Статья на тему: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ
статья (старшая группа)

В настоящее время в теории и методике развития речи детей дошкольного возраста имеется достаточный арсенал технологий, направленных на развитие монологической речи. Одним из методов, которые способствуют формированию монологической речи является – пересказ литературного текста. В процессе обучения пересказу ребенок приобщается к подлинно-художественной речи, запоминает образные, эмоциональные слова и словосочетания, учится владеть живым родным языком. Пересказ литературного произведения способствует последовательному и четкому выстраиванию рассказа, не увлекаясь деталями и не упуская основного, то есть формированию  речевых умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

 РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ

Формирование связной речи является основной задачей речевого воспитания дошкольников. Это связано, прежде всего, с ее "социальной важностью и ролью в воспитании личности дошкольника. Как раз в связной речи развивается главная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития дошкольника. Успешность обучения школьников в школе во многом зависит от уровня усвоения ими связной речи .

Одним из видов связной речи является монологическая речь. Её развитие -  очень важный и необходимый этап формирования речи дошкольников, потому что собственно при построении монолога в наибольшей степени выражаются их речевые умение.      Вопросами развития связной речи занимались отечественные педагоги и психологи: А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,  П.П. Блонский, М.М. Бахтин, Н.И.  Жинкин, Ф. А. Сохин и другие. В своих исследованиях они раскрывают  психологическую природу формирования монологической речи, особенности воспитания  дошкольников".

 Методика формирования связной речи дошкольников раскрыты в трудах К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. М. Леушиной, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Л. А. Пеньевской,  Е. И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А. П. Усовой. Вопросы содержания,  методов формирования монологической речи в детском саду продуктивно исследовались Н. Ф. Виноградовой, А. М. Бородич, В. В. Гербовой, Л. В. Ворошниной, Э. П. Коротковой, Е. А. Смирновой, Н. А. Орлановой, Н. Г. Смольниковой, Л. Г. Шадриной, О. С. Ушаковой и др.

В определении Т.Г. Винокур монолог характеризуется как форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, не рассчитанная  на активную же, сиюминутную словесную реакцию. Т.Г. Винокур подчеркивает  следующие особенности монолога: в его создании участвует один человек, монологическое высказывание более контекстное, оно отличается большей связностью и логической последовательностью,   оно протекает относительно долго по времени. Монологическое высказывание также отличается четким структурным построением.

Владение связной монологической речью происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Формирование навыков монологической речи  требует обязательного развития таких её качеств, как связность и целостность. Эти умения характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.

По способу передачи информации или по способу изложения выделяют следующие типы монологического высказывания: описание, повествование, рассуждение.

В настоящее время в теории и методике развития речи детей дошкольного возраста имеется достаточный арсенал технологий, направленных на развитие монологической речи. Одним из методов, которые способствуют формированию монологической речи является – пересказ литературного текста. В процессе обучения пересказу ребенок приобщается к подлинно-художественной речи, запоминает образные, эмоциональные слова и словосочетания, учится владеть живым родным языком. Пересказ литературного произведения способствует последовательному и четкому выстраиванию рассказа, не увлекаясь деталями и не упуская основного, то есть формированию  речевых умений.

Понимание родного языка -  это не только умение верно произносить звуки, знать немало слов и понимать их значение, а также правильно строить связное высказывание.  

Речь – правильное использование лексических и грамматических знаков языка для общения, познания, саморегулирования. Под связной речью понимают развернутое, оконченное, композиционно и грамматически оформленное высказывание, которое состоит из ряда логически соединенных предложений. Как считал С. Л. Рубинштейн, связность - это "адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения понятности ее для слушателя или читателя". Таким образом, главной характеристикой связной  речи является ее понятность для собеседника. Связная речь - это такая "речь, которая отображает все основные стороны своего предметного содержания. Существуют две причины, почему речь может быть несвязной, потому что данные связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего или данные связи не раскрыты подобающим образом в его речи".

Важнейшая функция связной речи - коммуникативная. Данная функция реализовывает в двух главных формах - диалоге и монологе. Каждая из данных форм обладает своими особенностями, которые определяют характер методики их организации. В лингвистической литературе и психологии диалогическая и монологическая речь анализируются в плане их противопоставления. Они различаются по своей коммуникативной направленности, лингвистическому и психологическому происхождению.

Диалогическая речь - это беседа, разговор двух или нескольких лиц, которые говорят поочередно. Диалог представляет собой особенно сильное проявление коммуникативной функции языка. Основной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с выслушиванием и последующим говорением другого. Очень значимо то, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем они говорят, и поэтому не нуждаются в объяснении мысли и высказывания. Устная диалогическая речь происходит в определенной ситуации и сопровождается мимикой, жестами, интонацией. Отсюда следует и языковое оформление диалогической речи. Речь в нем может быть неполной или сокращенной, а временами отрывочной. Для диалогической речи свойственны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недосказанность, обрывистость; краткосрочное предварительное обдумывание; простые и сложные бессоюзные предложения.  Диалогическая речь выделяется своей непроизвольностью, реактивностью.

В повседневной и обыкновенной беседе диалог не планируется.  Это речь поддержанная. Направленность подобного разговора и ее итоги в существенной степени устанавливаются высказываниями ее участников, их репликами, одобрением или возражением, замечаниями. Но порой разговор создадут намеренно, для того чтобы выяснить предопределенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ребенка на вопросы воспитателя).  Диалог, как правило, "предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, в отличие от  речи монологической или письменной; тут не нужна особая подготовка. И дело все в том, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и потому относительно легко, а порой с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется объяснять собственные мысли в развернутой речевой форме. Значительное требование к собеседникам в диалоге - это умение слушать высказывания собеседника до конца, понимать его возражения и отвечать собственно на них, а не на личные мысли".

Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, которое протекает сравнительно продолжительно во времени, не рассчитанное на незамедлительную реакцию слушателей. Данная речь обладает более сложным строением, формулирует мысль одного человека, которая незнакома слушателям. Отчего высказывание включает в себя более полное формулирование информации, оно более развернуто. В монологе нужны: внутренняя подготовка, более долгое предварительное продумывание высказывания, сосредоточивание мысли на важном. Здесь тоже значимы неречевые средства (мимика, жесты, интонация), умение излагать эмоционально, оживленно, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монологической речи "свойственны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность; связность монолога обеспечивается одним говорящим". Монолог подразумевает, что говорит одно лицо, другие же лишь слушают, не участвуя в беседе. Монологическая речь в практике общения людей занимает значительное место и выражается в самых различных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относят: лекции, выступления на собраниях, доклады. Общая и характерная значимость всех форм монологической речи — насыщенно выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой устремленности - добиться необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с чем, монолог носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а значит, предварительной подготовки и планирования. Данная речь требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, излагать их в ясной и четкой форме и в то же время умения устанавливать контакт с аудиторией. Для достижения лучшего результата говорящий обязан следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.

Диалог и монолог различаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется и формируется не только внутренними, но и внешними мотивами (условие, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Таким образом, монологическая речь является более сложным, произвольным, более сформированным видом речи и потому требует особого речевого воспитания. Несмотря на значительные отличия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монолог органически вплетается в диалог, а монологическая речь может приобретать диалогические свойства. Нередко общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, иногда наряду с короткими репликами применяются более развернутые высказывания, которые состоят из нескольких предложений и содержат всевозможную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Развитие диалоговой и монологической речи детей 4-5 лет через театрально-музыкальную деятельность"

В данной статье собран материал по организации театрально-музыкальной деятельности в группе, организация среды и пространства....

Родительское собрание в средней группе на тему:« Развитие речи детей 5-го года жизни»

Родительское собрание в средней группе на тему:« Развитие речи детей 5-го года жизни»...

Статья" Развитие речи детей 1-2 года жизни"

Второй год жизни детей — ответственный период в их речевом развитии. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимания речи взрослых, способности подражать ей, фор...

СИСТЕМА РАБОТЫ Повышение уровня развития связной речи у детей 4-го года жизни посредством использования дидактических игр и упражнений.

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом...

Статья на тему: "Развитие коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста"

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления....