логопедическое занятие "Весна в лесу"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Сидоренко Ирина геннадиевна

Открытое логопедическое занятие  по автоматизации звуков Р-Рь. Занятие проводилось на родительском собрании с целью -  показать, чему научились дети на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           МАДОУ «Детский сад № 5 «Камыр Батыр»

общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ

                 

Открытое логопедическое занятие для родителей

Провела: учитель-логопед

Сидоренко И. Г.

       

 

Г. Нурлат – 2011 г.

Тема: Весна в лесу

Цель: 1.Закрепить представления детей о твёрдых и мягких звуках .
             2.Упражнять в чётком произнесении звуков Р, РЬ, в их дифференциации.
             3. Закрепить знания детей по теме: « Весна», упражнять в составлении                         предложений по  картинкам. Обогащать словарный запас детей.
             4.Развивать слуховое внимание, умение ритмично двигаться под музыку.
             5. Закрепить умение детей согласовывать движения со словами, следить за темпом и ритмом речи.

              6. Воспитание бережного отношения к природе.


Предварительная работа: Разучивание стихов и загадок о весне. Составление                        предложений о весне с помощью картинок на панно.

Оборудование: Сюжетная картина «Весна», картины с изображением весенних примет, панно,  полумаски : рысь, тигр, ворона, сорока, сигнальные карточки для игры « твёрдый - мягкий звук», чайные чашки, блюдца;  речевой материал: стихи, загадки о весне, логоритмические игры.

                                                     Ход занятия:

Звучит тихая музыка, дети сидят на стульчиках.

Логопед: Стала тёплою погода,
                Светит солнце, и природа
                Пробудилась ото сна

                 В гости к нам пришла …

Дети: Весна.

Логопед: Верно, весна.

                 Она приходит с ласкою

                 И со своею сказкою.

                 Волшебной палочкой взмахнёт-

                 В лесу подснежник расцветёт.

 Приглашаю вас ребята, и вас уважаемые взрослые в наш волшебный, весенний лес.

                Здравствуй лес, дремучий лес,

                 Полный сказок и чудес!

                 Кто в глуши твоей таится?

                 Что за зверь? Какая птица?

                 Всё открой, не утаи,

                 Ты же видишь, мы свои!

В весеннем лесу воздух чистый и свежий. Давайте глубоко подышим (вдох –выдох через нос).  

 А сейчас давайте подумаем и составим общий рассказ о весне, а помогут нам в этом  картинки. Я начну, а вы продолжите. Итак, пришла весна…  

                    Дети по очереди берут картинки, ставят на панно и составляют   предложения о  весенних приметах .

                    Интересный рассказ получился. Кто знает стихи о весне?

                    Какие цветы распускаются ранней весной?

Дети: Первоцвет, гусиный лук, фиалка, подснежники.

Логопед: Вспомним стихотворение «Цветы» Т. Собакина.

                 Дети читают стихотворение по  1-й строчке, последнюю- все вместе.    

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все, и я, и ты-

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пустыми:

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты.

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы.      

Логопед: Эти строки напомнили нам о том, что к природе надо относиться бережно.    

В нашем лесу живут разные звери. Посмотрите, а вот и они.

Рысёнок:  Ты кто?

Тигрёнок:  Тигрёнок, а ты кто?

Рысёнок:   …ысёнок.

Тигрёнок:  Кто, кто?

Рысёнок:  …ысёнок.

Тигрёнок:  А мама у тебя кто?

Рысёнок:  …ысь.

Тигрёнок:  А папа у тебя кто?

Рысёнок:  …ысь.

Тигрёнок:  Ничего не понимаю.

Рысёнок:  Почему?

Тигрёнок:  Да потому что нет такого животного.

Рысёнок:  Как нет, а я?

Тигрёнок:  Значит, ты неправильно говоришь! Какой-то звук не выговариваешь!  

Логопед:  Ребята, какой звук не выговаривает Рысёнок?

Тигрёнок:  Я знаю, что надо делать!

Рысёнок:  Что?

Тигрёнок:  Бежим в детский-сад «Камыр-Батыр», Там нас научат. Здравствуйте.

Логопед:  Здравствуйте.

Тигрёнок: Здесь учат звук «Р» выговаривать?

Логопед:  Здесь. Заходите, садитесь. Дети, назовите зверей, которые умеют рычать?

Дети: Львы, леопарды, пантеры, тигры, рыси, медведи, собаки.

Логопед: Вспомним  считалку   Раз, два, три, четыре, пять.

                                                           Разучилась рысь рычать.

                                                           Надо рысь выручать.

                                                           И рычанью обучать!

Поиграем в игру «Звери». Встаньте в круг, представьте, что вы звери, закройте своими  «лапками» «мордочки».                    

                                            Не стучите в эти двери,

                                            Спят уже, наверно, звери!

                                             Если будете стучать-

                                             Звери могут зарычать!

                                             Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р-Р!

Логопед: Звери попали в наш волшебный, весенний лес и превратились в ручейки и цветы. Поиграем в игру «На лужайке». 

                                           На лужайке поутру   (дети встают в круг, берутся за руки)

                                           Мы затеяли игру.

                                           Я - подснежник, ты - вьюнок,

                                           Становитесь в наш венок.

                                           Раз, два, три, четыре,    (делают 4 шага назад)    

                                           Раздвигайте круг пошире.  

                                           А теперь мы ручейки,

                                           Побежим вперегонки.   (бегут по кругу)

                                           Прямо к озеру спешим,  (раздвигают круг)

                                           Станет озеро большим.                    

                                           Становитесь в круг опять-  (смыкают круг)

                                           Будем в солнышко играть.

                                           Мы – весёлые лучи,     (тянутся на носочках, руки вверх)

                                           Мы – резвы и горячи.  (прыгают на носочках)

Логопед: Молодцы, хорошо поиграли. А сейчас вспомним и назовём весенние месяцы.

Дети: Март, апрель, май.

Логопед: Во всех ли названиях месяцев вы слышите звук  «Р»?

Дети: В месяце «май» нет «Р».

Логопед: Одинаково ли звучат звуки  «Р» в  словах: март, апрель?

Сейчас поиграем в игру «Твёрдый-мягкий» (детям раздаются сигнальные карточки).      

Слова: ручьи, проталины, скворечник, трава, грядки, огород, берёзы, гроза, реки, звери, жаворонки, трясогузки, рассада, деревья.

Логопед: Различать твёрдые и мягкие звуки «Р» вы умеете, А внимательно слушать и узнавать голоса детей умеете?

Игра «Узнай по голосу».

- К нам ворона в огород прилетела и поёт. А ты, Саша не зевай, кто ворона- отгадай. (ребёнок-ворона говорит «КАР-Р-Р» ).

Логопед: Несмышленая Ворона

                Проворчала возмущённо:

                «Говорю я лучше всех»,

                 Но в ответ звучит лишь смех!

Все дети по очереди изображают ворону, повторяя предложения за логопедом, добавляя «КАР»

Л: Манная каша                                          Р: КАРманная каша

Л: Тиной покрыто дно озера                     Р: КАРтиной покрыто дно озера

Л: Зина собирает грибы                             Р: КОРзина собирает грибы

Л: Тон разговора повышен                        Р: КАРтон разговора повышен

Л: Мушки летят на свет                             Р: КОРмушки летят на свет

Л: Аул-это южное селение                        Р: КАРаул- это южное селение

Логопед: А теперь послушаем разговор Тигрёнка и Рысёнка.

Тигрёнок: Ну что, рычать ещё не научился?

Рысёнок: Не-еет!

Тигрёнок: Не беда. Это не просто!

Рысёнок: А как же быть?

Тигрёнок: Мы с тобой на занятия будем ходить, вот и научимся.

                          Прилетает сорока

Сорока: Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку.

              Только я одна умею, не сбиваюсь , не робею

              Жил колпак под колпаком, с колпачихой был знаком.

              Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку.

Тигрёнок: Ну и хвастунья ты, СОРОКА! Думаешь ты одна умеешь скороговорки говорить? Да я один знаю целых тридцать три! Я даже про тебя знаю: «Сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок».

Сорока: Подумаешь, морока!  

                          Улетает  

Рысёнок: Обиделась.

Тигрёнок: Пусть не задаётся. А то расхвасталась! Мы тоже кое-что умеем. А не умеем так научимся!

Логопед: Верно, Тигрёнок! Всему можно научиться. Я предлагаю поиграть в игру

«Эхо». Я скажу скороговорку, тот на кого я посмотрю, должен её повторить. Говорить нужно быстро и чётко, правильно произносить все звуки.

                                   Береги нос в большой мороз.

                                   Наша Ирина спит на перине.

                                   Волки рыщут, пищу ищут.

                                   Орёл на горе, перо на орле.

Логопед: Молодцы! Хорошо повторяли скороговорки. Смотрите, Рысёнок и Тигрёнок наверное проголодались и устроили чаепитие.

Рысёнок: Ой, какой горррячий чай!

Тигрёнок: Как ты сказал? Повтори!

Рысёнок: Горррячий чай. А что?

Тигрёнок: Ты научился звук «Р» говорить!

Рысёнок: НЕ зна-а-ю…

Тигрёнок: Повтори друг.

Рысёнок: Дррруг.

Тигрёнок: Игррра.

Рысёнок: Игррра

Тигрёнок: Уррра!

Рысёнок: Уррра!

Логопед: Порадуемся за Рысёнка, похлопаем в ладоши. Но вот беда.

                                       Рысь с утра на всех ворчит

                                       И презрительно рычит.

                                       Рысь везде звук «Р» вставляет

                                       И значенье слов меняет.

Игра «Измени слово».

Сок – срок                      кошка – крошка                  мак - мрак

Дама – драма                 каска - краска                      бак - брак

Повод – провод             пачка - прачка  

Поза – проза                  гаммы - граммы

Кот – крот                      тон – трон

Логопед: Не печалься, Рысёнок , мы с ребятами тебе поможем , приходи к нам на занятие, где мы будем учиться правильно произносить слова и не путать звуки .

А сейчас на прощанье , чтобы всем было весело и радостно, мы подарим весеннюю песню.

                                                             Весна

 Улыбаются все люди             идут по кругу    

Весна, весна, весна!

Она везде, она повсюду         поднимают руки над головой и ритмично хлопают в                                                        

Красна, красна, красна!          ладоши

 По лугу, лесу и полянке        ритмично шагают на месте

Идёт, идёт, идёт!

На солнышке скорей погреться       взмахивают обеими руками к себе    

Зовёт, зовёт, зовёт!

И в ручейке лесном задорно   ритмично щёлкают пальцами

Звенит, звенит, звенит!

По камушкам в реке широкой          потирают ладони

Журчит, журчит, журчит!

Разносит запахи повсюду        делают из пальцев бутон

Цветов, цветов, цветов!

И всё живое сразу слышит      прикладывают руку к уху

Весенний звон!                         хлопают в ладоши                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Весна в лесу"

Занятие в подготовительной группе по лексической теме "Весна" в занятие включена дыхательная гимнастика, общеразвивающие упражнения и подвижные игры...

Комплексное занятие "Весна в лесу"

Комплексное занятие , направленное на развитие творческих способностей детей....

Конспект логопедического занятия "Разговор в лесу"

Конспект фронтального  занятия в  старшей логопедической группе, закрепление материала по лексической теме"Зимующие птицы"....

Конспект открытого занятия "Весна в лесу"

Конспект открытого занятия "Весна в лесу" Цель - расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, о растительном и животном мире весной....

Конспект занятия "Весна в лесу"

Занятие для детей подготовительной группы....

Логопедический досуг "Весна в лесу"

Занимательная и познавательная прогулка в весений лес.  В ходе прогулки у детей расширяется словарный запас на тему "Дикие животные", совершенствуется лексико-грамматический строй речи, связная р...

конспект логопедического занятия "Прогулка в лесу" для детей дошкольного возраста

Конспект занятия предназначен для логопедов и воспитателей детских садов....