Статья «Методика исследования словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи»
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Эта методика позволяет более подробно изучить такой раздел грамматики, как словоизменение. Полученные результаты используются для построения плана работы по профилактике дисграфии в старшем дошкольном возрасте и начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
комбинированного вида детский сад № 23
Московского района г. Санкт-Петербурга
Статья для учителей - логопедов
«Методика исследования словоизменения существительных у дошкольников с общим
недоразвитием речи»
подготовила учитель-логопед
Тимонен Марина Васильевна
Санкт-Петербург 2012г.
Введение
Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Решение проблемы развития речи дошкольников должно быть комплексным. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Русский язык богат своим грамматическим многообразием. Литературное и речевое наследие нашей культуры уникально. Перед ребенком и взрослыми, которые занимаются с ним, стоит задача сформировать грамматически правильную речь. Причем у детей должен быть постепенно сформирован навык спонтанности грамотного выражения своих мыслей.
Общее недоразвитие речи – собирательный термин для сводной группы детей, общим для которых является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Характерным для таких детей является недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость замен (в разных словах звук произносится по разному), сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительно развернутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу, нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении.
Вопросами формирования грамматического строя речи занимались такие авторы, как: А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия и др.
В логопедии к исследованию формирования грамматического строя речи обращены работы таких авторов, как Г.И. Жаренкова, М.М. Конина, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова и др.
Методика для исследования словоизменения существительных у детей с общим недоразвитием речи.
Методика включает 7 разделов:
1.Словоизменение существительных в числе.
2.Словоизменение существительных единственного числа без предлогов (родительный, винительный, дательный, творительный )
3. Словоизменение существительных единственного числа с предлогами.
4. Словоизменение существительных единственного числа в предложном падеже.
5. Словоизменение существительных множественного числа без предлогов
(родительный, винительный, дательный, творительный )
6. Словоизменение существительных множественного числа с предлогами.
7.Словоизменение существительных множественного числа в предложном падеже.
Словоизменение существительных в числе.
Задание 1.
Цель: Определить способность к словоизменению существительных по числам. Материал: предметные картинки с изображением одного предмета и нескольких таких же: дядя, мишка, ухо, платье, ведро, пень, стол, кот, птица, яблоня, мышь, тень. Процедура: Логопед показывает картинку и предлагает назвать предмет или предметы, изображенные на картинке: «Скажи, что это?» или «Это кто?»
Словоизменение существительных единственного числа без предлогов
Задание 2.
Цель: Определить способность к словоизменению существительных единственного числа в родительном падеже. Материал: картинки: дядя, мишка, птица, яблоня, платье, ухо, ведро, конь, пень, кот, стол, мышь, тень. Процедура: Логопед показывает картинку и убирает. Потом спрашивает: «Чего (Кого) у тебя нет?» Ребенок: «У меня нет……»
Задание 3. Цель: Определить способность к словоизменению существительных единственного числа в дательном падеже. Материал: картинки : дядя, мишка, птица, яблоня, платье, ухо, ведро, конь, пень, кот, стол, мышь, тень. Процедура: Логопед показывает картинку и спрашивает: «Чему (кому) ты рад?» Ребенок: «Я рад………..»
Задание 4. Цель: Определить способность к словоизменению существительных единственного числа в винительном падеже без предлогов. Материал: картинки: дядя, мишка, птица, яблоня, платье, ухо, ведро, конь, пень, кот, стол, мышь, тень. Процедура: Логопед показывает картинку и спрашивает: «Кого (что) ты видишь на картинке?» Ребенок: «Я вижу………….»
Задание 5. Цель: Определить способность к словоизменению существительных единственного числа в творительном падеже без предлогов.
Материал: картинки: дядя, мишка, птица, яблоня, платье, ухо, ведро, конь, пень, кот, стол, мышь, тень. Процедура: Логопед показывает картинку и спрашивает: «Чем (кем) ты гордишься?» Ребенок: «Я горжусь…………………»
Словоизменение существительных единственного числа с предлогами.
Задание 6. Цель: Определить способность к словоизменению существительных единственного числа в родительном падеже с предлогом от. Материал: картинки: дядя, мишка, птица, яблоня, платье, ухо, ведро, конь, пень, кот, стол, мышь, тень. Процедура: Логопед поочередно показывает картинки и спрашивает: «От чего(кого) ты отошел?» Ребенок: «Я отошел от……………»
Задание 7. Цель: Определить способность к словоизменению существительных единственного числа в дательном падеже с предлогом к. Материал: картинки: дядя, мишка, птица, яблоня, платье, ухо, ведро, конь, пень, кот, стол, мышь, тень. Процедура: Логопед поочередно показывает картинки и спрашивает: «К чему (кому) ты подошел?» Ребенок: « Я подошел к ………»
Задание 8. Цель: Определить способность к словоизменению существительных единственного числа в винительном падеже с предлогом в.
Материал: картинки: дядя, мишка, птица, яблоня, платье, ухо, ведро, конь, пень, кот, стол, мышь, тень. Процедура: Логопед говорит: «Представь, что ты умеешь превращаться в любые предметы и живые существа. Во что (кого) ты превратился?» Ребенок: « Я превратился в …………………..»
Задание 9. Цель: Определить способность к словоизменению существительных единственного числа в творительном падеже с предлогом перед. Материал: картинки: дядя, мишка, птица, яблоня, платье, ухо, ведро, конь, пень, кот, стол, мышь, тень. Процедура: Логопед поочередно показывает картинки и спрашивает: «Перед чем (кем) ты стоишь?» Ребенок: « Я стою перед …………..»
Словоизменение существительных единственного числа в предложном падеже.
Задание 10. Цель: Определить способность к словоизменению существительных единственного числа в предложном падеже. Материал: картинки: дядя, мишка, птица, яблоня, платье, ухо, ведро, конь, пень, кот, стол, мышь, тень. Процедура: Логопед поочередно показывает картинки и спрашивает: « Представь, что тебя попросили написать книгу. О чем ты будешь писать?» Ребенок: « Я буду писать о …………..»
Словоизменение существительных множественного числа без предлогов
Задание 11.
Цель: Определить способность к словоизменению существительных во множественном числе в родительном падеже. Материал: картинки: дяди, мишки, птицы, яблони, платья, уши, ведра, кони, пни, коты, столы, мыши, тени. Процедура: Логопед показывает картинки и спрашивает: «На этой картинке много чего (кого)? Ребенок: «На этой картинке много……»
Задание 12. Цель: Определить способность к словоизменению существительных множественного числа в дательном падеже. Материал: картинки: дяди, мишки, птицы, яблони, платья, уши, ведра, кони, пни, коты, столы, мыши, тени. Процедура: Логопед говорит: «Представь, что у тебя хорошее настроение и ты всему рад. Ответь, чему (кому) ты рад?» Ребенок: «Я рад………………»
Задание 13. Цель: Определить способность к словоизменению существительных множественного числа в винительном падеже. Материал: картинки: дяди, мишки, птицы, яблони, платья, уши, ведра, кони, пни, коты, столы, мыши, тени. Процедура: Логопед показывает картинки и спрашивает: «Что (кого) ты видишь на картинке?» Ребенок: «Я вижу ……….»
Задание 14. Цель: Определить способность к словоизменению существительных множественного числа в творительном падеже.
Материал: картинки: дяди, мишки, птицы, яблони, платья, уши, ведра, кони, пни, коты, столы, мыши, тени. Процедура: Логопед показывает картинки и спрашивает: «Чем (кем) ты увлекаешься?» Ребенок: «Я увлекаюсь ……….»
Словоизменение существительных множественного числа с предлогами.
Задание 15. Цель: Определить способность к словоизменению существительных множественного числа в родительном падеже с предлогом от. Материал: картинки: дяди, мишки, птицы, яблони, платья, уши, ведра, кони, пни, коты, столы, мыши, тени. Процедура: Логопед показывает картинки и спрашивает: «Ты отошел от чего (кого)? Ребенок: «Я отошел от ………»
Задание 16. Цель: Определить способность к словоизменению существительных множественного числа в дательном падеже с предлогом к. Материал: картинки: дяди, мишки, птицы, яблони, платья, уши, ведра, кони, пни, коты, столы, мыши, тени. Процедура: Логопед показывает картинки и спрашивает: « К чему (кому) ты подошел? Ребенок: «Я подошел к ……
Задание 17. Цель: Определить способность к словоизменению существительных множественного числа в винительном падеже с предлогом в.
Материал: картинки: дяди, мишки, птицы, яблони, платья, уши, ведра, кони, пни, коты, столы, мыши, тени. Процедура: Логопед показывает картинки и спрашивает: « В кого(что) ты превратился? Ребенок: «Я превратился в ……….»
Задание 18. Цель: Определить способность к словоизменению существительных множественного числа в творительном падеже с предлогом перед. Материал: картинки: дяди, мишки, птицы, яблони, платья, уши, ведра, кони, пни, коты, столы, мыши, тени. Процедура: Логопед показывает картинки и спрашивает: “Перед чем(кем) ты стоишь?” Ребенок: «Я стою перед………….»
Словоизменение существительных множественного числа в предложном падеже.
Задание 19. Цель: Определить способность к словоизменению существительных множественного числа в предложном падеже. Материал: картинки: дяди, мишки, птицы, яблони, платья, уши, ведра, кони, пни, коты, столы, мыши, тени. Процедура: Логопед показывает картинки и спрашивает: « О чем (о ком) ты хочешь мне рассказать?» Ребенок: «Я хочу рассказать о……..»
Оценка результатов:
Количественный анализ- подсчет правильных ответов.
Качественный анализ- классификация ошибок (отсутствие словоизменения, межпадежные замены окончаний, внутрипадежные замены окончаний, замена словоизменения словообразованием, добавление предлога, несоответствие предлога окончанию, неправильное ударение).
Список использованной литературы:
1.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 365с
2.Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999.
3. Парамонова Л.Г. Русский язык. Правописание и грамматика.-С-Пб.: Дельта.2001.
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 448с.
5.Современный русский язык: Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация: Учебник для вузов (под ред. Новикова Л.А.) Изд. 4-е, стереотип. – С-Пб.: Лань 2003.-864с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ЗНАЧЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА..
Использование нетрадиционной техники рисования в коррекционной работе с детьми с ОНР в логопедическомдетском саду....
Логопедическая работа по формированию правильного употребления падежных конструкций существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенности коррекционной работы по словоизменению имен существительных с детьми старшего дошкольного возраста...
Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Особенности формирования падежных форм множественного числа существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи....
Методические рекомендации по развитию функции словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Как показывает практика, дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в словоизменении. В данных методических рекомендациях предлагаются различные виды заданий и упражнений для ра...
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «Формирование навыка словообразования имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Данный материал может быть использован в работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями....
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Несмотря на имеющиеся методические разработки, посвященные коррекции нарушений словообразования существительных у дошкольников с ОНР Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, И.А.Смирнова, Т.В.Волосовец, Т.В.Тума...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОРМЫ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Своевременное овладение грамматическим строем языка предупреждает нарушения письменной речи, расширяет языковой опыт детей, что важно для обучения ребенка...