РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ В ПРОГРАММЕ SMART NOTEBOOK
учебно-методический материал
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ В ПРОГРАММЕ SMART NOTEBOOK
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no2.docx | 291.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Гонтарь Юлия Игоревна,
Воспитатель государственного
бюджетного образовательного учреждения «Школа №2065» образовательная площадка Д5
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ В ПРОГРАММЕ SMART NOTEBOOK
Аннотация. В статье рассматривается процесс развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Описывается один из методов речевого развития - мнемотаблицы. Предполагается, что для более успешной реализации данной задачи эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии, а именно программное обеспечение Smart Notebook.
Ключевые слова: речь, речевое развитие, монологическая речь, мнемотаблица, информационно-коммуникативные технологии, Smart Notebook.
Грамотно поставленная речь является одним из важнейших условий всестороннего развития детей дошкольного возраста. Чем богаче и грамотнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, его возможности в познании окружающего мира становятся шире, отношение с людьми – содержательнее и полноценнее, психическое развитие осуществляется активнее.
Проблема развития речи считается актуальной, поскольку это одна из центральных проблем воспитания и обучения дошкольников, которая по сей день привлекает внимание большинства педагогов, психологов и логопедов. В основе педагогического опыта лежат исследования М.М. Алексеевой, В.И. Логиновой, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной и др. На современном этапе исследования вопросом речевого развития занимаются такие ученые, как И.Ю. Глебова, Н.М. Дурнева , Т.А. Ильина, Н.А. Кочнева, М.В. Порошина, Г.Ф. Шабаева и др.
Современные образовательные программы и стандарты предъявляют достаточно высокие требования к развитию речи дошкольников.
Приоритетность развития речи в дошкольных образовательных организациях подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) (2013) и Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) (2023). В данных образовательных программах описаны цели, задачи речевого развития дошкольников, а также требования к педагогам по созданию образовательного процесса.
Речевое развитие включает в себя несколько направлений. Одно из таких – монологическая речь. Монологическая речь – это связная речь человека, целью которой является сообщение определенной информации, передача явлений действительности. В ней используются следующие компоненты языковой системы:
- лексика,
- грамматический строй предложений,
- синтаксические средства .
Речь и мышление тесно связаны между собой. Следовательно, дети дошкольного возраста, обладающие хорошим уровнем развития монологической речи, поступая в школу, достигают значительных успехов по всем предметам. А дошкольники с недоразвитием речи испытывают трудности обобщения явлений и признаков, их суждения и умозаключения бедны и логически не связаны друг с другом. Трудность овладения монологической речью заключается в недостаточной сформированности психических процессов. Для детей с общим недоразвитием речи необходимо создавать условия, которые бы соответствовали специфике овладения компонентами творческого рассказа.
Наиболее эффективным методом обучения монологической речи , по мнению большинства педагогов, является наглядность – рассматривание картин помогает детям называть предметы, их отличительные признаки, производимые с ними действия. Современные психологи говорят о создании плана высказывания, отмечают важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания.
Одним из наиболее эффективных методов наглядности в обучении дошкольников является мнемотехника - это система методов и приемов, которая обеспечивает успешное освоение знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Для начала педагог знакомит дошкольников с мнемоквадратом, затем переходит к мнемодорожкам, и после к мнемотаблицам.
В старшем дошкольном возрасте дети свободно работают с мнемотаблицами. Успешность данного метода заключается в том, что когда ребенок в своём сознании соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем при припоминании одного из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Суть работы заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается некое изображение (картинка), понятное детям. Таким образом, весь текст зарисовывается схематически. После педагог вместе с дошкольниками раскрывает содержание таблицы. Спустя некоторое время ребенок по памяти, используя графическое изображение, способен воспроизвести текст целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.
В век интенсивного развития информационно-коммуникативных технологий педагог может создавать данные схемы и таблицы с помощью различных программных обеспечений. Одной из таких программ является Smart Notebook.
Она содержит более 6000объектов,интерактивных заданий, шаблонов страниц и тем. То есть имеет богатую коллекцию наглядных изображений по различным сферам, открывает безграничные возможности для творческой самореализации педагога, для поиска им более эффективных форм и методов работы с дошкольниками.
А.И. Яковлева считает, что программа Smart Notebook носит обучающий характер:
- она содержит пояснения, правила, что способствует максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя возможность им самим управлять своей познавательной деятельностью. Данная программа является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть связана со всем обучающим материалом.
Рис.1. Мнемотаблица «Осень»
Данную мнемотаблицу можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста для описания признаков осени. Таким образом, мы учим детей составлять описательные рассказы, развиваем их речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у дошкольников с использованием мнемотаблиц.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций....
Развитие связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники
Мнемотехника в детском саду в обучении связной речи дошкольников....
Методичка по теме: "Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии"
Занятие № 1 Вводное…………………………………………………………&hell...
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ...
Развитие монологической речи старших дошкольников
Презентация на тему"Развитие монологической речи старших дошкольников"консультация для воспитателей, учелей-логопедов, родителей...
Инновационный педагогический проект по теме: «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников через использование игровых приёмов программы «ЛОГОша» (логика и мышление)».
Разработка и внедрение игр на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности...
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Развитие связной речи старших дошкольников через использование приёмов мнемотехники" (старшая группа)
В перспективном плане отображена система работы с детьми, родителями по речевому развитию детей через использование приёмов мнемотехники....