Методика исследования состояния словоизменения существительных у дошкольников
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Куликова Татьяна Валерьевна

В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как словоизменение. На основе практического опыта обследования детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, нами была составлена методика исследования состояния словоизменения существительных. Для каждого задания были составлены и описаны процедура и инструкция его выполнения, а также подобран необходимый лексический материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика исследования состояния словоизменения существительных у дошкольников

В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как словоизменение. В методических пособиях зачастую даны лишь общие рекомендации по обследованию, а в самих заданиях отсутствуют процедура их проведения, инструкция для детей и необходимый речевой материал для обследования.

На основе практического опыта обследования детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, нами была составлена методика исследования состояния словоизменения существительных. Для каждого задания были составлены и описаны процедура и инструкция его выполнения, а также подобран необходимый лексический материал.

1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных

Материал исследования - картинки, изображающие один и несколько предметов (лист - листья; скамейка - скамейки; рука - руки; стул - стулья; глаз - глаза; ружье - ружья; тарелка - тарелки; собака - собаки; платье - платья; лампа - лампы; мяч - мячи; дом - дома; дерево - деревья; лев - львы; пень - пни; клумба - клумбы; яблоко - яблоки; одеяло - одеяла; куртка - куртки; соловей - соловьи; дорога - дороги; зеркало - зеркала; ручей - ручьи; кукла - куклы; ведро - ведра; машина - машины; ухо - уши).

а)        Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Ребенка просят показать картинки: «Покажи, где ружье? А где ружья? Покажи, где рука? А где руки?»

б)        Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и предлагает назвать предмет или предметы, изображенные на картинке: «Скажи, это что?» или «Это кто?».

2. Употребление существительных в дательном падеже единственного числа

Материал исследования - картинки (курица, коза, еж, мяч, петух, корова, лошадь, собака, машинка, самолет).

а) Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и говорит:

а)        «Представь, что ты приехал(а) к бабушке в деревню и принесла еду животным. Посмотри внимательно на картинки и покажи того, кому ты принесла еду? Ты принес(ла) еду корове (курице, козе, ежу, петуху, лошади, собаке)».

б)        «Представь, что у тебя день рождения и тебе принесли подарки. Ты им очень рад (а). Я буду называть то, чему ты рад (а), а ты показывать эту картинку: «Ты рад(а) машине (мячу, самолету)».

б) Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию: «Скажи, кому ты принес(ла) еду?» или «Скажи, чему ты рад(а)?»

3. Употребление существительных в винительном падеже единственного числа

Материал исследования - картинки (кот, мальчик, котенок, дом, мяч, машина, ведро, дерево, лампа, девочка).

а)        Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и говорит: «Представь, что ты идешь по улице. Я буду называть, что или кого ты видишь, а ты будешь показывать картинку. Ты видишь мяч, покажи картинку».

б)        Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор последовательно выкладывает перед ребенком картинки и предлагает ему назвать, кого (что) он видит вокруг себя, когда «идет» по улице.

4. Употребление существительных в родительном падеже единственного числа

Материал исследования - картинки (слон, мальчик, девочка, кукла, ведро, кресло, лампа, петух, карандаш, скамейка).

а)        Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на разложенные перед ним картинки и показать ту картинку, о которой скажет экспериментатор. Например, покажи картинку: «У слона нет уха».

б)        Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком последовательно выкладывают картинки и просят назвать, у кого (чего) чего-то нет.

5. Употребление существительных в творительном падеже единственного числа

Материал исследования - картинки (вилка, ложка, лейка, нож, мыло, пила, веник, ведро, карандаш, ручка).

а) Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает ребенку картинку и говорит: «Представь, что ты что-то делаешь. Я буду называть, чем ты действуешь, а ты показывать эту картинку».

б) Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком выложены все картинки. Его просят сказать, чем он (она) ест, поливает цветы, моет руки и т.д.

6. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа

Материал исследования - картинки (дома, скамейки, руки, листья, стулья, мыши, глаза, лампы, мячи, собаки, платья, яблоки, деревья, окна, одеяла, куклы, карандаши, столы, бочки, курицы, арбузы, пни).

а)        Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается показать картинку: «Покажи, где много скамеек, рук, листьев и т.д.»

б)        Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и дает следующую инструкцию: «Скажи, здесь много чего?»

7. Употребление существительных дательного падежа множественного числа

Материал исследования - картинки (качели, скамейки, дома, бочки, клумбы, яблони, клены, березы, ели, автобусы, коляски, стулья).

а) Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция: Экспериментатор говорит: «Представь, что впереди тебя стоят дома, и ты подходишь к ним. Покажи эту картинку. Я буду называть то, к чему ты «подходишь», а ты будешь показывать картинку. Ты «подходишь» к скамейкам. Покажи картинку».

б) Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкция. Перед ребенком последовательно выкладываются картинки. По картинке дается инструкция: «Представь, что впереди тебя стоят дома, и ты подходишь к ним. Как ты скажешь? Я подхожу к чему? Дополни предложение: Я подхожу к... А если впереди тебя растут деревья, как ты скажешь? Я подхожу к...»

8. Употребление существительных предложного падежа множественного числа

Материал исследования - картинки (крыши, деревья, провода, скамейки, коляски, автобусы, троллейбусы, машины, качели, клумбы, ели, дороги).

а)        Дифференциация в импрессивной речи.

Процедура и инструкция: «Представь, что сейчас зима, идет снег. Снег покрывает все на улице. Я буду называть то, на чем лежит снег, а ты будешь показывать картинку. Снег лежит на проводах. Покажи картинку».

б)        Употребление в экспрессивной речи.

Процедура и инструкции. Экспериментатор говорит ребенку: «Когда на улице зима, то идет снег. Снег покрывает крыши, деревья, провода, дороги, скамейки, автобусы, машины, качели, троллейбусы. Если крыши в снегу, как ты скажешь? Снег лежит на чем?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика исследования состояния лексического строя у дошкольников

Методика исследования состояния лексического строя, которая включает следующие разделы: 1) Исследование пассивного словаря; 2) Исследование активного словаря; 3) Исследование антонимии; 4) Исследовани...

Статья «Методика исследования словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Эта методика позволяет более подробно изучить такой раздел грамматики, как словоизменение. Полученные результаты используются для построения плана работы по профилактике дисграфии в старшем дошкольном...

Методика исследования состояния уровня развития мелкой моторики по Г.А. Волковой

Раскрытая методика исследования состояния уровня развития мелкой моторики Г.А. Волковой...

Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников.

Мотивация - важный компонент в системе коррекционных занятий. Каждый ребёнок должен обладать необходимым уровнем мотивации для успешного коррекционного процесса....

Формирование навыков словоизменения существительных у дошкольников с ЗПР

Обобщение педагогического опыта представляет собой систему работы по формированию навыков словоизменения  существительных у дошкольников с ЗПР...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Татьяна Валерьевна! Хорошо составлены задания и инструкции.