Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на занятиях по обучению рассказыванию.
статья по логопедии (старшая группа)
Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку - развитие связной речи. Это необходимое условие успешного обучения ребенка в школе.
Только обладая хорошо развитой связной речью ученик, может дать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы.
Последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения,воспроизводить содержание текстов из
учебников, произведений художественной литературы, наконец, непременным условием для написания программных изложений
и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Это необходимое условие успешного обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью ученик, может дать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы. Последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
Что такое связная речь?
Связная речь – это развернутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
Связная речь имеет две формы:
- диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
- монологическую (речь одного человека)
Работа по формированию связной речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:
- Обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного или прочитанного текста.
- Обучение составлению рассказов (по картинкам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.)
Пересказ
Этот вид работы можно проводить тогда, когда у ребенка есть:
- фразовая речь
- когда он умеет выслушивать и понять содержание текста
- есть желание рассказать то, о чем только что ему прочитали
Выбор текста для пересказа имеет важное значение:
-небольшой объём произведения
-доступность содержания для ребенка данного возраста и уровня речевого развития
-четкость композиции
-простата сюжета
-доступность языка
-художественность текста
Рекомендуемые тексты для обучения пересказу:
- Русские народные сказки для маленьких;
- Рассказы В. Сутеева и иллюстрации к ним.
- Многие рассказы Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина. КД. Ушинского,
Л.Н. Толстого.
Начинать работу по обучению пересказу лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок»; «Репка»; «Курочка Ряба»; «Теремок».
/использование книжек-раскладушек/
Ребенок рассказывает вместе с взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед…Что? (репку)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целыми предложениями. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» можно предложить ребенку пересказать её. Взрослый: «Жили-были дед да баба… Кто жили-были? (ответ ребенка). «Была у них курочка Ряба… Кто у них был?»
После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов
Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского.
На пятом году жизни речевые возможности ребенка возрастают.
Последовательность работы обучению пересказыванию.
- Чтение текста в медленном темпе без установки на запоминание.
- Объяснение новых, трудных слов, путём показа игрушек или картин.
- Проговаривание этих слов совместно с ребенком.
- Задать ребенку вопросы по содержанию текста.
- Повторное чтение с установкой на запоминание.
Пересказ текста ребенком.
Различные виды пересказа могут на разных ступенях обучения варьировать по-разному:
- Взрослый пересказывает, а ребенок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет необходимое слово или предложение.
- Ребенок пересказывает, как правило, с большими паузами, а взрослый своими вопросами направляет его мысль и помогает лучше изложить и грамматически правильно оформить предложение.
- Перед началом пересказа взрослый дает короткий план рассказа, помогая ребенку собраться с мыслями и направить пересказ в нужное русло.
- Пересказ организуется «по цепочке», когда ребенок начинает пересказывать, а взрослый продолжает, а потом снова пересказывает ребенок.
Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать взрослого и следить за его речью.
- Интересен пересказ в лицах, типа простой драматизации. Этот вид пересказа очень нравится детям, т.к. близок к игровому.
Так же при обучении пересказу можно использовать ТСО (планшет, ноутбук). Последовательность работы:
- предварительное чтение текста ребенку;
- просмотр мультфильма в сочетании с прослушиванием текста;
- просмотр кадров, сопровождаемый ответами ребенка на вопросы взрослого по содержанию текста;
- пересказ текста по фрагментам
Для детей, у которых уровень развития речи довольно высокий, можно порекомендовать и более сложные виды работ:
- выборочный пересказ.
Перед ребенком ставится задача – выделить из рассказа только то, что относится к данному поступку. Это возможно только в том случае, если ребенок в состоянии проанализировать всё произведение.
- краткий пересказ.
Ребенок пересказывает не все подряд, а только самое существенное.
Составление описательных рассказов.
Одно из самых любимых занятий ребенка – это рассматривание игрушки. Этим следует воспользоваться, чтобы побудить ребенка к высказыванию, составлению описательных рассказов. Например: «Посмотри, какие у кошки глаза? (зелёные) - А шёрстка? (мягкая, серая).
Если ребенок затрудняется, взрослый начинает сам рассказывать: «Это кошка. Её зовут Муся. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шёрстка». А потом просите ребенка повторить рассказ.
На первых порах очень важен выбор игрушек для рассматривания и составления рассказов. Игрушки должны быть с ярко выраженными характерными особенностями. /цвет, форма, размер/ Они должны создавать настроение. Ребенку целесообразно предлагать не статически красивую куклу, а куклу - малыша, протягивающего к ребенку руки или зайца, который чем-то огорчен и готов заплакать. Такие игрушки привлекают своей необычностью. Ребенок безошибочно реагирует на них: берет на руки малыша, утешает плачущего зайца. Но осмыслить и выразить необычность словами (неуклюжесть, смешной) ребенок ещё не умеет и здесь на помощь ему приходят вопросы взрослых: «От чего грустит заяц? Чего он хочет?».
При обучении описанию хорошо использовать загадки. Так взрослый сначала загадывает загадку, например: - «С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком», а потом показывать ребенку соответствующую картинку.
Более старшим детям можно предложить две игрушки (например, две куклы).
Но прежде чем сравнивать ребенок должен внимательно рассмотреть обеих кукол:
- как они одеты?
- какие у них волосы, глаза?
А затем уже отметить, чем они похожи и чем отличаются.
Ребенок старшего возраста может для составления рассказа пользоваться небольшим планом.
«Сначала расскажи, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть?» постепенно план можно усложнять, добавить такие вопросы, как «Из какого материала сделана игрушка? Нравится ли она тебе?»
Ребенок шестого года жизни может уже сам составлять загадки-описания на основе образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом».
Далее можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по набору игрушек. Для рассказа вначале надо отобрать две-три игрушки, чтобы ребенку было легче составить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. Например: предложить ребенку такой набор: девочка, грибок, корзина, ёлочка, ёжик. Пусть он подумает, что может произойти с девочкой в лесу, кого она может встретить.
Сначала взрослый для образца сам придумывает рассказ, а затем можно предложить это сделать ребенку. Пусть ребенок для начала просто повторит рассказ взрослого. Постепенно следует переходить к составлению рассказа ребенком самостоятельно.
Когда у ребенка появиться достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами.
- В названии хорошо знакомой сказки добавить слово. Обозначающее какой-либо предмет. Например: «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз»
- Сюжет знакомой сказки переместит в другое время и пространство: «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная шапочка на необитаемом острове»
- Предложить ребенку изменить концовку сказки, используя приём введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например: медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» съедают таблетку от жадности
- Предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев
- Написать письмо любимому герою или автору сказки
- Сочинить разговор сказочных персонажей по телефону
- Придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед
- Рассказать историю от лица любимого героя или предмета
- Описать одно и тоже событие с разных точек зрения, /например: от лица веселого и грустного человека/
- Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.
Рассказы по серии сюжетных картинок.
Дети испытывают большие трудности в последовательности изложения речевого материала. Серия картинок, являясь как бы планом рассказа, помогает ребенку наглядно установить последовательность различных эпизодов, выделить основное в сюжете рассказа, не отвлекаясь от темы.
Приёмы работы с сериями сюжетных картинок.
Картинки даются по принципу нарастающей трудности.
- Разложить сюжетные картинки и рассмотреть их.
Прочитать ребенку рассказ по содержанию картинок.
Взрослый читает рассказ ещё раз, а ребенок должен найти и показать
соответствующую картинку.
- Взрослый читает рассказ и сам расставляет картинки. Затем собирает их и предлагает ребенку самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднений задаёт наводящие вопросы.
- Взрослый раскладывает сюжетные картинки и задаёт вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные связи.
- Ребенку даются сюжетные картинки в любой последовательности. Взрослый даёт план рассказа, по которому ребенок должен разложить их в нужном порядке и составить рассказ.
- Ребенок рассматривает серию картинок, раскладывает их в правильной последовательности, составляет рассказ, придумывая реплики и диалоги к данному сюжету.
- Составив рассказ по серии картинок, ребенок придумывает предыдущие или последующие события.
- После составления рассказа по серии картинок, ребенок с помощью взрослого, в лицах, передаёт его содержание.
Обучение рассказыванию по картине.
При обучении составлению рассказа по сюжетным картинкам можно выделить несколько этапов:
- Предварительная беседа и чтение литературных произведений по тематике картины.
Содержание картин часто подталкивает к включению в беседу малых фольклорных форм ( пословиц, поговорок, коротких стихов). Это надо использовать.
- Рассматривание картины (1 – 2 мин)
И здесь очень важно дать законченную инструкцию для её рассматривания.
Нередко инструкция ограничивается двумя словами: «Посмотри на картинку». И всё.
Такое задание психологически неверно.
Оно не побуждает к речевому высказыванию.
А зачем посмотреть?
- ответить на вопрос
- найти ошибку
Посмотри, чтобы:
- подобрать название
- составить рассказ
- Разбор содержания картины.
- Назвать всех, кто на ней нарисован.
Здесь важно выяснить.
- Что ты увидел на картине?
- Что тебе запомнилось?
Важно направить внимание ребенка наводящими вопросами на те детали, которые он упустил.
- Посмотри, кто изображен в центре картины?
- Какого цвета у него глаза?
- Какое у него настроение?
- Как ты думаешь, кто изображен на заднем плане?
Учить отвечать на вопросы полными ответами, а не односложно.
Для активизации внимания, зрительного восприятия следует после разбора содержания картины провести игровые упражнения типа:
- Кто больше увидел?
Ребенок называет изображенные на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала и т.д.
- Кто лучше запомнил?
Ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины.
- Составление рассказа по картине ребенком.
- Анализ детского рассказа.
Важно! Сначала мы говорим о положительном, а потом о недостатке.
В начале обучения рассказыванию по картинке даётся:
- образец рассказа взрослого по всей картине или по её части.
- Направляющие вопросы.
- Предварительный план рассказа.
- Составление рассказа по фрагментам картины.
- Коллективное (вместе с взрослым) составление рассказа.
Вначале дети упражняются в составлении краткого рассказа, а затем более
развернутого.
По мере возрастания речевых возможностей детей, в систему формирования связной речи следует включать задания по составлению небольших рассказов на тему из личного опыта.
Такие задания целесообразно строить на основе проводимых в детском саду мероприятий (праздников, досугов).
Темы таких рассказов:
- Как мы лепили снеговика.
- Мамин день рождения.
- Вечер в нашей семье.
- Прогулка с папой в зимний парк.
Рассказ - описание изображенного пейзажа.
Схема последовательного описания картины.
- Называют время года.
- Перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственном расположении.
- Дают описание по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг и т.д.)
При составлении ребенком рассказа-описания по картинке используются направляющие вопросы: /а теперь расскажи о берёзах, какие они?/
Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи является одной из важных задач коррекционной работы. Важно помнить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словаря и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена и речевая работа по развитию лексических и грамматических средств языка.
Формирование навыков построения связных развёрнутых высказываний необходимо как для преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки детей к успешному обучению в школе.
г. Москва ВАО
ГБОУ Школа №1080
Формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР на занятиях по обучению рассказыванию.
Подготовила:
Учитель-логопед
Гранкова Татьяна Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников.
Делюсь с коллегами своей идеальной дипломной работой.Думаю, там можно найти много полезного. Желаю успехов!!!!...
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня».
Рекомендации учителя - логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня....
Этапы формирования связной монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи
Этапыформирования связной монологической речи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...
«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...
Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников
Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать развитие сюжета. Сейчас необходимо научить детей выстраивать ...