План по самообразованию воспитателя старшей группы Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом
методическая разработка (старшая группа)

Гаджиева Фаиза Омаровна

Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Само слово сказка – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_gadzhievoy_f.o_1.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                

Зам зав. по УВР

_________ О.В. Гаврущенко

«____»  __________ 2022 г.

Утверждено:

Заведующий  

МАДОУ г. Нягани

«Д/с №5 «Дубравушка»

___________ И.А. Коломейцева

«____»  __________ 2022г.

План

по самообразованию воспитателя старшей  группы

Гаджиевой Фаизы Омаровны

 Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

                                          2022-2023 учебный год.

Нягань, 2022

Актуальность темы: актуальность данной темы заключается в том, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Само слово сказка – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Так же театральная деятельность - это эффективный способ развития у ребенка личностных качеств и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры

дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.

 Великий советский педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что чтение книг – тропинка, по который умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. Он был безусловно прав, ведь художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы литературного языка. Обращение к проблеме развития речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к художественной литературе обусловлен рядом причин: во-первых, в ходе постиндустриальных преобразований общества теряется связь детей с семейным чтением – родители перестали читать детям книги; во-вторых, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объеме, а также затрагивается незначительный её объем; в-третьих, приобщение детей к чтению художественной литературы способствуют развитию не только речевых способностей детей, но и социально-коммуникативному, морально- нравственному, художественному-эстетическому, нравственно-патриотическому при чтении литературы определенной тематики. Развитие речи детей дошкольного возраста – это целенаправленное и последовательное педагогические воздействие, направленное на овладение связной и грамматически правильной речью дошкольниками, посредством приобщения к художественной литературе. Развитие у дошкольников связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенно важное звено воспитания.

Тема: «Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»

Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию навыков связной речи через сказку.

Задачи:

  • развитие умения связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения;
  • обогащение словаря; развивать традиции семейного чтения;
  • развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку;
  • воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;
  • вызвать интерес к книгам и их рассматриванию;

     .    воспитывать любовь к художественной литературе.

Предполагаемый срок реализации: реализация программы по самообразованию рассчитана на три года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Этапы работы:

1.  Ознакомительный

Цель: планирование работы по теме самообразования.

2. Практический

Цель: практическое применение знаний, умений, навыков.

3. Отчетный

Цель: подведение итогов работы.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная.

п/п

Срок выполнения

Содержание работы Основные вопросы

Способы оформления материала для использования в практике

1

На год

Работа с родителями.

Работа с педагогами

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»;

Методическая литература;

Разработка картотек дидактических игр по речевому развитию.

Анкетирование родителей:

«Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом»;

Разработки папки -передвижки: «Моя любимая сказка», «Речевых игр и упражнений», «Почему полезно читать ребенку сказки перед сном»;

Разработка дидактических игр.

Посещение ГМО по речевому развитию;

Посещение занятий, мастер – классов, семейных клубов, родительских клубов по речевому развитию.

Изучение методической литературы, создания плана работы;

Составления картотеки дидактических игр по речевому развитию; дидактические пособия;

сюжетные картинки.

Оформление речевого уголка в группе.

Повышение педагогической компетентности у родителей.

Получение данных в ходе проведения анкетирования родителей по теме.

Памятка для родителей.

Изучение нового материала;

Получение профессиональных навыков;

Умение организовывать ведущие виды деятельности.

Работа с родителями 1 квартал

2

Сентябрь

Картотека пословиц и поговорок;

Консультации: «Как превратить чтение в удовольствие»;

Консультация для родителей: «Приобщение ребенка к художественной литературе».

Составление картотек пословиц, поговорок, загадок.

Подборка иллюстраций и картинок с изображениями персонажей сказок, поговорок, пословиц;

Памятка для родителей.

Октябрь

Анкетирование родителей на тему: «Развитие связной речи у дошкольников через сказку»;

Оформление речевого уголка «Наши любимые сказки»;

Семейный клуб: «Роль художественно-эстетического восприятия сказки как средства развития речи детей».

Получение данных в ходе проведения анкетирование родителей по теме;

Подбор литературы для родителей;

Памятка для родителей.

Ноябрь

Рекомендации: «Какие сказки читать детям»;

Родительский клуб: «Развитие речи детей 5-6 лет через театрализованную деятельность»;

Пальчиковые игры «Любимые сказки».

Приобщение родителей к участию в жизни группы (Круглый стол).

Памятка для родителей.

Разработка картотеки пальчиковых игр.

Работа с детьми 1 квартал

3

Сентябрь

Чтение, беседы по рассказам, пересказ;

Беседа «По страницам сказок»;

Загадывание загадок о сказочных героях;

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

 

Подборка дидактических  игр;

Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)

Октябрь

Составление рассказов по сюжетным картинкам: «Осень»,

«Осень в лесу», «По грибы»;

Викторина по сказкам «Что перепутал художник?»

Дидактическая н/печатная игра «Сказочные герои».

Изготовление декораций к сказкам, масок сказочных героев, атрибутов.

Ноябрь

Знакомство и разгадывание загадок-складок о профессиях;

Чтение сказки «Теремок»;

Рассказывание сказки «Теремок» с использованием деревянного настольного театра;

Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации».

Магнитный театр по сказке «Теремок»;

Изготовление настольного театра «Теремок»;

Подборка артикуляционных упражнений, папка – передвижка.

Разработка картотек артикуляционной гимнастики.

 

Работа с родителями 2 квартал

4

Декабрь

«Расскажите мне сказку»;

Оформление картотек дидактических игр на основе русских народных сказок.

Консультации «Почему полезно читать ребенку сказки перед сном»;

Разработка картотек дидактических игр.

Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы).

Январь

Консультация «Роль сказки в воспитании детей»;

Консультация «Почему нужно читать сказки детям перед сном».

Конкурс стенгазет  «Самая читающая семья»;

Анкетирование «Сказка в воспитании ребенка».

Февраль

Организация акции;

Консультация для родителей: «Как превратить чтение в удовольствие»;

Семейный клуб инсценировки сказки  «Маша и медведь».

«Подари книгу детскому саду»;

Приобщение родителей к участию в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Памятка для родителей.

Работа с детьми 2 квартал

5

Декабрь

Знакомство с пословицами и поговорками о зиме;

Составление рассказов по сюжетным картинкам;

Чтение и беседы по рассказам;

Дидактическая игра «От сказки к сказки»;

Дидактическая игра «Отгадай из какой сказки»;

Драматизация сказки «Маша и медведь».

Картотека пословиц и поговорок.

Картотека речевых игр и упражнений.

Оформление театрального уголка с разнообразными видами театров.

Январь

Чтение и заучивание стихотворений;

Настольный театр «Зимовье зверей»;

«Театр теней»;

Драматизация сказки «Зимовье зверей».

Изготовление настольного театра.

Февраль

Знакомство с потешкой «Кем я буду?»

Чтение сказки «Три медведя»;

Инсценировка детьми сказки «Три медведя»

Просмотр кукольного театра  «Три медведя»

Работа с родителями 3 квартал

6

Март

Подбор литературы для родителей;

Ознакомление родителей с картотеками «Речевых игр и упражнений».

Рекомендации для родителей «Читайте детям в слух?»;

Папка – передвижка «Речевых игры и упражнения».

Апрель

Предложить родителям: посетить в выходной день с ребёнком Детскую городскую библиотеку.

Продолжать развивать у родителей желание участвовать в жизни группы.

Привлечь родителей к оформлению книжного уголка (попросить принести интересные книжки);

Памятка для родителей.

Май

Повышение профессионального уровня;

Итоговое родительское собрание: «Наши успехи за год».

Фотоотчет выставки рисунков: «Моя любимая сказка».

Работа с детьми 3 квартал

7

Март

Знакомство с пословицами и поговорками о весне;

Составление рассказов по сюжетным картинкам с

фабульным развитием действий;

Чтение и беседы по рассказам, пересказ;

Чтение и заучивание стихотворений;

Чтение новых сказок, обыгрывание их вместе с детьми;

Использование хороводных игр.

Оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна»;

Картотека пословиц и поговорок о весне.

Апрель

Демонстрация опыта работы: Обобщение и трансляция опыта работы.

Драматизация сказки

«Маша и медведь»

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете, отчет о проделанной работе.

Предполагаемый результат:

  1. повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
  2. объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью рассказов и сказок, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности. .
  3. У большинства детей появится интерес к сказкам, их рассказыванию и пересказу;
  4. Обогатилась устная речь; умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
  5. Развились фантазия и воображение; способность к словотворчеству.
  6. У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального климата для полноценного развития ребенка.

Источники самообразования:

1. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

2.         Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород. Флокс1995г.

3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. И доп. сПб,. 2008.

4. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

5. Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7.         Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

8.         Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.

9.         Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы по теме самообразования "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок"

quot;Развитие связной речи у дошкольников через обучение составления рассказов по картине и  серии сюжетных картинок"...

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом

План по самообразованию Развитие связной речи у дошкольников через сказку в процессе работы над пересказом и рассказом...

Индивидуальный план по самообразованию "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"

Индивидуальный план по самообразованию "Развитие связной речи у дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок"...