РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
статья на тему

Синельникова Лариса Ивановна

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinelnikova_l.i_statya.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Красивая, правильная речь - залог успешного обучения.

Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного монологического высказывания. Можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий.

Поэтому необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является метод наглядного моделирования.

Под наглядным моделированием психологи понимают совокупность действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (схемы, абстракции, модели). В основе моделирования лежит принцип замещения реального предмета, явления, факта другим предметом, изображением, знаком, символом. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ;
  • заучивание стихотворений;
  • отгадывание и составление загадок и т.д.

В качестве моделей могут быть использованы:

  • геометрические фигуры,
  • силуэты,
  • контуры предметов,
  • условные обозначения действий.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов- заместителей при моделировании  творческих рассказов используются:

  • предметные картинки;
  • силуэтные изображения;
  • геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Детям бывает трудно построить связный рассказ, даже просто пересказать текст, хотя пересказ считается самым простым из видов связного высказывания. Они отвлекаются на незначительные детали, могут перепутать последовательность развития событий. Задача взрослых - научить детей выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия, научить детей абстрагироваться от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.

На начальном этапе работы используются небольшие тексты, русские народные сказки. Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, используются разные наглядные модели.

Эффективным при обучении пересказу оказался прием использования детского рисунка. Ребёнку проще рассказать что-то, когда он видит перед собой детально нарисованные изображения, чем просто представлять себе что-нибудь.

Для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых используются схемы, мнемотаблицы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Элементами модели рассказа являются качественные и внешние характеристики объекта:

  • величина
  • цвет
  • форма
  • детали
  • материал
  • как используются
  • чем нравится и т. д.

Наиболее сложным для детей являются творческие рассказы. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети научатся планировать свою речь.

Использование моделей может быть применено не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в режимные моменты. Поскольку, ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то моделирование может стать составной частью игры, благодаря которой будут приобретены детьми новые знания и умения, дети научаться использовать их на практике.

Работа по развитию связной речи при помощи наглядного моделирования показала: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой текстов, их связностью. В анализе рассказов наблюдается улучшение почти по всем показателям. Большинство детей к концу года обучения самостоятельно, без наводящих вопросов, более подробно описывают различные предметы, явления природы, картины и т. п.

Таким образом, метод наглядного моделирования представляет собою современный, нетривиальный, творческий метод развития и совершенствования разнообразных, в том числе и речевых, способностей детей дошкольного возраста.

Поэтому чем раньше  начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, используя данный метод, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его  к школьному обучению.

Литература:

  1. Кузнецова. – Челябинск: ТРИЗ-инфо, 2006. – 44 с. 43. Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4.
  2. Лосева, И.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009с.
  3. Т.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
  4. Журнал "Воспитатель ДОУ" № 5 - 2007г. "Использование наглядного моделирования в работе со старшими дошкольниками".
  5. Журнал "Дошкольное воспитание" № 3 - 2009 г. "Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников".
  6. С. 17-21. 44. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. – М.: Знание, 2008. – 80 с.
  7. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования.

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделированияВоспитатель:  Дронина Наталья АлександровнаДети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отлич...

Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования

Развитие связхной речи у дошкольников методом наглядного моделирования....

Развитие монологической речи старших дошкольников

Презентация на тему"Развитие монологической речи старших дошкольников"консультация для воспитателей, учелей-логопедов, родителей...

Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования

Рассматривается современный подход к развитию связной речи дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения с использованием метода наглядного моделирования познавательной деятельности ...

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ В ПРОГРАММЕ SMART NOTEBOOK

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ В ПРОГРАММЕ SMART NOTEBOOK...