Поглаживание – растирание - поглаживание. 1. Массаж от середины лба к вискам. 2. Массаж круговых мышц глаз от переносицы к вискам. 3.Массаж мышц щек от крыльев носа к вискам. 4. Массаж круговых мышц рта | |
5.Мимическая гимнастика. | Вот и согрелся наш зайка. Кажется, наш заяц услышал шорох и испугался. Как испугался? А может ему показалось? Он задумался. Правда показалось! Зайка обрадовался. | Дети мимикой изображают эмоции, которые должны у них вызвать фразы |
6.Развитие артикуляционной моторики. | Ребята, а как наш заяц жует морковку? Для челюсти: имитировать жевание. Для губ: почмокать губами; пошлепать губами. Для языка: «мы прижмем язык губами – пя-пя-пя»; «а потом прижмем зубами – тя-тя-тя». | |
7.Работа над развитием дыхания и голоса. | Руки к солнцу поднимаю И вдыхаю, и вдыхаю. Ну, а руки опускаю, Воздух тихо выдыхаю. Это очень хорошо, Что сегодня снег пошел! | Дети поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе «ф-ф-ф». |
8. Работа над текстом: а) чтение текста (без установки на пересказ); б) разбор текста в вопросно-ответной форме; в) повторное чтение текста (с установкой на пересказ) г) пересказ текста детьми (с опорой на картинки). | К нам сегодня в гости пришли Хрюша и Степашка, они принесли с собой мультфильм. Но сначала необходимо назвать признаки ранней весны. Молодцы, давайте посмотрим "мультфильм" – Понравился ли вам, ребята, “мультфильм”? – О ком этот “мультфильм”? – Кого слепили дети? – Кто увидел снеговика? – Чего захотелось зайке? – Что он сделал? – Что принес зайка? – Зачем зайка принес лестницу? – Как светило солнышко? – Какой был зайка? – Почему зайка сел на лестницу? – Что случилось со снеговиком? – Почему снеговик растаял?
Ребята, а в нашем мультике все слова перепутались, давайте мы наведем порядок: – снеговик, дети, слепили; – увидел, зайка, вышел, леса, из; – морковку, съесть, захотел; – достать, может, подпрыгнул, не. Молодцы. Физминутка. Был у зайки огород, Ровненьких две грядки. Там играл зимой в снежки, Ну а летом в прятки. А весною в огород Зайка с радостью идет. Но сначала все вскопает, А потом все разровняет, Семена посеет ловко И пойдет сажать морковку. Ребята, а как вы думаете, про кого можно сказать: умный, хитроглазый (с хитрыми глазами), лучистое, вкусная, догадливый, сладкая, грустный, длинноухий (с длинными ушами). В гости к нам прилетела Каркуша, она еще не видела мультик, давайте ей покажем. | Чтение текста с опорой на картинки Восстановление деформированных предложений Пересказ детей с опорой на картинки |
9. Итог занятия | Какой мы с вами сегодня интересный мультфильм посмотрели! Спасибо Хрюше и Степашке. Вы сегодня очень хорошо поработали, молодцы! |
Конспект логопедического занятия с детьми старшего
дошкольного возраста с дизартрией
I. Тема: " Пересказ по сюжетной картине "Маленькие помощники".
II. Цели:
Образовательные: учить детей пересказывать рассказ значительного объема, учить отвечать на вопросы по содержанию картины словами из текста.
Коррекционные: развивать слуховое и зрительное внимание и память; воображение.
Воспитательные: воспитывать интерес к языку; желание оказать помощь окружающим людям; чувства товарищества.
III. План занятия:
1.Организационный момент.
2.Нормализация мышечного тонуса.
3.Развитие общей моторики.
4.Массаж лица.
5.Мимическая гимнастика.
6.Развитие артикуляционной моторики.
7.Работа над развитием дыхания и голоса.
8. Работа над текстом:
а) чтение текста (без установки на пересказ);
б) разбор текста в вопросно-ответной форме;
в) повторное чтение текста (с установкой на пересказ);
г) пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал).
9. Итог занятия.
10. Оценка работы детей.
IV. Оборудование: картина “Маленькие помощники”.
Ход занятия
Этап занятия | Ход занятия | Примечание |
1.Организационный момент. | Ребята, отгадайте загадку: Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? | |
2.Нормализация мышечного тонуса. | Руки на коленях, Руки, ноги сжаты, Крепко, с напряженьем, Пальчики прижаты. Пальцы разжимаем, Отдыхаем, отдыхаем. | |
3.Развитие общей моторики. | Мы без дела не сидим, Домик птичкам мастерим. Трим-там-том, трим-там-том! Мы построим птичкам дом. Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Молоток наш верный друг. Быстро-быстро застучали, Ловко гвозди забивали. Трим-там-том, трим-там-том! Вот готов для птичек дом. | Поглаживают ладонями ножки. Похлопывают ладошками. Поколачивают кулачками. Быстро постукивают пальчиками. Поглаживают ножки. |
4.Массаж лица. | Поглаживание – растирание - поглаживание. 1. Массаж от середины лба к вискам. 2. Массаж круговых мышц глаз от переносицы к вискам. 3.Массаж мышц щек от крыльев носа к вискам. 4. Массаж круговых мышц рта | |
5.Мимическая гимнастика. | "Тучка улыбается и сердиться" Лежит на небе туча, Вздыхает и ворчит, А маленькая тучка Копытцами стучит. По луже, по дорожке, По зонтику груздя Стучит, как олененок, Копытцами дождя. | Под грустную музыку дети показывают как тучка хмурится, под веселую - как радуется |
6.Развитие артикуляционной моторики. | Губы: Улыбаемся лягушкам Губы тянем прямо к ушкам. Зубы: Зубы быстро мы сближаем Потом зубы размыкаем. Язык: 1. С язычком случилось что-то Он толкает их за что-то Словно хочет вытолкнуть за губы Тут индюк болтает Но его никто не понимает. 2. «Парус»: Улыбаюсь, рот открыт: «Парус» там уже стоит. Прислоню язык, смотри, К зубкам верхним изнутри. 3. «Качели»: «Чашкой» вверх И «горкой» вниз Гнется мой язык – Артист! | |
7.Работа над развитием дыхания и голоса. | А ветер щеки толстые Надул, надул, надул. И на деревья пестрые Подул, подул, подул. | Дети делают глубокий вдох, надувают щеки и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы |
8. Работа над текстом: а) чтение текста (без установки на пересказ); б) разбор текста в вопросно-ответной форме; в) повторное чтение текста (с установкой на пересказ) г) пересказ текста детьми (с опорой на картину). | Ребята, посмотрите на эту картинку. – Какое время года изображено на картине? – Кого вы видите на картине? – Что делает каждый мальчик? – Что за домики на картине? – Как вы думаете, о чем разговаривают мальчики? Послушайте рассказ, который я вам прочитаю. – Когда и куда приехал Витя? – Для кого Витя стал чинить скворечник? – Как называется второй домик, изображенный на картине? Для кого он? – Почему мальчики смеялись над Витей? 6. Физминутка (речь с движением). Прилетели скворцы Молодой весны гонцы Червяков они клюют И поют, поют, поют. Дидактические игры а) “Кто внимательнее?” (найти на картине как можно больше примет весны). б) “Расскажи, какой?” – Витя (какой?) – шустрый, веселый, трудолюбивый, старательный, заботливый. в) “Дополнение предложений”. – Витя приехал в деревню к … – Он быстро познакомился с …, но дружба у них … – Витя старый скворечник …, … и решил … – Мальчики тащили … – Мальчишки вместо ответа … и … – С тех пор ребята стали … Ребята, послушайте внимательно еще раз расказ, и потом вы мне расскажите его. | Объяснение слов шустрый; чинить табуретки; дружба не заладилась; сторонились; схватились за живот. Детям говорится предложение и кидается мяч, ребенок отвечает и кидает мяч обратно |
9. Итог занятия | С каким мы с вами сегодня рассказом познакомились? Что вам понравилось больше всего, Что не понравилось? Что для вас было трудным? | |
10. Оценка работы детей. | Вместе с детьми оцениваются рассказы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ...
Методика коррекционной работы по формированию связной речи старших дошкольников с ОНР в процессе обучения пересказу
В коррекционной логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса....
Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на занятиях по обучению рассказыванию.
Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку - развитие связной речи. Это необходимое условие успешного обучения ребенка в школе.Только обладая хорошо развитой связной речью ученик, ...
Развитие монологической речи старших дошкольников
Презентация на тему"Развитие монологической речи старших дошкольников"консультация для воспитателей, учелей-логопедов, родителей...
Статья на тему: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ
В настоящее время в теории и методике развития речи детей дошкольного возраста имеется достаточный арсенал технологий, направленных на развитие монологической речи. Одним из методов, которые способств...
План по самообразованию воспитателя старшей группы Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом
Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не...