Методика исследования состояния лексического строя у дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Методика исследования состояния лексического строя, которая включает следующие разделы: 1) Исследование пассивного словаря; 2) Исследование активного словаря; 3) Исследование антонимии; 4) Исследование синонимии; 5) Исследование объяснения значения слова; 6) Свободный ассоциативный эксперимент. Для каждого задания были составлены и описаны процедура и инструкция его выполнения, а также подобран необходимый лексический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика исследования состояния лексического строя у дошкольников
В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как лексика. В методических пособиях зачастую даны лишь общие рекомендации по обследованию, а в самих заданиях отсутствуют процедура их проведения, инструкция для детей и особенности оценки выполнения предложенных заданий.
На основе практического опыта обследования детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, нами была составлена методика исследования состояния лексического строя, которая включает следующие разделы: 1) Исследование пассивного словаря; 2) Исследование активного словаря; 3) Исследование антонимии; 4) Исследование синонимии; 5) Исследование объяснения значения слова; 6) Свободный ассоциативный эксперимент. Для каждого задания были составлены и описаны процедура и инструкция его выполнения, а также подобран необходимый лексический материал.
1. Исследование пассивного словаря
Для анализа особенностей пассивного словаря детей используется традиционная методика с выбором картинки, называемой логопедом, из предлагаемого набора. По количеству группы существительных, прилагательных и глаголов не равны. В список слов мы отобрали 52 имени существительных, 26 глаголов, 12 имен прилагательных. Картинный материал можно использовать из пособия И.В. Баранникова, Л.А. Варковицкой и/или О.Б. Иншаковой. В список были включены слова, без знания и использования которых нормальное речевое общение ребенка с окружающими затруднено.
Детям предъявляются картинки с изображениями:
- овощей: морковь, репа, редис, огурец, лук, помидор, капуста, картофель;
- одежды: брюки, рубашка, пальто, шапка, шарф, платье, юбка, кофта, шуба, платок;
- обуви: ботинки, сапоги, туфли:
- предметов домашнего обихода: лейка, утюг, метла, швейная машина, стиральная машина, пылесос, холодильник, телевизор;
- транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, теплоход, самолет, вертолет, поезд, самосвал, легковой автомобиль;
- людей различных профессий: учитель, шофер, продавец, повар, строитель, врач, парикмахер, космонавт;
- логических групп: овощи, одежда, обувь, транспорт;
- эмоциональных состояний: веселая, грустная, сердитая;
- величины: маленький, большой, одинаковые (грибы), узкая, широкая (полоски);
- качеств: грязные, чистые;
- конфигурации: прямая, кривая;
- занятий и движений: рисует, читает, пишет, играет, идет, едет, несет, ведет, везет;
- бытовых действий: поливает, стирает, шьет, гладит, подметает, чистит, режет, варит, жарит, покупает;
- профессиональных действий: строит, продает, лечит, стрижет, бреет, учит.
В ходе обследования ребенку предъявляются картинки. По названию ребенок показывает соответствующие картинки. Дается инструкция: «Покажи картинку, которую я назову». Фиксируются ответы с правильно показанными картинками и картинками, которые ребенок не показал. Так же оценивается количество правильных, неверных показов и отказов.
Критерии оценки качества выполнения задания:
- 3 балла - допускаются 1-2 ошибки.
- 2 балла - допускаются ошибки в показе картинок с профессиями и профессиональными действиями, транспортом.
- 1 балл – неверный показ картинок, ошибки в показе картинок с бытовой тематикой.
- 0 баллов - отказ от ответа.
2. Исследование активного словаря
Для выявления объема активного словаря и умения адекватно употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями используется называние картинок.
Материалом является тот же набор картинок, что и в задании 1. В ходе обследования ребенку поочередно предъявляются картинки, предлагается рассмотреть их и назвать, что на них изображено. В соответствии с содержанием картинок и ожидаемым ответом задается вопрос: «Что это?», «Кто это?», «Что делает, -ют?», «Какая, -ой, -ие?».
При анализе полученного материала учитывается число правильных и ошибочных ответов, количество отказов от ответов. Правильными считаются случаи адекватного, общепринятого употребления слов.
Критерии оценки качества выполнения задания:
- 3 балла - правильное употребление слова.
- 2 балла - употребление слова в неправильной грамматической форме.
- 1 балл - замены одного названия другим на основе смыслового или звукового сходства;
- 0 баллов - полное неумение назвать слово, отказ от выполнения задания.
3. Исследование антонимии
Третье задание направлено на выявление степени сформированности способности подбирать антонимы к предъявленным словам.
Материалом являются слова-стимулы:
1) существительные: горе, день, друг, смелость;
2) прилагательные: большой, узкий, длинный, высокий, толстый, грязный, острый, здоровый, старый, мягкий, пустой, добрый, слабый, легкий, сладкий, горячий;
3) глаголы: брать, закрывать, входить, плакать, поднимать, молчать, приезжать, прощаться.
Инструкция: «Я буду говорить слово, а ты называй противоположное слово -«наоборот». Например: «плохо», а наоборот?» Если ребенок не дает правильного ответа, то его спрашивают: «Какие бывают мальчики? Один плохой, а другой, наоборот - ...?» Если и в этом случае ребенок не подбирает антоним, логопед называет правильный ответ и объясняет, почему этот ответ правильный. Если же ребенок называет правильный ответ, то на этом акцентируется внимание. После этого ребенку предъявляют слова-стимулы в указанном выше порядке.
Критерии оценки качества выполнения задания:
- 3 балла - правильный подбор.
- 2 балла - неточный подбор антонима; использование антонимов с частицей «не»; ответов, семантически близких стимулу;
- 1 балл - подбор слов со значениями, не противопоставленными слову-стимулу.
- 0 баллов - отсутствие ответа; ответы, фонетически близкие стимулу, случайные ассоциации; неологизмы.
4. Исследование синонимии
Это задание направлено на выявление особенностей подбора синонимов к предъявленным словам.
Материалом являются слова-стимулы:
1) существительные: доктор, здание, пища, парк, рукавицы, автомобиль, ложь, пламя, животные, боец;
2) прилагательные: смелый, огромный, рваный, радостный, нарядный, неспелый;
3) глаголы: шагать, глядеть, торопиться, кушать, танцевать, прыгать, смеяться, бросить, трудиться, стукнуть.
Ребенку дается инструкция: «Я назову слово, а ты скажи, каким другим словом его можно заменить. Я шагаю - как по-другому можно сказать?». Если ребенок не дает правильного ответа, ему предлагается: «Шагай к двери. Скажи, что ты делаешь?». Если ребенок после этого отвечает правильно, ему подчеркивается, что можно разными словами выразить одно и то же. Если ребенок и в этом случае не дает правильного ответа, то логопед называет ответ и разъясняет, почему ответ должен быть таким. После этого ребенку предъявляются слова-стимулы в том порядке, который указан выше.
При анализе полученных данных учитывается число правильных ответов и их разнообразие.
Критерии оценки качества выполнения задания:
- 3 балла - правильный ответ.
- 2 балла - замена синонима словом или словосочетанием из семантического поля, в которое входит слово-стимул.
- 1 балл - ответы, структурно не связанные с семантикой слова-стимула.
- 0 баллов - отсутствие ответа.
5. Исследование объяснения значения слова
Для определения уровня осознания лексического значения слова используется «объяснение» слова, что часто применяется в логопедической практике. Логопед называет слово и задает вопрос: «Что это такое?» (о существительных); «Это какой?» (о прилагательных); «Что значит?» (о глаголах).
Детям предлагается объяснить значение:
- 25 имен существительных конкретного значения: дом, душ, замок, иголка, книга, конфета, кошка, кукла, автобус, барабан, балкон, ботинки, вишня, волосы, гриб, дети, дверь, майка, молоток, мяч, нос, письмо, платье, рука, санки;
- 5 имен существительных обобщающего значения: мебель, овощи, посуда, транспорт, цветы;
- 10 имен прилагательных: маленький, круглый, высокий, низкий, короткий, длинный, легкий, тяжелый, большой, веселый;
- 10 глаголов: бежать, идти, ехать, шить, читать, нести, рисовать, играть, прыгать, собирать.
Критерии оценки качества выполнения задания:
- 3 балла - выделение существенного, наиболее характерного отличительного свойства предмета, истинные дефиниции существительных, прилагательных и глаголов.
- 2 балла - объяснение значение слова-стимула через несущественные признаки.
- 1 балл - неправильные ответы.
- 0 баллов - отказ от ответа.
6. Свободный ассоциативный эксперимент
Методика ассоциативного эксперимента предполагает последовательное предъявление 30 слов-стимулов, которые обозначают предметы, действия и признаки предметов и относятся к разным частям речи. При этом имена существительные обозначают, как конкретные предметы (стол), так и абстрактные понятия (смелость). В протоколе фиксируется реакция и её характер, а также отмечается латентное время реакции, что позволяет проанализировать преобладание различных типов ассоциативных связей у детей.
Процедура исследования: ребенку предлагается назвать первое пришедшее в голову слово в ответ на предъявленное слово-стимул. Задание проводится в соответствии с особенностями проведения ассоциативного эксперимента. Перед началом эксперимента детям дается инструкция: «Внимательно послушай слово, которое я скажу и, как можно быстрее, ответь другим словом, которое первым придет в голову».
Материалом служат 30 слов (существительные, прилагательные, глаголы): посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет, стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезть, желтый, большой, высокий, громкий.
Критерии оценки выполнения задания: Результаты свободного ассоциативного эксперимента оцениваются по количественным показателям в процентном соотношении на использование различных типов ассоциаций - парадигматических, синтагматических, тематических, фонетических, формообразующих, случайных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-123949-1350132206.jpg)
Методика исследования состояния словоизменения существительных у дошкольников
В настоящее время практические логопеды сталкиваются с отсутствием научно-обоснованных и легких для использования диагностических заданий для обследования такого сложного раздела речи, как словоизмене...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-858454-1603833516.jpg)
Методика исследования состояния уровня развития мелкой моторики по Г.А. Волковой
Раскрытая методика исследования состояния уровня развития мелкой моторики Г.А. Волковой...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/21/picture-148664-1353506979.jpg)
Исследование состояния лексического строя речи
В лингвистической литературе выделяется два вида словаря — активный (продуктивный) и пассивный (рецептивный). В активный словарь включаются те лексические единицы, которые используются носителем...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/07/picture-1148360-1559916851.jpg)
Методика исследования эмоционального состояния Э.Т. Дорофеева
Оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/17/picture-1189192-1573939340.jpg)
Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/03/picture-1094882-1627977471.png)
Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников.
Мотивация - важный компонент в системе коррекционных занятий. Каждый ребёнок должен обладать необходимым уровнем мотивации для успешного коррекционного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/18/picture-1254019-1663532428.jpg)
Исследование лексико-грамматического строя старших дошкольников.
В статье даны примерные задания для исследования лексико-грамматического строя старших дошкольников, которое включает два основных компонента: обследование словообразования и умения согласования...