План по самообразованию воспитателя старшей группы Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом
методическая разработка (старшая группа)
Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Само слово сказка – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_gadzhievoy_f.o_1.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Зам зав. по УВР _________ О.В. Гаврущенко «____» __________ 2022 г. | Утверждено: Заведующий МАДОУ г. Нягани «Д/с №5 «Дубравушка» ___________ И.А. Коломейцева «____» __________ 2022г. |
План
по самообразованию воспитателя старшей группы
Гаджиевой Фаизы Омаровны
Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом
2022-2023 учебный год.
Нягань, 2022
Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Само слово сказка – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Так же театральная деятельность - это эффективный способ развития у ребенка личностных качеств и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры
дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.
Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что чтение книг – тропинка, по который умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Он был безусловно прав, ведь художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы литературного языка. Обращение к проблеме развития речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе обусловлен рядом причин: во-первых, в ходе постиндустриальных преобразований общества теряется связь детей с семейным чтением – родители перестали читать детям книги; во-вторых, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объеме, а также затрагивается незначительный её объем; в-третьих, приобщение детей к чтению художественной литературы способствуют развитию не только речевых способностей детей, но и социально-коммуникативному, морально- нравственному, художественному-эстетическому, нравственно-патриотическому при чтении литературы определенной тематики. Развитие речи детей дошкольного возраста – это целенаправленное и последовательное педагогические воздействие, направленное на овладение связной и грамматически правильной речью дошкольниками, посредством приобщения к художественной литературе. Развитие у дошкольников связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенно важное звено воспитания.
Тема: «Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию навыков связной речи через сказку.
Задачи:
- развитие умения связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения;
- обогащение словаря; развивать традиции семейного чтения;
- развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;
- воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;
- вызвать интерес к книгам и их рассматриванию;
. воспитывать любовь к художественной литературе.
Предполагаемый срок реализации: реализация программы по самообразованию рассчитана на три года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
Этапы работы:
1. Ознакомительный
Цель: планирование работы по теме самообразования.
2. Практический
Цель: практическое применение знаний, умений, навыков.
3. Отчетный
Цель: подведение итогов работы.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная.
№ п/п | Срок выполнения | Содержание работы Основные вопросы | Способы оформления материала для использования в практике |
1 | На год Работа с родителями. Работа с педагогами | Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»; Методическая литература; Разработка картотек дидактических игр по речевому развитию. Анкетирование родителей: «Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»; Разработки папки -передвижки: «Моя любимая сказка», «Речевых игр и упражнений», «Почему полезно читать ребенку сказки перед сном»; Разработка дидактических игр. Посещение ГМО по речевому развитию; Посещение занятий, мастер – классов, семейных клубов, родительских клубов по речевому развитию. | Изучение методической литературы, создания плана работы; Составления картотеки дидактических игр по речевому развитию; дидактические пособия; сюжетные картинки. Оформление речевого уголка в группе. Повышение педагогической компетентности у родителей. Получение данных в ходе проведения анкетирования родителей по теме. Памятка для родителей. Изучение нового материала; Получение профессиональных навыков; Умение организовывать ведущие виды деятельности. |
Работа с родителями 1 квартал | |||
2 | Сентябрь | Картотека пословиц и поговорок; Консультации: «Как превратить чтение в удовольствие»; Консультация для родителей: «Приобщение ребенка к художественной литературе». | Составление картотек пословиц, поговорок, загадок. Подборка иллюстраций и картинок с изображениями персонажей сказок, поговорок, пословиц; Памятка для родителей. |
Октябрь | Анкетирование родителей на тему: «Развитие связной речи у дошкольников через сказку»; Оформление речевого уголка «Наши любимые сказки»; Семейный клуб: «Роль художественно-эстетического восприятия сказки как средства развития речи детей». | Получение данных в ходе проведения анкетирование родителей по теме; Подбор литературы для родителей; Памятка для родителей. | |
Ноябрь | Рекомендации: «Какие сказки читать детям»; Родительский клуб: «Развитие речи детей 5-6 лет через театрализованную деятельность»; Пальчиковые игры «Любимые сказки». | Приобщение родителей к участию в жизни группы (Круглый стол). Памятка для родителей. Разработка картотеки пальчиковых игр. | |
Работа с детьми 1 квартал | |||
3 | Сентябрь | Чтение, беседы по рассказам, пересказ; Беседа «По страницам сказок»; Загадывание загадок о сказочных героях; Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
| Подборка дидактических игр; Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях) |
Октябрь | Составление рассказов по сюжетным картинкам: «Осень», «Осень в лесу», «По грибы»; Викторина по сказкам «Что перепутал художник?» Дидактическая н/печатная игра «Сказочные герои». | Изготовление декораций к сказкам, масок сказочных героев, атрибутов. | |
Ноябрь | Знакомство и разгадывание загадок-складок о профессиях; Чтение сказки «Теремок»; Рассказывание сказки «Теремок» с использованием деревянного настольного театра; Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». | Магнитный театр по сказке «Теремок»; Изготовление настольного театра «Теремок»; Подборка артикуляционных упражнений, папка – передвижка. Разработка картотек артикуляционной гимнастики. | |
| Работа с родителями 2 квартал | ||
4 | Декабрь | «Расскажите мне сказку»; Оформление картотек дидактических игр на основе русских народных сказок. | Консультации «Почему полезно читать ребенку сказки перед сном»; Разработка картотек дидактических игр. Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы). |
Январь | Консультация «Роль сказки в воспитании детей»; Консультация «Почему нужно читать сказки детям перед сном». | Конкурс стенгазет «Самая читающая семья»; Анкетирование «Сказка в воспитании ребенка». | |
Февраль | Организация акции; Консультация для родителей: «Как превратить чтение в удовольствие»; Семейный клуб инсценировки сказки «Маша и медведь». | «Подари книгу детскому саду»; Приобщение родителей к участию в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала Памятка для родителей. | |
Работа с детьми 2 квартал | |||
5 | Декабрь | Знакомство с пословицами и поговорками о зиме; Составление рассказов по сюжетным картинкам; Чтение и беседы по рассказам; Дидактическая игра «От сказки к сказки»; Дидактическая игра «Отгадай из какой сказки»; Драматизация сказки «Маша и медведь». | Картотека пословиц и поговорок. Картотека речевых игр и упражнений. Оформление театрального уголка с разнообразными видами театров. |
Январь | Чтение и заучивание стихотворений; Настольный театр «Зимовье зверей»; «Театр теней»; Драматизация сказки «Зимовье зверей». | Изготовление настольного театра. | |
Февраль | Знакомство с потешкой «Кем я буду?» Чтение сказки «Три медведя»; Инсценировка детьми сказки «Три медведя» | Просмотр кукольного театра «Три медведя» | |
Работа с родителями 3 квартал | |||
6 | Март | Подбор литературы для родителей; Ознакомление родителей с картотеками «Речевых игр и упражнений». | Рекомендации для родителей «Читайте детям в слух?»; Папка – передвижка «Речевых игры и упражнения». |
Апрель | Предложить родителям: посетить в выходной день с ребёнком Детскую городскую библиотеку. | Продолжать развивать у родителей желание участвовать в жизни группы. Привлечь родителей к оформлению книжного уголка (попросить принести интересные книжки); Памятка для родителей. | |
Май | Повышение профессионального уровня; Итоговое родительское собрание: «Наши успехи за год». | Фотоотчет выставки рисунков: «Моя любимая сказка». | |
Работа с детьми 3 квартал | |||
7 | Март | Знакомство с пословицами и поговорками о весне; Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий; Чтение и беседы по рассказам, пересказ; Чтение и заучивание стихотворений; Чтение новых сказок, обыгрывание их вместе с детьми; Использование хороводных игр. | Оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна»; Картотека пословиц и поговорок о весне. |
Апрель | Демонстрация опыта работы: Обобщение и трансляция опыта работы. | Драматизация сказки «Маша и медведь» | |
Май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете, отчет о проделанной работе. |
Предполагаемый результат:
- повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
- объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью рассказов и сказок, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности. .
- У большинства детей появится интерес к сказкам, их рассказыванию и пересказу;
- Обогатилась устная речь; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
- Развились фантазия и воображение; способность к словотворчеству.
- У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального климата для полноценного развития ребенка.
Источники самообразования:
1. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
2. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород. Флокс1995г.
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. И доп. сПб,. 2008.
4. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
5. Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
8. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
9. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы по теме самообразования "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок"
quot;Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок"...
План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом
План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом...
"Развитие связной речи у дошкольников через сказку"
Деловая игра для педагогов...
«Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»
Консультация для педагогов...
План работы по самообразованию по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группы по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом...
Индивидуальный план по самообразованию "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"
Индивидуальный план по самообразованию "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"...