Конспект логопедического занятия "Разговор в лесу"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Захарова Лариса Ивановна

Конспект фронтального  занятия в  старшей логопедической группе, закрепление материала по лексической теме"Зимующие птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_frantalnogo_zanyatiya.docx25.38 КБ
Microsoft Office document icon skvorushka.doc356.5 КБ
Microsoft Office document icon artikalyacionnaya_gimnastika.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение

Детский сад №2 «Росинка»

Комбинированного вида

                                                                Подготовила:

                                                                учитель-логопед:

                                                                Захарова Лариса Ивановна

г.Тында-2013г.

НОД

Тема: «Зимующие птицы»

Основная образовательная область: коммуникация

Реализуемые образовательные области: здоровье;  познание; социализация; музыка;

Программное содержание :

ЦЕЛЬ: Закрепить  и систематизировать ранее полученные знания о зимующих птицах.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать фонематическое  восприятие, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию движений, творческое воображение, память, внимание, логическое мышление.  

Коррекционно обучающие задачи:

Систематизировать, работу  по ознакомлению с условиями жизни зимующих птиц, учить средствами театральной деятельности рассказывать о жизни птиц, сравнивать жизнь зимующих и перелётных птиц; развивать  связную монологическую речь,  активизировать словарь детей по данной теме, упражнять в правильном произнесении звука (С), придумывать слова с заданным звуком.

Воспитательные задачи:

Воспитание навыков сотрудничества,  активности, инициативности, самостоятельности. Воспитывать любовь  и бережное  отношение к птицам, желание заботиться о птицах, подкармливать их.

Оборудование: 

Работа с презентацией;

Шапочки для драматизации, музыкальная игра «Доктор дятел»,

тетрадь, карандаш, речевая музыкальная игра- «Песок»,

 Д/И «Сложи картинку».

Методы и приёмы:

Наглядный метод - (пособия, картинки)

Словесный метод - (совместная речевая деятельность)

Игровой метод - (динамическая пауза,  пальчиковые игры)

Практический метод- (выполнение заданий, упражнений)

Словарная работа:

Активный словарь- синица, ворона, голубь, снегирь,

Пассивный словарь-свиристель, куропатка, зимородок, чечётка.

Предварительная работа:

Учились составлять  рассказ- описания «Воробей»

Учились образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;  д /и «Скажи ласково», «Большой- маленький», образовывать приставочные глаголы,  согласовывать числительные с существительными,  работать с предлогами.

Работать с презентациями по данной теме;

Пересказывать рассказы: «Дятел», «Воробей»

Работать  со схемами;

Учились отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении , знакомились  с пословицами, учились чётко их произносить.

Придумывали небольшие истории про птиц, учились составлять концовки  к  народным сказкам «Лиса и тетерев», «Кукушка».

Выполнять пальчиковые игры с элементами массажа.

        1.Игра тренинг «Передай хорошее настроение»

Сегодня отправляемся в гости на лесную полянку:

Но сначала поиграем с язычком:

Повторим чистоговорки:

Ри-ри-ри-улетели снегири;

ва-ва-ва-вот сидит сова;

ца-ца-ца-рядом с ней синица;

ок-ок-ок-ждут гостей сорок

2.А кто это к нам в гости пожаловал?

Как вы думаете кто это? Каркуша?

Каркуша  приготовила сюрприз?

        3.Игра «Сложи картинку»

Какая картинка? (снегирь, сова) -зимующие птицы

Почему их называют зимующими?

Каких зимующих птиц вы знаете?

        4.Проведём интересую  викторину:

«Что ты знаешь о птицах»

1) Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека (синица, сорока, ворона, галка)

2)Почему птица снегирь так называется?

3) Что птицам зимой страшнее голод или холод? (голод)

4) Какую пользу  человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой они разыскивают в щелях насекомых, яйца, личинки, и поедают их)

5) Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (куропатка, летом она серая, а зимой белая)

6) Назовите зимующих птиц у которых есть на голове хохолок? (свиристель, чечётка)

7) Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз (клесты, зимородки)

8)Птицы бывают- зимующие? (перелётные и домашние)

9) Какие птицы живут у нас только зимой? (чечётка свиристель, полярная сова)

10)Назовите прилётных птиц? (снегирь, свиристель )

5. А сейчас выполним артикуляционную, гимнастику:
                Музыкальная -песенка-«Песок»

Назовите птиц в названии которых есть звук (С)

(Сова, синица,  свиристель,  сойка, снегирь, сорока, клёст)

6.Игра на внимание «Назовите части тела птиц?»

        7.Пришли на полянку встречает нас «Доктор –дятел»

8.Физ-минутка -«Доктор дятел» -музыкальная

9. Дети выполняют упражнения для пальцев рук

Дом                        гуси                        бычок

Забор                        гриб                        бутон

Зайка                        белочка                бабочка

Очки                        корзинка                стол

Бинокль                        ковшик                стул

10.Игра инсценировка: « Разговор в лесу»

Логопед: Разговор, каких птиц мы услышали?

А кому легче жилось? И почему?

Как зимой нужно к птицам относиться?

Молодцы!

Вы очень хорошо занимались, сладкий приз Вам!



Предварительный просмотр:


                           МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                           ДЕТСКИЙ САД  2 «РОСИНКА»


                                                             



ТЕМА: 




      ПОДГОТОВИЛА:

         Учитель-логопед:

Захарова  Лариса  Ивановна 




        



г.  Тында – 2013г.







Программное содержание:


  1. Закреплять представление о перелетных птицах, о красоте, пользе птиц.
  2. Продолжать учить детей, составлять рассказ по предложенной схеме.
  3. Развивать связную речь, использовать в речи глаголы в единственном и множественном числе. Употребление в речи предлогов (на, под, из под…)
  4. Использовать в работе с детьми методы кинезотерапии, развитие речевой, мелкой  и общей моторики.
  5. Создать дошкольникам эмоциональный комфорт, желание контактировать с педагогом, настроить на восприятие материала.
  6. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.


Словарная работа:

Активный словарь: скворец, скворечник, перо, пух, птенец.

Пассивный словарь: скворчата, скворчиная школа, птенчики.


Предварительная работа:


  1. Рассмотреть с детьми картины с изображением птиц.
  2. Чтение рассказа « Ты лети к нам скворушка».
  3. Научить  детей играть в дидактические игры «Голос птиц»,

«Что я слышу?».


Материал и оборудование:


  1. Конверт с письмом.
  2. Картины «Скворец».
  3. Схемы.
  4. Игрушка- « кошка».






ХОД  ЗАНЯТИЯ:


Логопед встречает детей у входа в музыкальный зал.

Дети стоят полукругом.

Логопед:  Здравствуйте ребята,  мы с вами будем заниматься, но сначала давайте поздороваемся с гостями. ( дети здороваются)

А теперь поздороваемся друг с другом, поприветствуем друг друга ладошками.

( Воспитатель обходит детей касается их ладоней и говорит « Добрый день»).

Сюрпризный момент.      


 В гости к детям приходит Весна    (читает стихотворение)

Весна пришла по снежному

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники, посеяла траву.

В берлогу заглянула,

- А ну, вставай медведь!

На веточки дыхнула, пора зазеленеть!

Теперь весна -  красавица

Зовёт со всех концов

Гусей, стрижей и аистов, кукушек и скворцов!

Я пришла к вам не просто в гости, а принесла вам свой весенний сюрприз.

Вот вам корзинка, а, что в ней вы сейчас узнаете.


Логопед: Ой, ребята посмотрите, что это? (воспитатель достает  пазлы).

Послушайте внимательно моё задание. Сложите, пожалуйста, из пазл картинку и вы узнаете, с кем сегодня на занятии познакомитесь. (Самостоятельная работа детей)

Логопед: Я смотрю, вы уже догадались, о ком мы сегодня будем говорить?

(выслушивает ответы детей)

- Давайте перевернём картинку и посмотрим. (Переворачивают и видят серию из перелётных птиц).

- Кого вы видите?  (ответы детей: ласточка, грач, кукушка…).

- Как  можно этих птиц назвать одним словом. ( перелётные птицы).

- А теперь давайте перевернём нашу готовую работу и посмотрим, что на ней изображено.( переворачиваем пазлы).

-  Посмотрите, кто изображён на картине? ( ответы детей).

- Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с одной из перелётных птиц – «Скворцом».

А чтобы вы на занятии не уставали, получили заряд бодрости и энергии предлагаю вам выполнить упражнение растяжку «Скворушка».         ( на основе  визуализации)

 - Закройте глаза и представьте себя скворцом. Ваши руки – это крылья скворца. Он устал от далекого перелёта.

Давайте ляжем на спину и выполним упражнения.


- Растяните свои  «крылья» (поочерёдно вытягивая правую, затем левую руку).

Давайте представим, что ваши ноги, это хвостик  скворца.


- Растяните свой хвостик  (поочерёдно вытягивая правую, затем левую ногу).

- Скворушки, вытяните своё туловище, потянитесь обоими крылышками.


Упражнения на дыхание:

 - Скворушки, вы отдохнули, набрались сил. Теперь давайте, споём песенку скворца.

- Скворец поёт не только свою песню, но и любит передразнивать пение других птиц.

- Давайте и мы с вами попробуем спеть.

- Вдох. Расслабьте живот, и на вдохе, начинайте надувать живот.

- Пауза. Задержите дыхание.

- Выдох. Теперь выдыхайте воздух, втяните живот, как можно сильнее ещё раз.

- Пауза. Вдох. Пауза. Выдох.


Логопед:  А теперь скажите мне пожалуйста, как появляются птицы? Откуда они берутся?  ( яйцо, птенец, взрослая птица).

Выдвижение гипотез детьми.

(птицы прилетают с юга, их разводят в питомниках, они появляются на свет из яйца).

Правильно птенчики птиц появляются из яйца, точнее есть такое выражение – вылупиться из яйца. Как вы его понимаете?   ( ответы детей).

 - Давайте представим, что все мы маленькие скворушки и сейчас появимся на свет.

   Упражнение « Яйцо».

Звучит музыка


Подвижные игра «Займи скворечник»

Логопед: 

Скворушки, скворушки

Черные перышки.

Выходите полетать

Свои крылья поразмять.

Полетели!


( дети садятся на стулья)


Логопед:  А сейчас,   я вам расскажу, что-то очень интересное, послушайте меня внимательно.

Рассказ логопеда: 

Когда из дальних стран прилетели скворцы. Они вмести начинают устраивать гнезда. В скворечник они приносят прутики, травинки устилают пухом. Через две надели появляются скворчата. В начале июня, Скворчата любопытно выглядывают из скворечника. Мама начинает «выманивать» малышей из дома. Она приносит червяка, садится около окошечка,

затем отодвигается от него подольше, летит вниз: мама угощает его червяком. Вскоре открывается скворчиная школа. Скворцы учат малышей выкапывать из земли червяков, спасаться от холода и дождя. Узнавать стаи опасности  




            Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по схеме.

Схема- это составление рассказа по картинкам. И я  вам сейчас покажу, как правильно нужно составлять рассказ.


Ранняя весна

Скворец

Скворечник

Гнездо

Птенец

Клюв с червяком

Дерево и насекомые

«Я»

( чем нравится)

   


        Логопед составляет рассказ:

   -

Наступила ранняя весна. За окном ещё кое-где лежит снег.   Но мы уже можем увидеть одну из перелётных птиц. Это « Скворец». Скворец, красивая крупная птица с блестящим чёрным оперением. У скворцов прямой длинный клюв, чёрный у самочки и ярко – жёлтый у самца.

  - Скворцы устраивают свои гнёзда в скворечниках. Они утепляют их прутиками, сухими травинками.

  -  Скоро в  гнезде появляются, зелёно-голубые яички.

  - Через две недели появляются птенцы.

  - День – деньской  родители птенцов ищут для них корм – червяков, улиток и насекомых.

 - Скворцы приносят огромную пользу окружающим, они уничтожают много вредных насекомых, охраняют поля, сады и огороды.

- Скворцы радуют нас с наступлением весны, весёлыми, звонкими песнями.

 А теперь я послушаю ваши рассказы. ( индивидуальный опрос).

    Ребята, вы любите играть? Давайте с вами поиграем.

  Игра «Эхо» 


Логопед: Ребята я буду называть признаки, а вы – птицу

Длинноногая – цапля

Быстрокрылая – ласточка

Громкоголосые – грачи

Голосистый – жаворонок

Звонкий – соловей



Логопед: А сейчас я буду называть птиц, а вы – действие

Ласточка – щебечет

Кукушка – кукует

 Журавль – курлычет

 Цапля – ходит по болоту

 Грач – громко кричит

   




 Логопед подводит итог занятия:

    Наше занятие заканчивается, давайте вспомним, что мы узнали нового и    интересного.

   Мне очень понравилось, как вы работали. Все старались, были    внимательны и правильно отвечали на вопросы.

   Но мне пора уходить. Желаю вам и гостям хорошего, весеннего настроения





























Предварительный просмотр:





Уважаемые родители!


Предлагаем Вашему вниманию комплекс упражнений

 по развитию артикуляционного аппарата.


Логопед сказал вчера, «Что нельзя лениться!»

Чтобы речь была красивой, нужно потрудиться.

Гимнастика для языка

Дело увлекательное.

Мы будем выполнять ее старательно.

Говорить хотим красиво, Верно мы и правильно!

Чтобы звуки получились, Выполним задания.

Все расставим по порядку. Будем делать мы зарядку!

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти

полезна артикуляционная гимнастика.

 Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны,

желательно заранее разучены перед зеркалом.

Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

Упражнения выполняются от 5 до 10 раз.

1. «Упрямый ослик».

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

Ослик был сегодня зол. Он узнал, что он осел.

2.« Трубочка».

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку -На дудочку похоже. Подудеть на дудочке Без дудочки мы можем.

3. «Фокус».

Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

4. «Чашечка».

Улыбнуться, открыть рот, положить    широкий   язык на нижнюю губу, боковые    края   языка загнуть в форме   чашечки.   Удержать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашечка, Кругленькая чашечка.

5. «Барабан»,

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука. Очень часто при выполнении этого упражнения рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами ручку зубной щетки.

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д-д-д-д-д-д-д!»

6. «Заведи мотор»

Во время длительного произнесения звука з-з-з (за верхними зубами, см. упр. «Барабан») быстрыми движениями указательным пальцем производить частые,  движения из стороны в сторону.

Язычок у нас-мотор. Заводи его, шофер

7. «Часики».

Улыбнуться,    открыть      рот.

Кончик языка переводить на счет

«раз - два» из одного уголка   рта в

другой. Нижняя челюсть при этом

остается неподвижной.

Наш веселый язычок Повернулся на бочок. Смотрит влево, смотрит вправо...

8. «Киска сердится».

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы.

На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает, Кошка спинку выгибает.

9. «Качели».

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз - два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.   Нижняя   челюсть   неподвижна.

На качелях я качаюсь Вверх - вниз, вверх - вниз

Удачи, успехов и удовольствия

в совместном

досуге с ребёнком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект "Лес - это богатство. Правила поведения в лесу" Рисование на тему "Что я видел в лесу".

Данный материал помогает систематезировать знания детей о лесе и его жителях....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познание" "Что растёт в лесу?" Кто растёт в лесу?"

Цель: Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно...

Беседа о лесе и правилах поведения в лесу

Материал об обитателях леса:деревьях,насекомых,птицах,зверях,,грибах,ягодах,растущих в лесу и бережном отношении к ним,о правилах поведения в лесу....

Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"

Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...

Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"

Цель акции важна и благородна: привлечение внимания населения и, в первую очередь, дошкольников, к проблеме вырубки ёлок в канун Нового года....

Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!»

Двухнедельный праздник не стоит целой жизни замечательного дерева...

Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка – и пусть в лесу живёт!»

Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...